Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:09, курсовая работа
Целью данной работы является изучить особенности туристического рынка России. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия и государственное регулирование сферы туризма в России;
- изучить индустрию туризма в России, состояние и проблемы;
- выделить особенности внутреннего российского туррынка на современном этапе;
- составить оценку и прогнозы развития внутреннего туризма в России;
- анализ прикладного маркетингового исследования туризма в России.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Основные понятия и государственное регулирование сферы туризма в России…………………………………………………………………………….6
2. Индустрия туризма в России, состояние и проблемы……………………..9
2.1. Туристский потенциал России…………………………………………….9
2.2. Индустрия гостиничного дела и питания………………………………..10
2.3. Индустрия транспорта……………………………………………………..11
3. Особенности внутреннего российского туррынка на современном этапе.........................................................................................................................14
4. Оценка и прогнозы развития внутреннего туризма в России……….........19
5. Прикладное маркетинговое исследование туризма в России……………21
Заключение………………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГОБУ ВПО «Тверской государственный технический университет»
Заочный факультет
Кафедра социологии и социальных технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПРЕДМЕТ: Маркетинг
ТЕМА: Особенности Российского туристического рынка
Выполнила:
Старшинова А.С.
Студентка 4 курса группы СКСТ
Верпатова Оксана Юрьевна
Защита состоялась
«
»
Оценка:
Члены комиссии: ________________ (расшифровка подписи)
Тверь — 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Основные понятия и
государственное регулирование
сферы туризма в России……………………
2. Индустрия туризма в
России, состояние и проблемы……………………..
2.1. Туристский потенциал России…………………………………………….9
2.2. Индустрия гостиничного дела и питания………………………………..10
2.3. Индустрия транспорта…………………………
3. Особенности внутреннего
российского туррынка на
4. Оценка и прогнозы развития внутреннего туризма в России……….........19
5. Прикладное маркетинговое
исследование туризма в России…
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….38
Введение
Туризм вошел в XXI век
как самый стабильно
Особенных успехов мировой
туризм достиг за последние 30 лет, когда
число международных туристов возросло
в четыре раза, а валютные доходы
увеличились в 25 раз. На эту сферу
приходится более 10% мирового валового
национального продукта, более 6% мировых
инвестиций, каждое 10-е рабочее место,
12% мировых потребительских
Туризм оказывает огромное
влияние на такие ключевые секторы
экономики, как транспорт, услуги гостиниц
и ресторанов, торговля, строительство,
производство товаров народного
потребления и многие другие, выступая
катализатором социально-
Индустрия туризма - это отрасль экономики, которая имеет благородную цель - развитие культуры и образования, организацию общения и отдыха, восстановление сил человека.
Сфера туризма - давно определившаяся экономическая система. В России, с ее традиционно прибыльными добывающими отраслями, туризм - важное и относительно новое направление развития экономики.
В настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. На доля въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.
Следовательно, перед российской
индустрией туризма встает проблема
поиска таких методов построения
эффективной системы
Целью данной работы является
изучить особенности
- рассмотреть основные понятия и государственное регулирование сферы туризма в России;
- изучить индустрию туризма в России, состояние и проблемы;
- выделить особенности внутреннего российского туррынка на современном этапе;
- составить оценку и прогнозы развития внутреннего туризма в России;
- анализ прикладного
Данная курсовая работа состоит из пяти частей, каждая из которых отражает один из аспектов рассмотрения работы. В первой части рассмотрены основные понятия и государственное регулирование сферы туризма в России Квартальновым В.А. Во второй части изучили индустрию туризма в России, состояние и проблемы Чудновский А.Д., Жукова М.А., Квартальнов В.А., Гуляев В.Г. В третьей части выделили особенности внутреннего российского туррынка на современном этапе Здоров А.Б., Квартальнов В.А., Чудновский А.Д., Жукова М.А. В четвертой части составил оценку и прогнозы развития внутреннего туризма в России Биржаков М.Б., Никифиров В.И. В пятой части составлен анализ прикладного маркетингового исследования туризма в России.
