История Российской культуры в XIX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века( пореформенная Россия). На общественно - культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны—Отечественная война 1812 г. и движения декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.

Оглавление

1. Введение.
2. Предреформенная Россия.
2. 1 Образование и просвещение.
2. 2 Успехи научной мысли.
2. 3 Общественно-политическая мысль
2. 4 Художественная культура
3. Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

История Российской культуры в XIX веке.docx

— 53.49 Кб (Скачать)

Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. и И. С. Аксаковы, П. В. и И. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин и др. ) выступали, в  отличие от западников, за принципиально  иной путь развития России, нежели западноевропейский. В основе его лежали самобытные нравственно - религиозные начала допетровской Руси, к возрождению которых призывали  славянофилы. Они были убежденными  противниками революции, но, как и  западники, отстаивали мирный путь социальных преобразований, прежде всего отмены крепостного права. В период подготовки реформы 1861 г. западники и славянофилы  составили единый либеральный лагерь. 

Существенно важным для развития национального самосознания были идеи славянофилов о национальном характере культуры, некритическом  отношении к иностранным влияниям (А. С. Хомяков. “О возможности русской  художественной школы”. 1847 г. ) . 

К 30-м годам относится  развитие идей утопического социализма. В России он распространялся в  форме крестьянского или общинного  социализма (А. И. Герцен), его особенностью было признание приоритета революционных  методов борьбы. Именно здесь шел  поиск путей по преодолению ограниченности дворянской революционности (борьба для  народа, но без народа) и просветительских идей всеобщего благоденствия. В 40-50-е  годы XIX в. формируетсяреволюционный демократизм. Оставаясь в рамках утопического социализма, он являлся идеологией, выражавшей интересы крестьянства. 

В общественном сознании продолжали жить взгляды на просвещение  как средство обновления и улучшения  жизни. Декабрист Н. А. Крюков показал  на следствие: “Чувствуя вполне бедственное  состояние рабства и невежества, более и более убеждался в  том, что одно лишь общее просвещение  может сделать государство благополучным”. Белинский в конце 40-х годов XIX в. в своем знаменитом письме к  Гоголю продолжал утверждать, что “Россия видит свое спасение в успехах цивилизации, просвещения, гуманности”. 1 [1 В. С. Шульгин “Культура России IX-XX вв. ” М. 96 стр. 171] Многие защитники идеи просвещения народа отнюдь не выступали за коренные преобразования в России. Московское общество сельского хозяйства, например, тоже ставило вопрос о необходимости предоставления крестьянам элементарного сельскохозяйственного образования, по его инициативе в 1845 г. был создан Комитет грамотности. Но его члены не были сторонниками ни политических, ни социальных изменений. Революционные демократы общественные преобразования считали необходимыми, а путь их видели не только в просвещении, но и в революционном свержении существующего общественного строя. 

    2. 4. Художественная  культура 

Для художественной культуры первой половины XIX в. были характерны быстрая смена идейно - художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществование  разных художественных стилей. В художественном сознании первых десятилетий XIX в. происходил постепенный отход от нормативности  просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда  мотивами действий героя были прежде всего гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к  человеку, его внутреннему миру; чувство, а не долг, становится побудительным  источником его поступков. Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX в. — романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 г. Сутью романтического искусства  было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный  образ. Русский романтизм неотделим  от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к  национальной самобытности, отечественной  истории, утверждение сильной, свободной  личности. 

Внимание к отечественной  истории было характерно для художественной культуры в целом. К исторической тематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. Отечественная  история была предметом раздумий А. С. Пушкина, особенно в последний  период его творчества(“Борис Годунов”, “Капитанская дочка”, “Медный всадник”, “Арап Петра Великого”, “История пугачевского бунта”). С осмыслением  исторического прошлого России связаны  споры вокруг “Философского письма”  П. Я. Чаадаева. Пушкин был одним из тех, кто не принял нигилистическую  оценку Чаадаева отечественной истории. В письме к нему поэт писал: “Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться .... Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя .... но клянусь  честью, что ни за что на свете  я не хотел бы переменить отечество  или иметь другую историю, кроме  истории наших предков, такой, какой  нам Бог ее дал”1 [1 В. С. Шульгин  “Культура России IX-XX вв. ” М. 96 стр. 172] . В русской литературе возникновение  романтизма связано с именем В. А. Жуковского (1783-1852). Его баллады (“Людмила”, “ Светлана” и др. ), исполненные гуманности и высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии “душу и сердце, составили целый период нравственного развития нашего общества. Воздействие Жуковского на читающую публику было безмерно велико и безмерно благодетельно”, как писал В. Г. Белинский. 2 [2 Т. И. Балакина, “История русской культуры”, М95, стр. 173]Развитие лирики от элегически мечтательной до глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы ”за угнетенную свободу человека”, бело характерной чертой романтической поэзии. 

