История Российской культуры в XIX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века( пореформенная Россия). На общественно - культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны—Отечественная война 1812 г. и движения декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.

Оглавление

1. Введение.
2. Предреформенная Россия.
2. 1 Образование и просвещение.
2. 2 Успехи научной мысли.
2. 3 Общественно-политическая мысль
2. 4 Художественная культура
3. Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

История Российской культуры в XIX веке.docx

— 53.49 Кб (Скачать)

История Российской культуры в XIX веке. - (курсовая) 

Дата добавления: март 2006г. 

    Содержание

    № стр.

    1. Введение.

    2. Предреформенная  Россия.

    2. 1 Образование  и просвещение.

    2. 2 Успехи  научной мысли.

    2. 3 Общественно-политическая  мысль

    2. 4 Художественная  культура

    3. Вывод

    Список  литературы

  

1. Введение. 

Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная  Россия) и вторую половину века( пореформенная  Россия). На общественно - культурную жизнь  России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события  в истории страны—Отечественная война 1812 г. и движения декабристов. Они сыграли определяющую роль в  развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере  культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры. 

Эпоха 1812 г. —важный  этап в развитии национального самосознания. Общая идейная атмосфера предвоенных  лет и периода Отечественной  войны вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Успешное завершение в войне воспринималось современниками как, национальная победа, предотвратившая  иноземное порабощение. “Война 1812 г. пробудила народ русский к  жизни и составляет важный период в политическом его существовании. ” [1 И. Д. Якушкин - В. С. Шульгин “Культура  России IX-XX вв. ” М. 96 стр. 157] “1812 г. —эпоха, с которой начиналась новая жизнь  для России и дело не только во внешнем  величии и блеске, но прежде всего  во внутреннем развитии в обществе гражданственности и образования, которые были результатом этой эпохи”. [2 В. Г. Белинский - В. С. Шульгин “Культура  России IX-XX вв. ” М. 96 стр. 157 ] 

С ростом национального  самосознания связан интерес к собственной  истории, особенно возросший в это  время. Фактом огромного культурного  значения стала “История государства  Российского” Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818 г. Карамзин стал первым историком, которого стада читать публика. 

Эпоха 1812 г. породила также довольно широкое распространение  религиозных исканий среди части  светских и духовных деятелей в России. Правительство в лице Александра I придерживалось в это время в своей конфессиональной политике принципа веротерпимости ко всем религиям наравне с православием. Еще при Павле I была разрешена деятельность Ордена иезуитов, стремившихся к распространению католицизма в России. Александр I покровительствовал миссионерской деятельности Британского библейского общества, занимавшегося распространением Библии. В декабре 1812 г. была разрешена деятельность петербургского Библейского общества. В это время Библия издавалась на русском, французском языках, языках народов России (прежде тексты Библии существовали только на церковнославянском языке). 

Однако претензии  Библейского общества выступать  в роли верховного арбитра в вопросах религии, вмешаться вдела православной церкви вызывали недовольство и протест  со стороны и церковных иерархов, и некоторых политических деятелей (А. А. Аракчеева, архимандрита Фотия, А. С. Шишкова и др. ). В изменившейся ситуации, в 1826 г. , Библейское общество прекратило свое существование. 1 [1В 1863 г. общество было восстановлено под  названием “Общество для распространения  Священного писания в России”. Существовало до 20-х годов XX в. - В. С. Шульгин “Культура  России IX-XX вв. ” М. 96 стр. 180]Несколькими  годами ранее была запрещена деятельность иезуитов в России (1820), по распоряжению правительства закрыты масонские  ложи (1822). Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 г. было, несомненно, важной вехой в общественно- культурной жизни страны. “Декабристы пробудили  душу у нового поколения”. 2 [2 А. И. Герцен - В. С. Шульгин “Культура России IX-XX вв. М. 96 стр. 158]Стремление осмыслить  и понять идеи дворянских революционеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, появлению  новых ориентиров в официальной  идеологии. Для общественной мысли XVIII —начала XIX вв. принадлежность России к Западной Европе была фактом очевидным. Теперь, после событий 14 декабря 1825 г. , осознание этой духовно интеллектуальной связи стало восприниматься резко  критически со стороны официальных  властей. В правительственных документах (Манифест 13 июля 1826 г. , “Донесение следственной комиссии”) декабризм объявлялся “заразой, принесенной извне”, а противопоставление России Западной Европе возводилось  в принцип официальной идеологии. Мысль о превосходстве самодержавной, православной России над “гниющим”  Западом стала одной из составных  частей теории официальной народности. В социально—экономической жизни  страны во второй четверти XIX в. все  более определенно обозначались процессы, свидетельствовавшие о  кризисе феодально—крепостнической  системы, дальнейшем развитии капиталистического уклада, углублении социальной дифференциации. 

Массовое применение техники, связанное с промышленным переворотом, т. е. переходом мануфактуры  в фабрику, было качественно новым  моментом в развитии производительных сил. К этому времени относится  зарождение отечественного машиностроения. На заводах изготовлялись паровые двигатели, рабочие машины и механизмы, главным образом для технических предприятий. В 1831 г. В России возникло первое механическое заведение для производства сельскохозяйственных машин. 

