Мировой туристический рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Начало современного международного туризма было заложено в 40-е годы XIX в., когда английский предприниматель Т. Кук организовал внутри страны несколько экскурсий и путешествий, а затем в 1855г. и первую зарубежную поездку в Париж на Всемирную выставку . Год спустя начинаются постоянные организованные путешествия англичан в Европу ,а в 1868-в США . В 1882 г. организация Кука устраивает первое кругосветное путешествие.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3

1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИСТСКИЙ РЫНОК…………………....4

1.1 Мировое развитие туризма ……….……………………………..….4

1.2 Состояние международного туристского рынка на 2010 г.……...7

2. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТУРИЗМА………………………9

2.1. Общая ситуация……………………………………………………..9

2.2. Состояние региональных рынков………………………………....11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………...14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…….….……..…...16

Файлы: 1 файл

Мировой туристический рынок и его характеристика.docx

— 36.77 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….3

1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИСТСКИЙ РЫНОК…………………....4

1.1 Мировое развитие туризма ……….……………………………..….4

1.2 Состояние международного туристского рынка  на 2010 г.……...7

2.  ПРОБЛЕМЫ  СОВРЕМЕННОГО ТУРИЗМА………………………9

2.1. Общая ситуация……………………………………………………..9

2.2. Состояние  региональных рынков………………………………....11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………...14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…….….……..…...16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Начало  современного международного туризма  было заложено в 40-е годы XIX в., когда  английский предприниматель Т. Кук  организовал внутри страны несколько  экскурсий и путешествий, а затем  в 1855г. и первую зарубежную поездку  в Париж на  Всемирную выставку . Год спустя начинаются  постоянные организованные путешествия англичан в Европу ,а в 1868-в США . В 1882 г. организация Кука устраивает первое кругосветное путешествие. Новый бизнес начал приносить своим владельцам неплохие доходы, к нему стали проявлять интерес и другие предприниматели. Постепенно, в разных странах образуются туристские компании, занимающиеся организацией экскурсий и путешествий во все части Света.

    Достижения в области транспорта  в начале XX века отразились и  на развитии туризма. Для путешествий  и экскурсий используется железнодорожный  транспорт пароходы, а несколько  позже и автомобильный транспорт.  Скорость, дальность комфортность  постоянно росли.

    На своей ранней стадии  заграничные  путешествия были уделом представителей  аристократии и буржуазии, т.к.  именно эти социальные группы  располагали достаточными для  этого доходами.

    Сложные политические экономические  и социальные процессы  произошедшие в Мире  в XX в. изменили общество. Оно стало более развитым  в промышленном и культурном отношении, более мобильным, демократичным.

    Все это благотворно отразилось  и на туризме 

    Сегодня, в век внешнеэкономических  связей важен туризм и в  качестве деловых поездок и   предприятий. 
 
 
 
 

  1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИСТСКИЙ РЫНОК

    1.1 Мировое развитие туризма.

      Современная экономическая наука рассматривает  туризм как сложную социально-экономическую  систему, в которой многоотраслевой  производственный комплекс, называемый туристической индустрией, является лишь одним из составных компонентов. Экономические проблемы анализируются  в контексте общественного и  экологического аспекта жизнедеятельности  туризма.

      Туризм (от фр. Torisme < Тоuг - прогулка, поездка) возник в тот период развития общества, когда потребность человека в получении информации о новых местах, в путешествии как средстве получения этой информации явилась объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть.

      На определенном этапе развития экономики, когда  потребность в путешествиях резко  возросла, появились и производители  этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа - туризма, который  можно купить и продать на потребительском  рынке.

      Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов (путешествующих людей), объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.

      В настоящее  время выделяют внутренний и международный  туризм, причем внутренний туризм по степени  охвата доминирует над международным. На долю внутреннего туризма приходится 75-80% общего числа туристов в мире, соответственно по финансовым результатам во многих странах он значительно превосходит иностранный.

