Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:01, курсовая работа
«Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров»1.
Введение...................................................................................................................2
Теоретическая модель естественных монополий, ее функционирование..................................................................................................4
Развитие взглядов на конкуренцию в экономике и причины государственного вмешательства в экономическую деятельность естественных монополий.......8
Процесс регулирования естественных монополий............................................10
Ценовая дискриминация........................................................................................12
Пиковое ценообразование.....................................................................................13
Альтернативы регулирования...............................................................................13
Квазиконкурентные рынки................................................................................... 13
Регулирование входа и аукцион............................................................................14
Регулирование верхнего тарифа (дефлятор Х) или стимулирующее регулирование.........................................................................................................15
Разделение естественной монополии....................................................................17
Государственная собственность.............................................................................17
Развитие системы государственного регулирования естественных монополий в России и дальнейшие ее задачи..............................................................................................19
Особенности естественных монополий в России................................................ 24
Заключение...............................................................................................................26
Список использованной литературы...........................................
Содержание
Введение......................
Теоретическая модель естественных
монополий, ее функционирование..............
Развитие взглядов на конкуренцию
в экономике и причины
Процесс регулирования
естественных монополий........
Ценовая дискриминация.................
Пиковое ценообразование...............
Альтернативы
регулирования.................
Квазиконкурентные
рынки.........................
Регулирование
входа и аукцион...............
Регулирование верхнего тарифа (дефлятор
Х) или стимулирующее
Разделение естественной монополии.....................
Государственная
собственность.................
Особенности естественных монополий
в России........................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
«Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров»1.
Переход от плановой экономической системы к экономике рыночных отношений среди многих проблем создал проблему глубокой монополизации многих отраслей, что неприемлемо для рыночной экономики. В своей работе я бы хотел проанализировать функционирование естественных монополий, способы их регулирования и сложности, возникающие при этом, а также рассмотреть несколько примеров российских естественных монополий.
В СССР при командно-плановой системе большую роль в экономике страны играли не только монополистические предприятия, но и сформировавшиеся в то время естественные монополии, которые функционировали как на федеральном уровне, например, железнодорожные перевозки, транспортировка нефти и газа при помощи трубопроводов, так и на уровне отдельно взятого района или даже населенного пункта, например, местные системы водоснабжения, электроснабжения.
Естественные монополисты имеют возможность, проводя свою политику, ориентированную на получение прибыли и предотвращение появления потенциальных конкурентов, создавать кризисные явления в экономике, негативно влиять на экономическое положение в стране. В странах с развитой экономикой регулирующие и ограничительные силы государства давно взяли под контроль деятельность фирм-монополистов. Но в нашей стране система регулирования естественных монополий находится на начальном этапе развития, так как на путь рыночной экономики Россия встала не так давно. Эта проблема очень актуальна на данный момент, так как от действий естественных монополистов во многом зависит жизнь и благосостояние общества в целом. Несмотря на то, что создана законодательная база, соответствующие органы по ограничению и пресечению монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции, федеральные службы Российской Федерации осуществляют наблюдение и контроль над естественными монополиями в областях связи, энергетики и транспорта, этого всего не достаточно, чтобы эффективно регулировать поведение монополистов в России, где они традиционно играют важную роль.
Для подготовки данной работы использованы такие источники, как лекции по микроэкономике, учебник «Микроэкономика» А.Н. Чеканского и Н.Л. Фроловой, «Принципы экономикс» Н. Грегори Менкью, учебник Макконела К.Р. и Брю С.Л., статья Розановой Н.М. «Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования: опыт стран с развитой рыночной экономикой». Также использовались периодические издания, такие как «РБК», «Ведомости», «Эксперт» и ресурсы интернета.
Целью курсовой работы является ознакомление и изучение самой теоретической модели естественной монополии, способов регулирования естественных монополий при помощи государства в России и развития системы контроля над монополиями.
Для достижения поставленной выше цели необходимо поставить ряд задач. К которым относятся: определение сущности естественной монополии, анализ поведения естественных монополий, действующих на территории России, изучение системы регулирования в России в динамике, определение методов регулирования естественных монополий, проблем, возникающих непосредственно при прямом контроле над монополиями, постановка задач дальнейшего развития системы регулирования и соответствующего законодательства в России.
Многоплановость и сложность
проблемы регулирования естественных
монополий требует сочетания
деятельности, как практиков, так
и ученых-теоретиков. В развитых
промышленных странах есть определенные
наработки практического и
Теоретическая модель естественных монополий, ее функционирование
В экономической теории до начала 1970-х годов существовал определенный подход к определению естественной монополии как отраслевого рынка, формируемого экономией на масштабах производства. Естественная монополия считалась наиболее радикальным случаем воздействия этого технологического фактора на структуру рынка, и абсолютная реализация экономии на масштабах была возможна при присутствии на рынке только одного производителя данного блага или услуги. Если одна фирма способна удовлетворить рыночный спрос по любой цене при более низких средних издержках (издержках на единицу выпуска), чем две или более фирм меньшего размера, то рынок является естественной монополией. Это возможно, если у фирмы «средние издержки снижаются на большом диапазоне выпуска, так что линия отраслевого спроса (D) пересекает кривую средних издержек (LAC) еще до достижения последней точки своего минимума; соответственно, на всем рассматриваемом диапазоне выпуска кривая предельных издержек (LMC) лежит ниже кривой средних издержек»2 (рис.1). Такой вид кривых издержек обусловлен тем, что предприятие имеет очень высокие постоянные издержки при низких предельных издержках и характеризуется свойством субаддитивности. Согласно этой концепции «если N фирм в сумме производят некий выпуск Q, то их суммарные средние по производству Q выше средних издержек одной-единственной фирмы, выпускающей Q»3.