Паровые двигатели  стали использоваться на транспорте. В1815 году на Неве появился первый пароход. С конца 30-х годов началось железнодорожное  строительство. Открытое в 1851 г. железнодорожное  сообщение между Москвой и  Петербургом имело большое значение для развития внутренних экономических  связей. 

Но все же в  первой половине XIX в. основным видом  транспорта оставался гужевой и  водный, а главными путями сообщений—грунтовые  дороги и реки. Железнодорожных путей  в России к 1861 г. насчитывалось всего  около 1, 5 тыс. верст, что для огромных пространств страны было очень незначительно. 

Идеи национальной самобытности, используемые официальной  идеологией, стали применяться в  культурной политике правительства, прежде всего по отношению к системе  образования и просвещения. Для  ограждения России от потрясений Западной Европы и их последствий предполагалось “умножать, где только можно, число  умственных плотин”. Так считал министр  народного просвещения С. С. Уваров в начале 30-х годов. 

Уже в последнее  десятилетие царствования Александра I в школьном образовании усилилось  влияние церкви и религии. В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения  во главе с С. Н. Голицыным—председателем  петербургского Библейского общества. В 1819 г. во всех российских университетах  учреждались кафедры “ богопознания и христианского учения” и  вводился курс богословия. В XVIII в. отсутствие богословия в учебном плане Московского  университета отличало его от других европейских университетов. В начальных  школах было запрещено изучение книги  “О должностях человека и гражданина”, из курса уездных училищ исключены  начала естественной истории и технологии, сократились курсы географии  и истории. “Науки, изощряющие ум, не составляют без веры и безнравственности  благоденствия народного, обучать  грамоте весь народ принесло бы более  вреда, чем пользы, науки полезны  только тогда, когда как соль употребляются  в меру, смотря по состоянию (т. е. сословию) людей”1 [1А. С. Шишков - министр народного  просвещения ( доклад царю 1824 г. ) - В. В. Познанский “Очерки русской культуры первой половины XIX века” М. 70 стр. ]В  этих словах был сформулирован принцип  сословности образования, ставший  главным в политике правительства  Николая I по отношению к школе. Одним  из средств борьбы с распространением в обществе прогрессивных идей становилась  цензура. Изданный в 1826 г. цензурный  устав получил у современников  название “чугунного”. Цензор мог  по своему усмотрению сокращать текст, заменять слова и выражения. С  этого времени вплоть до конца николаевского царствования усиливалось открытое гонение на передовую литературу и журналистику, а годы, последовавшие за революционными событиями 1848 г. в Западной Европе, получили печально известное название “эпохи цензурного террора”. Запрещалось к изданию все, что в малейшей степени, по мнению властей, могло повредить существовавшим в России порядкам, “ослабить должное к власти почтение”. В цензурных циркулярах 50-х годов указывалось, что “в книгах для простого народа” нельзя допускать критики правительства, церкви, описывать “бедствия крепостного крестьянства”, следовало “избегать говорить о народной воле, о требованиях к нуждам рабочих классов”. 

    2. Предреформенная  Россия

    (Первая  половина XIX века. )

    2. 1. Образование  и просвещение. 

В 20-50-е годы изменилось отношение правительства к задачам, которые должна была решать школа  в системе просвещения. Если в  начале XIX в. приоритетным было общее  образование, то теперь школа прежде всего способствовала восприятию нравственности, основанной на религиозных чувствах. В утвержденном в 1828 г. Уставе учебных  заведений целью обучения считалось  “при нравственном образовании доставлять юношеству средства к приобретению нужнейших по состоянию каждого  познаний”. 

В этот период усиливается  сословность в системе образования, нарушается преемственность обучения в общеобразовательной школе, что  прежде декларировать в правительственных  постановлениях. 

Типы школ сохранялись, но каждый из них становился сословно-обособленным. Приходские одноклассные училищапредназначались для детей “самых низших сословий”, в них обучали закону божьему, грамоте и арифметике. Уездные  трехклассные училищасоздавались для  детей “купцов, ремесленников и  других городских обывателей”, в  их программе были русский язык, арифметика, начала геометрии, история  и география. В гимназиях, которые  имели семь классов, получали образование  главным образом дети дворян, чиновников, богатых купцов. Рескрипт правительства 19 августа 1827 г. еще раз подтверждал, что крепостные крестьяне не должны допускаться в гимназии и университеты, они могут обучаться только в  школах, где “предметы не выше тех, кои преподаются в училищах уездных”1 [1 В. С. Шульгин “Культура России IX-XX вв”. М. 96 стр. 160]. Все эти меры правительства были направленны  на укрепление сословных различий. В одном из циркуляров попечителям  учебных округов министр народного  просвещения С. С. Уваров подчеркивал, что “при возрастающем повсюду стремлении к образованию наступило время  пещись о том, чтобы чрезмерным стремлением  к высшим предметам учения не поколебать некоторым образом порядок гражданских  сословий”2 [2 В. В. Познанский “Очерки  русской культуры первой половины XIX века” М. 70 стр. ] . Однако помимо идеологической направленности, в деятельности Министерства народного просвещения было немало сделано для улучшения системы образования: увеличилась численность училищ и гимназий, проведена университетская реформа (1835). 

