Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:00, курсовая работа
Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века( пореформенная Россия). На общественно - культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны—Отечественная война 1812 г. и движения декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.
1. Введение.
    2. Предреформенная  Россия.
    2. 1 Образование  и просвещение.
    2. 2 Успехи  научной мысли.
    2. 3 Общественно-политическая  мысль
    2. 4 Художественная  культура
    3. Вывод
    Список  литературы
Спрос на книгу, газету, 
журнал усилился особенно в разночинской 
среде. В одном официальном документе 
конца 40-х годов подчеркивалось, 
что “газеты читаются всеми мелкими 
чиновниками и на Гостином дворе, 
и в трактирах, и в лакейских, 
рассыпаясь таким образом между 
сотнями тысяч читателей”. 1 [1 Т. 
И. Балакина- “История русской культуры”М95 
стр. 166 ] 
В 40-е годы широкую 
известность получила издательская 
деятельность А. Ф. Смирдина (1795-1857). Он 
выпустил в свет более 70 собраний сочинений 
русских писателей , среди них 
А. С. Пушкина , Н. В. Гоголя , В. А. Жуковского 
, М. Ю. Лермонтова , И. А. Крылова . Упрощая 
оформление , увеличивая тираж , Смердин 
снижал розничные цены , делал книги 
доступными “для небогатых людей 
“ и тем способствовал их распространению. 
Смердин впервые ввел в практику 
книгоиздательского дела писательские 
гонорары; до этого сочинительство 
считалось развлечением и почти 
не оплачивалось. Его заслугой было 
издание журнала “Библиотека 
для чтения” (с 1834 г. ), который продавался 
в основном в провинции. Тираж 
журнала - 5-6 тыс. был довольно большим 
для того времени. 
Современники подчеркивали 
большую роль журналов в общественно-культурной 
жизни. “Они вбирают в себя все 
умственное движение страны, - писал 
Герцен, - ни в одной стране, исключая 
Англию, влияние журналов не было так 
велико”. 1 [1 В. С. Шульгин “Культура 
России IX-XX вв. ” М. 96 стр. 164 ]Для журналистики 
30-40-х годов характерна более четко 
выраженная общественная позиция, в 
целом совпадающая с 
Одной из форм распространения 
книг, периодических изданий 
Достаточно широкое 
развитие получили художественные выставки. 
Помимо академических выставок, начало 
которых относится ко второй половине 
XVIII в. , с 20-х годов XIX в. стали проводится 
выставки Общества поощрения художеств 
В Петербурге, с 30-х годов— Московского 
училища живописи, ваяния и зодчества. 
С 1829 г. в Петербурге и Москве устраивались 
всероссийские промышленные выставки, 
в1846 г. была организована первая сельскохозяйственная 
выставка. Эти выставки освещались 
в печати и вызывали интерес. НО эти 
выставки проводились только в столицах. 
    2. 2 Успехи 
научной мысли. 
Общие социально- экономические 
процессы предреформенного времени 
оказывали благоприятное 
Развитию технической 
мыслиспособствовал рост промышленности. 
В области электротехники физик, 
академик Петербургской Академии наук 
В. В. Петров (1761-1834), демонстрировавший 
в 1802 г. явление вольтовой дуги, выдвинул 
идею о ее практическом применении 
для сварки и плавлений металлов. 
П. Л. Шиллинг (1786-1837) сконструировал и 
осуществил в1832 г. в Петербурге первую 
линию электромагнитного 
Русская наука первой 
половины XIX в. имела значительные успехи 
в развитии медицины, в частности 
в хирургии. Н. И. Пирогов (1810-1881), профессор 
Медико-хирургической академии, стал 
основоположником военно-полевой хирургии, 
анатомо-эксперементального направления 
в этой области медицины. В период 
Крымской войны он впервые применил 
наркоз при операции на поле боя, неподвижную 
гипсовую повязку. Четырехтомный атлас 
Н. И. Пирогова “ Типографическая 
анатомия” получил мировую 
Общественные наукив 
первой половине XIX в. , несмотря на зависимость 
от официальной идеологии и 
    ] 
Т. Н. Грановского (1813-1855). 
В это время начинает свою исследовательскую 
работу в области российской истории 
С. М. Соловьев (1820-1879), научные труды 
которого связаны с развитием 
одной из ведущих школ отечественной 
историографии— государственной школой. 
С 1832 г. в Академии наук присуждались 
Демидовские премии за научные изобретения, 
фундаментальные работы в различных 
областях знаний. Это было значительной 
материальной поддержкой и моральным 
вознаграждением нелегкого 
    2. 3 Общественно-политическая 
мысль. 
