Особенности Российского туристического рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучить особенности туристического рынка России. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия и государственное регулирование сферы туризма в России;
- изучить индустрию туризма в России, состояние и проблемы;
- выделить особенности внутреннего российского туррынка на современном этапе;
- составить оценку и прогнозы развития внутреннего туризма в России;
- анализ прикладного маркетингового исследования туризма в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Основные понятия и государственное регулирование сферы туризма в России…………………………………………………………………………….6
2. Индустрия туризма в России, состояние и проблемы……………………..9
2.1. Туристский потенциал России…………………………………………….9
2.2. Индустрия гостиничного дела и питания………………………………..10
2.3. Индустрия транспорта……………………………………………………..11
3. Особенности внутреннего российского туррынка на современном этапе.........................................................................................................................14
4. Оценка и прогнозы развития внутреннего туризма в России……….........19
5. Прикладное маркетинговое исследование туризма в России……………21
Заключение………………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 66.82 Кб (Скачать)

Актуальностью данного исследования заключается в том, что в настоящее время  Россия занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. На долю въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Хотя в нашей стране огромное количество культурно – исторических ценностей, лечебных курортов и различных видов туризма, таких как экстримальный, паломнический и т. д.

Целью данной работы является выявить проблемы внутреннего рынка России, и соответственное их решение. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- выявить причины низких показателей туристского потока;

- проанализировать темпы  роста развития внутреннего туризма  в России.

Объектом исследования является общество

Предметом исследования является оценка туристического рынка России.

Гипотезы сдерживания развития туристического рынка России: - отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее регионы как туристскую дестинацию; бедность ассортимента предлагаемых услуг; недостаточное развитие туристской инфраструктуры, в частности, гостиниц среднего класса, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей; неудовлетворительная работа транспортных предприятий; поток негативной информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране; непроработанность нормативно-правовой базы; ограниченность рекламы российских туристских направлений за рубежом; слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма, что приводит к ориентации страны на выездной туризм.

Операционализация:

а) семантическая

б) структурная

в) факторная

Прикладная деятельность социолога требует достаточно глубокого  знакомства с основами тестирования и умения применять различные  тесты на практике. Прикладное исследование включает постановку задачи, предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач-аналогов, планирование и организацию эксперимента, проведение эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, внедрение полученных результатов в производство.

Основным моим инструментом для получения информации является анкетный вопрос. Под анкетными вопросами понимают все адресованные респондентам речевые сообщения в вопросительной, утвердительной или отрицательной формулировках, а также предлагаемые варианты ответов. Обычно все вопросы в анкете подразделяют по: 1) содержанию ( вопросы о фактах сознания, поведения и личности респондента ); 2) форме ( открытые и закрытые, прямые и косвенные ); 3) методической функции ( основные и неосновные, вопросы – фильтры, вопросы – ловушки и др. ) 4) отношению к личности респондента ( наводящие, провокационные, деликатные ); 5) технике заполнения ( трудные, сложные ).

В описанной классификации все виды анкетных вопросов – специализированные. Каждый вид выполняет отведенную ему роль, занимает строго однозначное место в иерархии или композиции анкеты. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что все анкетные вопросы бывают либо открытыми, либо закрытыми. Открытые вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, выявить всю неповторимость своего индивидуального сознания, языка, стиля. Закрытый вопрос предполагает наличие готовых вариантов ответов, которые социолог разрабатывает до начала опроса, используя свои теоретические знания.

В данной анкете будут использоваться как открытые, так и закрытые вопросы. При этом использованы все виды групп закрытых вопросов: дихотомические ( предполагают учет наиболее общих, полярных реакций респондента ); альтернативные ( предполагают выбор респондентом только одного варианта ответа из набора предлагаемых ); неальтернативные (предусматривают возможность выбора нескольких вариантов ответов).

Для составления анкеты я использовала учебное пособие «Методы социологического исследования» В. И. Добренькова и А. И. Кравченко. Всего в моей анкете 21 вопрос, с использованием начального вопроса фильтра ( который отсекает тех, кто не относиться к данной анкете в целом ). В ней учтены все части композиции анкеты это: введение, реквизитная, информативная, классификационная и заключительная часть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета

1. Любите ли вы любые  виды отдыха и путешествия?

  • Да, люблю
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

2. Какой тип организации  отдыха вы предпочитаете?

  • Пляжный туризм
  • Отдых по городам
  • Отдых по области
  • Путешествие по стране
  • Спортивный туризм
  • Посещение культурно - исторических событий
  • Все вышеперечисленное

3. Какие факторы для Вас наиболее важны при выборе места отдыха?

  • Природно-климатические
  • Историко-культурные
  • Криминогенная обстановка
  • Политическая и экономическая стабильность

4. Где Вы предпочитаете  отдыхать?

  • Россия
  • СНГ
  • Европа
  • Ближний восток(Турция, Египет)
  • иное

5. Как часто вы путешествуете  по России?

  • Реже одного раза в год
  • Раз в год
  • 2 раза в год
  • 3 раза в год
  • Более

6. С кем вы обычно  путешествуете по России?

  • Самостоятельно
  • С семьей
  • С друзьями
  • С коллегами
  • иное

7. С какой целью вы  обычно путешествуете по России?

  • Досуг, рекреация и отдых
  • Посещение знакомых и родственников
  • Деловые и профессиональные цели
  • Лечение
  • Религия и паломничество
  • Прочие цели

8. Оцените, пожалуйста, развитость  туризма в России по шкале  от 1 до 10.

 

 

9. Какой, на Ваш взгляд, фактор наиболее всего сдерживает  развитие туризма в России?

 

 


 

10. Оцените Ваш последний  отдых в России.

  • Я хорошо провел (а) время
  • Неплохо, но могло бы быть лучше
  • Плохо, не понравилось
  • Затрудняюсь ответить

11. Какой вид туризма  Вы находите наиболее перспективным  в России?

  • Культурно-познавательный
  • Приключенческий
  • Круизный
  • иное

12. Какой туристический  регион в России Вы находите  наиболее привлекательным для  массового туризма?

  • Южный (Сев. Кавказ, черноморское побережье)
  • Центральный (Москва, Золотое кольцо)
  • Северо-западный (старинные города: Псков, Великий Новгород и т.д.)
  • Северный (Соловецкие острова, Кижи)
  • Урал
  • Поволжье (круизы по Волге)
  • иное

13. Какие средства размещения, в путешествии, Вы используете  чаще всего?

  • У родственников и друзей
  • В гостинице
  • На турбазе
  • В мотеле
  • Аренда квартир, домов
  • иное

14. Какой транспорт вы  чаще всего используете, совершая  путешествия?

  • Автомобиль
  • Воздушный
  • Железнодорожный
  • Водный
  • Автобусный
  • Велотуризм
  • иное

15. Сколько Вы чаще всего  тратите на одну поездку?

  • до 3000 р.
  • 3000 р.-10000 р.
  • 10000 р.-20000 р.
  • 20000 р.-40000 р.
  • 40000 р.-70000 р.
  • 70000 р. и более

16. Как Вы выбираете  турфирму для туристической поездки?

  • по рекомендациям друзей
  • периодически просматриваю сайты турфирм
  • выхожу на турфирму через горящие путевки
  • по рекламе
  • как придется

17. Лучший отдых – это

  • отдых за границей
  • в пределах России. В нашей стране столько замечательных мест!
  • горнолыжные курорты
  • на даче
  • Работа - вот лучший отдых!
  • сходить с друзьями на хоккей
  • поспать на любимом диване
  • сходить на дискотеку в ночной клуб

18. Когда Вы в последний раз были в отпуске?

  • в прошлом году
  • собираюсь в отпуск
  • об отпуске только мечтаю
  • что это такое?
  • какой отпуск? Работать надо!

19. Ваш пол?

  • Мужской
  • Женский

20. Ваш возраст?

  • до 20
  • 20-25
  • 25-35
  • 35-50
  • 50 и более

21. Укажите, пожалуйста, ваш  средний доход в месяц или  доход вашей семьи?

  • Менее 15000 р.
  • От 15000 до 20000 р.
  • От 20000 до 25000 р.
  • От 25000 до 40000 р.
  • От 40000 до 60000 р.
  • Более 60000 р.

 

Благодарю, за участие  в моем исследовании.

 

 

Анализ социологических  данных

Анализ данных представляет собой своеобразную вершину всей процедуры социологического исследования, ее результат, ради которого все проделывалось. В ответах на соответствующие  вопросы приняли участие 63 респондента.

Ответы респондентов на вопросы:

Таблица № 1.

№ вопроса

Результат

Вар-т ответа

Кол-во ответивших

Кол-во

в %

1. Любите ли вы любые виды отдыха и путешествия?

1.да, люблю

63

100

2. нет

0

0

3.затрудняюсь ответить

0

0

2. Какой тип организации отдыха вы предпочитаете?

1.пляжный туризм

31

40.7

2.отдых по городам

3

3.9

3.отдых по области

13

17.1

4.путешествиепо стране

5

6.5

5.спортивный туризм

1

1.3

6.посещение культурных и исторических событий

3

3.9

7.все вышеперечисленное

20

26.3

3. Какие факторы для Вас наиболее важны при выборе места отдыха?