      Исследования  современных экспертов показывают, что состояние мировой индустрии  туризма, несмотря на объективные трудности  последних лет, в целом демонстрирует  стабильность и сохраняет позиции  крупнейшего, высокодоходного и быстро развивающегося сектора мировой экономики. Этим объясняется повышенный интерес к сфере туризма со стороны правительств большинства стран мира, имеющих влиятельные структуры исполнительной власти для обеспечения эффективной государственной политики его развития. В ближайшие годы туристские рынки развитых индустриальных стран будут стабильно расти вследствие увеличения доступности туризма для более широких слоев общества и частоты туристских поездок. Для новых и развивающихся туристских рынков характерны тенденции сохранения динамичного роста и соответствующего увеличения бюджетных доходов в ближайшее десятилетие. Ожидается постепенное смещение акцентов в развитии туризма от традиционных рынков Западной Европы, США, Японии и Канады к альтернативным рынкам, таким как Центральная и Восточная Европа, включая Россию, Китай, Южная Корея, Мексика, а также некоторые страны Ближнего Востока .

      Одной из наиболее значимых тенденций развития мирового туризма является резкое усиление конкуренции на рынке туристического предложения, как следствие появления  все большего числа растущих стран  с амбициозными планами привлечения туристов, а также перенасыщения на рынке однотипного туристского предложения. В результате этого страны, стремящиеся сохранить, либо упрочить свои позиции на международном рынке, осуществляют планирование туризма на основе принципов устойчивого развития, предусматривают долгосрочные инвестиции в данную сферу и имеют четкие государственные стратегии развития туризма. Соответственно, повышается роль государственной политики развития туризма страны в целом, а также целевого продвижения отдельных туристских продуктов на отечественном и международном рынках .

      Основные  составляющие стратегий, которые используются в мировой практике: детальный  анализ собственных рынков с оценкой  соотношения традиционных и перспективных  направлений, учет общемировых тенденций  и мультипликативного эффекта от развития туризма, проведение ежегодных  международных кампаний под определенными  запоминающимися девизами, а также  широкое использование возможностей передовых информационных технологий как базовой платформы общения с потребителями туристских услуг.

      Сфера туризма при успешном развитии может  стать одним из ключевых элементов, позволяющих создать условия  для достижения стратегических целей  развития страны, а именно, повышения  благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста, обеспечения занятости населения, повышения уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей, создания потенциала для будущего развития государства  и укрепления международных позиций  России. При условии проведения эффективной государственной политики туристская индустрия обеспечивает рост качества услуг, стимулирует развитие человеческого капитала, повышает качество жизни, создает и совершенствует инфраструктуру 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Состояние международного туристского рынка на 2010 г.

Международные тур. прибытия в 2010 году:

  • Америка – 147 млн (16% )
  • Африка 47 млн ( 5 %) 
  • Ср. Восток – 56 млн ( 6 %)
  • Европа – 448 млн (53 %)
  • Азия и Тихоокеанский регион – 184 млн ( 20%)

Международные туристские доходы за 2010 год:

  • Америка 171 млрд (20%)
  • Африка 29 млрд ( 3%)
  • Ср. Восток 35 млрд (4%)
  • Европа 435 млрд (51%)
  • Азия 187 млрд (22%)

Наиболее посещаемые страны 2010 г.

  • Франция – 79 млн. туристов
  • Испания – 53,6 млн. туристов
  • США – 46,1 млн. туристов
  • Китай – 41,8 млн. туристов
  • Италия – 37,1 млн туристов
 

Самые популярные туристские направления по прогнозам  ВТО к 2020 г.:

  1. Китай – 137,1 млн
  2. Сша - 102,4 млн.
  3. Франция – 93,3
  4. Испания - 71,0
  5. Тихоокеанский регион – 53,9
  6. Италия – 52,9
  7. Великобритания - 52,8
  8. Мексика - 48, 9
  9. Россия - 47,1
  10. Чехия - 44,0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.  ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО  ТУРИЗМА

     2.1. Общая ситуация

     Согласно  статистике, в 2009 г. число международных туристских прибытий в целом по миру выросло на 2,7%, тогда как в 2008 г. был зафиксирован спад на уровне 0,5%. И хотя доходы в отрасли изменились лишь незначительно, увеличившись всего на 0,3% после сокращения в 2008 г. на 1%, итоговый результат работы отрасли, превысивший символический рубеж в 700 млн путешествующих, внушал оптимизм. А после благоприятного начала 2009 г. многие специалисты заговорили о том, что кризис в мировой туриндустрии можно считать преодоленным. Некоторые туристские направления начали год со значительными темпами роста (например, Карибы, Восточная Азия, Великобритания и Южная Африка), хотя "значительными" их, конечно, следует считать по сравнению с весьма низким уровнем первых месяцев 2008 г.

