Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:00, курсовая работа
Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века( пореформенная Россия). На общественно - культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны—Отечественная война 1812 г. и движения декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.
1. Введение.
2. Предреформенная Россия.
2. 1 Образование и просвещение.
2. 2 Успехи научной мысли.
2. 3 Общественно-политическая мысль
2. 4 Художественная культура
3. Вывод
Список литературы
История Российской
культуры в XIX веке. - (курсовая)
Дата добавления:
март 2006г.
Содержание
№ стр.
1. Введение.
2. Предреформенная Россия.
2. 1 Образование и просвещение.
2. 2 Успехи научной мысли.
2. 3 Общественно-политическая мысль
2. 4 Художественная культура
3. Вывод
Список литературы
1. Введение.
Всю историю российской
культуры XIX века можно поделить на
первую половину века (предреформенная
Россия) и вторую половину века( пореформенная
Россия). На общественно - культурную жизнь
России первой половины XIX в. огромное
влияние оказали два события
в истории страны—Отечественная
война 1812 г. и движения декабристов.
Они сыграли определяющую роль в
развитии общественного сознания, повлияли
на политику правительства в сфере
культуры. Эти события не прошли
бесследно для многих областей художественной
культуры.
Эпоха 1812 г. —важный
этап в развитии национального самосознания.
Общая идейная атмосфера
С ростом национального
самосознания связан интерес к собственной
истории, особенно возросший в это
время. Фактом огромного культурного
значения стала “История государства
Российского” Н. М. Карамзина, первые 8
томов которой увидели свет в
1818 г. Карамзин стал первым историком,
которого стада читать публика.
Эпоха 1812 г. породила
также довольно широкое распространение
религиозных исканий среди
Однако претензии
Библейского общества выступать
в роли верховного арбитра в вопросах
религии, вмешаться вдела православной
церкви вызывали недовольство и протест
со стороны и церковных иерархов,
и некоторых политических деятелей
(А. А. Аракчеева, архимандрита Фотия, А.
С. Шишкова и др. ). В изменившейся
ситуации, в 1826 г. , Библейское общество
прекратило свое существование. 1 [1В 1863
г. общество было восстановлено под
названием “Общество для
Массовое применение
техники, связанное с промышленным
переворотом, т. е. переходом мануфактуры
в фабрику, было качественно новым
моментом в развитии производительных
сил. К этому времени относится
зарождение отечественного машиностроения.
На заводах изготовлялись паровые двигатели,
рабочие машины и механизмы, главным образом
для технических предприятий. В 1831 г. В
России возникло первое механическое
заведение для производства сельскохозяйственных
машин.
Паровые двигатели
стали использоваться на транспорте.
В1815 году на Неве появился первый пароход.
С конца 30-х годов началось железнодорожное
строительство. Открытое в 1851 г. железнодорожное
сообщение между Москвой и
Петербургом имело большое
Но все же в
первой половине XIX в. основным видом
транспорта оставался гужевой и
водный, а главными путями сообщений—грунтовые
дороги и реки. Железнодорожных путей
в России к 1861 г. насчитывалось всего
около 1, 5 тыс. верст, что для огромных
пространств страны было очень незначительно.
Идеи национальной
самобытности, используемые официальной
идеологией, стали применяться в
культурной политике правительства, прежде
всего по отношению к системе
образования и просвещения. Для
ограждения России от потрясений Западной
Европы и их последствий предполагалось
“умножать, где только можно, число
умственных плотин”. Так считал министр
народного просвещения С. С. Уваров
в начале 30-х годов.
Уже в последнее
десятилетие царствования Александра
I в школьном образовании усилилось
влияние церкви и религии. В 1817 г.
было создано Министерство духовных
дел и народного просвещения
во главе с С. Н. Голицыным—председателем
петербургского Библейского общества.
В 1819 г. во всех российских университетах
учреждались кафедры “
2. Предреформенная Россия
(Первая половина XIX века. )
2. 1. Образование
и просвещение.