К. Ф. Рылеев (1795-1826), осуждавший Жуковского за мистицизм, “мечтательность, неопределенность в какую-то туманность”, сам являлся ярчайшим представителем гражданского романтизма. Его лирика пронизана идеями высокого служения и насыщена политическими ассоциациями (“Думы”, поэмы “Войнаровский”, “Наливайко”). Призывая собратьев по перу употребить все усилия, чтобы “осуществить в своих писаниях идеалы высоких  чувств, мыслей и вечных истин”, Рылеев показывал пример служения обществу своим творчеством и готовность пожертвовать жизнью ”для пробуждения  спящих россиян”. Имея в виду себя и  своих единомышленников - декабристов, поэт устами руководителя крестьянско-казацкого  восстания конца XVI в. Северина Наливайко  восклицал: 

    “Известно  мне: погибель ждет

    Того, кто  первый восстает

    На утеснителей  народа;

    Судьба  меня уж обрекла.

    Но где,  скажи, когда была 

Без жертв искуплена  свобода ? ”1 [1 Т. И. Балакина, “История русской культуры”, М95, стр. 174] В  русле романтического движения закладывались  основы русского исторического романа (А. А. Бестужев-Марлинский, М. Н. Загоскин), формировалось понимание национальной самобытности и народности литературы. Поэты-романтики много сделали  для художественного перевода. По существу, они впервые познакомили  русского читателя с произведениями современных западноевропейских и  античных писателей. В. А. Жуковский  был талантливым переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. До сих пор  мы читаем “Илиаду” в переводе Н. И. Гнедича. Важнейшая проблема национальной культуры, в частности литературы, - народность художественных произведений, эволюция самого этого понятия. Поиск  сущности народности первоначально  связывался с растущим интересом  к отечественной истории. По мнению Н. М. Карамзина, ключ к пониманию  самобытности русской литературы надо искать в истории, что и определило широкое развитие исторического  жанра в искусстве романтизма. Народность в этот период отождествлялась  с национальной самобытностью, т. е. с особенностями уклада народной жизни, быта, костюма и т. д. 

Идейные искания 30-40-х  годов все более находили отражение  в глубоком осмыслении понятия “народность”. Если официальная народность исходила из “беспредельной преданности и  повиновения самодержавию”, то в  понимании передовых деятелей культуры народность означала “верность изображения  картин русской жизни” 

Развивая и углубляя понятие народности литературы, классики русской критики в качестве необходимого ее условия считали соответствие изображаемого писателем в своих  произведениях жизненной праве. По мнению В. Г. Белинского, истинно  народное произведение то, которое  отвечает объективным интересам  народа. Отражая реальную, тяжелую  жизнь простых людей, художественное произведение должно призывать к  борьбе за ее изменение. Этот тезис  стал одним из главных положений  революционно - демократической эстетики. 

В последние предреформенные  десятилетия развитие художественной культуры характеризовалось движением  от романизма к реализму. В литературе этого движение связанно с именами  Пушкина, Лермонтова, Гоголя. В развитии русской национальной литературы и  культуры в целом роль А. С. Пушкина (1799-1837) огромна. Прекрасно выразил  это Гоголь: “При имени Пушкина  тотчас осеняет мысль о русском  национальном поэте.... Пушкин есть явление  чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский  человек в его развитии, в каком  он, может быть, явится через двести лет”. 1 [1 В. С. Шульгин “Культура  России IX-XX вв. ” М. 96 стр. 173] Как человек  и художник Пушкин формировался в  переломную эпоху русской истории, в период становления дворянской революционности (первое стихотворение  Пушкина “К другу стихотворцу” было напечатано в1814 г. ). Его творчество—закономерный  итог в художественном осмыслении жизненных  проблем, стоявших перед Россией  со времени Петра I до декабристов. С  Пушкина началось последующее развитие русской литературы. С его творчеством  связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художественного  направления. “Евгений Онегин” Пушкина  был первым русским реалистическим романом, “в высшей степени народным произведением” (В. Г. Белинский). Впервые  отдельным изданием роман был  опубликован в 1833 г. Универсализм Пушкина  проявился не только в литературе, он был самобытным мыслителем и вдумчивым  историком (“Руслан и Людмила”, 1817-20; “Цыганы”, 1824-25; “Борис Годунов”, 1824-25; “История пугачевского бунта”, 1833-34 и др. ) 