Жизнь вносила коррективы в принципы сословности образования. С развитием экономики, увеличением  сфер жизни, требующих грамотных, образованных людей, возрастал авторитет знания и необходимость их приобретения. В 30-е годы появилось много ведомственных  школ ( Министерства финансов, Государственных  имуществ, Военного, Духовного ведомств и др. ). В 40-50-е годы было создано  около 3 тыс. волостных училищ Министерства государственных имуществ. Это была наиболее многочисленная сельская школа  в дореформенной России. К первой половине XIX в. относятся попытки  участия общественности в распространении  образования. В 1819 г. было создано “Общество  учреждения училищ по методу взаимного  обучения”, которое стремилось организовать систему ланкастерских школ. Первоначально  правительство поддерживало эту  инициативу общественности. Но после  того , как ланкастерские школы  стали использоваться декабристами ( М. Ф. Орлов, Н. Н. Раевский ) для целей  революционной пропаганды, они были закрыты. 

Общественной организацией был Комитет грамотности, созданный  в 1845 г. при Московском обществе сельского  хозяйства. Задачей его было всестороннее распространение грамотности на религиозно-православной основе среди  сельского населения. 

В целом следует  отметить известный рост начальной  школы. Так, если в начале XIX в. в стране существовало 158 училищ ( 32 гимназии и 126 уездных училищ ), то к середине 50-х  годов в каждой губернии было в  среднем около 130 начальных школ. Однако подавляющее большинство  училищ было сосредоточено в городах. Дореформенная школа была явлением городской культуры. 

К середине XIX в. в  начальных училищах обучалось примерно 0, 7 %; в столицах, в некоторых губернских городах - 3-5 % всех жителей. Правда, эта  общая картина состояния грамотности  может быть несколько скорректирована  с учетом различных общественных форм обучения ( школы, содержавшиеся  на общественные капиталы, частные  пансионы, школы грамотности, в том  числе среди крестьян-старообрядцев ). Однако принципиально изменить средний  показатель грамотности в дореформенной  России эти данные не могут. 

Университеты, число  которых было прежним, продолжали оставаться основной формой высшей школы в России. Помимо университетов существовали и другие высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия и  Главный педагогический институт в  Петербурге, Лазаревский институт восточных  языков в Москве, духовные, военные, технические училища и академии, многие из которых носили характер закрытых учебных заведений. 

Во второй четверти XIX в. возникли старейшие в нашей  стране технические заведения: Петербургский  практический технологический институт (1828 г. , ныне Технологический институт им. Ленсовета), Московское ремесленное  училище (1830 г. , в настоящее время- Московский государственный технический  университет1 [1 1917-1989 гг. —Московское  высшее технологическое училище  им. Н. Э. Баумана. - В. С. Шульгин “Культура  России IX-XX вв. ” М. 96 стр 162. ]им. Н. Э. Баумана). С 30-х годов при гимназиях  и уездных училищах открывались  реальные классы для изучения технических  и коммерческих наук, появились фабричные  школы при некоторых текстильных  мануфактурах и фабриках, в университетах  фабрикантам читались публичные  лекции по технической химии, технология производства и т. д. В 1822 г. по инициативе Московского общества сельского  хозяйства в России была открыта  Земледельческая школа— первое в  стране сельскохозяйственное учебное  заведение. В дореформенной России подготовка учителей для гимназий и  университетов осуществлялось только в одном специальном учебном  заведении—Главном педагогическом институте в Петербурге. Он возник в 1804 г. на основе учительской семинарии XVIII в. Преобразованный в 1819 г. в университет  Главный педагогический институт был  вновь восстановлен в 1829 г. На протяжении первой половины XIX в. значение центров  по подготовке преподавателей для гимназий, средних и высших учебных заведений  сохраняли университеты. Специальных  учебных заведений для подготовки учителей начальной школы в России не было. Просвещение охватывает широкий  круг проблем, связанных и с интересом  к книге и ее распространением, и с формированием системы  культурно- просветительных учреждений. В дореформенной России интерес  ккнигенесомненно увеличивался, продолжала расширяться и сама читательская среда. Происходил рост книжных изданий (в конце 50-х годов печаталось около 2 тысяч книг), появились крупные  отечественные книгоиздатели (братья И. И. и К. И. Глазуновы, С. И. Селивановский, В. А. Плавильщиков, А. Ф. Смирдин н  др. ). Расширялась книжная торговля. В 30-х годах XIX в. в России насчитывалось  более 100 книжных лавок. Число периодических  изданий за полвека также увеличилось  более чем в 3, 5 раза (с 64 до 230 наименований), издавались общественно-литерарурные, научные, ведомственные журналы. В 20-е  годы начал распространяться новый  тип изданий—литературно-художественный альманах. С 1837 г. стала выходить газета “ Губернские ведомости” (до1917 г. ). 

Информация о работе История Российской культуры в XIX веке