История Российской культуры в XIX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века( пореформенная Россия). На общественно - культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны—Отечественная война 1812 г. и движения декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.

Оглавление

1. Введение.
2. Предреформенная Россия.
2. 1 Образование и просвещение.
2. 2 Успехи научной мысли.
2. 3 Общественно-политическая мысль
2. 4 Художественная культура
3. Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

История Российской культуры в XIX веке.docx

— 53.49 Кб (Скачать)

Расцвет романтизма на сцене связан с творчеством  замечательного русского актера П. С. Молчалова (1800-1848), прославившегося игрой в  пьесах Шиллера и Шекспира. Вершиной его творчества стала роль Гамлета. Успех Молчалова в этой области  объяснялся современным прочтением пьесы. Герой Молчалова воспринимался  зрителями как русский Гамлет 30-40-х годов XIX в. 

Драматургия А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, особенно А. Н. Островского  способствовала утверждению реалистической драмы в театральном репертуаре. 

Реформатором актерского искусства, основоположником реализма на русской сцене был великий  актер М. С. Щепкин (1788-1863). “Он создал правду на русской сцене, писал о  нем Герцен, он первым стал не театрален  на театре”. 1 [1 В. С. Шульгин “Культура  России IX-XX вв. ” М. 96 стр. 175]Метод  игры Щепкина явился основной сценичной  школой актерского искусства в течение  многих последующих десятилетий. 

Театр первой половины XIX в. воспитал плеяду замечательных  русских актеров, которыми и доныне по праву гордится русская сцена (Е. С. Семенова, В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов). В этот период начинается становление режиссуры, искусства оформления спектакля. 

Музыкаэтого времени, опираясь на лучшие традиции народности и демократизма, испытала на себе сильное  воздействие эпохи 1812 года. Композиторы  стали чаще обращаться к героико- патриотическим, национальным сюжетам (опера К. А. Кавоса “Иван Сусанин”. 1815). Видным представителем романтизма в музыке был А. Н. Верстовский (1799-1862). Постановка наиболее известной его  оперы “Аскольдова могила”, созданной  из либретто М. Н. Загоскина, состоялась в 1835 г. 

В обществе усилился интерес к камерным и публичным  концертам. Внимание многих композиторов, писателей, художников привлекали музыкальные  вечера у А. А. Дельвига, В. Ф. Одоевского, в литературном салоне З. А. Волконской. Огромным успехом пользовались летние концертные сезоны в Павловске, которые  стали устраиваться с 1838 г. , когда  сюда была проведена железная дорога из Петербурга. Неоднократно в этих концертах выступал австрийский  композитор и дирижер, знаменитый “король  вальсов” И. Штраус. 

В истории русского музыкального искусства особая роль принадлежит М. И. Глинке (1804-1857). С  его именем связано возникновение  русской музыкальной классики, национальной школы в музыке. Событием в культурной жизни России была постановка оперы  Глинка “Жизнь за царя” (1836). Оперу  довольно сухо встретила высокосветская публика, “кучерская музыка” не вызвала  ее симпатий. Но многие передовые люди России восторженно приветствовали спектакль. В числе поклонников  оперы были Пушкин, Гоголь, Белинский, Одоевский. Хомяков. 

Глинка —родоначальник основных жанров отечественной профессиональной музыки. Он “создал национальную русскую  оперу, национальную инструментальную музыку...... русский национальный романс”, - писал о нем В. В, Стасов. 1 [1 В. С. Шульгин “Культура России IX-XX вв. ” М. 96 стр. 176] Глинка —композитор, для которого высшими принципами искусства были идейность и народность. “Создает музыку народ, - говорил он А. Н. Серову (композитор и музыкальный  критик), - а мы, художники, только ее аранжируем”. 2 [2 В. С. Шульгин “Культура  России IX-XX вв. ” М. 96 стр. 176] Для творчества А. С. Даргомыжского (1813-1869) наряду с  принципами реализма и народности становится характерным большая социальная, драматическая напряженность, горячее  сочувствие “ маленькому человеку” (опера “Русалка”, 1856). Даргомыжский выступил новатором в музыке, привнеся в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности (мелодичный речитатив в опере “Каменный  гость”). 

