Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 00:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей аудитории печатных СМИ на примере еженедельной газеты «Вечерние Челны».
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты особенностей российской аудитории печатных СМИ;
2. Осуществить анализ субъективных характеристик аудитории еженедельной газеты «Вечерние Челны»;
3. Вынести рекомендации по повышению рекламной деятельности еженедельной газеты «Вечерние челны».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ АУДИТОРИИ ПЕЧАТНЫХ СМИ
1.1.Понятие аудитории печатных СМИ……...…………………….……..……..6
1.2. Особенности российской аудитории печатных СМИ…....……9
1.3. Методы изучения аудитории……..………………..………………….........14
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ АУДИТОРИИ ПЕЧАТНЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНИЕ ЧЕЛНЫ» Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)
2.1. Общая характеристика еженедельной газеты «Вечерние Челны» г.Набережные Челны…………………………………………………………..…..23
2.2. Анализ и оценка субъективных характеристик аудитории еженедельной газеты «Вечерние Челны» г. Набережные Челны .....….………………………...25
3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: «ВЫЯВЛЕНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АУДИТОРИИ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНИЕ ЧЕЛНЫ» Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
3.1 Программа исследования…………………………………………….30
3.1.1. Методологический раздел программы………………..……...…..30
3.1.2. Методический раздел программы…………………………..……31
3.2. Отчет о результатах исследования…………………………..………….…34
3.3. Рекомендации………………………………………………………….........46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....................47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………49
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….................51
1.2. Особенности российской аудитории печатных СМИ
Пресса значительно уступает радио, и телевидению в эмоциональности воздействия на аудиторию. Важнейшее ее преимущество - аналитичность. К преимуществам прессы также относится то, что к печатному слову можно всегда вернуться, подумать над ним. Можно передать газету знакомым, а потом обсудить с ними прочитанное. Пресса позволяет вести досье. Газеты, как правило, имеют стабильную аудиторию — просто в силу наличия подписки на них. Соответственно, возникает важный фактор регулярности воздействия прессы на конкретную, «свою» аудиторию. Таким образом, уступая в оперативности, эмоциональности, доступности и целом ряде других моментов, печатные СМИ выигрывают в аналитичности, которая связана с прочностью воздействия.
Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки:
1. Массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);
2. Периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
3. Принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.
Одним из ведущих коммуникаторов в системе СМИ по-прежнему остается периодическая печать. «Общественная потребность в печати диктуется тем, что она неизменно остается главным собирателем, носителем и распространителем массовой информации для многочисленных российских общностей» [6, с.337].
Многие эксперты сходятся во мнении, что чтение выступает одним из основных способов формирования личности, получения необходимой информации, расширения кругозора, проведения досуга. Однако за последние десятилетия картина чтения в России сильно изменилась. Сегодня реальность такова, что чтение все чаще выступает как утилитарный механизм, становится средством получения данных, а еще чаще – попросту источником развлечения.
Как отмечает исследователь молодежных СМИ и аудитории М.Е. Аникина, «в результате общество все меньше и все поверхностнее читает. Мы сталкиваемся с заметным упрощением текстов, с ростом значимости для аудитории «легкого чтения». Причем до конца так и не ясно, что же первично – спрос на массовую литературу или предложение материала далеко не самого высокого уровня» [7, с.250].
Снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение и как источник получения информации, и как интеллектуальную форму досуга. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Мы переживаем кризис читательской культуры. Особую обеспокоенность вызывает молодежная аудитория. По данным ЮНЕСКО, «доля систематически читающей молодежи в России снизилась с 48% (1991 г.) до 28% (2005 г.). В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня – только в 7%» [8, с.380].
Одна из причин, объясняющих отсутствие у молодежи потребности в современной общественно-политической прессе, заключается в том, что ее интересы на страницах газет представлены неадекватно, либо не представлены вовсе. Интересное исследование по этому поводу было проведено на основе трех общероссийских газет – «Труд», «Известия», «Российская газета» [9,c.400].
Контент-анализ содержания
Отсутствие соответствующей тематики, устаревшие формы подачи материалов, ограниченность выразительных средств, жанровое однообразие, неприкрытая ангажированность – все это обуславливает катастрофическое сокращение молодежной аудитории общественно-политических газет. Сегодня можно уверенно констатировать тот факт, что для молодежи этот вид СМИ перестал существовать. Все последние исследования медиапотребления молодежной аудитории фиксируют отсутствие интереса молодых читателей к общественно-политическим газетам и их полную некомпетентность в этом сегменте медиарынка.
