Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:04, реферат
Территориально-государственная форма устройства России прошла несколько этапов в своем развитии.
Первый этап начался с провозглашения на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Российской Федерации, что явилось прямым следствием осуществления Октябрьской революции и распада бывшей Российской империи. Это был этап создания и развития социалистического федерализма, в результате которого было образовано новое государство - Российская Федерация, а 10 июля 1918 г. была принята первая Конституция РСФСР.
Территориально-государственная форма устройства России прошла несколько этапов в своем развитии.
После вхождения РСФСР в состав СССР на правах союзной республики сложилась уникальная, с точки зрения территориально-государственной структуры, ситуация, когда в состав федеративного государства входило другое федеративное государство, наряду с унитарными государствами. В этот период вопрос о национально-территориальной структуре РСФСР отошел на второй план, поскольку на первый план вышли вопросы укрепления Союза ССР как единого жестко централизованного государства.
Референдум был проведен в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации". По условиям проведения референдума Конституция считалась принятой, если за нее проголосовало 50% избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в референдуме участвовало не менее 50% зарегистрированных избирателей. По итогам голосования такие условия были соблюдены: в голосовании участвовало более 58 млн. избирателей (54,8%), а за принятие Конституции проголосовало 33,4 млн. избирателей, что составило 58,4% всех участвовавших в референдуме.
Конституционные основы национально-государственного
устройства Российской Федерации установлены
нормами гл. 1 Конституции РФ, которая
не может быть изменена в обычном законодательном
порядке, а требует для своего изменения
фактически принятия новой Конституции.
Такое положение направлено на недопустимость
кардинального изменения всей системы
федеративных отношений в России. Кроме
того, основы конституционного строя распространяют
суверенитет Российской Федерации на
всю ее территорию, включая все без исключения
ее субъекты, а Конституция Российской
Федерации и федеральные законы имеют
верховенство на всей территории Российской
Федерации.
Только Российская Федерация вправе обеспечивать
целостность и неприкосновенность своей
территории, следовательно, целостность
и неприкосновенность всех входящих в
ее состав территориальных единиц.
Во взаимоотношениях с федеральными
органами государственной власти все
субъекты Российской Федерации равноправны
между собой. Закрепляя принцип
равноправия всех субъектов Российской
Федерации, Конституция в качестве
одного из важнейших принципов закрепляет
принцип единого и равного гражданства
Российской Федерации, независимо от оснований
его приобретения, а каждый гражданин
Российской Федерации обладает на ее территории
всеми правами и свободами и имеет равные
обязанности, предусмотренные Конституцией
РФ.
Основные вопросы, регулирующие федеративное
устройство России, нашли свое отражение
в гл. 3 Конституции. Прежде всего, в ст.
65 перечислен полный состав субъектов
Российской Федерации. В нее входят 21 республика,
6 краев, 49 областей, 2 города федерального
значения, 1 автономная область и 10 автономных
округов. Всего в составе Российской Федерации
89 самостоятельных субъектов, построенных
как по национальному, так и по территориальному
принципам. Это означает, что в Российской
Федерации принцип федерализма сочетается
с принципом унитаризма и автономии, обеспечивая
тем самым государственную целостность
Российской Федерации как единого, самостоятельного
государства. Очень важно, что текстом
основного закона РФ закреплен поименный
состав субъектов Федерации, что означает,
что любое изменение общего состава субъектов
Федерации требует как минимум внесения
изменений в саму Конституцию.
Государственная целостность РФ означает
отсутствие права выхода субъектов из
состава Федерации (т.е. реализации правасецессии). Поскольку субъекты
Федерации входят в состав единого государства
с территорией, включающей территории
всех субъектов, то любое отделение части
этой территории будет неизбежно означать
нарушение целостности государства. Как
правило, современные федеративные государства
не предусматривают в своих основных законах
права субъектов на выход из состава Федерации.
