Монополии на российском рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

«Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров»1.

Оглавление

Введение...................................................................................................................2

Теоретическая модель естественных монополий, ее функционирование..................................................................................................4

Развитие взглядов на конкуренцию в экономике и причины государственного вмешательства в экономическую деятельность естественных монополий.......8

Процесс регулирования естественных монополий............................................10
Ценовая дискриминация........................................................................................12
Пиковое ценообразование.....................................................................................13
Альтернативы регулирования...............................................................................13
Квазиконкурентные рынки................................................................................... 13
Регулирование входа и аукцион............................................................................14
Регулирование верхнего тарифа (дефлятор Х) или стимулирующее регулирование.........................................................................................................15
Разделение естественной монополии....................................................................17
Государственная собственность.............................................................................17
Развитие системы государственного регулирования естественных монополий в России и дальнейшие ее задачи..............................................................................................19

Особенности естественных монополий в России................................................ 24

Заключение...............................................................................................................26

Список использованной литературы...........................................

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 126.57 Кб (Скачать)

«На основе новых представлений о конкуренции строится и современная конкурентная политика. Антимонопольное регулирование становится более гибким, повсеместно наблюдается отход от принципа «буквы закона», преобладает рассмотрение дел на основе «духа закона» с учетом всех моментов рынка.  Кроме того, конкурентная политика приобретает международный характер, создаются и активизируются международные институты регулирования поведения фирм на мировых рынках»5.

В развитых экономиках государственное  регулирование применяется к  естественным монополиям в том случае, если благо производит лишь одна фирма и конкуренция в этой отрасли невозможна по экономическим или технологическим причинам, а рост объема выпуска сопровождается экономией на масштабах. Все цены в экономике СССР устанавливались государством в плановом порядке, также распределялись ресурсы, поэтому выделение естественных монополий, как таковых, не осуществлялось, но с переходом к рыночной экономики возникла проблема регулирования естественных монополий.

Во-первых, при концентрировании производства в руках одной фирмы, несмотря на техническую эффективность, велика вероятность монопольного злоупотребления, что приводит к нейтрализации  положительного социального эффекта  от экономии на масштабах из-за неоправданно высокого уровня цен. В связи с тем, что положение дел монополиста является закрытой информацией, становится очень трудно распознать его злоупотребления.

Во-вторых, при отсутствии контроля естественные монополии могут  производить невыгодную для остальных  субъектов ценовую дискриминацию, что может привести к неплатежам в масштабах всей экономики, так  как продукция естественных монополий  необходима для нормального функционирования многих предприятий и составляет значительную часть потребляемых ресурсов.

В-третьих, благодаря государственному регулированию, разумная ценовая дискриминация  может послужить мощным инструментом экономической политики, регулирующим деятельность экономических субъектов. Воздействие на экономику при помощи системы регулируемых цен является для государства серьезным дополнением к фискальной макроэкономической политике.

 

 

 

 

 

 

Процесс регулирования естественных монополий

Ценовое регулирование

Рассмотрим рисунок 3.

При отсутствие какого-либо регулирования естественная монополия  назначит цену Р1 при выпуске Q1 и будет получать монопольную прибыль в размере Р1ABC. Эта ситуация будет неэффективна с точки зрения размещения ресурсов: общество будет потреблять слишком мало необходимых ему благ по очень высокой цене, поэтому государство и применяет ценовое регулирование к естественной монополии. Но при установлении цен государство сталкивается с дилеммой: общественно оптимальный выпуск был бы на уровне Q3, соответствующий установлению посредством регулирования цены на уровне Р3, равной долгосрочным предельным издержкам. Это решение называется первым оптимальным, но при таком уровне цен монополия не смогла бы покрыть свои средние издержки и несла бы убытки в размере GH Р3F и нуждалась бы в субсидии по крайней мере такого же размера. Если бы фирма не получила бы дотацию, то в длительном периоде она бы покинула отрасль, поэтому применяется метод ценообразования по средним издержкам. Установление цены на уровне Р2 равном LAC, при выпуске Q2, так называемое второе оптимальное решение, позволило бы естественной монополии получать нормальную, нулевую прибыль, но не обеспечивало бы оптимального объема выпуска, так как выпуск производился бы при P>LMC. Регулирующие органы разрешили получать фирме сумму, которая состоит из ежегодных расходов и обоснованной прибыли на капитальные инвестиции (справедливая норма прибыли), и цены устанавливались на оправданном уровне.

