Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:42, курсовая работа
Я выбрал тему «История российского герба» для курсовой работы по курсу вспомогательные исторические дисциплины, так как хотел показать, как история страны влияет на ее символы, в частности продемонстрировать на двуглавом орле — символе России. К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. Только в XX в. во всем мире установилась обязательная традиция — каждой стране иметь свои герб, гимн и флаг.
I. Введение
II. Глава 1. Начало истории Российского герба.
§1. Печать Ивана III.
§2. Иван IV. Введение большой и малой Царских печатей.
§3. Смутное время
§4. Период правления Алексея Михайловича. Уточнение герба в соответствии с геральдическими правилами.
Глава 2. Герб Российской империи.
§1. Период правления Петра I. Учреждение Герольдмейстерской конторы Сената.
§2. Период правления Павла I. Проекты полного , среднего, малого государственных гербов. Александр I. Восстановление российского герба XVIII века.
§3. Николай I. Утверждение двух типов государственного герба.
§4. Александр II. Утверждение Большого, Среднего и Малого гербов Российской Империи. Александр III .Уточнение рисунков Большого, Среднего и Малого гербов Российской Империи.
Глава 3. Российский герб после Февральской революции.
§1. Гербовая печать Временного правительства.
§2. Герб Российской Федерации.
III. Заключение
Первые известные тверские монеты с двуглавым орлом старше, чем печать Ивана III – они датируются 1486 годом. Изображение двуглавого орла на этих монетах соответствует изображению на печати 1497 года – двуглавый орел с направленными вниз крыльями и двумя коронами на головах.
К сожалению, история сохранила слишком мало источников: огромное количество памятников и, особенно, печатей погибло в бесчисленных пожарах, не раз опустошавших русские города. Поэтому разрешить вопрос о первенстве Москвы или Твери в использовании двуглавого орла до конца невозможно. Но весьма важно отметить, что уже в 1480-90-х гг. двуглавый орел воспринимался именно как символ России.
В правление Ивана III было изготовлено еще несколько матриц печати, строившейся так же, как и печать 1497 года: на лицевой стороне знак князя – всадник, на оборотной – знак государства: двуглавый орел. Сохранилось совсем немного оттисков этих печатей. Известны также мелкие серебряные монеты с двуглавым орлом, чеканившиеся в Москве в конце XV-начале XVI вв.
§2. Иван IV. Введение большой и малой Царских печатей.
Укрепление власти Ивана IV активно велось и на символическом уровне. Он был первым русским государем, провозглашенным Царем, помазанником Божьим.
Особое внимание уделялось Иваном IV государственному символу и, прежде всего, его изображению на печатях. Практика использования печатей при Иване IV развивается и приобретает черты определенной системы.
Царские печати разделяются на большие и малые. Большие печати предназначались для скрепления международных договоров и важнейших государственных актов. Малые – для второстепенных документов. Непременным атрибутом большой печати становится государственный символ – двуглавый орел. На малых печатях орел в первую половину царствования иногда уступает место ездецу или новому знаку великокняжеской эмблематики – единорогу, но затем также становится обязательным элементом.
Начиная с 1539 года двуглавый орел начинает изображаться с раскрытыми клювами и высунутыми языками. Такое изображение орла (и в целом хищных птиц и животных) является традиционным для западноевропейской геральдики (орел или другой хищник с открытым клювом (пастью) и высунутым языком называется в геральдике «вооруженным» и понимается как общепринятое изображение данного животного; если клюв (пасть) закрыты, то это обычно требует обоснования и объяснения причин, вызвавших необходимость отступления от общего правила) и можно предположить, что данное изменение российского двуглавого орла произошло вследствие европейского влияния (контакты с европейскими странами при Иване IV развивались весьма активно).
В 1560-х гг. происходит новое важное изменение: двуглавый орел переносится с оборотной стороны печатей на лицевую и, таким образом, знак государства занимает на печатях более почетное место, чем знак собственно правителя. Поначалу старый и новый типы печатей сосуществовали, причем знаком князя служили два символа – традиционный всадник и новый знак – единорог.
Печать 1569 года имеет на лицевой стороне (аверсе) «вооруженного» двуглавого орла под двумя коронами, на оборотной стороне (реверсе) – единорога. В том же году использовалась и традиционная печать: с ездецом на аверсе и двуглавым орлом (но уже нового начертания – с открытыми клювами) на оборотной стороне.
Вторым важным нововведением 1560-х годов стало совмещение государственного и царского знаков в одном символе. Для этого царский знак (всадник или единорог) располагался на груди двуглавого орла. Так, на золотой булле 1562 года на лицевой стороне изображен двуглавый орел, на груди которого щит со всадником, а на оборотной стороне – такой же орел, но в щите на его груди – единорог. В следующем, 1563 году, порядок расположения знаков изменился: орел с единорогом на груди помещается на аверсе, а орел со всадником – на реверсе.
