Особенности российской аудитории печатных СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 00:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей аудитории печатных СМИ на примере еженедельной газеты «Вечерние Челны».
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты особенностей российской аудитории печатных СМИ;
2. Осуществить анализ субъективных характеристик аудитории еженедельной газеты «Вечерние Челны»;
3. Вынести рекомендации по повышению рекламной деятельности еженедельной газеты «Вечерние челны».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ АУДИТОРИИ ПЕЧАТНЫХ СМИ
1.1.Понятие аудитории печатных СМИ……...…………………….……..……..6
1.2. Особенности российской аудитории печатных СМИ…....……9
1.3. Методы изучения аудитории……..………………..………………….........14
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ АУДИТОРИИ ПЕЧАТНЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНИЕ ЧЕЛНЫ» Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)
2.1. Общая характеристика еженедельной газеты «Вечерние Челны» г.Набережные Челны…………………………………………………………..…..23
2.2. Анализ и оценка субъективных характеристик аудитории еженедельной газеты «Вечерние Челны» г. Набережные Челны .....….………………………...25
3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: «ВЫЯВЛЕНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АУДИТОРИИ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНИЕ ЧЕЛНЫ» Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
3.1 Программа исследования…………………………………………….30
3.1.1. Методологический раздел программы………………..……...…..30
3.1.2. Методический раздел программы…………………………..……31
3.2. Отчет о результатах исследования…………………………..………….…34
3.3. Рекомендации………………………………………………………….........46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....................47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………49
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….................51

Файлы: 1 файл

курсовая смк.doc

— 537.50 Кб (Скачать)

 

Большая часть читателей еженедельной газеты «Вечерние Челны» с низким материальным благосостоянием (рис.2.3.).

 

 

Рис.2.3. Материальное благосостояние читателей газеты «Вечерние Челны» г.Набережные Челны (2009 г.)

Род занятий читателей еженедельной газеты «Вечерние Челны» разносторонний (рис.2.4.).

Рис.2.4. Род занятий  приверженцев газеты «Вечерние Челны» г.Набережные Челны (2009 г.)

Практически все читатели (87%) еженедельной газеты «Вечерние Челны» интересуются рекламой (рис.2.5.).

 

 

Рис.2.5. Количество читателей следящих за рекламой в еженедельной газете «Вечерние Челны» г. Набережные Челны (2009 г.).

Большая часть  читателей (82%) еженедельной газеты «Вечерние Челны» уделяют внимание статьям о товарах и услугах (рис.2.6.).

 

 

Рис.2.6. Читаемость статей (заметок) о товарах и услугах в еженедельной газете «Вечерние Челны» г. Набережные Челны (2009 г.).

 

Большая часть читателей (73%) еженедельной газеты «Вечерние Челны» при выборе товара ориентируется на рекламу(рис.2.7.).

 

 

Рис.2.7. Влияние рекламы на выбор товаров читателями еженедельной газеты «Вечерние Челны» г. Набережные Челны (2009 г.).

Большинство читателей (61%) еженедельной газеты «Вечерние Челны» довольны результативностью собственных объявлений (рис.2.8.).

 

 

Рис.2.8. Мнение читателей о результативности собственных объявлений в еженедельной газете «Вечерние Челны» г. Набережные Челны (2009 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: «ВЫЯВЛЕНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК  АУДИТОРИИ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ  «ВЕЧЕРНИЕ ЧЕЛНЫ» Г. НАБЕРЕЖНЫЕ  ЧЕЛНЫ»

3.1. Программа исследования

3.1.1. Методологический раздел программы

1. Формулировка проблемы, обоснование  ее актуальности.

СМИ представляет собой коммуникацию без непосредственной обратной связи, поэтому исследования аудитории являются основным способом установления такой связи.

Актуальность проблемы заключается в возникновении взаимной информационной связи, при которой у печатных СМИ была бы возможность проводить социологические исследования для эффективного влияния и  воздействия на читателей. Без обратной связи с электоратом невозможно динамично развиваться и достигать успеха. Необходимо ориентироваться на  целевую аудиторию, культивировать морально-этические ценности, формировать активную социальную позицию каждого читателя.

Таким образом, актуальной проблемой, на сегодняшний день, является изучение и обобщение субъективных характеристик аудитории печатных СМИ г. Набережные Челны именно для того, чтобы выяснить, кто является основной аудиторией печатных СМИ г. Набережные Челны, выяснить их предпочтения и дать необходимые рекомендации для повышения эффективности еженедельной газеты «Вечерние Челны». Все это определило актуальность социологического исследования.

Целью исследования является выявление субъективных характеристик аудитории еженедельной газеты «Вечерние Челны» г. Набережные Челны.