Это можно представить формулой в виде Е+(r•RB), где Е – годовой расход предприятий, r – мультипликатор, показывающий справедливую норму прибыли, RB- норма (свойство ценности капитальных инвестиций). Регулирующие органы стараются установить цену на уровне, при котором достигается нормальная прибыль, но если реализованная норма прибыли выше установленной, то тогда цена должна быть установлена ниже средних издержек фирмы.

При разрешении получать естественному монополисту справедливую норму дохода возникают проблемы экономического характера. Для нормы прибыли, которую гипотетические инвесторы будут требовать от регулируемого предприятия, не существует эффективных методов определения, и определение значимости капитала и мультипликатора, отражающего связь между доходом и привлеченными инвестициями, тоже проблематично. Использование стандартного регулирования отраслей приводит к тому, что регулируемое предприятие имеет стимул к накачиванию капитальных издержек, потому что чем выше издержки, тем больше отдача. Если справедливая норма прибыли будет находиться на уровне выше капитальных издержек, то фирма будет больше использовать основной капитал, что может привести к использованию неэффективной пропорции капитал/труд. Так же такой способ ценообразования уменьшает стимулы фирмы к минимизации издержек.

В связи  с регулированием естественных монополий  стоит упомянуть такое понятие  как «информационная асимметрия». Под информационной асимметрией  подразумевается такая ситуация на рынке, при которой информация доступна не всем, а только некоторым  участникам рынка. Регулирующие органы зачастую имеют не всю необходимую и достоверную информацию о фирме, так как ей выгодно эту информацию скрывать. Обязанность властей заключается в преодолении информационной асимметрии, установлении системы лицензирования, контроля, в преследовании мошенничества, недостоверной рекламы и так далее.

Еще одной проблемой является так  называемый лаг регулирования, который  связан с тем, что иногда бывает затруднительно совмещать регулирование нормы  доходности с установлением схем регулирования в реальной жизни.

В связи  с ограниченной нормой доходности менеджеры  предприятий будут стоять перед  выбором: обеспечить фирме прибыль  или позаботится о себе и обеспечить себе всевозможные удобства. Какой  путь они выберут, зависит от того, насколько сильно они контролируются представителями общества извне.

 

 

Ценовая дискриминация

Под ценовой дискриминацией подразумевается продажа одинаковых благ различным покупателям или  группам покупателей по разным ценам, притом, что различия в ценах не обусловлены различиями издержек на производство и реализацию благ. Метод  Рамсея, или метод ценообразования  благодаря ценовой дискриминации  основан на том, что информация о  ценовой эластичности разнообразных  благ доступна (для эффективного ценообразования), то есть чем выше уровень ценовой  эластичности, тем ближе надобно  устанавливать цену к уровню предельных издержек. Часто как контраргумент приводят то, что такое ценообразование приводит к перераспределению благосостояния за счет захвата потребительского избытка для увеличения прибыли продавца.