Очередное изменение печати происходит в 1577-78 годах: на большой государственной печати этого времени на лицевой стороне, как и прежде двуглавый орел с единорогом на груди, на оборотной – орел со всадником. Однако в состав печати введены два крупных новшества. Вместо двух корон, венчавших головы орла с самого начала его использования в России, помещена одна большая пятизубцовая корона, венчающая сразу обе головы орла. Возможно, таким образом Иван IV желал продемонстрировать свое единовластие, показать, что в его государстве есть только одна корона и только один носящий ее – сам царь.
Вторым новшеством печати 1577-58 гг. стало размещение вокруг двуглавого орла двадцати четырех (по двенадцать на каждой стороне печати) эмблем земель, входящих в состав российского государства. Избраны эти эмблемы были, в основном, произвольно (в последствии многие из них стали прообразом гербов соответствующих территорий и городов): российские земли не имели устоявшейся традиции обозначения их определенными знаками. Однако сам факт появления территориальных эмблем на большой государственной печати весьма показателен: впервые российский государь с помощью государственного символа попытался продемонстрировать насколько велика его держава и какие именно основные земли входят в ее состав. Эта тенденция со временем стала традиционной.
Необходимо остановиться на знаке единорога, получившем распространение при Иване IV и употреблявшегося в российской государственной символике до середины XVII века. Знак этот во многом остается загадочным. Если смысловое значение двух других основных символов известно: двуглавый орел означал российское государство, всадник (ездец) – самого государя, то смысл, который закладывался в изображение единорога, неясен.
Легендарное животное – единорог – известно еще из языческой мифологической традиции. В христианской культуре единорог воспринимался как символ высших добродетелей: невинности, чистоты, духовного и телесного совершенства. Единорог считался воплощением благородства, гордости и жертвенности, его наделяли высочайшими положительными волшебными свойствами (рог единорога исцеляет от всех болезней, кровь – дарует бессмертие). Связывали единорога и с духовным преданием, относя к числу священных апокалиптических животных.
После Ивана IV единорог (по прежнему в щите на груди двуглавого орла) продолжает, хотя и нечасто, встречаться на золотых печатях (буллах) царя Бориса Годунова (1602), Лжедмитрия I (1605-1606), больших государственных печатях царей Михаила Федоровича (1618) и Алексея Михайловича (1646). После середины XVII века единорог исчезает из государственной эмблематики, но продолжает встречаться в военных и иных символах.
§3. Смутное время.
Наследовавший Ивану IV царь Федор I Иванович (род. 1557, царствовал с 1584, сконч. 1598) внес изменение в государственный символ – на его печати (1589 год) двуглавый орел снова изображается с двумя коронами, а между голов орла помещается восьмиконечный православный крест на Голгофе. И на лицевой, и на оборотной стороне печати орел имеет на груди щит с ездецом. Вероятно, отказ от новшеств Ивана IV (одной короны, единорога) мог служить стремлением Федора Ивановича показать, что в своем правлении он намеревается опираться на опыт мудрых и рачительных правлений деда (Василия III) и прадеда (Ивана III), а не жестокие методы своего отца. Появление же креста можно объяснить глубочайшей и искренней религиозностью, свойственной Федору Ивановичу, пожелавшего отразить богохранимость своей державы и примат духовных ценностей над мирскими.
Царствовавший после Федора I царь Борис Годунов (род. ок. 1551, царствовал с 1598, сконч. 1605) употреблял такого же орла, как при Федоре Ивановиче (с двумя коронами и крестом), но в щите на груди орла изредка вновь помещался единорог.
Последовавшее затем Смутное время привело к быстрой смене властителей на русском престоле, из которых наиболее интересный след в развитии российской государственной геральдики оставил царь Дмитрий (Лжедмитрий I) (дата рожд. неизвестна, царствовал с 1605, убит в 1606). Взошедший на российский престол при помощи польско-литовских войск, находившийся в постоянной связи с прибывшими в Москву вместе с ним поляками и литвинами, Лжедмитрий принял печать с новым рисунком государственного символа, на которой двуглавый орел был откорректирован в соответствии с западноевропейскими геральдическими традициями (весьма распространенными и творчески трансформированными в Польше). На печати Лжедмитрия (1600 год) двуглавый орел изображался с расправленными и поднятыми вверх крыльями. Головы орла венчали две традиционные короны, а над ними была расположена третья – большего размера и иного начертания. Наконец, всадник в щите на груди двуглавого орла был развернут визуально влево (в то время как традиционно в России всадника изображали повернутым визуально вправо).
Царствование Лжедмитрия было недолгим и закончилось бесславно. Последовал новый, самый тяжелый период Смуты, завершившийся в 1613 году, когда всенародным Земским Собором на российский престол был возведен царь Михаил Федорович (род. 1596, сконч. 1645). Михаил Федорович постарался восстановить на своих печатях традиционного российского двуглавого орла. Однако за период Смутного времени многие представления о старине были искажены, иные забыты и в результате типы российского государственного символа, использовавшиеся в течении XVII века, объединили в себе и обычаи старины, и новшества периода Смуты, и дополнения, привнесенные уже в течении самого XVII века.