Такая естественная монополия может считаться глобальной, так как никакая другая фирма не сможет войти в отрасль, так как естественный монополист обладает убывающей кривой средних издержек на всем ее протяжении. Монополист занимает доминирующее положение, и чем больше он будет производить, тем меньше будут его издержки на единицу продукции, поэтому конкуренты не смогут войти на рынок, так как монополист может снижать цену до уровня, при котором потенциальные конкуренты будут нести убытки. Крупная фирма пойдет на временное снижение цены, опираясь на низкий уровень своих издержек, чтобы устранить своих конкурентов, затем, став единоличным монополистом установит монопольный уровень цен и сократит соответствующим образом выпуск. Вхождение на этот рынок становится очень проблематичным, так как фирма должна будет производить сравнительно небольшой объем, сопряженный с высокими средними издержками.
В последующее время определение естественной монополии стало основываться на рассмотренном выше свойстве субаддитивности издержек, то есть фирма является монополистом, если при всех уровнях выпуска функция издержек фирмы субаддитивна. С одной стороны, падение кривой средних издержек на всем диапазоне спроса гарантирует субаддитивность, и в этом смысле оба определения естественной монополии эквивалентны друг другу. С другой стороны, эти определения не идентичны, потому что, во-первых, существует многопродуктовая монополия, при которой экономия на масштабах не обязательно подразумевает субаддитивность, потому что возникает ряд дополнительных эффектов, таких как общие издержки, экономия на совместном производстве, взаимодополняющие издержки. Во-вторых, субаддитивность может проявляться и при восходящей кривой LAC, но в этом случае будет граница субаддитивности, и за пределами некоторого объема выпуска издержки перестают быть субаддитивными, а отрасль – естественной монополией.
Рассмотрим теоретическую модель естественной монополии на рынке, где фирма-монополист обладает восходящей кривой LAC. Для монополиста, являющегося единственной фирмой на рынке и в коротком, и в длительном периоде дан стандартный выбор цены и выпуска (P,Q) – выбор на пересечении кривой предельных издержек с кривой предельной выручки (рис. 2а).
Оценим, сможет ли эта фирма сохранить статус естественной монополии. Для этого мы должны проанализировать поведение фирмы, вступающей на рынок. Решение о входе на рынок компания принимает в зависимости от того, считает ли она возможным заработать прибыль. Предположим, что эта фирма принимает текущий выпуск монополиста (Q) неизменным, тогда она будет оценивать возможность вхождения на рынок исходя из положения кривой своих средних издержек (AC) относительно кривой остаточного спроса (D) (рис. 2б). Кривая средних издержек лежит выше кривой остаточного спроса на всем своем протяжении, значит входить на данный рынок невыгодно, так как нет такого объема выпуска, при котором потенциальная фирма хотя бы покрывала издержки производства. В итоге, единственная фирма на этом рынке оказывается естественной монополией.
При восходящей кривой средних издержек естественная монополия вполне возможна ситуация, когда на рынок входят другие компании и это превращает монополию в обычную отрасль. Что же может привести к такому переходу? Прогресс техники и создание новых технологий, которые уменьшают минимально эффективный размер предприятия, что, в свою очередь, приводит к изменению конфигурации кривых издержек, а так же факторы, действующие на стороне спроса и сдвигающие его – все это вполне может превратить бывшую естественную монополию в обычную отрасль, где главной решающей силой становится конкуренция, обеспечивающая эффективную деятельность нескольких фирм.
Яркими примерами естественных монополий является большинство предприятий, осуществляющих коммунальное обслуживание населения, например водоснабжение населенного пункта, предприятия трубопроводного, железнодорожного транспорта, кабельное телевидение. И действительно, при высоком уровне постоянных издержек разделение рынка между двумя или более фирмами приведет к тому, что средние издержки не достигнут своего минимального значения, как в ситуации с одной фирмой-монополистом. С точки зрения здравого смысла глупо было бы строить еще одну систему труб, по которым транспортируют нефть и газ, параллельно уже существующей.
Развитие взглядов на конкуренцию в экономике и причины государственного вмешательства в экономическую деятельность естественных монополий
Чтобы понять, почему естественные монополии нуждаются в регулирование, проследим «эволюцию взглядов экономистов на проблему конкуренции и монополии, нашедшую свое выражение в конкурентной политике развитых стран»4.
На первом этапе формируется модель современной конкуренции, достижение которой является целью конкурентной политики государства, хотя, возможно, эта цель идеальна и не достижима, но к ней надо стремиться. Монополия понимается как противовес совершенной конкуренции, монополия снижает эффективность рыночной экономики.
В дальнейшем конкуренцию считают динамическим процессом, где монополия и конкуренция так тесно связаны, что говорят о монополистической конкуренции, структуре, в которой присутствуют черты обоих типов рынка. Монополия, в глазах экономистов, приобретает положительные черты, такие как способность смягчать или даже предотвращать кризисы и спады в отраслях, накапливать финансовые ресурсы и так далее.
Затем возникают новые теории работающей конкуренции и соревновательных рынков, они предполагают, что эффективная цена и объем может быть достигнута вне и без конкурентного рынка. Идет поиск количественных показателей конкуренции. Господствует идея о том, что государственная политика в экономике должна быть нацелена на увеличение степени конкурентности рынков, так как сам рынок не всегда может справиться.
В современной
экономической теории понятие «конкуренция»
заменяется понятием «взаимодействие
фирм на рынке», и теперь исход развития
рынка не какая-то определенная точка,
а область возможных