Особенности российской аудитории печатных СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 00:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей аудитории печатных СМИ на примере еженедельной газеты «Вечерние Челны».
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты особенностей российской аудитории печатных СМИ;
2. Осуществить анализ субъективных характеристик аудитории еженедельной газеты «Вечерние Челны»;
3. Вынести рекомендации по повышению рекламной деятельности еженедельной газеты «Вечерние челны».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ АУДИТОРИИ ПЕЧАТНЫХ СМИ
1.1.Понятие аудитории печатных СМИ……...…………………….……..……..6
1.2. Особенности российской аудитории печатных СМИ…....……9
1.3. Методы изучения аудитории……..………………..………………….........14
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ АУДИТОРИИ ПЕЧАТНЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНИЕ ЧЕЛНЫ» Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)
2.1. Общая характеристика еженедельной газеты «Вечерние Челны» г.Набережные Челны…………………………………………………………..…..23
2.2. Анализ и оценка субъективных характеристик аудитории еженедельной газеты «Вечерние Челны» г. Набережные Челны .....….………………………...25
3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: «ВЫЯВЛЕНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АУДИТОРИИ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНИЕ ЧЕЛНЫ» Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
3.1 Программа исследования…………………………………………….30
3.1.1. Методологический раздел программы………………..……...…..30
3.1.2. Методический раздел программы…………………………..……31
3.2. Отчет о результатах исследования…………………………..………….…34
3.3. Рекомендации………………………………………………………….........46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....................47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………49
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….................51

Файлы: 1 файл

курсовая смк.doc

— 537.50 Кб (Скачать)

 

 

 



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ рОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ

Кафедра «Реклама и связи  с общественностью»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Социология массовой коммуникации»

на тему: «Особенности российской аудитории печатных СМИ»

 

 

 

Выполнил

                                                                                    Студент Юсупова К.Н.                                                                                         Группы 5326

______________ (подпись)

«___»__________ 200_ г.

 

Проверил

к.п.н, доцент Бычкова Т.И.

______________ (подпись)

«___»__________ 200_ г

 

 

 

 

 

 

Набережные Челны, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………………3

1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ АУДИТОРИИ ПЕЧАТНЫХ СМИ

1.1.Понятие аудитории печатных СМИ……...…………………….……..……..6

    1.2. Особенности российской аудитории печатных СМИ…....……9 
    1.3. Методы изучения аудитории……..………………..………………….........14

2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ АУДИТОРИИ ПЕЧАТНЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНИЕ ЧЕЛНЫ» Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)

2.1. Общая характеристика еженедельной газеты «Вечерние Челны» г.Набережные Челны…………………………………………………………..…..23

2.2. Анализ и оценка субъективных характеристик аудитории еженедельной газеты «Вечерние Челны» г. Набережные Челны .....….………………………...25

3.  СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: «ВЫЯВЛЕНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АУДИТОРИИ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНИЕ ЧЕЛНЫ» Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

          3.1 Программа исследования…………………………………………….30

          3.1.1. Методологический раздел программы………………..……...…..30

3.1.2. Методический раздел программы…………………………..……31        

3.2. Отчет о результатах исследования…………………………..………….…34

3.3. Рекомендации………………………………………………………….........46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....................47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………49

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….................51

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM – радиостанции, и конечно, же читать свой любимый журнал.

Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Человек, ранее сам лично не сталкивавшийся с той или иной проблемой, благодаря возможностям средств массовой информации (далее СМИ), смог познакомиться с самыми разнообразными проявлениями общественной жизни, составить о них определённое представление и сформировать к ним определённое отношение [1, с.200].

Изучение аудитории СМИ является актуальной темой в данное время. Зная интересы и потребности аудитории, специалисты по рекламе и PR смогут прогнозировать и лучше ориентироваться в интересах потребителей. Эти сведения смогут внести коррективы в деятельность печатных СМИ. Тем самым средства печати будут искать новые подходы к своей аудитории.

Целью курсовой работы является изучение особенностей аудитории печатных СМИ на примере еженедельной газеты «Вечерние Челны».

В соответствии с указанной  целью были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты особенностей российской аудитории печатных СМИ;

2. Осуществить анализ субъективных характеристик аудитории еженедельной газеты «Вечерние Челны»;

3. Вынести рекомендации по повышению рекламной деятельности еженедельной газеты «Вечерние челны».

Объектом курсовой работы является аудитория печатных СМИ.

Предметом курсовой работы являются особенности российской аудитории печатных СМИ.

В данной курсовой работе использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников; анализ документации; метод сбора данных - выборочный статистический метод (собственно-случайная выборка), анкетирование, компьютерная статистическая программа Quan; метод анализа информации – двумерный анализ результатов.

В соответствии с целью и задачами исследования был построен стратегический план описательного характера, на основе которого проводился сбор информации.

Представленная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников и литературы, приложения.

Первая глава «Теоретические аспекты изучения особенностей российской аудитории печатных СМИ».  Раскрывается понятие аудитории печатных СМИ, основные  методы  измерения  аудитории печатных СМИ.   Выявлены  особенности российской аудитории печатных СМИ.

Вторая глава «Анализ и оценка особенностей российской аудитории печатных СМИ (на примере газеты «Вечерние Челны»)» посвящена рассмотрению характеристик аудитории.

В третьей главе «Социологическое исследование субъективных характеристик аудитории еженедельной газеты «Вечерние Челны» представлены программа, поэтапное описание, анализ и интерпретация результатов проводимого  социологического исследования, а также заключительный отчет о социологическом исследовании. Содержатся конкретные рекомендации по совершенствованию деятельности организации в области связей с общественностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ

РОССИЙСКОЙ АУДИТОРИИ ПЕЧАТНЫХ СМИ

1.1. Понятие аудитории печатных СМИ

 

Аудитория является одним из ключевых понятий как в социологии, так и в PR. Подходя к данному понятию с социологической точки зрения, составители Российской социологической энциклопедии определяют аудиторию как совокупность людей, возникающую на основе общности их информационных интересов и потребностей (вытекающих из их социальной принадлежности), а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей [2,с.150].