Изобразительное искусство  не представляло единства в идейно- художественном отношении. Блестящих  успехов достигла архитектурарусского  ампира. В первой трети XIX в. она продолжала традиции классицизма и была связана  с именами А. Д. Захарова (1761-1811), одного первых зачинателей русского ампира, А. Н. Воронихина (1759-1814), К. И. Росси (1775-1849). Для зодчих этого времени становится характерным синтез архитектуры  и скульптуры. В это время создаются  монументальные ансамбли Петербурга, формируются площади северной столицы— Дворцовая, Сенатская, Стрелка Васильевского  острова. В Москве стиль русского ампира имел некоторую особенность: более мягкий, интимный характер, что  свойственно зданиям и ансамблям, созданным О. И. Бове (1784-1834), Д. И. Жилярди (1785-1845). 

В 30-е годы в связи  с признаками распада художественной системы классицизма архитектура  все более приобретала функционально- утилитарный характер. Начавшееся строительство  доходных домов постепенно стало  вытеснять дворянские особняки, которые  сохранили стилевое единство. 

В это время получает распространение “русско-византийский”  стиль. Одним из ведуших архитекторов этого стиля был К. А. Тон (1794-1881)—автор проектов Храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты. 

Освобождение от идейно- эстетических установок классицизма  в живописибыло связано с растущим интересом к человеческой личности, к жизни простых людей. Новое  понимание человека, его внутреннего  мира получило наибольшее выражение  в романтическом портрете. Одним  из ярких представителей романтизма был замечательный портретист начала XIX в. О. А. Кипренский (1782-1836). Художник утверждает новый взгляд на человека как на внутренне независимую личность (портрет П. А. Оленина, 1813), подчеркивает романтические черты русской  женщины (портрет Хвостовой, 1814). Кипренский создал прекрасный портрет А. С. Пушкина (1827). 

Развитие романтизма, а затем и реализма в изобразительном  искусстве означало серьезные перемены в академической живописи. В 30-50-е  годы идейные каноны академизма, основанные на иерархической ценности жанров, все более устаревали. Сохранялся приоритет исторической живописи; бытовой  жанр как полноправный еще не признавался. Идейно-художественные установки академизма вступали в противоречие с требованиями жизни и общественными задачами искусства. Наиболее ярким представителем классицизма был К. П. Брюллов (1799-1852). Но он принес в живопись новые романтические  черты. Национальным своеобразием русского романтизма в исторической живописи был некоторый “трагический палет”. В картине Брюллова “Последний день Помпеи” впервые в качестве героя  на широком историческом фоне представлен  народ, хотя и в идеализированном виде. Брюллов—блестящий мастер парадных портретов (“Всадница”, 1832). В последний  период своего творчества он достиг в  портретах большого психологизма (“Автопортрет”, 1848). 

А. А. Иванов (1806-1858) —крупнейший  художник XIX в. , в творчестве которого было сильное философское, религиозно-нравстенное  начало. Художник верил в высокое  предназначение просвещения, способного указать народу путь к усовершенствованию и социальному обновлению. Главным  делом всей его жизни стало  монументальное полотно “Явление Христа народу”, над которым он работал 20 лет (1837-1857). Художник стремился выразить веру в духовное возрождение человечества; каждый образ на картине по-своему индивидуален и неповторим. 

Новые реалистические тенденции в живописи развивались  наиболее плодотворно вне стен Академии. Рождение бытового жанра связано  с творчеством А. Г. Венецианова (1780-1847). Его картины были открытием в  русской живописи 20-х годов (“На  пашне. Весна”, “На жатве. Лето”, “Захарка”  и др. ): художник изображал повседневную жизнь крестьян, показывал их человеческое достоинство и красоту труда. Венецианов создал свою школу в русской  живописи, которая стала значительным явлением в художественной культуре 20-40-х годов и способствовала распространению  бытового жанра. У Венецианова было много учеников, получивших специальное образование в училище, открытом им в имении Сафонково (Тверская губерния). 

В первой половине XIX в. в г. Арзамасе возникла первая в  России частная художественная школа, основанная А. В. Ступиным. Арзамасская  школа (1802-1862) способствовала развитию демократической жанровой живописи. 