1. природно-климатические

47

67.14

2. историко-культурные

15

21.42

3. криминогенная обстановка

5

7.1

4. политическая и экономическая стабильность

3

4.2

4. Где вы предпочитаете отдыхать?

1.Россия

13

17.8

2.СНГ

0

0

3.Европа

20

27.3

4.Ближний восток

40

54.7

5.иное

0

0

5. Как часто вы путешествуете по России?

1.реже одного раза в год

13

20.6

2.раз в год

41

65.07

3.2 раза в год

9

14.2

4.3 раза в год

0

0

5. Более

0

0

6. С кем вы обычно путешествуете по России?

1.самостоятельно

4

4.7

2.с семьей

41

48.8

3.с друзьями

39

46.4

4.с коллегами

0

0

5.иное

0

0

7.С какой целью вы обычно путешествуете по России?

1.досуг, рекреация и отдых

35

55.5

2.посещение знакомых и родственников

14

22.2

3.деловые и профессиональные цели

7

11.1

4.лечение

6

9.5

5.религия и паломничество

1

1.58

6.прочие цели

0

0

8.Оцените, пожалуйста, развитость туризма в России по шкале от 1до 10.

-

-

-

9. Какой, на Ваш взгляд, фактор наиболее всего сдерживает развитие туризма в России?

-

-

-

10. Оцените Ваш последний отдых в России.

1.Хорошо

59

93.6

2.Плохо

3

4.7

3.Затрудняюсь ответить

1

1.5

11. Какой вид туризма Вы находите наиболее перспективным в России?

1.культурно-познавательный

23

32.3

2.приключенческий

10

14.08

3.круизный

33

46.4

4.иное

5

7.04

12. Какой туристический регион в России Вы находите наиболее привлекательным для массового туризма?

1.Южный

38

60.3

2.Центральный

15

23.8

3.Северо-западный

5

7.9

4.северный

0

0

5.Урал

0

0

6.Повольжье

4

6.3

7.иное

1

1.5

13. Какие средства размещения, в путешествии, Вы используете чаще всего?

1.У родственников и друзей

4

5.4

2.В гостинице

26

35.1

3.на турбазе

21

28.3

4.в мотеле

10

13.5

5.аренда квартир, домов

10

13.5

6.иное

3

4.05

14.Какой транспорт вы чаще всего используете совершая путешествие?

1.автомобиль

17

18.2

2.воздушный

32

34.4

3.железнодорожный

24

25.8

4.водный

1

1.07

5.автобусный

19

20.4

6.велотуризм

0

0

7.иное

0

0

15.Сколько вы чаще всего тратите на одну поездку?

1.до 3000 р.

1

1.58

2.3000-10000 р.

5

7.9

3.10000-20000 р.

18

28.5

4.20000-40000 р.

35

55.5

5.40000-70000 р.

2

3.1

6.70000 р. и более

2

3.1

16.Как вы выбираете турфирму для туристической поездки?

1.по рекомендациям друзей

17

26.9

2.периодически просматриваю сайты турфирм

8

12.6

3.выхожу на турфирму через горящие путевки

7

11.1

4.по рекламе

11

17.4

5.как придется

20

31.7

17.Лучший отдых – это….

1.отдых за границей

20

31.7

2.в пределах России

10

15.8

3.горнолыжные курорты

4

6.3

4.на даче

7

11.1

5.работа-вот лучший отдых

0

0

6.сходить с друзьями на хоккей

0

0

7.поспать на диване

19

30.1

8.сходить в ночной клуб

3

4.7

18.Когда Вы в последний раз были в отпуске?

1.в прошлом году

27

42.8

2.собираюсь в отпуск

9

14.2

3.об отпуске только мечтаю

23

36.5

4.что это такое?

0

0

5.надо работать

4

6.3

19.Ваш пол?

1.муж.

27

42.8

2.жен.

36

57.1

20.Ваш возраст7

1.до 20

8

12.6

2.20-25

22

34.9

3.25-35

21

33.3

4.35-50

8

12.6

5.50 и более

4

6.3

21.Укажите, пожалуйста, ваш средний доход в месяц или доход вашей семьи?

1.менее 15000 р.

3

4.7

2.от 15000 до 20000 р.

5

7.9

3.от 20000 до 25000 р.

32

50.7

4. от 25000 до 40000 р.

8

12.6

5.от 400000 до 60000 р.

12

19.04

6. более 60000 р.

3

4.7

Информация о работе Особенности Российского туристического рынка