XIX век- время серьезных 
изменений в сознании людей, 
развития общественно 
Отечественная война 
1812 г. усилила идейное размежевание 
в русском обществе, привела к 
росту настроений против существовавших 
в России порядков, при которых 
русский народ, отстоявший независимость 
страны, продолжал оставаться в крепостной 
зависимости. “Для того ль освободили 
мы Европу, чтобы наложить цепи на себя? 
Для того ль дали конституцию Франции, 
чтобы не сметь говорить о ней, 
и купили первенство между народами, 
чтобы нас унижали дома? ” - эти 
слова декабриста А. А. Бестужева 
выражали мысли многих прогрессивных 
людей России. 1 [1 В. С. Шульгин “Культура 
России IX-XX вв. ” М. 96 стр. 168] Отношение 
к крепостничеству и 
Декабристы первыми 
предприняли попытку свергнуть 
крепостничество и самодержавие 
в России революционным путем. Большая 
роль в их общественных воззрениях 
отводилось просвещению как силе, 
способствующей общественному прогрессу. 
Но в отличие от просветителей XVIII 
в. они считали прогресс несовместимым 
с крепостным правом. 
Вторая четверть 
XIX в. - время осмысления политических 
и социальных вопросов, поднятых декабристами, 
а также поисков путей их решения. 
Общественная мысль 
стремилась к выработке понимания 
таких проблем как роль народа 
в общественном движении, Россия - Запад 
и отношение к 
“Брожение умов” 
заставило правительство искать 
пути усиления идеологического влияния 
на умственную, идейную жизнь общества. 
В середине 30-х годов вырабатываются 
“коренные начала”официальной идеологии 
- самодержавие, православие, народность, 
- которые должны были сохранить 
политическую и социальную стабильность, 
составить нравственную основу воспитания 
в обществе и стать “последним 
якорем спасения” России. Это было 
также “решение” вопроса о 
крепостничестве и самодержавии 
с точки зрения правительства. Положение 
теории “официальной народности” 
пропагандировались в учебниках, лекциях 
профессоров, в публицистике, литературе. 
Однако безраздельно господствовать в 
умах, на что рассчитывали сторонники 
этой теории, она уже не могла. 
П. Я. Чаадаев (1794-1856) 
одним из первых подверг официальную 
идеологию уничтожающей критике. Его 
“Философическое письмо”, опубликованное 
в 1836 г. в журнале “Телескоп”, было, 
по словам Герцена, подобно “выстрелу, 
раздавшемуся в темную ночь”, оно 
“потрясло всю мыслящую Россию”. 
Чаадаев пытался по-своему решить 
“проклятые вопросы” эпохи, поставленные 
декабристами, смог пробудить общественное 
мнение о судьбах России. Но в 
отличие от официальных политиков 
и идеологов (А. Х. Бенкендорф, С. С. Уваров) 
Чаадаев нигилистически оценивал историю 
России, пессимистически смотрел 
на ее настоящее, а будущее видел 
только в приобщении к европейской 
цивилизации на основе католической 
религии. Именно тезис - только через 
католицизм возможен путь к социальному 
и культурному возрождению - был 
отвергнут фактически всем мыслящим 
русским обществом. Однако “Письмо” 
Чаадаева стало катализатором 
Мысль о необходимости 
социально- политических преобразований 
прочно входит в общественное сознание, 
формирующиеся в 30-40-е годы течения 
общественной мысли - западничество, славянофильство, 
утопический социализм, —различаясь 
по степени радикализма, философской 
основе, исходили из неизбежности социальных 
преобразований для дальнейшего 
движения общества вперед. 40-е годы 
XIX в. явились ”замечательным десятилетием” 
в развитии общественной мысли и 
духовной культуры в целом. Из тайных 
организаций обсуждение животрепещущих 
вопросов переносилось в более широкую 
среду интеллигенции, университетского 
студенчества, на страницы журналов. Одним 
из “условий общественной жизни”, как 
писал “Современник”, становились 
публичные лекции в университетах; своеобразным 
общественно - культурными центрами были 
литературные салоны в столичных и некоторых 
провинциальных городах. В одном из таких 
широко известных салонов- в доме А. П. 
Елагиной в Москве происходили знаменитые 
споры славянофилов и западников о путях 
развития России. Западничество и славянофильствобыли 
течениями раннего русского либерализма 
и знаменовали собой формирование либерально 
- буржуазной идеологии в России. К западничеству 
(признается известная условность этого 
понятия) принадлежали историки и правоведы 
Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин 
и К. Д. Кавелин, публицисты В. П. Боткин, 
П. В. Анненков и др. Вместе с западниками 
в идейных спорах со славянофилами выступали 
В. Г. Белинский и А. И. Герцен, выработавшие 
в этих дискуссиях свою революционную 
концепцию. Западники были сторонниками 
конституционной монархии, буржуазных 
преобразований в России, которые могли 
осуществится, по их мнению, путем реформ.