Важной вехой на пути от романтизма к реализму было творчество М. Ю. Лермонтова (1814-1841), отразившее трудное время - погибшие надежды  и наступившее после событий 14 декабря 1825 г. разочарование. Неприятие  поэтом окружающей действительности приобретало  ярко выраженный социальный характер. его роман “Герой нашего времени” (1841), сохраняя романтические черты, явился одним из первых произведений литературыкритического реализма. В  творчестве поэта переплетались  личные, гражданские, философские мотивы (стихотворения “Бородино”, 1837; “Родина”, 1841; поэма “Мцыри”, 1840; “Демон”, 1829-41; драма “Маскарад”, 1835-56 и др. ). 

Огромна роль Н. В. Гоголя (1809-1852) в русской литературе. “Мертвы  души” (№-й том вышел в 1842 г. )—одно  из ярких реалистических изображений  русской жизни того времени. В. Г. Белинский оценил его так “творение  чисто русское, национальное, выхваченное  из тайников народной жизни”. Загадочный Гоголь—писатель - фантаст, близкий  Гофману, причем не только в ранних романтических произведениях (“Вечера  на хуторе близ Диканьки”), но и более  зрелых (Петербургские повести). Роднят произведения Гоголя с творчеством  выдающегося немецкого писателя - романтика причудливая фантазия, порой доходящая до мистического гротеска, тонкая ирония и, конечно, сатира на российскую действительность. Суть его трагедии в религиозных исканиях и в мучительном осмыслении проблемы “Церковь и культура”. 

Оставаясь глубоко  гуманистической, литература все более  приобретает характер учительства  и сострадательности. Социальность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни—общепризнанная особенность  и характерная черта. Одним из открытий писателей “натуральной школы” (ранние произведения И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева Ф. М. Достоевского и др. ) был “маленький человек” с его нелегкой житейской судьбой. 

Предметом пристального внимания русской литературы становилась  судьба крепостного крестьянина (повести  Д. В. Григоровича, очерки из крестьянской жизни В. И. Даля, цикл рассказов “Записки охотника” И. С. Тургенева). Новый, невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А. Н. Островский. Художественная литература как одна из форм общественного сознания завоевала  в духовной жизни общества преобладающее  влияние, заменяя частично в условиях самодержавной России открытые публицистические выступления. Ее социально действительный характер, воздействие “на понятия  и нравы общества” отмечали многие современники. 

В первой половине XIX в. активизируется собирательская и  исследовательская деятельность в  области русскогофольклора. Много  занимались этим славянофилы. Собрание народных песен П. В. Киреевского, составившее 11 томов, является наиболее полным сводом русского фольклора. Состояние театрально - сценического искусства было показателем  “общественного просвещения и духа времени”. Несмотря на монополию императорских  театров, начало которой было положено в 1803 г. , драматическую цензуру, влиявшую на репертуар, театр играл все  более заметную роль в общественно- культурной жизни. Центром театральной  культуры в Москве был Малый театр. В 1824 г. произошло окончательное  разделение труппы бывшего Перовского театра на драматическую и балетную. Драматические спектакли были перенесены в здание, построенное архитектором О. И. Бове и получившее название Малый  театр. Большой театр с 1825 г. предназначался только для оперных и балетных спектаклей. В Петербурге имелось несколько театров, наиболее известный из них—Александрийский (архитектор К. И. Росси), открытый в 1832 г. исторической драмой М. В. Крюковского “Князь Пожарский”. В отличие от московского Малого театра, где были сильны демократические традиции, театр северной столицы Российской империи носил официально- парадный характер. Театры существовали также во многих губернских городах. 

Информация о работе История Российской культуры в XIX веке