Монополии на российском рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

«Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров»1.

Оглавление

Введение...................................................................................................................2

Теоретическая модель естественных монополий, ее функционирование..................................................................................................4

Развитие взглядов на конкуренцию в экономике и причины государственного вмешательства в экономическую деятельность естественных монополий.......8

Процесс регулирования естественных монополий............................................10
Ценовая дискриминация........................................................................................12
Пиковое ценообразование.....................................................................................13
Альтернативы регулирования...............................................................................13
Квазиконкурентные рынки................................................................................... 13
Регулирование входа и аукцион............................................................................14
Регулирование верхнего тарифа (дефлятор Х) или стимулирующее регулирование.........................................................................................................15
Разделение естественной монополии....................................................................17
Государственная собственность.............................................................................17
Развитие системы государственного регулирования естественных монополий в России и дальнейшие ее задачи..............................................................................................19

Особенности естественных монополий в России................................................ 24

Заключение...............................................................................................................26

Список использованной литературы...........................................

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 126.57 Кб (Скачать)

В законодательстве РФ выделяются такие методы регулирования, как: ценовое регулирование, ценовая дискриминация. Важным является определение «перечня товаров субъектов естественных монополий, цены на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен на эти товары, включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации»9. А также «право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов»10. Государство осуществляет тщательный контроль за действиями монополистов. Контролируют любые сделки, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности, инвестиции фирмы в производство, сделки при которых экономический агент получает право собственности на основные средства субъекта естественной монополии. Чтобы осуществить какие-либо операции субъект естественной монополии обязан предоставить в соответствующий орган полную информацию о данной сделке.

При нарушении Федерального закона естественные монополии несут  наказания – возмещают убытки, оплачивают штрафы, а регулирующие органы должны отменить или изменить акт, не соответствующий настоящему Федеральному закону, восстановить первоначальное положение или совершить иные действия, указанные в предписании.

Согласно закону «О защите конкуренции» определяется доминирует ли фирма в отрасли, если она доминирует, то попадает в поле зрения регулирующих органов. Этим законом наложен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своего положения, запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или совместные согласованные действия этих субъектов. Также наложен запрет на недобросовестную конкуренцию и «запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации»11.

В этом законе четко разграничены функции антимонопольного органа: обеспечение  государственного контроля за соблюдением  антимонопольного законодательства, выявление  нарушений этого законодательства, принятие мер по прекращению нарушения  законодательства и привлечение  к ответственности за нарушения, предупреждение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции, осуществление контроля за экономической  концентрацией в сфере использования  земли, недр, водных и других природных  ресурсов. Причем антимонопольному органу должна предоставляться вся интересующая его информация о компании, но регулирующий орган обязан сохранять коммерческую, служебную и иную, охраняемую законом тайны. Глава 7 этого закона посвящена государственному контролю за экономической концентрацией. Согласно этой статье власти могут создавать и реорганизовывать коммерческие организации с предварительного согласия антимонопольного органа, проводить сделки с акциями, имуществом и активами коммерческих и финансовых организаций, рассматривать ходатайства хозяйствующих субъектов и на их основе выносить решения, контролировать соглашения экономических агентов, которые ограничивают конкуренцию. Монополисты несут ответственность за нарушения антимонопольного законодательства и обязаны выполнять все предписания антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности естественных монополий в России

Кратко рассмотрим естественные монополии в России. Отрасли, где господствуют естественные монополии, были рассмотрены выше в параграфе, где речь шла о законодательных аспектах естественных монополий в РФ.

В России после распада СССР сложились такие естественные монополии, как российское акционерное общество “ЕЭС России”, железнодорожный транспорт Российской Федерации, российское акционерное общество “Газпром”, акционерная компания “Транснефть”. Эти предприятия даже в условиях нестабильности экономики и остановке, разорении многих фирм доказали свою стойкость и высокий уровень экономической эффективности, данные монополии являются гарантом стабильности экономики России. Эти монополии являются, пожалуй, самыми крупными, а ОАО “Газпром” является транснациональной компанией и ее действия оказывают влияние на экономику всего мира.

Рассмотрим проблемы, возникавшие  при регулировании РАО “ЕЭС России”, ОАО “Газпром” в 2003-2006 годах, причем для ОАО “Газпром” эта проблема актуальна до сих пор.

При регулировании таких акционерных  обществ, как РАО “ЕЭС России”, ОАО “Газпром”, возникает проблема двойственности. С одной стороны эти коммерческие предприятия нацелены на получение прибыли, с другой стороны их стратегическая значимость для государства и монопольное положение на рынке требуют проведения такой экономической политики, которая наиболее четко будет отвечать интересам государства и всего населения страны. Поэтому, помимо регулирования, государству должна принадлежать значительная доля акционерного капитала этих обществ.

Доля государства в акционерном капитале РАО “Газпром” составляет 40%, в РАО “ЕЭС России” составляла - 53%. Пакет акций, находящийся у иностранных акционеров РАО “ЕЭС России” составляет примерно 20-25%, а дальнейший рост доли иностранцев, при снижении доли государства может привести к потере самостоятельности. Необходимо проведение политики, ограничивающей долю иностранных акционеров и установление предельной доли акций, находящихся в государственной собственности, чтобы не оказаться в плачевной ситуации Казахстана, где значительная доля акций принадлежала иностранным акционерам. Пополнение государственного бюджета за счет продажи части акций из государственного пакета не может ставиться выше национальных стратегических интересов государства, базирующихся на развитии промышленности и сельского хозяйства, где важную роль играет энергетика. Поэтому приватизация нефтегазового комплекса, его разделение на несколько самостоятельных компаний привело к тому, что в условиях падения мировых цен на нефть, они не смогли договориться и провести единую экспортную и ценовую политику.