Центром художественной жизни Москвы стало открытое в 1832 г. Училище живописи, ваяния и зодчества, сыгравшее важную роль в утверждении  принципов реализма в русском  искусстве. (В 1918 г. училище было реорганизовано во 2-ые Свободные художественные мастерские, позднее преобразованные в Московский художественный институт им. Сурикова и Московский архитектурный институт). Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве  был П. А. Федотов (1815-1852). Появление  маленьких жанровых картин Федотова на академической выставке 1849 г. произвело  настоящую сенсацию. Его творчество тесно связано с литературой  и идейным движением 40-х годов XIX в. В частных, на первый взгляд, событиях мастер сумел выразить большие социальные проблемы. Впервые в русской жанровой живописи появились картины, где  критиковались отдельные стороны  общественной жизни (“Свежий кавалер”, 1846; “Сватовства майора”, 1848). Драматизм, метафоричность, свойственная художественной манере Федотова, особенно проявились в его последней картине “Анкор, еще анкор! ”(1851-1852). П. А. Федотов  завершил эволюцию русской живописи первой половины XIX в. и наметил пути ее дальнейшего развития. 

    3. Вывод. 

К середине XIX в. , в  канун буржуазных реформ, в России завершился один из внутренних этапов в историко-культурном процессе (XVIII- первая половина XIX вв. ). Основным его  содержанием было развитие национальной культуры, когда в полную силу выявились  ее характерные черты и особенности: гуманизм и сопричастность общественной жизни, гражданственность и интерес  к “маленькому человеку”. 

В рассматриваемый  период произошло становление современного литературного языка, определилась более тесная связь художественной культуры с идейными исканиями и  общественно-политической мыслью. 

Одной из особенностей русской национальной культуры была ее открытость, способность к усвоению элементов культуры других народов, но при этом сохранились национальная самобытность и цельность. Этому  несомненно способствовало длительное, многовековое хозяйственное и культурное общение русского народа с другими  народами, входившими в состав Российской империи. Особенностью России как многонационального государства было отсутствие границ, которые отделяли бы центр от окраин и обособляли отдельные национальные регионы. Хозяйственные и культурные связи русского и других народов существовали длительно и постепенно. 

Через взаимные культурные контакты происходил процесс овладения  русским языком национальной интеллигенцией, приобщение народов России к духовным богатствам русской культуры. Одновременно обогащался и идейно-художественный мир русских писателей, художников, композиторов благодаря познанию культуры других народов. 

В рассматриваемый  период культурный потенциал был  сосредоточен в дворянском сословии. Дворянство было основным носителем  профессиональной культуры. Высоко оценивая интеллектуальный уровень дворянской культуры 30-50-х годов, Н. А. Бердяев  связывал с именами Чаадаева, братьев  И. и П. Киреевских, Хомякова, Грановского, Герцена, Пушкина, Лермонтова, Гоголя развитие русской философии, гуманитарных, исторических знаний, искусства и литературы. 

Вместе с тем  к концу крепостной эпохи в  общественно-культурной жизни России все более отчетливо проявилось несоответствие между уровнем духовной культуры и возможностями овладения  культурными ценностями. В обществе были весьма ограничены средства широкого распространения просвещения, народного  образования. 

В первой половине XIX в. общественно-культурная жизнь наиболее разнообразной и полнокровной была лишь в столицах. Провинция, по мнению одного из современных исследователей, “еще находилась в состоянии глубокой умственной спячки”1 [1Ласунский О. Г. - Литературно-общественное движение в русской провинции. Воронеж, 1985. стр. 13. ] . 

    Список  литературы. 

1. Культура России IX-XX в. - В. С. Шульгин, Л. В.  Кошман, Москва 1995 г. 2. История русской  культуры - Т. И. Балакина, Москва 1995 г. 

3. Пособие по истории  Отечества - А. С. Орлов А.  Ю. Полунов, Москва 1994 г. 4. Организация  науки в России в первой  половине XIX века- Г. Е. Павлова,  Москва 1990 г. 

5. Очерки русской  культуры первой половины XIX века - В. В. Познанский, Москва 1970 г. 

6. Литературно-общественное  движение в русской провинции  - О. Г. Ласунский, Воронеж 1985 г. 

    7. Советский  энциклопедический словарь, Москва 1982 г.

Информация о работе История Российской культуры в XIX веке