Особенности Российского туристического рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучить особенности туристического рынка России. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия и государственное регулирование сферы туризма в России;
- изучить индустрию туризма в России, состояние и проблемы;
- выделить особенности внутреннего российского туррынка на современном этапе;
- составить оценку и прогнозы развития внутреннего туризма в России;
- анализ прикладного маркетингового исследования туризма в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Основные понятия и государственное регулирование сферы туризма в России…………………………………………………………………………….6
2. Индустрия туризма в России, состояние и проблемы……………………..9
2.1. Туристский потенциал России…………………………………………….9
2.2. Индустрия гостиничного дела и питания………………………………..10
2.3. Индустрия транспорта……………………………………………………..11
3. Особенности внутреннего российского туррынка на современном этапе.........................................................................................................................14
4. Оценка и прогнозы развития внутреннего туризма в России……….........19
5. Прикладное маркетинговое исследование туризма в России……………21
Заключение………………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 66.82 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГОБУ ВПО «Тверской государственный  технический университет»

Заочный факультет

Кафедра социологии и социальных технологий

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

ПРЕДМЕТ: Маркетинг

ТЕМА: Особенности Российского туристического рынка

 

 

 

Выполнила:

Старшинова А.С.

Студентка 4 курса группы СКСТ

                                                                                          Научный руководитель:

Верпатова Оксана Юрьевна

 

Защита состоялась

 «         »                                2012  г.

Оценка:

Члены комиссии: ________________ (расшифровка  подписи)

                                _______________  (расшифровка подписи)

Тверь — 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

1. Основные понятия и  государственное регулирование  сферы туризма в России…………………………………………………………………………….6

2. Индустрия туризма в  России, состояние и проблемы……………………..9

2.1. Туристский потенциал  России…………………………………………….9

2.2. Индустрия гостиничного  дела и питания………………………………..10

2.3. Индустрия транспорта……………………………………………………..11

3. Особенности внутреннего  российского туррынка на современном  этапе.........................................................................................................................14

4. Оценка и прогнозы  развития внутреннего туризма  в России……….........19

5. Прикладное маркетинговое  исследование туризма в России……………21

Заключение………………………………………………………………………36

Список используемой литературы…………………………………………….38

 

 

 

 

 

 

Введение

Туризм вошел в XXI век  как самый стабильно развивающийся  сектор экономики, серьезно влияющий на социально - экономическое развитие многих стран мира. Для 38% государств туризм - главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода.

Особенных успехов мировой  туризм достиг за последние 30 лет, когда  число международных туристов возросло в четыре раза, а валютные доходы увеличились в 25 раз. На эту сферу  приходится более 10% мирового валового национального продукта, более 6% мировых  инвестиций, каждое 10-е рабочее место, 12% мировых потребительских расходов [4, стр.5].

Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы  экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного  потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.

Индустрия туризма - это отрасль  экономики, которая имеет благородную  цель - развитие культуры и образования, организацию общения и отдыха, восстановление сил человека.

Сфера туризма - давно определившаяся экономическая система. В России, с ее традиционно прибыльными  добывающими отраслями, туризм - важное и относительно новое направление  развития экономики.

В настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место  на мировом туристском рынке. На доля въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

Следовательно, перед российской индустрией туризма встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, и способствовать тем самым дальнейшему  развитию всей сферы туристского  бизнеса, врастанию России в индустрию  мирового туризма. Только четко сформулированная концепция развития туристской отрасли  может обеспечить соответствующий  уровень качества туристских услуг, отвечающий мировым стандартам, сделать  российский туризм конкурентоспособным  и, как следствие, добиться существенного  роста в России внутреннего и  въездного туризма.

Целью данной работы является изучить особенности туристического рынка России. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

- рассмотреть основные понятия и государственное регулирование сферы туризма в России;

- изучить индустрию туризма в России, состояние и проблемы;

- выделить особенности внутреннего российского туррынка на современном этапе;

- составить оценку и прогнозы развития внутреннего туризма в России;

- анализ прикладного маркетингового  исследования туризма в России.

Данная курсовая работа состоит  из пяти частей, каждая из которых отражает один из аспектов рассмотрения работы. В первой части рассмотрены  основные понятия и государственное регулирование сферы туризма в России Квартальновым В.А. Во второй части изучили индустрию туризма в России, состояние и проблемы Чудновский А.Д., Жукова М.А., Квартальнов В.А., Гуляев В.Г. В третьей части выделили особенности внутреннего российского туррынка на современном этапе Здоров А.Б., Квартальнов В.А., Чудновский А.Д., Жукова М.А. В четвертой части составил оценку и прогнозы развития внутреннего туризма в России Биржаков М.Б., Никифиров В.И. В пятой части составлен анализ прикладного маркетингового исследования туризма в России.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные понятия и государственное регулирование

сферы туризма  в России

Федеральный закон «Об  основах туристской деятельности в  Российской Федерации» от 05.02.2007г. N 12-ФЗ определяет туризм как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

В зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий  населения туризм подразделяется на внутренний и международный.

