Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:01, курсовая работа
«Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров»1.
Введение...................................................................................................................2
Теоретическая модель естественных монополий, ее функционирование..................................................................................................4
Развитие взглядов на конкуренцию в экономике и причины государственного вмешательства в экономическую деятельность естественных монополий.......8
Процесс регулирования естественных монополий............................................10
Ценовая дискриминация........................................................................................12
Пиковое ценообразование.....................................................................................13
Альтернативы регулирования...............................................................................13
Квазиконкурентные рынки................................................................................... 13
Регулирование входа и аукцион............................................................................14
Регулирование верхнего тарифа (дефлятор Х) или стимулирующее регулирование.........................................................................................................15
Разделение естественной монополии....................................................................17
Государственная собственность.............................................................................17
Развитие системы государственного регулирования естественных монополий в России и дальнейшие ее задачи..............................................................................................19
Особенности естественных монополий в России................................................ 24
Заключение...............................................................................................................26
Список использованной литературы...........................................
Выделяют два подхода в отношении объекта регулирования цен. Если в отрасли выпускается широкий ассортимент продукции, то регулируется не каждый из них, а какой-либо их набор. Это упрощает процесс подсчета, облегчает перекрестное субсидирование, что играет важную роль, так как при перекрестном субсидировании цены сильно отклоняются от относительных издержек, а их оптимальные значения невозможно установить быстро из-за недостаточной изученности спроса и издержек.
Определение принципов агрегирования цен, масштаба их относительных изменений – два эти фактора представляют собой основную проблему. В условиях инфляции, которой подвержены почти все мировые экономики, фиксирование абсолютной величины тарифа нецелесообразно. Ее необходимо фиксировать в относительных ценах, что справедливо и для потребителей и для производителей. В мире динамика тарифов фиксируется на основе индекса дефлятора ВНП либо индекса розничных цен.
В модели также определяется величина Х при помощи оценок величины прибылей от нерегулируемой деятельности, объема капиталовложений, перспективного спроса, потребностей в инвестициях, вероятности увеличения производительности и снижения издержек. Эта величина должна учитывать расхождения между динамикой дефлятора и уровнем цен на те ресурсы, которая компания затрачивала при производстве.
Такой способ регулирования имеет несколько неоспоримых достоинств. Главным для данной модели является уровень цен – очень важный для потребителей показатель. Регулирующие органы не должны участвовать в длительных пересмотрах цен, оценках инвестиционной программы, а компания может просто изменять структуру и уровень тарифов по заданной формуле, что намного упрощает процесс регулирования. Также на лицо простота отслеживания и принятия решений. И одним из главных достоинств является то, что фирма заинтересована в увеличение производственной эффективности, так как она будет получать выгоду от этого в период между пересмотром величины Х. Этот так называемый стимулирующий эффект напрямую зависит от жесткости Х и характера пересмотра цен.
Важную роль играют критерии пересмотра величины Х, так как при неопределенности этих критериев происходит увеличение цены капитала и/или торможение инвестирования, а при фиксированных критериях возникает очевидная обратная связь между уменьшением издержек и возможным падением цен. Это значит, что эффективность предприятия становится не добровольной, а принудительной. Величина Х сильно зависит от информации, которой обладают регулирующие органы, если сложилась такая ситуация, что компания имеет "монополию информации", то становится невозможным установить величину полученной прибыли и издержек, что сильно затрудняет регулирование.
Разделение естественной монополии
Разделение естественной
монополии является еще одним
способом государственного регулирования.
Причем надо отметить, что разделение
монополии не подразумевает примитивного
дробления, при котором образуется
много мелких компаний с высокими
издержками, которые не могут удовлетворить
спрос потребителей, что приводит
к потере экономической эффективности.
При выборе этого способа регулирования
необходимо провести разделение монополии
на два звена: естественно-монопольное
звено и конкурентное звено. С
одной стороны спрос
Еще одной попыткой разделения монополии при помощи выделения конкурентного звена стал проект, проведенный не так давно в городе Москве. При плате за электричество жители города Восточного и Юго-Восточных округов могли сделать выбор между традиционным ОАО «Мосэнергосбытом» и новым ООО «Русэнергосбытом М». В результате цены выросли в два раза, а десятки тысяч человек подали жалобы. «В ФАС считают, что выход компании на рынок двух московских округов произошел «по указанию московских чиновников», а не по бизнес-соображениям. Факт согласованных действий чиновников и руководства ООО «Русэнергосбыт М» уже установлен и даже документально подтвержден»6. В итоге, в теории хорошая идея создания конкурентного окружения на рынке электроэнергии провалилась из-за продажных чиновников и отсутствия контроля над осуществлением данного проекта. Все это может поставить крест на попытках создать конкуренцию на российском рынке энергосбыта. Налицо несоответствие теоретической концепции и практического осуществления этой теории, это, пожалуй, является одной из главных проблем при регулировании естественных монополий.
Государственная собственность
Государственная собственность на те предприятия, которые являются естественными монополистами – еще одна альтернатива регулированию. Этот способ регулировки заключается в том, что вместо частной монополии, нацеленной на прибыль, можно учредить государственное предприятие гораздо меньше заботящееся об извлечении прибылей. Институциональная система взглядов на государственную собственность будет способствовать установлению ограничения на цены, цены будут равняться предельным издержкам, чтобы не допустить монопольные прибыли, это все позволит сосредоточить внимание не только на финансовых вопросах, но и на вопросах национального благосостояния.