В 20-50-е годы изменилось
отношение правительства к
В этот период усиливается
сословность в системе
Типы школ сохранялись,
но каждый из них становился сословно-обособленным.
Приходские одноклассные училищапредназначались
для детей “самых низших сословий”,
в них обучали закону божьему,
грамоте и арифметике. Уездные
трехклассные училищасоздавались для
детей “купцов, ремесленников и
других городских обывателей”, в
их программе были русский язык,
арифметика, начала геометрии, история
и география. В гимназиях, которые
имели семь классов, получали образование
главным образом дети дворян, чиновников,
богатых купцов. Рескрипт правительства
19 августа 1827 г. еще раз подтверждал,
что крепостные крестьяне не должны
допускаться в гимназии и университеты,
они могут обучаться только в
школах, где “предметы не выше тех,
кои преподаются в училищах уездных”1
[1 В. С. Шульгин “Культура России
IX-XX вв”. М. 96 стр. 160]. Все эти меры
правительства были направленны
на укрепление сословных различий.
В одном из циркуляров попечителям
учебных округов министр
Жизнь вносила коррективы
в принципы сословности образования.
С развитием экономики, увеличением
сфер жизни, требующих грамотных, образованных
людей, возрастал авторитет знания
и необходимость их приобретения.
В 30-е годы появилось много ведомственных
школ ( Министерства финансов, Государственных
имуществ, Военного, Духовного ведомств
и др. ). В 40-50-е годы было создано
около 3 тыс. волостных училищ Министерства
государственных имуществ. Это была
наиболее многочисленная сельская школа
в дореформенной России. К первой
половине XIX в. относятся попытки
участия общественности в распространении
образования. В 1819 г. было создано “Общество
учреждения училищ по методу взаимного
обучения”, которое стремилось организовать
систему ланкастерских школ. Первоначально
правительство поддерживало эту
инициативу общественности. Но после
того , как ланкастерские школы
стали использоваться декабристами
( М. Ф. Орлов, Н. Н. Раевский ) для целей
революционной пропаганды, они были
закрыты.
Общественной организацией
был Комитет грамотности, созданный
в 1845 г. при Московском обществе сельского
хозяйства. Задачей его было всестороннее
распространение грамотности на
религиозно-православной основе среди
сельского населения.
В целом следует
отметить известный рост начальной
школы. Так, если в начале XIX в. в стране
существовало 158 училищ ( 32 гимназии и 126
уездных училищ ), то к середине 50-х
годов в каждой губернии было в
среднем около 130 начальных школ.
Однако подавляющее большинство
училищ было сосредоточено в городах.
Дореформенная школа была явлением
городской культуры.
К середине XIX в. в
начальных училищах обучалось примерно
0, 7 %; в столицах, в некоторых губернских
городах - 3-5 % всех жителей. Правда, эта
общая картина состояния
Университеты, число
которых было прежним, продолжали оставаться
основной формой высшей школы в России.
Помимо университетов существовали
и другие высшие учебные заведения:
Медико-хирургическая академия и
Главный педагогический институт в
Петербурге, Лазаревский институт восточных
языков в Москве, духовные, военные,
технические училища и академии, многие
из которых носили характер закрытых учебных
заведений.
Во второй четверти
XIX в. возникли старейшие в нашей
стране технические заведения: Петербургский
практический технологический институт
(1828 г. , ныне Технологический институт
им. Ленсовета), Московское ремесленное
училище (1830 г. , в настоящее время-
Московский государственный технический
университет1 [1 1917-1989 гг. —Московское
высшее технологическое училище
им. Н. Э. Баумана. - В. С. Шульгин “Культура
России IX-XX вв. ” М. 96 стр 162. ]им. Н. Э.
Баумана). С 30-х годов при гимназиях
и уездных училищах открывались
реальные классы для изучения технических
и коммерческих наук, появились фабричные
школы при некоторых