Но в последние годы были предприняты  небезуспешные попытки по реорганизации  естественных монополий в некоторых  отраслях. В железнодорожной отрасли  началась создаваться конкурентная среда, такой вид деятельности как  железнодорожные перевозки перестал относиться к естественной монополии, теперь ценообразование там ведется по рыночным законам, а к сфере естественных монополий относится только использование инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Было реорганизовано РАО “ЕЭС России” – его разделили на главное звено, которое сохранило черты естественной монополии и конкурентное звено, в которое вошли несколько энергетических компаний, выделенных из РАО “ЕЭС России”. Во многих отраслях происходят подобные подвижки, так как государство, наконец, осознало, что регулировать естественные монополии необходимо, ведь это приносит выгоду всем экономическим агентам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом,  мы ознакомились и изучили саму теоретическую  модель естественной монополии, проанализировали основные  способы регулирования  естественных монополий при помощи государства в России и развитие систем контроля над монополиями. Мы рассмотрели особенности реально существующих естественных монополий и разобрали такие методы решения проблемы, как ценовое регулирование, ценовая дискриминация, пиковое ценообразование и другие.

Среди всех монополий особо  выделяется одна в полном смысле этого слова транснациональная монополия, которая оказывает непосредственное влияние на всю Европу, и, как следствие,  на весь мир – ОАО Газпром. В нашей стране большое влияние на образование естественных монополий оказала имевшая место в советской России геополитическая и экономическая обстановка, поэтому это явление в российской экономике следует рассматривать с особой точки зрения, несколько отличной от рассмотрения таких же монополий в странах, не входивших ранее в СССР.

Также следует сказать  о том, что естественные монополии  существуют в тех рыночных нишах, где одна фирма способна насытить рынок по более низкой себестоимости, чем две или более фирм. Поэтому государству невыгодно упразднять такие предприятия, а приходится регулировать их монопольную власть. В России уровень контроля над естественными монополиями сравнительно низок, несмотря на осуществление федеральными службами РФ надзора за монополиями в областях связи, энергетики и транспорта и многих других.

Естественные монополии – одно из достояний России, поэтому меры, принимаемые по отношению к ним, не должны сводиться к примитивному дроблению предприятий, а, иначе говоря, к их разрушению и деградации, ведь функционирование естественных монополий – один из факторов, весьма сильно поддерживающих нашу национальную экономику. Поэтому отношение государства к ним двойственно: с одной стороны, естественные монополии представляют собой хребет российской экономики, следовательно, их надо беречь, но с другой стороны, естественные монополии не выгодны для потребителя, так как цена на их продукцию чересчур высока и такая фирма обладает монопольной властью на рынке. Это и вынуждает правительство смириться с их существованием и осуществлять контроль над их деятельностью.

Сохранение естественных монополий и грамотный контроль над их рыночным влиянием является одним из приоритетных направлений координирующей промышленной политики Министерства экономики РФ с тем, чтобы извлечь максимальную выгоду из такого оригинального экономического института.

 

 

 

Список использованной литературы

1. А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова, «Микроэкономика промежуточный уровень», Инфра-М, 2008.- 685 с.

2. Н.М. Розанова, «Эволюция  взглядов на конкуренцию и  практика антимонопольного регулирования:  опыт стран с развитой рыночной  экономикой» (http://economics.boom.ru/Rozanova/rozanova2.htm)

3. Н. Грегори Менкью, «Принципы  экономикс», 2-е издание, перевод  с англ. – СПБ.: Питер, 2007. – 624 с.

4. Лекции по микроэкономике.

5. Закон РФ «О защите  конкуренции», 2006 года (система Консультант плюс 2009)

6. Федеральный закон о естественных монополиях от 19.07.1995 N 147-ФЗ (в редакции от 25.12.2008 N 281-ФЗ) (система Консультант плюс 2009)

7. К.Р. Макконел, С.Л. Брю,  «Экономикс: Принципы, проблемы и  политика»,  2 т.: Пер. с англ. 13-го  изд. Т. 2. - М.: Республика, 1999.

8. Периодические издания  «Эксперт», «РБК»

9. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи, Экономика. — М.: Дело, 1999.

10. Цапелик В.Е. Регулирование естественных монополий.// Общество и экономика, 1996, № 8.

11. Ресурсы Интернета.

12. Институт проблем естественных  монополий 

(http://www.ipem.ru/index.php?option=com_content&view=section&layout=blog&id=16&Itemid=84)

 

 

 

1 Федеральный закон от 25.12.2008 N 281-ФЗ

2 А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова, «Микроэкономика промежуточный уровень», Инфра-М, 2008.- 685 с.

3 А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова, «Микроэкономика промежуточный уровень», Инфра-М, 2008.- 685 с.

4  Розанова Н.М., «Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования: опыт стран с развитой рыночной экономикой»

5  Розанова Н.М., «Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования: опыт стран с развитой рыночной экономикой»

6  Журнал «Эксперт» №13(652), 6 апреля 2009 года

7 Федеральный закон от 25.12.2008 N 281-ФЗ

8 п. 3 в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ

9 Федеральный закон от 31.12.2005 N 199-ФЗ

10 Федеральный закон от 08.08.2001 N 126-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.05.2006 N 62-ФЗ

11  Федеральный закон о защите конкуренции от 08.07.2006

 


Информация о работе Монополии на российском рынке