60 лет назад государственная собственность на предприятия считалась основным способом по борьбе с провалами рынка. Быстрая советская индустриализация, отрицательные последствия политического контроля над фирмами, регулирование в период Великой Депрессии, несостоятельность конкуренции – все это позволило государству взять в руки управление многими предприятиями в большом количестве стран.
За последние 30-40 лет реноме рыночной экономики восстановилось, и многие правительства произвели приватизацию больших частей государственного сектора, и даже таких важных отраслей, как энергетической, сталелитейной, телекоммуникационной.
Для
государственных предприятий
Нельзя
не принимать во внимание важность
инновационных технологий для рыночной
экономики, а как замечали многие
экономисты – правительство является
плохим новатором. Развитие и применение
новых технологий зачастую встречается
сразу после разгосударствления
предприятия, тогда как прорывы
в технической области
Бюджет – ограничение деятельности любого государственного предприятия. Так как от фирмы нужна небольшая разница между общим доходам и валовыми издержками, то зачастую наблюдается максимизация издержек. Государственная корпорация, ограниченная бюджетом, обладает управленческой слабиной, которая ведет к тому, что целями фирмы становятся максимизация выручки, бюджета и общего выпуска.
После развала
СССР долгое время не предпринималось
никаких попыток по регулированию
естественных монополий, и лишь к 1994
году, когда рост цен на продукцию
монополистов серьезно подорвал экономику,
была осознана необходимость осуществлять
регулирование таких отраслей. Первые
попытки ограничить действие естественных
монополий, в виду слабой законодательной
базы не привели к хорошим результатам,
только в 2005-2006 годах был принят закон
«О защите конкуренции» и доработан
Федеральный закон о
Максимальная
степень независимости
Ярким примером
несогласованности и
Только часть
видов экономической
Необходимо провести ряд реформ в отраслях, где господствуют естественные монополии. Во-первых, необходимо максимально разграничить регулируемые и нерегулируемые виды деятельности, насколько это возможно. Идеальным решением было бы создание самостоятельных фирм по каждому виду деятельности, действующих на основе открытой контрактной системы. Во-вторых, регулируемые компании должны предоставлять своевременно, достоверно и полно информацию для органов регулирования. В-третьих, необходимо создать конкурентную среду для потенциально конкурентных сегментов. Должны создаваться условия для появления государственных и частных фирм, которые вступят в борьбу с монополистами, причем необходимо допустить свободный и преимущественный доступ таких компаний и инфраструктуре таких отраслей. Например, для производителей природного газа необходим открытый и свободный доступ к транспортным системам. Процедуры лицензирования для входа на такой рынок тоже должны быть недискриминационными. В-четвертых, федеральное правительство должно активно участвовать в управлении компаниями, в настоящее же время оно владеет контрольными пакетами акций многих фирм, но его роль как собственника является фиктивной, и администрация предприятия производит управление без учета интересов собственника. В-пятых, инвестиционный процесс должен отвечать требованиям рыночной экономики. Инвестиции осуществляются за счет роста тарифов, от такого способа инвестирования надо избавляться, привлекать заемный капитал или акционерный капитал. В-шестых, нужно остановить перекрестное субсидирование. Субсидии, необходимые для малоимущих должны выплачиваться из местного или федерального бюджетов, а не из карманов других людей, потребляющих данные товары. И последнее, необходимо ликвидировать малоэффективные и малоиспользуемые производства и сократить излишнюю занятость.
Все это осуществить в ближайшее время не предоставляется возможным, но движение в этом направлении обеспечит формирование конкурентного окружения и применение государственного регулирования только в тех отраслях, где это необходимо. Это приведет к выгодам для всех: и для потребителей, ведь упадут цены, и для нерегулируемых предприятий, ведь произойдет либерализация рынка, и для регулируемых, ведь установится стабильный режим регулирования, благоприятствующий техническому развитию и новым инвестициям. Имеет смысл провести реструктуризацию отраслей-естественных монополий, ведь тогда ситуацию смогут решить свободные силы рынка, а государство только установит «правила игры», которые будут поддерживать и развивать конкуренцию. Но если реструктуризация не произойдет, то система регулирования будет развиваться по пути навязчивого и дорогостоящего контроля за издержками, прибылью и действиями фирм, как раз от такого пути регулирования пытаются отказаться развитые страны Запада.
Для дальнейшего развития системы регулирования естественных монополий важную роль играет законодательная база государства. Рассмотрим естественные монополии и их регулирование с точки зрения законодательства РФ. Уделим внимание Закону РФ «О защите конкуренции» от 2006 года и Федеральному закону о естественных монополиях от 19.07.1995 N 147-ФЗ (в редакции от 25.12.2008 N 281-ФЗ).
Определение
естественной монополии было приведено
выше (во введение), рассмотрим сферы
деятельности субъектов естественных
монополий. К ним относятся
Рассмотрим подробнее ограны, регулирующие сферы естественных монополий. «Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти»7. Органы регулирования также могут создавать свои территориальные органы и обеспечивать их полномочиями в рамках своей компетенции. «Порядок участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и пределы осуществляемого ими государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий определяются Правительством Российской Федерации»8. Регулирующий орган может быть ликвидирован при появлении возможности для развития конкуренции на рынке и/или при изменении характера спроса на продукцию естественных монополий. К функциям органов регулирования относятся: формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль, определение методов регулирования, контролирование в пределах своей компетенции соблюдения требований настоящего Федерального закона, возможность вноса предложений по совершенствованию законодательства о естественных монополиях, принятие решений по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий.