История Российского Герба

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Я выбрал тему «История российского герба» для курсовой работы по курсу вспомогательные исторические дисциплины, так как хотел показать, как история страны влияет на ее символы, в частности продемонстрировать на двуглавом орле — символе России. К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. Только в XX в. во всем мире установилась обязательная традиция — каждой стране иметь свои герб, гимн и флаг.

Оглавление

I. Введение
II. Глава 1. Начало истории Российского герба.
§1. Печать Ивана III.
§2. Иван IV. Введение большой и малой Царских печатей.
§3. Смутное время
§4. Период правления Алексея Михайловича. Уточнение герба в соответствии с геральдическими правилами.
Глава 2. Герб Российской империи.
§1. Период правления Петра I. Учреждение Герольдмейстерской конторы Сената.
§2. Период правления Павла I. Проекты полного , среднего, малого государственных гербов. Александр I. Восстановление российского герба XVIII века.
§3. Николай I. Утверждение двух типов государственного герба.
§4. Александр II. Утверждение Большого, Среднего и Малого гербов Российской Империи. Александр III .Уточнение рисунков Большого, Среднего и Малого гербов Российской Империи.
Глава 3. Российский герб после Февральской революции.
§1. Гербовая печать Временного правительства.
§2. Герб Российской Федерации.
III. Заключение

Файлы: 1 файл

История Российского Герба.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

Министерство  Образования и Науки Российской Федерации 
Государственное Образовательное Учреждение

Восточно - Сибирский Государственный  Технологический Университет

кафедра «История и архивное дело»

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине 
«Вспомогательные исторические дисциплины»

История Российского Герба

 

 

 

 

 

                                                                      Выполнил: студент 768 гр. ЭГФ 
                                                                                          Балданов С.Б.

                                  

                                                                 Научный руководитель: старший

                                                                       преподаватель кафедры  «История и

                                                                       архивное дело», к.и.н. Арьянов А.Д.

 

 

 

 

                                                Улан-Удэ 
                                                    2009

Оглавление: 

I.  Введение

II.  Глава 1. Начало истории Российского герба.

§1. Печать Ивана III.

§2. Иван IV. Введение большой  и малой Царских печатей.

§3. Смутное время.

§4. Период правления  Алексея  Михайловича. Уточнение герба в                соответствии с геральдическими правилами.

          Глава 2. Герб Российской империи.

§1. Период правления Петра  I. Учреждение Герольдмейстерской конторы Сената.

§2. Период правления Павла  I. Проекты полного , среднего, малого государственных гербов. Александр I. Восстановление российского герба XVIII века.

§3. Николай I. Утверждение двух  типов государственного герба.

§4. Александр II.  Утверждение Большого, Среднего  и Малого гербов Российской Империи. Александр III .Уточнение рисунков  Большого, Среднего  и Малого гербов Российской Империи.

          Глава 3.  Российский герб после Февральской революции.

§1. Гербовая печать  Временного правительства.

§2. Герб Российской Федерации.

     III.   Заключение

      IV.  Приложение

      V.   Библиография

 

 

 

 

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ.

Я выбрал  тему «История российского герба» для курсовой работы по курсу вспомогательные исторические дисциплины, так как хотел показать, как история страны влияет на ее символы,  в частности продемонстрировать на двуглавом орле — символе России.

  К государственным  символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. Только в XX в. во всем мире установилась обязательная традиция — каждой стране иметь свои герб, гимн и флаг.

Они нужны как  воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.

Вот почему отношение  к гербу, флагу и гимну —  это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление же государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры.

Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядит герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.

Символы нашей  Отчизны насчитывают ни одну сотню  лет. Первый государственный герб России появился в конце XV в., первый флаг – в XVIII в., а первый государственный гимн – в XIX в.

Были у них  и предшественники, были и соперники. Одни сменяли других, некоторые исчезали, а потом возрождались вновь, иные навсегда ушли в прошлое, оставив по себе долгую и благородную память потомков.

Эти символы  – часть российской истории, воплощение её героических и трагических  страниц, отражение жизни народов  нашей страны. Именно поэтому я  выбрал эту тему, так как все должны знать историю символов своей родины.