Михаилом Федоровичем использовались весьма разнообразные формы двуглавого орла. Как и в давние времена, орел изображался с расправленными и направленными вниз крыльями. Головы орла венчали две короны, но между ними попеременно помещались то православный крест (до 1640-х гг.), то третья корона большего размера, которая постепенно вытеснила символ православия и к середине XVII века стала непременным атрибутом российского герба. На груди двуглавого орла находился щит со всадником (на печати 1625 года всадник, еще по традиции Лжедмитрия, развернут визуально влево, но уже с 1627 года всадник разворачивается в традиционную для России правую сторону). В 1620 – начале 1640-х гг. на одной из сторон печати на груди орла иногда помещается изображение единорога, но к середине 1640-х гг. единорог окончательно исчезает из композиции государственного герба.
§4. Период правления Алексея Михайловича. Уточнение герба в соответствии с геральдическими правилами.
В царствование следующего государя – Алексея Михайловича (род. 1629, царствовал с 1645, сконч. 1676) государственный символ уточняется и впервые целенаправленно корректируется с целью привести его в соответствие с геральдическими правилами.
В 1650-х годах окончательно
установился базовый тип
В царствование Алексея Михайловича были предприняты первые попытки описать герб и дать толкование его символики. Первое толкование содержится в стихах «Славянской Библии», изданной в 1663 году:
«Тремя венцами орел восточный сияет:
Веру, Надежду, Любовь к Богу являет.
Криле простер – объемлет все мира конца:
север, юг, от востока аж до запада солнца
простертыми крылами добре покрывает.»
Следующий текст, соединяющий в себе описание и толкование герба, был помещен в Указе «О титуле царском и государской печати» от 14 декабря 1667 года:
«Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия, и Малыя, и Белыя России Саможержца, его царского величества Российского Царствия, на котором (гербе – прим. ред.) три коруны изображены, знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению … на персях (на груди – прим. ред.) изображение наследника (так был истолкован ездец – прим. ред.); в пазноктах (когтях – прим. ред.) скипетр и яблоко (держава – прим. ред.), и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя.»
Помимо официальных описаний герба в середине XVII века возникают и авторские, составленные частными лицами по собственному почину. Так, публицистом Симеоном Полоцким в 1670 году было опубликовано панегирическое сочинение «Орел Российский», прославлявшее царствование Алексея Михайловича.
В 1672 году в России был составлен первый официальный сборник основных государственных эмблем. Он носил название «Титулярник» и содержал полный титул российского государя, текст которого сопровождался изображениями эмблем тех земель, которые в титуле упоминались. Открывался «Титулярник» изображением золотого двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах (без ездеца на груди). Подпись под рисунком гласила «Московский» – то есть двуглавый орел представлялся как герб Московской земли – сердца объединенного российского государства – и, соответственно, общий символ всей России.
Составителями «Титулярника» являлись подьячие Посольского приказа Николай Скафарий и Петр Домов – образованные и талантливые люди, не имевшие, однако, возможности ознакомиться с европейской геральдической традицией. За свой труд Скафарий и Домов были награждены, но «Титулярник», видимо, не полностью удовлетворил Алексея Михайловича: он желал иметь не просто свод эмблем, но труд, приводящий российские символы в соответствие с геральдическими правилами.
Для этого в 1673 году Москву был выписан из Священной Римской Империи герольдмейстер императора Леопольда I Лаврентий Хурелич. (Выбор именно Хурелича объяснялся тем, что он был славянин (вероятнее всего – серб) и мог быстрее освоиться с русским языком и обычаями.) Проведя в России около полугода, Хурелич возвратился в Вену и в 1674 году прислал Алексею Михайловичу написанное по латыни сочинение «Родословие Пресвятлейших и Вельможнейших великих московских князей и прочая…». Помимо собственно родословной росписи русских государей от князя Владимира Святославича до Алексея Михайловича и описания родственных отношений русского царя с девятью королями других стран, в работе Хурелича помещены портреты царей и великих князей, многочисленные российские эмблемы и иностранные гербы. Алексей Михайлович остался доволен, поручил составителям «Титулярника» Скафарию и Домову перевести «Родословие» на русский язык «И написав (написать – прим. ред.) тое книгу добрым уставным письмом с золотом и с его великого государя персоною из заставницы и короны во всем против той латинской книги». Интересно, что если текст русского перевода «Родословия», декоративные рисунки и портреты соответствуют латинскому оригиналу, то изображение государственного герба составителями перевода было отредактировано в соответствии с отечественной традицией. Хурелич изобразил фигуры герба точно (двуглавый орел под тремя коронами, с ездецом на груди, скипетром и державой в лапах), но придал ему расцветку, соответствующую расцветке герба Священной Римской Империи – черный орел на золотом поле. Кроме того, согласно геральдическим правилам, Хурелич развернул ездеца на груди орла влево от зрителя. Составители русского перевода «Родословия…» сочли необходимым исправить ошибки Хурелича: орел был изображен золотым на красном поле, а всадник, согласно российской традиции, развернут вправо от зрителя.