1. Основные понятия и государственное регулирование
сферы туризма в России
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 05.02.2007г. N 12-ФЗ определяет туризм как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
В зависимости от составляющих
услуг и обслуживаемых
Внутренний туризм - это временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях.
Международный туризм - это систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм) [6, стр. 26] .
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 05.02.2007г. N 12-ФЗ даются следующие понятия внутреннего, выездного и въездного туризма.
Туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в РФ.
Туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну.
Туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц не проживающих постоянно в РФ.
В литературе также дается определение внутренний турист. Это ночующий временный посетитель, т.е. совершающий в посещаемом месте как минимум одну ночевку, постоянно проживающий в определенной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12 месяцев, и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
К категории внутренних туристов не относятся и не учитываются в статистике внутреннего туризма:
- постоянные жители, которые
перемещаются в другое место
или местность в пределах
- лица, перемещающиеся в
другое место в пределах
- лица, перемещающиеся между
местностями в целях
- военнослужащие, находящиеся
при исполнении служебных
- кочевники и беженцы,
а также вынужденные
- транзитные пассажиры;
- участники групповых
поездок на туристских поездах,
- члены экипажей морских
судов, железнодорожных
Государственная политика в
сфере туризма - это деятельность
органов государственной
Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим отношения в сфере туризма, Федеральный закон от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В соответствии со статьями 3,4 Закона государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ и важным направлением государственного регулирования сферы туризма является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
С вступлением в силу настоящего Закона с 01.06.2007 года лицензии на туроператорскую и турагентскую деятельность утрачивают силу и вводятся банковские гарантии для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма.
В России сейчас существует две организации, ответственные за состояние туристской отрасли: Федеральное Агентство по туризму (Ростуризм) и Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму в Государственной Думе РФ.
2. Индустрия туризма в России, состояние и проблемы
2.1. Туристский потенциал России
Одними из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное природное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры. В начале 2004 года в Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось 81 426 объектов наследия, в том числе 23 397 объектов федерального значения и 58 029 - местного значения. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры.
На территории России находится 20 объектов, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, из них, 13 - как объекты культурно наследия.
Основу историко-культурного и природного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно классифицировать по их характеристикам следующим образом: музеи и музеи-заповедники; национальные парки; исторические города и поселения.
Важную роль в формировании
культурного потенциала России и
развитии туризма играют движимые памятники,
хранящиеся в фондах музеев. В России
в настоящее время
В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (в настоящее время существует более 120 музеев-заповедников и музеев-усадьб).
Важную роль в сохранении наследия играют национальные парки, которых насчитывается 35. Во многих их них сохраняется не только природное наследи, но и уникальные историко-культурные объекты.
Особое значение в организации
интересных туристских маршрутов играют
исторические города и поселения. В
России 539 поселений относятся к
историческим объектам. В них сохраняются
не только отдельные памятники истории
и культуры, но и памятники
2.2. Индустрия гостиничного дела и питания
Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса - это отрасль, которая является ведущим фактором и базой туризма.
Рынок гостиничных услуг, предоставляемых на уровне западных стандартов, в России стал складываться с 1993 г. Своих гостиничных цепей в России до того времени не было.
Серьезный недостаток гостиничных мест в главных российских туристических центрах, особенно гостиниц среднего класса по международным стандартам - это один из основных факторов, тормозящих развитие. По официальной статистике Госкомстата, всего в России насчитывается 177 200 гостиничных номеров, или 364000 коек, из них 50% в Москве, которые в 2004 году были загружены в среднем по стране только на 34% [1,стр. 49].
По сравнению с началом 1999-х гг. число гостиниц и аналогичных средств размещения не увеличилось, а, наоборот, сократилось примерно на 30%. Особенно интенсивно процесс сокращения туристских и рекреационных учреждений происходил в удаленных от столиц и от основных курортных центров регионах. Таким образом, объемы неосвоенных туристских ресурсов за последнее время только возросли.
Информация о работе Особенности Российского туристического рынка