Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:00, курсовая работа
Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века( пореформенная Россия). На общественно - культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны—Отечественная война 1812 г. и движения декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.
1. Введение.
2. Предреформенная Россия.
2. 1 Образование и просвещение.
2. 2 Успехи научной мысли.
2. 3 Общественно-политическая мысль
2. 4 Художественная культура
3. Вывод
Список литературы
Спрос на книгу, газету,
журнал усилился особенно в разночинской
среде. В одном официальном документе
конца 40-х годов подчеркивалось,
что “газеты читаются всеми мелкими
чиновниками и на Гостином дворе,
и в трактирах, и в лакейских,
рассыпаясь таким образом между
сотнями тысяч читателей”. 1 [1 Т.
И. Балакина- “История русской культуры”М95
стр. 166 ]
В 40-е годы широкую
известность получила издательская
деятельность А. Ф. Смирдина (1795-1857). Он
выпустил в свет более 70 собраний сочинений
русских писателей , среди них
А. С. Пушкина , Н. В. Гоголя , В. А. Жуковского
, М. Ю. Лермонтова , И. А. Крылова . Упрощая
оформление , увеличивая тираж , Смердин
снижал розничные цены , делал книги
доступными “для небогатых людей
“ и тем способствовал их распространению.
Смердин впервые ввел в практику
книгоиздательского дела писательские
гонорары; до этого сочинительство
считалось развлечением и почти
не оплачивалось. Его заслугой было
издание журнала “Библиотека
для чтения” (с 1834 г. ), который продавался
в основном в провинции. Тираж
журнала - 5-6 тыс. был довольно большим
для того времени.
Современники подчеркивали
большую роль журналов в общественно-культурной
жизни. “Они вбирают в себя все
умственное движение страны, - писал
Герцен, - ни в одной стране, исключая
Англию, влияние журналов не было так
велико”. 1 [1 В. С. Шульгин “Культура
России IX-XX вв. ” М. 96 стр. 164 ]Для журналистики
30-40-х годов характерна более четко
выраженная общественная позиция, в
целом совпадающая с
Одной из форм распространения
книг, периодических изданий
Достаточно широкое
развитие получили художественные выставки.
Помимо академических выставок, начало
которых относится ко второй половине
XVIII в. , с 20-х годов XIX в. стали проводится
выставки Общества поощрения художеств
В Петербурге, с 30-х годов— Московского
училища живописи, ваяния и зодчества.
С 1829 г. в Петербурге и Москве устраивались
всероссийские промышленные выставки,
в1846 г. была организована первая сельскохозяйственная
выставка. Эти выставки освещались
в печати и вызывали интерес. НО эти
выставки проводились только в столицах.
2. 2 Успехи
научной мысли.
Общие социально- экономические
процессы предреформенного времени
оказывали благоприятное
Развитию технической
мыслиспособствовал рост промышленности.
В области электротехники физик,
академик Петербургской Академии наук
В. В. Петров (1761-1834), демонстрировавший
в 1802 г. явление вольтовой дуги, выдвинул
идею о ее практическом применении
для сварки и плавлений металлов.
П. Л. Шиллинг (1786-1837) сконструировал и
осуществил в1832 г. в Петербурге первую
линию электромагнитного
Русская наука первой
половины XIX в. имела значительные успехи
в развитии медицины, в частности
в хирургии. Н. И. Пирогов (1810-1881), профессор
Медико-хирургической академии, стал
основоположником военно-полевой хирургии,
анатомо-эксперементального направления
в этой области медицины. В период
Крымской войны он впервые применил
наркоз при операции на поле боя, неподвижную
гипсовую повязку. Четырехтомный атлас
Н. И. Пирогова “ Типографическая
анатомия” получил мировую
Общественные наукив
первой половине XIX в. , несмотря на зависимость
от официальной идеологии и
]
Т. Н. Грановского (1813-1855).
В это время начинает свою исследовательскую
работу в области российской истории
С. М. Соловьев (1820-1879), научные труды
которого связаны с развитием
одной из ведущих школ отечественной
историографии— государственной школой.
С 1832 г. в Академии наук присуждались
Демидовские премии за научные изобретения,
фундаментальные работы в различных
областях знаний. Это было значительной
материальной поддержкой и моральным
вознаграждением нелегкого
2. 3 Общественно-политическая
мысль.
