Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:42, курсовая работа
Я выбрал тему «История российского герба» для курсовой работы по курсу вспомогательные исторические дисциплины, так как хотел показать, как история страны влияет на ее символы, в частности продемонстрировать на двуглавом орле — символе России. К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. Только в XX в. во всем мире установилась обязательная традиция — каждой стране иметь свои герб, гимн и флаг.
I. Введение
II. Глава 1. Начало истории Российского герба.
§1. Печать Ивана III.
§2. Иван IV. Введение большой и малой Царских печатей.
§3. Смутное время
§4. Период правления Алексея Михайловича. Уточнение герба в соответствии с геральдическими правилами.
Глава 2. Герб Российской империи.
§1. Период правления Петра I. Учреждение Герольдмейстерской конторы Сената.
§2. Период правления Павла I. Проекты полного , среднего, малого государственных гербов. Александр I. Восстановление российского герба XVIII века.
§3. Николай I. Утверждение двух типов государственного герба.
§4. Александр II. Утверждение Большого, Среднего и Малого гербов Российской Империи. Александр III .Уточнение рисунков Большого, Среднего и Малого гербов Российской Империи.
Глава 3. Российский герб после Февральской революции.
§1. Гербовая печать Временного правительства.
§2. Герб Российской Федерации.
III. Заключение
Министерство
Образования и Науки Российской
Федерации
Государственное Образовательное Учреждение
Восточно - Сибирский Государственный Технологический Университет
кафедра «История и архивное дело»
Курсовая работа по дисциплине
«Вспомогательные исторические дисциплины»
История Российского Герба
Оглавление:
I. Введение
II. Глава 1. Начало истории Российского герба.
§1. Печать Ивана III.
§2. Иван IV. Введение большой и малой Царских печатей.
§3. Смутное время.
§4. Период правления Алексея
Михайловича. Уточнение герба в
Глава 2. Герб Российской империи.
§1. Период правления Петра I. Учреждение Герольдмейстерской конторы Сената.
§2. Период правления Павла I. Проекты полного , среднего, малого государственных гербов. Александр I. Восстановление российского герба XVIII века.
§3. Николай I. Утверждение двух типов государственного герба.
§4. Александр II. Утверждение Большого, Среднего и Малого гербов Российской Империи. Александр III .Уточнение рисунков Большого, Среднего и Малого гербов Российской Империи.
Глава 3. Российский герб после Февральской революции.
§1. Гербовая печать Временного правительства.
§2. Герб Российской Федерации.
III. Заключение
IV. Приложение
V. Библиография
I. ВВЕДЕНИЕ.
Я выбрал тему «История российского герба» для курсовой работы по курсу вспомогательные исторические дисциплины, так как хотел показать, как история страны влияет на ее символы, в частности продемонстрировать на двуглавом орле — символе России.
К государственным
символам любой страны относятс
Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.
Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну — это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление же государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры.
Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядит герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.
Символы нашей Отчизны насчитывают ни одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV в., первый флаг – в XVIII в., а первый государственный гимн – в XIX в.
Были у них и предшественники, были и соперники. Одни сменяли других, некоторые исчезали, а потом возрождались вновь, иные навсегда ушли в прошлое, оставив по себе долгую и благородную память потомков.
Эти символы – часть российской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны. Именно поэтому я выбрал эту тему, так как все должны знать историю символов своей родины.
К тому же, в 2007 году в истории российской геральдики – круглая дата. 150 лет назад император Александр II утвердил полный комплект государственных гербов России. Двуглавый орел стал обозначать нашу страну за 360 лет до этого - еще Иван III поместил на свою печать его изображение. Но в 1857-м голов у этой птицы государственного значения стало втрое больше - в России узаконили большой, средний и малый гербы.
Что такое герб?
Слово «герб» пришло в русский язык в XVI-XVII вв. В его основе лежит немецкое слово ERBE, что означает «наследство». Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба – стабильность, постоянство в употреблении.
Герб позволяет узнать своего владельца, а также судить о его положении, правах и привилегиях.
Государственный
герб страны свидетельствует о суверенитете
страны, а родовой герб – о
принадлежности его владельца к
определенному сословию. Герб может
указывать на земельные владения,
как многие родовые гербы Средневековья,
служить средством удостоверени
Герб может считаться гербом только тогда, когда используется постоянно на протяжении определенного времени. Так, изображение двухголового орла в качестве государственного символа России ведёт свой отсчёт с конца XV века. С этого времени и началась история государственного герба.
Некоторые правила составления гербов.
Теперь мне хотелось бы представить интересный материал про геральдику-искусство создавать гербы.
Гербы различались расцветкой и рисунком. Каждый элемент — фигуры и иные символы — имели определенное значение. Гербы создавались по четким правилам, нарушение их считалось большим позором. Основой всякого герба был щит.
Формы щита подразделялись на несколько видов: треугольный — норманнский (или старофранцузский), овальный — итальянский, квадратный с округлениями внизу — испанский, четырехугольный с заострением внизу — французский, фигурный, вырезной формы — немецкий, с удлинением верхнего края и небольшим выступом — английский.
Согласно правилам геральдики, применяли ограниченное число цветов: алый, пурпурный, голубой, зеленый, черный, оранжевый. Но бывали случаи, когда герб невозможно было изобразить красками (на серебряной посуде). Тогда использовали условную штриховку: алый цвет — вертикальные линии, голубой цвет — горизонтальные линии, пурпурный цвет — диагональные линии слева, зеленый цвет — диагональные линии справа, черный цвет — горизонтальные и диагональные крест-накрест.
Существовало только два «геральдических» металла — золото и серебро (первое обозначали черными точками но белом поле, второе — белое поле без штриховки).