Право на выход из состава Федераций предусматривалось
конституциями социалистических стран
- СССР, Чехословакии и Югославии. Этот
принцип исходил из марксистско-ленинской
теории о праве наций на самоопределение,
вплоть до отделения. Другие Федерации
этот принцип не признавали, но даже в
социалистических федерациях не закреплялось
четкого механизма реализации права субъектов
на односторонний выход из состава единого
фактически централизованного государства.
И когда в результате политических изменений
в этих государствах встал вопрос о выходе
отдельных субъектов, все три социалистические
Федерации (СССР, Чехословакия и Югославия)
фактически распались на отдельные самостоятельные
государства.
Отсутствие принципа добровольного выхода
субъектов Российской Федерации из состава
единого целостного государства не противоречит
принципам демократического общества
и вполне соответствует общемировым тенденциям
развития федерализма. Вместе с тем Конституция
Российской Федерации допускает принятие
в состав единого государства и образование
в нем нового субъекта на основе федерального
конституционного закона.
Конституция РФ устанавливает статусный
характер субъектов, в соответствии с
которым статус республики как субъекта
Федерации определяется самой Конституцией
РФ и конституцией данной республики,
а статус края, области, города федерального
значения, автономной области, автономного
округа определяется Конституцией РФ
и уставом соответствующего субъекта
Федерации, принимаемым законодательным
(представительным) органом соответствующего
субъекта РФ. Статус субъекта Российской
Федерации может быть изменен по взаимному
согласию Российской Федерации и субъекта
Российской Федерации в соответствии
с федеральным конституционным законом,
а границы между субъектами Российской
Федерации могут быть изменены только
с их взаимного согласия.
Важнейшее значение для нормального функционирования
российского федерализма имеет принцип
установления единого государственного
языка на всей территории Российской Федерации,
которым является русский язык. Свои государственные
языки могут устанавливать и республики.
Они используются наряду с государственным
языком Российской Федерации в органах
государственной власти, органах местного
самоуправления и государственных учреждениях
этих республик. Вместе с тем Российская
Федерация гарантирует всем ее народам
право на сохранение родного языка и создание
условий для его изучения и развития и
гарантирует права коренных малочисленных
народов в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного
права и международными договорами Российской
Федерации.
Российский федерализм обладает целым
рядом специфических особенностей, отличающих
его от федерализма в других странах.
Одним из наиболее сложных вопросов
функционирования российского федерализма
является проблема сферы ведения и полномочий
самой Федерации и ее субъектов. Эта проблема,
кстати, является наиболее трудноразрешимой
и для многих зарубежных федераций. Конституция
РФ при закреплении предметов ведения
самой Федерации и ее субъектов исходит
из принципа установления отдельно вопросов
ведения Российской Федерации и вопросов
совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Вне пределов ведения Российской Федерации
и полномочий Российской Федерации и ее
субъектов субъекты Российской Федерации
обладают всей полнотой государственной
власти. В ведение Российской Федерации
входят наиболее существенные вопросы
государственной жизни, социально-экономической,
внешнеполитической, оборонной, законодательной
и других сфер деятельности (ст. 71 Конституции).
По предметам ведения
Вне предметов ведения Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации республики,
края, области, города федерального значения,
автономная область и автономные округа
осуществляют собственное правовое регулирование,
включая принятие законов и иных нормативных
правовых актов. Законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации
не могут противоречить федеральным законам,
принятым по предметам ведения Российской
Федерации и по предметам совместного
ведения.
В случае противоречия между федеральным
законом и иным актом, изданным в Российской
Федерации, действует федеральный закон.
В случае противоречия между федеральным
законом и нормативным правовым актом
субъекта Российской Федерации, изданным
вне предметов ведения Российской Федерации
и вне предметов совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов, действует нормативный
правовой акт субъекта Российской Федерации.