А. Пигу в 1920 году разграничил ценовую дискриминацию  на три типа. Ценовая дискриминация первой степени включает в себя установление продавцом для каждого покупателя особую цену в соответствии с той максимальной ценой, которую покупатель может уплатить за данную единицу продукции. В результате производитель получает весь потребительский излишек и назначает такой объем выпуска, который бы сложился на конкурентном рынке. Ценовая дискриминация второй степени состоит в том, что цены одинаковы для всех покупателей, но различаются в зависимости от назначаемых фирмой условий продажи. Этот вид ценовой дискриминации используется в тех случаях, когда сегменты рынка с различной эластичностью спроса не изолированы друг от друга, то есть покупатель может свободно переходить с одного сегмента рынка на другой. Выделяют несколько разновидностей ценовой дискриминации второй степени по видам барьеров, с помощью которых фирма разделяет сегменты рынка: ценовая дискриминация по объему потребления, ценовая дискриминация по категориям товаров и условиям покупки, ценовая дискриминация по времени. Ценовая дискриминация третьей степени осуществляется тогда, когда покупатели разделяются на независимые группы, и каждая из них получает различную цену.

Политика ценовой  дискриминации приводит к увеличению выигрыша покупателя, потому что цена устанавливается на таком уровне, при котором учитывается ценность товара именно для этого покупателя. Ценность товара для покупателя меньше, чем для других, значит, он приобретает  продукцию по более низкой цене, тем самым максимизируя свою полезность. Поэтому ценовая дискриминация  сглаживает различия в реальных доходах  населения. Если рассмотреть эту  ситуацию с другой стороны, то мы увидим, что фирмы, устанавливая разные цены для разных групп потребителей, увеличивают  объем продаж, что в целом хорошо для экономики, но захватывают большую  часть рынка и увеличивают  прибыль. Если компания является естественным монополистом, и других фирм нет, то ценовая дискриминация выгодна всем, так как, с одной стороны, увеличиваются объемы производства, для малообеспеченных групп населения устанавливаются льготные цены, что ослабляет социальную напряженность, а с другой – фирма увеличивает прибыль.

В России происходит разделение на физических и юридических  лиц, которые, например, платят различные  цены за электричество, коммунальные услуги, телефонные разговоры. Обычная практика западноевропейских компаний – тарифы за электроэнергию снижаются с увеличением объемов потребления.

 

Пиковое ценообразование

Если спрос  изменяется циклически, то есть спрос может быть высоким в течение определенного периода, а затем низким в течение какого-то другого периода, то пиковое ценообразование может осуществляться по предельным издержкам. Если предельные издержки растут вместе с выпуском или падают вместе с ним,  то изменение цены позволит отражать изменение издержек. Установление низких цен в период низкого спроса поможет поддержать те мощности, которые бы при рыночной цене бездействовали, тогда как при высоких ценах в период пикового спроса позволит перевоплотить часть и без того большого потребительского излишка в прибыль производителя.

 

 

Альтернативы регулирования

Неэффективность и высокие затраты регулирования  обосновывались не один десяток лет такими выдающимися учеными как Р. Коуз, Р. Познер, их не удовлетворяли общественные интересы, они искали альтернативу регулированию. Многие исследователи считал производителей «победителями», значительная часть экономической литературы основывалась на этом предположении. Возникли новые теории, объясняющие достижение оптимальности без регулирования, даже на монополистических рынках. На рынках естественных монополий давление потенциальных конкурентов, желающих вступить в отрасль, будет стимулировать производителя осуществлять эффективное ценообразование.

 

Квазиконкурентные рынки

Еще одной теорией, которая была разработана и опробована на естественных монополиях стала теория квазиконкурентных рынков, большой вклад в которую внесли экономисты Г. Демсец, Р. Вилиг, У. Баумоль. Квазиконкурентный рынок представляет собой такой рынок, на котором действует крупная фирма, обладающая признаками доминирующей фирмы, но так как на рынке отсутствуют барьеры входа-выхода, то эта фирма не является доминирующей по своему стратегическому поведению. Согласно этой концепции возможность потенциальной конкуренции рассматривается как своеобразный дисциплинарный механизм. Потенциальные конкуренты, которые могут войти в отрасль, накладывают сильные ограничения на поведение монополистов, что поможет держать цену на уровне издержек. Фирмам будет невыгодно увеличивать свою прибыль до уровня выше нормальной за счет повышения цены, так как другие фирмы войдут на рынок и захватят его, реализуя продукцию по более низкой цене. По этой теории регулирующие органы должны препятствовать тому, что затрудняет вход на рынок новых фирм, и тогда в конкурентной борьбе доминирующая фирма не сможет диктовать свои условия и цена установится на уровне издержек, так как поведение доминирующей компании будет дальновидным, то есть, будет учитывать поведение потенциальных конкурентов. Иначе компания рискует потерять рынок, и ее место займет другая фирма.