     В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

- провести социологическое исследование по выявлению субъективных характеристик аудитории еженедельной газеты «Вечерние Челны» г. Набережные Челны;

- осуществить анализ и оценку субъективных характеристик аудитории

 еженедельной газеты «Вечерние  Челны» г. Набережные Челны;

- дать рекомендации по повышению эффективности деятельности 
еженедельной газеты «Вечерние Челны»  г. Набережные Челны.

     Объектом исследования являются различные слои населения  города  
Набережные Челны.

    Предмет  исследования  –  субъективные характеристики аудитории, 
  влияющие  на  выбор той или иной газеты.

2. Интерпретация основных понятий  исследования.

Уровень интерпретации ключевого понятия исследования «Субъективные характеристики аудитории» включают в себя:

Демографические условия: пол, возраст, семейное положение, образование, профессия, доход.

- социальные условия: статус, социальный слой, материальное положение;

-социально-профессиональные характеристики: социально-профессиональный статус, профессия, род занятий;

-социокультурные условия: вероисповедание, субкультурные и контркультурные особенности, формы проведения досуга;

- психологические характеристики: мотивы обращения к информации, интересы.

3. Предварительный системный анализ  аудитории.

Предварительный системный анализ аудитории еженедельной газеты «Вечерние Челны» г. Набережные Челны приведен во второй главе в пункте 2.2.

3.1.2. Методический раздел

1. Стратегический план.

Стратегический план носит описательный характер. Сбор информации об аудитории еженедельной газеты «Вечерние Челны» г. Набережные Челны осуществляется путем проведения анкетирования.

Качественные и количественные характеристики аудитории

 приведены в пункте 2.2.

2. Обоснование системы выборки и ее расчет.

Социологическое исследование проводится в г. Набережные Челны, генеральной совокупностью является все население города, численность которого на 1 января 2011 года составляет 530000 жителей [19]. Для проведения социологического исследования из всей генеральной совокупности методом собственно-случайной выборки было отобрано 384 респондента .

При собственно-случайной выборке при извлечении выборки объема n все возможные комбинации из n-элементов, которые могут быть получены из генеральной совокупности объема N, имеют равную вероятность быть извлеченными. Здесь выполняется принцип случайности.

Расчет объема выборки

N=530000 (генеральная совокупность);

95% = надежность

∆ = 5% (ошибка выборки)

Формула для определения объема выборки при собственно случайном бесповторном отборе:

 

                                                    , (3.1)

 

где:  

z - коэффициент доверия ( z =1,96 для 95% надежности),

n - объем выборки;

s2 - выборочная дисперсия;

N - объем генеральной совокупности;

∆2.- дисперсия.

Таким образом, требуемый размер выборки – 384 респондента [20].

3. Описание основных методов и процедур сбора, обработки и анализа результатов

Метод сбора информации – поквартирное анкетирование, будет производиться по различным районам г. Набережные Челны. Анкетирование - это процедура проведения письменного опроса с помощью разработанной анкеты. (Приложение 1).

Метод обработки информации – статистическая программа Quan.

Метод анализа информации – двумерный и сравнительный анализы, осуществляемые с помощью программы Quan. Двумерный анализ применяется для  выявления взаимосвязей между различными характеристиками участников опроса. Обработанные результаты выводятся в виде таблиц двумерного распределения (таблиц сопряженности) и коэффициентов корреляции. Полученные результаты являются основой для интерпретации взаимосвязей между ценностно-мотивационными, аффективными и поведенческими особенностями аудитории [21].

4. Рабочий план исследования.

      Задача рабочего плана исследования упорядочить основные этапы исследования в соответствии с программой, календарными сроками, материальными и человеческими ресурсами.

Табл. 3.1.

Рабочий план социологического исследования

Этапы исследования

Сроки

Ответственные

I. Пилотажное исследование

12-14 декабря 2011 г.

Жоголева С.,

Кетова Е.

II. Полевое исследование

15-20 декабря 2011 г.

Гайфиева Л.,

Волкова Д.,

Жоголева С.,

Кетова Д.,

Нуруллина Г.,

Юсупова К.

 III. Обработка данных

21-28 декабря 2011 г.

Юсупова К.,

Гайфиева Л.

IV. Составление отчета

28 декабря 2011 г. – 9 января 2012 г.

Юсупова К.


 

 

 

3.2. Отчет о результатах  исследования.

 

Студентами Кафедры «Реклама и связи с общественностью» ФГБОУ ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия» (ИНЭКА) было проведено социологическое исследование по выявлению субъективных характеристик аудитории печатных СМИ г.Набережные Челны. Исследование проводилось с 15-20 декабря 2011г. среди жителей г. Набережные Челны, с помощью собственно-случайной выборки, всего было опрошено 384 человека, в анкетировании приняли участие респонденты в возрасте от 12  и до свыше 65 лет,  как мужчины, так и женщины. Все анкеты были занесены в программу QuAn. С помощью этой программы, был проведен двумерный текстовый анализ респондентов печатных СМИ. Двумерный анализ применяется для выявления взаимосвязей между различными характеристиками участников опроса. Обработанные результаты выводятся в виде таблиц двумерного распределения (таблиц сопряженности) и коэффициентов корреляции. Полученные результаты являются основой для интерпретации взаимосвязей между ценностно-мотивационными, аффективными и поведенческими особенностями аудитории

В опросе больше всего приняли участия респонденты в возрасте от 19- 25 лет, что составило 26,3 % от всех опрошенных, меньше всех оказалось респондентов в  возрасте свыше 65 лет.