К тому же, в 2007 году в истории российской геральдики – круглая дата. 150 лет назад император Александр II утвердил полный комплект государственных гербов России. Двуглавый орел стал обозначать нашу страну за 360 лет до этого - еще Иван III поместил на свою печать его изображение. Но в 1857-м голов у этой птицы государственного значения стало втрое больше - в России узаконили большой, средний и малый гербы.

 Что такое герб?

Слово «герб» пришло в русский язык в XVI-XVII вв. В его основе лежит немецкое слово ERBE, что означает «наследство». Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба – стабильность, постоянство в употреблении.

Герб позволяет  узнать своего владельца, а также  судить о его положении, правах и  привилегиях.

Государственный герб страны свидетельствует о суверенитете страны, а родовой герб – о  принадлежности его владельца к  определенному сословию. Герб может  указывать на земельные владения, как многие родовые гербы Средневековья, служить средством удостоверения своего владельца (герб на печати, к примеру). Поэтому он, как правило, официально утверждается высшей властью.

Герб может  считаться гербом только тогда, когда  используется постоянно на протяжении определенного времени. Так, изображение  двухголового орла в качестве государственного символа России ведёт свой отсчёт с конца XV века. С этого времени и началась история государственного герба.

Некоторые правила составления  гербов.

Теперь мне  хотелось бы представить интересный материал про геральдику-искусство создавать гербы.

Гербы различались  расцветкой и рисунком. Каждый элемент  — фигуры и иные символы —  имели определенное значение. Гербы  создавались по четким правилам, нарушение  их считалось большим позором. Основой  всякого герба был щит.

Формы щита подразделялись на несколько видов: треугольный — норманнский (или старофранцузский), овальный — итальянский, квадратный с округлениями внизу — испанский, четырехугольный с заострением внизу — французский, фигурный, вырезной формы — немецкий, с удлинением верхнего края и небольшим выступом — английский.

Согласно правилам геральдики, применяли ограниченное число цветов: алый, пурпурный, голубой, зеленый, черный, оранжевый. Но бывали случаи, когда герб невозможно было изобразить красками (на серебряной посуде). Тогда использовали условную штриховку: алый цвет — вертикальные линии, голубой цвет — горизонтальные линии, пурпурный цвет — диагональные линии слева, зеленый цвет — диагональные линии справа, черный цвет — горизонтальные и диагональные крест-накрест.

Существовало  только два «геральдических» металла  — золото и серебро (первое обозначали черными точками но белом поле, второе — белое поле без штриховки).

Из мехов  в гербах употреблялись горностаевый (черные хвостики на белом поле) и  беличий (чередующиеся белые и черные языки, обращенные в разные стороны).

В геральдике используется принцип обратного соотношения  сторон. Взгляд на щит идет не со стороны  зрителя, а со стороны щита, т. е  воображаемого рыцаря или герольда, держащего этот щит. Поэтому правой стороной герба будет левая от зрителя, а левая – правая. Если в щите помещается какая-либо фигура, находящаяся в движении, это движение должно идти в правильную геральдическую сторону. В противном случае получалось бы, что фигура зрительно убегает от предполагаемого противника, а не наступает на него.

 

 

Глава 1. Начало истории Российского герба.

§1. Печать Ивана III.

Первое из сохранившихся  до наших дней изображений российской государственной эмблемы – двуглавого орла – датируется 1497 годом. Оно  помещено на оборотной стороне печати Великого князя московского Ивана III Васильевича (род. 1440, правил с 1462, сконч. 1505), приложенной к меновой и отводной грамоте, данной Великим князем его двоюродным братьям – князьям Федору и Ивану Борисовичам.

 

На первый взгляд рядовое событие – появление нового изображения на великокняжеской печати – имеет принципиальное значение не только для истории российской государственной геральдики, но и для истории нашей страны в целом. С рождением государственного герба связаны исторические события определяющей важности – события, последствия которых до сих пор сказываются на судьбах каждого из нас; которые породили явления и обстоятельства, существующие доныне и, не смотря на прошедшие с тех пор пять веков, являющиеся для нас сегодня столь же важными и действительно влияющими на жизнь, как и во времена правления Ивана III. 

  Особое значение имели символы собственно нового государства и государственной власти. Иван III принял титул «Государь Всея Руси», ясно объявляя о своих претензиях на обладание всеми российскими землями. Он вступил в брак с племянницей последнего императора Византийской империи – Софьей Палеолог – дабы продемонстрировать равенство своей власти с властью византийских императоров. В сношениях с иными странами он добивался равных почестей и признания своей державы как суверенной и не уступающей в значении иным странам.

