Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:00, курсовая работа
Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века( пореформенная Россия). На общественно - культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны—Отечественная война 1812 г. и движения декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.
1. Введение.
    2. Предреформенная  Россия.
    2. 1 Образование  и просвещение.
    2. 2 Успехи  научной мысли.
    2. 3 Общественно-политическая  мысль
    2. 4 Художественная  культура
    3. Вывод
    Список  литературы
История Российской 
культуры в XIX веке. - (курсовая) 
Дата добавления: 
март 2006г. 
Содержание
№ стр.
1. Введение.
2. Предреформенная Россия.
2. 1 Образование и просвещение.
2. 2 Успехи научной мысли.
2. 3 Общественно-политическая мысль
2. 4 Художественная культура
3. Вывод
Список литературы
 1. Введение. 
Всю историю российской 
культуры XIX века можно поделить на 
первую половину века (предреформенная 
Россия) и вторую половину века( пореформенная 
Россия). На общественно - культурную жизнь 
России первой половины XIX в. огромное 
влияние оказали два события 
в истории страны—Отечественная 
война 1812 г. и движения декабристов. 
Они сыграли определяющую роль в 
развитии общественного сознания, повлияли 
на политику правительства в сфере 
культуры. Эти события не прошли 
бесследно для многих областей художественной 
культуры. 
Эпоха 1812 г. —важный 
этап в развитии национального самосознания. 
Общая идейная атмосфера 
С ростом национального 
самосознания связан интерес к собственной 
истории, особенно возросший в это 
время. Фактом огромного культурного 
значения стала “История государства 
Российского” Н. М. Карамзина, первые 8 
томов которой увидели свет в 
1818 г. Карамзин стал первым историком, 
которого стада читать публика. 
Эпоха 1812 г. породила 
также довольно широкое распространение 
религиозных исканий среди 
Однако претензии 
Библейского общества выступать 
в роли верховного арбитра в вопросах 
религии, вмешаться вдела православной 
церкви вызывали недовольство и протест 
со стороны и церковных иерархов, 
и некоторых политических деятелей 
(А. А. Аракчеева, архимандрита Фотия, А. 
С. Шишкова и др. ). В изменившейся 
ситуации, в 1826 г. , Библейское общество 
прекратило свое существование. 1 [1В 1863 
г. общество было восстановлено под 
названием “Общество для 
Массовое применение 
техники, связанное с промышленным 
переворотом, т. е. переходом мануфактуры 
в фабрику, было качественно новым 
моментом в развитии производительных 
сил. К этому времени относится 
зарождение отечественного машиностроения. 
На заводах изготовлялись паровые двигатели, 
рабочие машины и механизмы, главным образом 
для технических предприятий. В 1831 г. В 
России возникло первое механическое 
заведение для производства сельскохозяйственных 
машин. 
Паровые двигатели 
стали использоваться на транспорте. 
В1815 году на Неве появился первый пароход. 
С конца 30-х годов началось железнодорожное 
строительство. Открытое в 1851 г. железнодорожное 
сообщение между Москвой и 
Петербургом имело большое 
Но все же в 
первой половине XIX в. основным видом 
транспорта оставался гужевой и 
водный, а главными путями сообщений—грунтовые 
дороги и реки. Железнодорожных путей 
в России к 1861 г. насчитывалось всего 
около 1, 5 тыс. верст, что для огромных 
пространств страны было очень незначительно. 
Идеи национальной 
самобытности, используемые официальной 
идеологией, стали применяться в 
культурной политике правительства, прежде 
всего по отношению к системе 
образования и просвещения. Для 
ограждения России от потрясений Западной 
Европы и их последствий предполагалось 
“умножать, где только можно, число 
умственных плотин”. Так считал министр 
народного просвещения С. С. Уваров 
в начале 30-х годов. 
Уже в последнее 
десятилетие царствования Александра 
I в школьном образовании усилилось 
влияние церкви и религии. В 1817 г. 
было создано Министерство духовных 
дел и народного просвещения 
во главе с С. Н. Голицыным—председателем 
петербургского Библейского общества. 
В 1819 г. во всех российских университетах 
учреждались кафедры “ 
2. Предреформенная Россия
(Первая половина XIX века. )
    2. 1. Образование 
и просвещение. 