Для того чтобы  создать конкурентное окружение  необходимо компенсировать фирме все  издержки, возникающие при входе  на рынок, за вычетом амортизации. Потенциальные  предприятия должны обладать технология производства той же эффективности, что и фирма-монополист. В результате исходная фирма может не успеть приспособить цены мгновенно, что приведет к вытеснению этой фирмы с рынка, но теоретическая  модель того, что фирма может покинуть рынок без издержек, когда ее дальнейшее нахождение там неприбыльно не часто  встречается в реальной экономической жизни, так как она обладает высокими неокупаемыми фиксированными издержками. И хотя теоретическая концепция квазиконкурентных рынков обладает своими преимуществами, на практике очень часто оказывается, что потенциальные конкуренты приносит лишь вред.

 

Регулирование входа и аукцион

Еще одним способом регулирования естественных монополий  является проведение аукциона между  фирмами. Рассмотрим этот процесс подробнее. Регулирующие органы объявляют о  принятии предложений цены от всех компаний, которые желают поставлять данный товар, соответственно каждая заявка состоит из цены, которую фирма согласится назначить потребителям, когда присуждается франшиза. В этом случае конечная цена будет установлена на уровне, при котором предприятие извлекает нулевую экономическую прибыль, так как при выборе между проигрышем на аукционе и небольшой прибылью фирма будет выбирать последнее. Она может победить, только устанавливая цену ниже минимальной заявки, что приведет к установлению цен на уровне издержек. Этот процесс следует отличать от аукциона, при котором государство, выступая монополистом, пытается добиться высоких цен, как например, распродажа прав на добычу нефти.

Наиболее эффективно юридически оформлять такое лицензирование можно при помощи побудительных  контрактов. Однако достижения экономического благосостояния таким путем имеет  свои трудности. Во-первых, победитель аукциона не всегда исполняет раннее оговоренный контракт, что влечет за собой издержки контроля, мониторинга. Во-вторых, государственные контракты рассчитаны на достаточно большие сроки, что влечет за собой возможность появления новых, непредугаданных условий, обстоятельств. В-третьих, компании, которые получили лицензию на определенный срок с информацией о процессе производства, издержках, возможность контроля над ресурсами, имеют определенные преимущества при осуществлении следующих лицензированных заявок. Спрос на продукцию и издержки меняются с течением времени, это приводит к тому, что установленная в контракте цена уже не соответствует оптимальному уровню. Если фирмы не имеют никаких преимуществ друг перед другом и контракты заключаются на короткий срок, то это делает возможным наиболее эффективное осуществление такого типа регулирования, как аукцион.

 

Регулирование верхнего тарифа (дефлятор Х) или стимулирующее регулирование.

Стимулирующее регулирование  не сильно распространенно в России, хотя на Западе такой способ регулирования  играет немаловажную роль. Суть данной концепции состоит в том, что  на определенный срок (примерно 4-5 лет) определяется формула расчета ежегодного тарифа, которая содержит фактор повышения  производительности(Х) и дефлятор. По истечению установленного срока  тарифные ограничения пересматриваются, хоты возможен и внеочередной пересмотр, что соответствует изменению  условий лицензии, на основе которой  действует фирма. Но только при согласовании регулирующего органа с держателем лицензии условия могут быть изменены, в случае несогласия держателя дело предается в ведение Комиссии по монополиям и слияниям (КМС), и только после принятия решения этой комиссии условия могут быть изменены.

Информация о работе Монополии на российском рынке