Самый большой процент читаемости печатных СМИ, наблюдается у женщин, в возрасте 19-25 лет, а у мужчин, в возрасте 25-35 лет. Меньше всего, читают печатные СМИ люди свыше 65 лет, не зависимо от пола (рис.3.2.1.).

 

Рис. 3.2.1. Респонденты печатных СМИ по возрастному и половому признаку г.Набережные Челны (2011г.)

 

Наибольшее число респондентов (больше 50%), читающих печатное СМИ имеют неполное высшее профессиональное образование, в возрасте 19-25 лет и респонденты, достигшие возраста 25- 35 лет с высшим профессиональным образованием. А так же высок  процент читающих печатные СМИ людей с начальным профессиональным или средним образованием свыше 65 лет (рис.3.2.2.).

 

Рис. 3.2.2. Образование респондентов печатных СМИ г. Набережные Челны (2011г.)

Большинство читателей печатных СМИ - это женщины, имеющие высшее профессиональное образование, большинство же мужчин имеют начальное профессиональное образование (рис.3.2.3.).

 

Рис. 3.2.3. Пол и образование респондентов печатных СМИ г.Набережные Челны (2011г.)

 

 

Самый большой процент читающих печатные СМИ среди мужчин- это рабочие ( 25%), а среди женщин- это студентки (24 %) ( рис.3.2.4.) .

 

Рис. 3.2.4. Пол и род деятельности респондентов печатных СМИ г.Набережные Челны (2011г.)

Самый большой процент читающих печатные СМИ в возрасте от 12-25 лет – это холостые или не замужние респонденты. А с 25 –свыше 65 лет – это люди имеющие семью (рис.3.2.5.).

 

 

Рис. 3.2.5. Семейное положение читателей СМИ г.Набережные Челны (2011г.)

 

 

Стабильно читающие печатные СМИ - это респонденты в возрасте от 25- свыше 65 лет. Наименьшее количество читающих печатные СМИ – это респонденты от 12- 25 лет (рис.3.2.6.).

 

Рис. 3.2.6. Возраст респондентов читающих печатные СМИ г.Набережные Челны (2011г.)

 

Большинство респондентов предпочитают журнал «Телесемь». Не пользуются успехом у мужчин, такие журналы как « Только твой», « Я согласна», «Свадебный буклет», а среди женщин журналы « Достояние республики» и «Только твой» (рис.3.2.7.).

 

Рис. 3.2.7. Какие журналы предпочитают респонденты печатных СМИ г.Набережные Челны (2011г.)

 

 

Респонденты всех возрастов предпочитают читать печатные СМИ дома (рис.3.2.8.).

 

Рис. 3.2.8. Места чтения печатных СМИ г.Набережные Челны (2011г.)

На большинство респондентов- мужчин, при выборе газеты, влияет такой фактор, как наличие региональных (городских новостей), а у респондентов – женщин объективность  освещения события (новости) (рис.3.2.9.).

 

Рис. 3.2.9. Пол читателей и факторы влияния на выбор газеты г.Набережные Челны (2011г.)

 

Наблюдается повышенный интерес к рекламе у всех респондентов, по мере увеличения возраста. Небольшое снижение интереса к рекламе, наблюдается в возрасте 56-65 лет (рис.3.2.10.).

Рис. 3.2.10. Возраст респондентов интересующихся рекламой в печатных СМИ г.Набережные Челны (2011г.)

Большинство респондентов печатных СМИ предпочитают рекламу в таких газетах, как «Единство» и «Челны ЛТД». Меньше всего пользуется успехом у читателей, реклама в газете «АвтоCity» (рис.3.2.11.).

 

 

Рис. 3.2.11. Реклама в печатаных СМИ, предпочитаемая респондентами г.Набережные Челны (2011г.)

 

Большинство респондентов, как женщин, так и мужчин, предпочитают дома читать печатные СМИ (рис.3.2.12.).

 

Рис. 3.2.12. Предпочтение мест для чтения респондентов печатных СМИ г.Набережные Челны (2011г.)

 

Большинство респондентов печатных СМИ, как женщин, так и мужчин предпочитают газету «Челны ЛТД», не пользуется успехом у респондентов газета «Капитал». Еженедельную газету «Вечерние Челны» предпочитают больше мужчины, чем женщины. И по рейтингу, она стоит на 4 месте, по читаемости городских газет (рис.3.2.13.).

Информация о работе Особенности российской аудитории печатных СМИ