Внутренний туризм - это временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях.

Международный туризм - это систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм) [6, стр. 26] .

В Федеральном законе «Об  основах туристской деятельности в  Российской Федерации» от 05.02.2007г. N 12-ФЗ даются следующие понятия внутреннего, выездного и въездного туризма.

Туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации  лиц, постоянно проживающих в  РФ.

Туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в  Российской Федерации, в другую страну.

Туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации  лиц не проживающих постоянно в РФ.

В литературе также дается определение внутренний турист. Это ночующий временный посетитель, т.е. совершающий в посещаемом месте как минимум одну ночевку, постоянно проживающий в определенной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12 месяцев, и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

К категории внутренних туристов не относятся и не учитываются  в статистике внутреннего туризма:

- постоянные жители, которые  перемещаются в другое место  или местность в пределах страны  в целях организации своего  обычного места жительства, например, переселенцы, лица, по каким-либо  мотивам меняющие свое местожительство;

- лица, перемещающиеся в  другое место в пределах страны  для занятия деятельностью, оплачиваемой  из источника в посещаемом  месте, например временные или  сезонные, вахтовые рабочие;

- лица, перемещающиеся между  местностями в целях оплачиваемой  работы или учебы;

- военнослужащие, находящиеся  при исполнении служебных обязанностей  или на маневрах, а также иждивенцы,  сопровождающие и члены их  семей;

- кочевники и беженцы,  а также вынужденные переселенцы;

- транзитные пассажиры;

- участники групповых  поездок на туристских поездах,  ночующие в вагонах поезда;

- члены экипажей морских  судов, железнодорожных поездов,  ночующие на судне или в  вагоне поезда [6, стр. 31].

Государственная политика в  сфере туризма - это деятельность органов государственной власти, различных организаций по определению  формы, задач и содержания деятельности в сфере туризма.

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим отношения  в сфере туризма, Федеральный  закон от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В соответствии со статьями 3,4 Закона государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ и важным направлением государственного регулирования сферы туризма является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

С вступлением в силу настоящего Закона с 01.06.2007 года лицензии на туроператорскую и турагентскую деятельность утрачивают силу и вводятся банковские гарантии для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма.

В России сейчас существует две организации, ответственные  за состояние туристской отрасли: Федеральное  Агентство по туризму (Ростуризм) и  Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму  в Государственной Думе РФ.

2. Индустрия туризма в России, состояние и проблемы

2.1. Туристский  потенциал России

Одними из наиболее привлекательных  туристских ресурсов России является историко-культурное природное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад  в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество  уникальных памятников истории и  культуры. В начале 2004 года в Государственном  реестре памятников истории и  культуры насчитывалось 81 426 объектов наследия, в том числе 23 397 объектов федерального значения и 58 029 - местного значения. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры.

На территории России находится 20 объектов, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, из них, 13 - как объекты  культурно наследия.

Основу историко-культурного  и природного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно  классифицировать по их характеристикам  следующим образом: музеи и музеи-заповедники; национальные парки; исторические города и поселения.

Важную роль в формировании культурного потенциала России и  развитии туризма играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. В России в настоящее время насчитывается  более 1500 государственных и муниципальных  музеев, в которых хранится 80 млн. музейных предметов.

В России поставлены на государственную  охрану не только памятники истории  и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (в настоящее время существует более 120 музеев-заповедников и музеев-усадьб).

Важную роль в сохранении наследия играют национальные парки, которых  насчитывается 35. Во многих их них сохраняется  не только природное наследи, но и уникальные историко-культурные объекты.

Особое значение в организации  интересных туристских маршрутов играют исторические города и поселения. В  России 539 поселений относятся к  историческим объектам. В них сохраняются  не только отдельные памятники истории  и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы  исторической застройки и исторические ландшафты [7, стр. 405].

2.2. Индустрия гостиничного  дела и питания

Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса - это отрасль, которая является ведущим фактором и базой туризма.

Рынок гостиничных услуг, предоставляемых на уровне западных стандартов, в России стал складываться с 1993 г. Своих гостиничных цепей  в России до того времени не было.

Серьезный недостаток гостиничных  мест в главных российских туристических центрах, особенно гостиниц среднего класса по международным стандартам - это один из основных факторов, тормозящих развитие. По официальной статистике Госкомстата, всего в России насчитывается 177 200 гостиничных номеров, или 364000 коек, из них 50% в Москве, которые в 2004 году были загружены в среднем по стране только на 34% [1,стр. 49].

По сравнению с началом 1999-х гг. число гостиниц и аналогичных  средств размещения не увеличилось, а, наоборот, сократилось примерно на 30%. Особенно интенсивно процесс сокращения туристских и рекреационных учреждений происходил в удаленных от столиц и от основных курортных центров  регионах. Таким образом, объемы неосвоенных  туристских ресурсов за последнее время  только возросли.

Информация о работе Особенности Российского туристического рынка