В последнее время газетную индустрию начала волновать проблема читателей от 18 до 34 – той самой категории, которую газеты теряют из-за других СМИ и на которую ориентируются рекламодатели, считая ее своей основной целевой группой. Однако, учитывая результаты недавнего исследования института Пью (проект «Интернет и американская жизнь») [10, c.81], им стоит обратить внимание и на аудиторию более младшей возрастной группы – тех, кому 12–17 лет.
В опубликованном отчете по этому исследованию говорится, что половина всех тинэйджеров и 57% тех подростков, которые пользуются интернетом, могут считаться авторами/создателями контента. Это значит, что они завели блог (электронный журнал), сделали веб-сайт, разместили в интернете оригинальные изображения, фотографии, тексты или видео или переработали взятый из интернета контент и создали собственные произведения. Авторы отчета также обнаружили, что 19% подростков ведут электронные журналы-блоги, а 38% их читают. Подростки часто являются намного более увлеченными авторами и читателями блогов, чем взрослые [11, c.400].
Кроме того, представлять интерес для газет могут следующие привычки тинэйджеров. Они через интернет ведут поиск новостей или информации о жизни любимых звезд. 39% подростков-блоггеров и 28% «не-блоггеров», участвовавших в исследовании, используют интернет-ресурсы для поиска работы. Безусловно, 12–17-летние дети – это не рабочая сила. Но пройдет несколько лет, и они начнут искать работу всерьез. Подростки активно скачивают музыку и видео из интернета, используя большое количество бесплатных ресурсов.
Становится все более очевидно, что газетам придется изменить свою журналистскую модель. Подростки растут, создавая свой собственный контент, пересылая его друзьям, комбинируя информацию для создания новых продуктов. Они, как и их более старшие товарищи, все больше общаются друг с другом и с организациями в режиме онлайн. Это явление, которое уже сейчас интегрируется в новостную индустрию. Пользователи хотят, чтобы видеоизображения, аудиовзаимодействие и текст были объединены в одно, и газета, или ее новообразование, если она хочет выжить, должны соответствовать этим потребностям.
Названные изменения означают, что газетная журналистика должна будет адаптироваться, чтобы приспособиться к онлайн-эволюции, двигателем которой является ее будущая аудитория.
О перерождении и смене своей поведенческой модели сегодня заговорили руководители ведущих российских средств массовой информации. В частности, генеральный директор издательского дома «Коммерсант» Демьян Кудрявцев
считает, что «необходимо двигаться вперед, не теряя то единственное, что сегодня имеет смысл в традиционных медиа – это представление о качестве, интонация и бренд». По его словам, СМИ скоро будут торговать не информацией, а ее осмыслением, стилем, духом. Кудрявцев уверен, что «через десять лет газеты в том виде, в каком мы ее знаем, не будет вообще», но это не значит, что она исчезнет. Базовым изменением газеты будет являться технология. Технология, на которую делается ставка, – это электронная бумага. По мнению гендиректора издания, уже сегодня можно точно описать газету завтрашнего дня. «Она мобильная. Не должна зависеть от физических носителей – дистрибуции, то есть ты должен получать ее в любое время в любом месте. Она материальна и должна быть масштабирована с точки зрения физического использования» [12, с.216].
Становится все более очевидно, что газетам придется изменить свою журналистскую модель. Подростки растут, создавая свой собственный контент, пересылая его друзьям, комбинируя информацию для создания новых продуктов.
В последнее десятилетие молодежь стала проявлять интерес к журналам. В системе СМИ они характеризуются своей «внеоперативной» информацией, особым дизайном, своеобразным стилем изложения. Когда быстрый сбор и распространение новых сведений стали делом радио и телевидения, а газеты сосредоточились на актуализации фактов, журналы еще более укрепились на своей позиции, умея давать «вневременной» материал, ценный своей познавательностью, углубленным анализом или образно расцвеченный.
Аудиторный фактор для журнала, в отличие от газеты, является определяющим. В последние годы вслед за рекламодателями издатели журналов все более обращают внимание на подростковую аудиторию. Ведущие западные издательские дома, представленные в России своими дочерними структурами, начали активно выводить на наш рынок издания, ориентированные на подростков и молодежь 13–18 лет. Причиной стало изменение стратегии большинства крупных рекламодателей, пришедших к выводу, что эта возрастная группа оказывает очень сильное влияние на формирование семейных бюджетов и приоритетов потребления.