XIX век- время серьезных
изменений в сознании людей,
развития общественно
Отечественная война
1812 г. усилила идейное размежевание
в русском обществе, привела к
росту настроений против существовавших
в России порядков, при которых
русский народ, отстоявший независимость
страны, продолжал оставаться в крепостной
зависимости. “Для того ль освободили
мы Европу, чтобы наложить цепи на себя?
Для того ль дали конституцию Франции,
чтобы не сметь говорить о ней,
и купили первенство между народами,
чтобы нас унижали дома? ” - эти
слова декабриста А. А. Бестужева
выражали мысли многих прогрессивных
людей России. 1 [1 В. С. Шульгин “Культура
России IX-XX вв. ” М. 96 стр. 168] Отношение
к крепостничеству и
Декабристы первыми
предприняли попытку свергнуть
крепостничество и самодержавие
в России революционным путем. Большая
роль в их общественных воззрениях
отводилось просвещению как силе,
способствующей общественному прогрессу.
Но в отличие от просветителей XVIII
в. они считали прогресс несовместимым
с крепостным правом.
Вторая четверть
XIX в. - время осмысления политических
и социальных вопросов, поднятых декабристами,
а также поисков путей их решения.
Общественная мысль
стремилась к выработке понимания
таких проблем как роль народа
в общественном движении, Россия - Запад
и отношение к
“Брожение умов”
заставило правительство искать
пути усиления идеологического влияния
на умственную, идейную жизнь общества.
В середине 30-х годов вырабатываются
“коренные начала”официальной идеологии
- самодержавие, православие, народность,
- которые должны были сохранить
политическую и социальную стабильность,
составить нравственную основу воспитания
в обществе и стать “последним
якорем спасения” России. Это было
также “решение” вопроса о
крепостничестве и самодержавии
с точки зрения правительства. Положение
теории “официальной народности”
пропагандировались в учебниках, лекциях
профессоров, в публицистике, литературе.
Однако безраздельно господствовать в
умах, на что рассчитывали сторонники
этой теории, она уже не могла.
П. Я. Чаадаев (1794-1856)
одним из первых подверг официальную
идеологию уничтожающей критике. Его
“Философическое письмо”, опубликованное
в 1836 г. в журнале “Телескоп”, было,
по словам Герцена, подобно “выстрелу,
раздавшемуся в темную ночь”, оно
“потрясло всю мыслящую Россию”.
Чаадаев пытался по-своему решить
“проклятые вопросы” эпохи, поставленные
декабристами, смог пробудить общественное
мнение о судьбах России. Но в
отличие от официальных политиков
и идеологов (А. Х. Бенкендорф, С. С. Уваров)
Чаадаев нигилистически оценивал историю
России, пессимистически смотрел
на ее настоящее, а будущее видел
только в приобщении к европейской
цивилизации на основе католической
религии. Именно тезис - только через
католицизм возможен путь к социальному
и культурному возрождению - был
отвергнут фактически всем мыслящим
русским обществом. Однако “Письмо”
Чаадаева стало катализатором
Мысль о необходимости
социально- политических преобразований
прочно входит в общественное сознание,
формирующиеся в 30-40-е годы течения
общественной мысли - западничество, славянофильство,
утопический социализм, —различаясь
по степени радикализма, философской
основе, исходили из неизбежности социальных
преобразований для дальнейшего
движения общества вперед. 40-е годы
XIX в. явились ”замечательным десятилетием”
в развитии общественной мысли и
духовной культуры в целом. Из тайных
организаций обсуждение животрепещущих
вопросов переносилось в более широкую
среду интеллигенции, университетского
студенчества, на страницы журналов. Одним
из “условий общественной жизни”, как
писал “Современник”, становились
публичные лекции в университетах; своеобразным
общественно - культурными центрами были
литературные салоны в столичных и некоторых
провинциальных городах. В одном из таких
широко известных салонов- в доме А. П.
Елагиной в Москве происходили знаменитые
споры славянофилов и западников о путях
развития России. Западничество и славянофильствобыли
течениями раннего русского либерализма
и знаменовали собой формирование либерально
- буржуазной идеологии в России. К западничеству
(признается известная условность этого
понятия) принадлежали историки и правоведы
Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин
и К. Д. Кавелин, публицисты В. П. Боткин,
П. В. Анненков и др. Вместе с западниками
в идейных спорах со славянофилами выступали
В. Г. Белинский и А. И. Герцен, выработавшие
в этих дискуссиях свою революционную
концепцию. Западники были сторонниками
конституционной монархии, буржуазных
преобразований в России, которые могли
осуществится, по их мнению, путем реформ.