Изобразительное же средство идентификации страны –  герб – узнавался вне зависимости  от того, в какой языковой среде  он появлялся, изменялся значительно менее решительно и четко указывал на своего обладателя в любых ситуациях.

Культура российского  средневековья знала достаточно развитую и своеобразную знаковую традицию. Идентифицирующими знаками пользовались те, кто обладал суверенитетом  – князья, земли имевшие республиканские формы правления, некоторые церковные иерархи. Такие знаки размещались прежде всего на монетах и печатях – тех важнейших атрибутах, на которых следовало ясно показать, кому они принадлежат. 

Своеобразие средневековой  российской знаковой культуры заключается в том, что, во-первых, знаки создавались произвольно, без учета каких-либо общих правил их построения, а, во-вторых, знаки были, в целом, непостоянны: один и тот же князь, город, иерарх пользовался разными знаками на своих печатях и монетах и произвольно менял их вне связи с какими-либо объективными причинами.

Всадники на монетах и печатях московских князей изображались самые разные: известны «мечник» (всадник с мечом  в руке), «сокольник» (всадник с  соколом на руке), «копейщик» (всадник с копьем), просто всадник без всякого вооружения и снаряжения. Отец Ивана III – Великий князь Василий II – чаще других использовал изображение всадника с копьем, иногда – всадника поражающего копьем дракона (этот тип всадника несколько веков носил название «ездец»). Эту же эмблему достаточно активно использовал в качестве своего личного символа и Иван III.  

Изображение ездеца понималось современниками как изображение  самого владельца знака – князя. На монетах и печатях ездец, обыкновенно, сопровождался надписью, сообщавшей титул и имя князя. Титульная надпись и ездец воспринимались в комплексе: ездец – как изображение князя, а титульная надпись – как подпись при изображении, поясняющая кто именно изображен на данной монете или печати. 

Нельзя сказать совершенно точно, что данная печать появилась именно в 1497 году. Матрицы, с помощью которых печати оттискивались на воске, служили обычно 5-10 лет. В этой связи можно предположить, что матрица печати 1497 года была вырезана несколько раньше. Но до наших дней сохранилось всего 4 оттиснутых с помощью этой матрицы печати, старейший из которых датируется 1497 годом, и поэтому именно 1497 год считается годом рождения российского герба. 

Печать 1497 года имеет лицевую и оборотную  сторону. Стороны печатей определяются тем, как на них размещена надпись, сообщающая титул и имя владельца печати. Надпись начинается на лицевой стороне печати, продолжается и заканчивается на оборотной. На лицевой стороне печати 1497 года изображен знак московских князей – ездец: всадник, поражающий копьем дракона (змея). На оборотной стороне – двуглавый орел, каждая голова которого увенчана короной. 

Итак, в 1497 году (или несколькими годами ранее) Великим  князем Иваном III был введен в обращение  принципиально новый символ –  символ единого российского государства. Этим символом – изобразительным именем новой российской страны – стал двуглавый орел. 

В дипломатических  отношениях Иван III добивался признания  равного статуса России с другими  странами, в том числе и Священной  Римской Империей, и, познакомившись с геральдической традицией Священной Римской Империи, государь Всея Руси вполне мог принять ее символ как собственную государственную эмблему, дабы еще раз подчеркнуть равенство России и наиболее авторитетного из существовавших в то время государственных образований Европы. Но при этом Россия восприняла не ту форму двуглавого орла, который был принят на Западе: русский орел с самого начала имел не известные в то время Западу атрибуты – короны на головах, и иное, чем на Западе, цветовое решение (золотой орел на красном, на западе – черный орел на золотом).

В те годы, когда родилось единое российское государство, создателем этого государства – Великим князем Иваном III – был создан государственный герб новой страны. Им стал двуглавый орел – и этот символ неразрывно связан с Россией до наших дней, вот уже более 500 лет. 

   В 1490-1500-х Иван III пользовался несколькими разными печатями, печать с двуглавым орлом не была единственной. Однако значение этой печати и, в первую очередь, двуглавого орла как символа единого российского государства, было осознано и стало принципиально важным политическим фактором сразу после его появления. Это доказывает использование двуглавого орла в Великом княжестве Тверском.  

Информация о работе История Российского Герба