В 20-50-е годы изменилось 
отношение правительства к 
В этот период усиливается 
сословность в системе 
Типы школ сохранялись, 
но каждый из них становился сословно-обособленным. 
Приходские одноклассные училищапредназначались 
для детей “самых низших сословий”, 
в них обучали закону божьему, 
грамоте и арифметике. Уездные 
трехклассные училищасоздавались для 
детей “купцов, ремесленников и 
других городских обывателей”, в 
их программе были русский язык, 
арифметика, начала геометрии, история 
и география. В гимназиях, которые 
имели семь классов, получали образование 
главным образом дети дворян, чиновников, 
богатых купцов. Рескрипт правительства 
19 августа 1827 г. еще раз подтверждал, 
что крепостные крестьяне не должны 
допускаться в гимназии и университеты, 
они могут обучаться только в 
школах, где “предметы не выше тех, 
кои преподаются в училищах уездных”1 
[1 В. С. Шульгин “Культура России 
IX-XX вв”. М. 96 стр. 160]. Все эти меры 
правительства были направленны 
на укрепление сословных различий. 
В одном из циркуляров попечителям 
учебных округов министр 
Жизнь вносила коррективы 
в принципы сословности образования. 
С развитием экономики, увеличением 
сфер жизни, требующих грамотных, образованных 
людей, возрастал авторитет знания 
и необходимость их приобретения. 
В 30-е годы появилось много ведомственных 
школ ( Министерства финансов, Государственных 
имуществ, Военного, Духовного ведомств 
и др. ). В 40-50-е годы было создано 
около 3 тыс. волостных училищ Министерства 
государственных имуществ. Это была 
наиболее многочисленная сельская школа 
в дореформенной России. К первой 
половине XIX в. относятся попытки 
участия общественности в распространении 
образования. В 1819 г. было создано “Общество 
учреждения училищ по методу взаимного 
обучения”, которое стремилось организовать 
систему ланкастерских школ. Первоначально 
правительство поддерживало эту 
инициативу общественности. Но после 
того , как ланкастерские школы 
стали использоваться декабристами 
( М. Ф. Орлов, Н. Н. Раевский ) для целей 
революционной пропаганды, они были 
закрыты. 
Общественной организацией 
был Комитет грамотности, созданный 
в 1845 г. при Московском обществе сельского 
хозяйства. Задачей его было всестороннее 
распространение грамотности на 
религиозно-православной основе среди 
сельского населения. 
В целом следует 
отметить известный рост начальной 
школы. Так, если в начале XIX в. в стране 
существовало 158 училищ ( 32 гимназии и 126 
уездных училищ ), то к середине 50-х 
годов в каждой губернии было в 
среднем около 130 начальных школ. 
Однако подавляющее большинство 
училищ было сосредоточено в городах. 
Дореформенная школа была явлением 
городской культуры. 
К середине XIX в. в 
начальных училищах обучалось примерно 
0, 7 %; в столицах, в некоторых губернских 
городах - 3-5 % всех жителей. Правда, эта 
общая картина состояния 
Университеты, число 
которых было прежним, продолжали оставаться 
основной формой высшей школы в России. 
Помимо университетов существовали 
и другие высшие учебные заведения: 
Медико-хирургическая академия и 
Главный педагогический институт в 
Петербурге, Лазаревский институт восточных 
языков в Москве, духовные, военные, 
технические училища и академии, многие 
из которых носили характер закрытых учебных 
заведений. 
Во второй четверти 
XIX в. возникли старейшие в нашей 
стране технические заведения: Петербургский 
практический технологический институт 
(1828 г. , ныне Технологический институт 
им. Ленсовета), Московское ремесленное 
училище (1830 г. , в настоящее время- 
Московский государственный технический 
университет1 [1 1917-1989 гг. —Московское 
высшее технологическое училище 
им. Н. Э. Баумана. - В. С. Шульгин “Культура 
России IX-XX вв. ” М. 96 стр 162. ]им. Н. Э. 
Баумана). С 30-х годов при гимназиях 
и уездных училищах открывались 
реальные классы для изучения технических 
и коммерческих наук, появились фабричные 
школы при некоторых