Ф. Джефкинс, Д. Ядин в книге «Паблик рилейшнз» предлагает рассмотреть это понятие в контексте деятельности PR-специалиста. Основываясь на том, что зачастую понятие «аудитория» отождествляют с понятием «общественность», они определяют аудиторию как группу людей внутри организации или вне её, с которой организация так или иначе взаимодействует [3, с.326].

Развивая тему взаимосвязи этих двух понятий В.Г.Королько говорит, действительно, иногда возникают ситуации, когда между ними можно поставить знак равенства. Такое случается тогда, когда отдельная группа людей рассматривается как объект определенных форм влияния, пассивный реципиент информации, к примеру, лекций, обращений, посланий и даже линии поведения какого-либо лица или организации, которые рекламируются[4, с.135].

Аудитория СМИ имеет ряд количественно-качественных характеристик:

- демографические: пол, возраст, семейное положение, образование, профессия, доход;

- социальные: статус, социальный слой, материальное положение;

- социально-профессиональные: социально-профессиональный статус, профессия, род занятий;

- социокультурные: вероисповедание, субкультурные и контркультурные особенности, формы проведения досуга [4, с.137].

Величина аудитории - показатель социальной значимости и масштабов влияния определённого источника информации. Завоевание всё более широкой аудитории для источников информации представляет один из важных практических результатов информационно-пропагандистской деятельности государства, различных общественных организаций и объединений граждан. Одним из важнейших факторов, определяющих качественные характеристики аудитории является уровень образования. Последний оказывает прямое влияние на выбор аудиторией того или иного источника информации, степень понимания и использования содержания предлагаемой информации.

Критерий образования не имеет однако универсального, абстрактного характера. Он по-разному преломляется в различных социальных условиях того или иного общества [5, с.382]. Таким образом, аудитория является одним из важнейших структурных элементов коммуникативного процесса. Знание специфических потребностей аудитории, а также её интересов является залогом успешной деятельности организации в условиях современного рынка.

Индустрия печатных СМИ переживает сегодня не лучшие времена. За последние 15-20 лет электронные каналы массовой коммуникации заметно ослабили влияние газет и журналов, а стремительное развитие интернета в двухтысячных нанесло решающий удар по прессе. Аудитория сегодня уже не готова покупать информацию: в мировой паутине она распространяется бесплатно, причем намного быстрее и в колоссальных объемах.

В борьбе за внимание читателя прессе приходится противостоять не только профессиональным журналистам теле- и радиокомпаний, новостных порталов и тематических сайтов. Публиковать свежую информацию теперь хочет и сама аудитория. Многочисленные сервисы, позволяющие пользователям загружать в сеть собственные тексты, фотографии и видеозаписи, сформировали феномен «гражданской журналистики», оплотом которой стал блог-хостинг «Живой Журнал». В потоке непритязательных дневниковых записей на бытовые темы (ребенку понравились ростовые куклы, купить, бассейн на дачу к летнему сезону и т.п.) иногда встречаются и настоящие «жемчужины», способные взбудоражить всю блогосферу, а затем и привлечь к себе внимание самых влиятельных людей страны.

Анализируя содержание информационных потребностей и их удовлетворение разными, в том числе и массовыми, средствами общения, следует учитывать образ жизни населения. Это позволит объяснить закономерности формирования аудитории СМИ, а также причины неодинаковой эффективности использования отдельных каналов информации определенными группами населения. Проведенные социологические исследования показывают, что увеличение роли телевидения в удовлетворении информационных и культурных запросов особенно заметно в группах, чей образ жизни характеризуется, во-первых, повышением степени урбанизированности среди населения малых городов и сел, во-вторых, большим количеством свободного времени, в третьих, большей ориентацией на домашнее времяпрепровождение, в-четвертых, ограниченными объективными и субъективными возможностями участия в активных формах духовной жизни [5, c.390].     

В то же время такие характеристики образа жизни, как проживание в культурных центрах, меньшая включенность в бытовые заботы, повышенная активность участия в общественной работе, трудовая деятельность, связанная с решением управленческих, общественных и творческих проблем, порождают специфический комплекс информационных потребностей, которые удовлетворяются чтением газет, книг, журналов. Таким образом, если эффективность телевидения зависит от факторов вне трудовой сферы, то обращение человека к газетам, журналам, книгам (в том числе и к специальной литературе) связано в первую очередь с характером его профессиональной деятельности, статусом личности, т. е. с его трудовой сферой. Это обусловливает выбор целей деятельности СМИ и критериев эффективности.

Функции, которые выполняют средства массовой информации, оказываются различными для разных групп населения в зависимости от образа жизни, информационных потребностей аудитории. Например, для определенных групп населения телевидение стало доминирующим каналом удовлетворения всех культурных запросов и интересов, занимая большую часть их свободного времени. А для людей, активно вовлеченных в другие виды духовной жизни и пользующихся широким спектром источников печатной и межличностной информации, телевидение выполняет лишь второстепенные функции[4, c.238].

Рассмотрение проблемы эффективности СМИ с точки зрения удовлетворения и развития информационных потребностей аудитории дает возможность более точно определить роль каждого конкретного канала массовой информации в общей системе идеологической работы, выявить резервы и недостатки, которые мешают слаженной и эффективной деятельности всей информационной системы современного общества.

 

Информация о работе Особенности российской аудитории печатных СМИ