Из мехов в гербах употреблялись горностаевый (черные хвостики на белом поле) и беличий (чередующиеся белые и черные языки, обращенные в разные стороны).
В геральдике используется принцип обратного соотношения сторон. Взгляд на щит идет не со стороны зрителя, а со стороны щита, т. е воображаемого рыцаря или герольда, держащего этот щит. Поэтому правой стороной герба будет левая от зрителя, а левая – правая. Если в щите помещается какая-либо фигура, находящаяся в движении, это движение должно идти в правильную геральдическую сторону. В противном случае получалось бы, что фигура зрительно убегает от предполагаемого противника, а не наступает на него.
Глава 1. Начало истории Российского герба.
§1. Печать Ивана III.
Первое из сохранившихся
до наших дней изображений российской
государственной эмблемы –
На первый взгляд рядовое событие – появление нового изображения на великокняжеской печати – имеет принципиальное значение не только для истории российской государственной геральдики, но и для истории нашей страны в целом. С рождением государственного герба связаны исторические события определяющей важности – события, последствия которых до сих пор сказываются на судьбах каждого из нас; которые породили явления и обстоятельства, существующие доныне и, не смотря на прошедшие с тех пор пять веков, являющиеся для нас сегодня столь же важными и действительно влияющими на жизнь, как и во времена правления Ивана III.
Особое значение имели символы собственно нового государства и государственной власти. Иван III принял титул «Государь Всея Руси», ясно объявляя о своих претензиях на обладание всеми российскими землями. Он вступил в брак с племянницей последнего императора Византийской империи – Софьей Палеолог – дабы продемонстрировать равенство своей власти с властью византийских императоров. В сношениях с иными странами он добивался равных почестей и признания своей державы как суверенной и не уступающей в значении иным странам.
Изобразительное же средство идентификации страны – герб – узнавался вне зависимости от того, в какой языковой среде он появлялся, изменялся значительно менее решительно и четко указывал на своего обладателя в любых ситуациях.
Культура российского
средневековья знала достаточно
развитую и своеобразную знаковую традицию.
Идентифицирующими знаками
Своеобразие средневековой российской знаковой культуры заключается в том, что, во-первых, знаки создавались произвольно, без учета каких-либо общих правил их построения, а, во-вторых, знаки были, в целом, непостоянны: один и тот же князь, город, иерарх пользовался разными знаками на своих печатях и монетах и произвольно менял их вне связи с какими-либо объективными причинами.
Всадники на монетах и печатях московских князей изображались самые разные: известны «мечник» (всадник с мечом в руке), «сокольник» (всадник с соколом на руке), «копейщик» (всадник с копьем), просто всадник без всякого вооружения и снаряжения. Отец Ивана III – Великий князь Василий II – чаще других использовал изображение всадника с копьем, иногда – всадника поражающего копьем дракона (этот тип всадника несколько веков носил название «ездец»). Эту же эмблему достаточно активно использовал в качестве своего личного символа и Иван III.
Изображение ездеца понималось современниками как изображение самого владельца знака – князя. На монетах и печатях ездец, обыкновенно, сопровождался надписью, сообщавшей титул и имя князя. Титульная надпись и ездец воспринимались в комплексе: ездец – как изображение князя, а титульная надпись – как подпись при изображении, поясняющая кто именно изображен на данной монете или печати.
Нельзя сказать совершенно точно, что данная печать появилась именно в 1497 году. Матрицы, с помощью которых печати оттискивались на воске, служили обычно 5-10 лет. В этой связи можно предположить, что матрица печати 1497 года была вырезана несколько раньше. Но до наших дней сохранилось всего 4 оттиснутых с помощью этой матрицы печати, старейший из которых датируется 1497 годом, и поэтому именно 1497 год считается годом рождения российского герба.
Печать 1497 года имеет лицевую и оборотную сторону. Стороны печатей определяются тем, как на них размещена надпись, сообщающая титул и имя владельца печати. Надпись начинается на лицевой стороне печати, продолжается и заканчивается на оборотной. На лицевой стороне печати 1497 года изображен знак московских князей – ездец: всадник, поражающий копьем дракона (змея). На оборотной стороне – двуглавый орел, каждая голова которого увенчана короной.
Итак, в 1497 году (или несколькими годами ранее) Великим князем Иваном III был введен в обращение принципиально новый символ – символ единого российского государства. Этим символом – изобразительным именем новой российской страны – стал двуглавый орел.
В дипломатических отношениях Иван III добивался признания равного статуса России с другими странами, в том числе и Священной Римской Империей, и, познакомившись с геральдической традицией Священной Римской Империи, государь Всея Руси вполне мог принять ее символ как собственную государственную эмблему, дабы еще раз подчеркнуть равенство России и наиболее авторитетного из существовавших в то время государственных образований Европы. Но при этом Россия восприняла не ту форму двуглавого орла, который был принят на Западе: русский орел с самого начала имел не известные в то время Западу атрибуты – короны на головах, и иное, чем на Западе, цветовое решение (золотой орел на красном, на западе – черный орел на золотом).
В те годы, когда родилось единое российское государство, создателем этого государства – Великим князем Иваном III – был создан государственный герб новой страны. Им стал двуглавый орел – и этот символ неразрывно связан с Россией до наших дней, вот уже более 500 лет.
В 1490-1500-х Иван III пользовался несколькими разными печатями, печать с двуглавым орлом не была единственной. Однако значение этой печати и, в первую очередь, двуглавого орла как символа единого российского государства, было осознано и стало принципиально важным политическим фактором сразу после его появления. Это доказывает использование двуглавого орла в Великом княжестве Тверском.