Как следствие, на современном российском рынке детско-юношеской журнальной периодики доминирует развлекательная пресса западного образца, это 75% от тиража всех юношеских изданий, выходящих в стране [13, c.44]. Стоит отметить, что печатные издания для подростков и молодежи, такие как «Ровесник», «Смена», «Собеседник», «Студенческий меридиан», «Пионер», «Техника молодежи», «Юность», «Юный натуралист», «Юный техник» и другие, существовали в России и в советский период. Однако в новых экономических условиях, когда на российском рынке появились иностранные издатели с иными подходами и возможностями, советские журналы перестали быть эксклюзивными источниками информации и не смогли конкурировать с сильными зарубежными брендами.
Вместе с тем на рынок продолжают выходить новые издания. В 2003 году появился журнал «Yes! Фабрика звезд», сейчас он называется «Yes! Звезды», в 2004 году – «TEEN'S», «Фабрика», «Bravo. Posters». В мае 2005 года издательский дом «СПН-Медиа» совместно с телеканалом ТНТ начал издавать журнал «Реалити-шоу Дом 2». 100-тысячный тираж первого номера, по словам заместителя главного редактора «Реалити-шоу Дом 2» Дмитрия Найды, был продан в первый же день. Сейчас тираж журнала составляет уже 600 тыс. экземпляров [14, c.226].
Подростковая и молодежная пресса – это сформировавшийся элемент общей системы массовой коммуникации. Она «призвана приобщать подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, являться важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим общаться друг с другом» [15, с.313].
1.3. Методы изучения аудитории.
Успех проведения социологического исследования в немалой степени зависит от выбора исследователем методов сбора информации.
Метод в социологии - способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной действительности. Эти методы делятся на количественные и качественные [16, c.254].
1. Количественные методы исследования предполагают получение четко структурированной информации о большом количестве объектов исследования (население, предприятия и т.д.). Первичные данные собираются от определенного числа объектов исследования. В основе методик количественных исследований лежат математические и статистические модели, что позволяет в результате иметь не мнения и предположения, а точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей.
Количественные исследования - это основной инструмент получения необходимой информации для планирования и принятия решений в случае, когда необходимые гипотезы относительно поведения потребителей уже сформированы. Как правило, количественные исследования предполагают использование выборочного метода, то есть, обследованию подвергаются не все объекты, входящие в целевую группу, а лишь их часть (которая и составляет выборку исследования). Понятно, что размер выборки, а также ее содержательные характеристики (например, возраст, социальный статус, уровень дохода потребителей) определяются исходя из параметров целевой группы, интересующей Заказчика.
Опрос - метод сбора информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам) [17, c.440].
· массовый опрос (случайно отобранная группа людей - неспециалистов по теме опроса);
· экспертный опрос (респонденты - специалисты по теме опроса);
· глубинное интервью, т.е. беседа по теме в свободной форме;
· фокусированный опрос, который предполагает сбор данных по конкретной ситуации с предварительной подготовкой респондентов;
· социометрический опрос служит для измерения внутригрупповых отношений.
· анкетирование: очное и заочное (почтовое, через газеты и журналы, в сети интернет).
Специфика метода состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами - анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию. Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетёра или интервьюера; сосредоточенной работы респондента над предложенными вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса.
Место проведения играет не маловажную роль в определении вида опроса:
· в лабораторных условиях;
· уличный опрос;
· опрос на рабочем месте;
· "домашний" опрос [18].
Особенности метода опроса заключаются в том, что информация отражает социальную реальность с точки зрения ее преломления в сознании опрашиваемых, т.е. данный метод позволяет работать с мнениями людей.
Особенность связана с тем, что данный метод позволяет получать первичную и разнообразную информацию об отношении людей к каким-либо событиям, о мотивах поведения и ценностных ориентациях, о характере отношений с другими людьми. Данный метод позволяет охватить массовую аудиторию, но с этим связана относительная дороговизна и высокая трудоемкость.
Наиболее распространенный в практике вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным. Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.). При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).
Информация о работе Особенности российской аудитории печатных СМИ