Проблемы разграничения полномочий между
Российской Федерацией и ее субъектами
приняли довольно острый характер в связи
с намерениями центральных властей к укреплению
вертикали исполнительной власти в Российской
Федерации. Помимо конституционных положений
о предметах ведения Российской Федерации
и ее субъектов для решения этих проблем
использовались положения Федеративного
Договора, подписанного 31 марта 1992 г. Федеративный
договор не подписали полномочные представители
Республики Татарстан и Чеченской Республики.
С Республикой Татарстан 15 февраля 1994
г. был подписан отдельный договор о разграничении
предметов ведения и взаимном делегировании
полномочий с Российской Федерацией. Аналогичный
договор был заключен с Республикой Башкортостан
и рядом других субъектов Российской Федерации.
Подобные договоры были заключены в силу
объективной необходимости для предотвращения
распада Российской Федерации. Однако,
по прошествии ряда лет, стало очевидным,
что проблема разграничения полномочий
не была решена, ряд полномочий вообще
не был законодательно урегулирован, что
стало серьезным тормозом в развитии как
федеративных отношений, так и в дальнейшем
развитии российской государственности.
В связи с этим в июле 2001 г. Президентом
РФ была образована рабочая комиссия для
подготовки предложений и документов
для дальнейшего развития федеративных
отношений, разграничения полномочий
между Российской Федерацией, ее субъектами
и органами местного самоуправления. Поэтому
в этом отношении предстоит еще очень
большая и сложная работа, в которую будут
вовлечены Президент, Правительство, Федеральное
собрание, представители субъектов Федерации
и органов местного самоуправления.
Субъектами Российской Федерации
называются входящие в ее состав в
качестве неотъемлемых составных частей
на принципах равноправия
Проблема правового статуса субъектов
Российской Федерации является наиболее
сложной, вызывающей много споров и дискуссий,
а следовательно, и различные точки зрения
на способы и пути решения этой проблемы.
Прежде всего, следует отметить особенность
закрепления правового статуса субъектов
Российской Федерации, которая заключается
в том, что этот статус закреплен двумя
видами нормативно-правовых актов. Для
республик - это Конституция РФ и Конституция
соответствующей республики, а для краев,
областей, городов федерального значения,
автономной области, автономных округов
- Конституция РФ и устав соответствующего
субъекта.
Конституция РФ устанавливает основные
принципы, на которых должен базироваться
правовой статус субъектов Российской
Федерации. Прежде всего, субъекты имеют
свой основной закон и свое законодательство,
для республик - это Конституции, для всех
остальных субъектов - это уставы. Причем
эти основные законы, как и все законодательство
субъектов, принимается ими самостоятельно
и не требует никакого утверждения со
стороны общефедеральных государственных
органов. Республика может принимать свою
конституцию как представительным органом,
так и путем всенародного референдума,
уставы других субъектов Федерации принимаются
законодательным (представительным) органом
соответствующего субъекта.
Конституция РФ устанавливает принцип
разграничения предметов ведения и полномочий
между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти
субъектов Федерации. Это разграничение
полномочий устанавливается, в первую
очередь, Конституцией Российской Федерации,
а также Федеративным и иными договорами
о разграничении предметов ведения и полномочий.
Необходимо отметить, что эта проблема
является одной из наиболее сложных в
отношениях федерального центра с субъектами
Федерации. Дело в том, что некоторые Конституции
республик и другие правовые акты субъектов
были приняты еще до вступления в силу
Конституции РФ 1993 г. в период "парада
суверенитетов" и, соответственно, содержали
значительное число норм, противоречащих
как самой российской Конституции, так
и общефедеральному законодательству.
Однако некоторые субъекты Федерации
принимали свои Конституции уже после
принятия Конституции РФ и также включали
противоречащие общефедеральной Конституции
положения. Бурный рост самостоятельного
законодательства в субъектах понизил
уровень качества этого законодательства,
что также объективно вызвало появление
противоречащих Конституции и федеральному
законодательству норм.
Информация о работе История и особенности российского федерализма