     Война в Ираке, начавшаяся в марте, моментально  вызвала резкое падение спроса, особенно в сфере воздушных перевозок, межрегиональных поездок и поездок  в туристические центры, расположенные  близко к зоне конфликта. Однако, по свидетельству руководителя ВТО  Франческо Франжиалли, национальные туристские администрации, советы по туризму и туристские компании оказались готовы к такому повороту событий и постарались быстро приспособиться к меняющимся условиям. Принятые меры в основном заключались в переброске или сокращении оперативного потенциала и в жестком контроле за расходами.

     Согласно  статистике ВТО, лишь к концу лета международная индустрия путешествий  начала постепенно восстанавливать  свои позиции. Если ситуацию на международном  туррынке по состоянию на январь-апрель эксперты ВТО оценивали на 2,8 балла  по пятибалльной шкале (единица - "значительно  хуже", двойка - "хуже", тройка - "аналогично предыдущему периоду", четверка - "лучше", пятерка -- "значительно лучше"), то период с мая по август - на 3,2 балла, а с сентября по декабрь - на 3,6 балла. Но далеко не все регионы мира оказались толерантны к внешним воздействиям

     Для Европы в период с мая по август эта оценка составила 3,2 балла, для  Азиатско-Тихоокеанского региона (далее  АТР) - 2,9, для Америки - 3,4, Африки - 3,5, Ближнего Востока -3,6. Прогноз на конец  года (сентябрь - декабрь) таков: Европа - 3,3 балла, АТР - 4,0, Америка - 3,6, Африка - 3,8, Ближний Восток - 3,8. Динамику объемов  туристских потоков хорошо демонстрируют  данные о международных пассажирских авиаперевозках. По данным ИАТА, за период с января по август 2003 г. в регионе Северной Америки они уменьшились на 10%, в Южной и Латинской Америках - на 1,8%, Африке -на 0,9%, АТР - на 14,4%. В регионах Южной Африки, Европы и Ближнего Востока этот показатель увеличился соответственно на 8,9%, 0,1% и 9,0%.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Состояние региональных рынков

     В целом, по предварительным данным, Ближний  Восток, Африка и, возможно, Европа по итогам 2009 г. продемонстрируют положительную динамику туристских прибытий(таблица 111), тогда как рынки стран Северной и Южной Америки, а также государства Азиатско-Тихоокеанского региона едва ли достигнут уровня 2008 г. Объем туристских прибытий в страны Америки должен уменьшиться примерно на 2%, а в АТР эта цифра может достичь небывалой отметки в 9%. В результате общий итог по отрасли - уменьшение числа путешествующих на 1-2%.

     Европейский рынок выездного туризма в начале 2009 г., с одной стороны, получил заметный стимул к дальнейшему развитию благодаря росту курса евро и активной деятельности, так называемых бюджетных авиакомпаний. Но это влияние было во многом снивелировано высоким уровнем безработицы в некоторых странах и отсутствием доверия потребителей, как, например, в Германии. В результате за первые восемь месяцев 2009 г. объем поездок и число ночевок туристов из стран Западной Европы уменьшились на 2%. Наиболее серьезно пострадал рынок дальне-магистральных маршрутов. Так, например, количество поездок из Европы в страны Азии уменьшилось на 25%, в Северную Америку - на 5%. Сегмент поездок на короткие расстояния уменьшился на 1%. Симптоматично, что на фоне падения интереса к турам на отдых сектор бизнес-путешествий продолжил развиваться и за первые 8 месяцев 2009 г. показал 5%-ный прирост.

Информация о работе Мировой туристический рынок