Культура 18 века
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы в том, что сейчас у многих мыслящих
людей возникает острая потребность в
понимании вопросов нашей истории, тенденций
развития общества, причин переживаемых
Россией трудностей.
Огромное влияние на
развитие России в XVIII веке оказали реформы
Петра I в области образования, науки, а
также вводимая им европеизация быта и
открытость русского общества для усвоения
европейской культуры. Смотря на многовековую
историю российского государства, мы приходим
к выводу, что хотя имперский период и
был сложным, но он был результативным
по своим последствиям.
Изменения в культуре
были подготовлены предшествующим периодом
развития, связанного с переходом
от традиционной церковной замкнутости
к светской культуре и науке. Этот период происходил позднее, чем
в Западной Европе.
Характер, темпы и условия
культурных преобразований зависели от
активности государства, использовавшего
насильственные методы для достижения
цели - подготовки специалистов в разных
отраслях культуры.
Именно государство
определяло условия развития и существования
культуры.
Степень изученности. В
разработке данной темы были использованы
работы таких авторов как: Табачник Д., В. Духопельников, О. Таглина,
Ю. Белочкина, Куприянов А. И., Даниэль С.,
Полякова М. А., Е. Н. Савинова, Клейн И.
и др.
Целью данной работы является
раскрытие темы «Культура 18 века» и ее изучение, исходя
из поставленной цели, были определены
следующие задачи:
- Рассмотреть общие черты эпохи первой четверти 18
века;
- Исследовать просвещение в 18 веке;
- Изучить развитие научных знаний и искусство в 18 веке.
Структура данной работы
состоит из: введения, 4 глав, заключения и списка используемой
литературы.
Глава 1. Общие черты
эпохи первой четверти 18 века
В 18 веке произошел поворот к новому этапу в культурном развитии
России, который в сущностных своих чертах
соответствует европейскому понятию «век
Просвещения».
Русское Просвещение - важный
период в развитии русской культуры,
означавший постепенный переход
от традиционной древнерусской культуры, которая сочетала в себе
черты родового, общинного уклада и средневековья
со слабо развитыми феодальными отношениями,
к культуре Нового времени (русской классической
культуре 19 века). Начало этому периоду
положили «Петровские реформы». Эпоха
Просвещения изменяет духовный мир нации,
ее систему ценностей и приоритетов, мотивацию
принятия решений, механизмы осуществления
национальных задач. А это уже изменения
цивилизационного уровня. Вот почему период
Просвещения - важнейший этап формирования
цивилизаций европейского типа. Просвещение
определило содержание нового времени
в европейской истории, сформировав систему
ценностей, которая не только отличалась
от приоритетов традиционного средневекового
общества, но и бросала им вызов. Интенсивный
рост русской культуры в XVIII веке в огромной
мере был обусловлен крупными преобразованиями
во всех областях жизни русского общества,
осуществленными в эпоху Петра I1.
Петровские преобразования
в корне изменили весь строй культурной
и общественной жизни России. Рушатся
старые "домостроевские" обычаи средневекового
церковно-схоластического мировоззрения.
Неоценимый вклад в развитие русской культуры
XVIII века внесли русские музыканты - композиторы,
исполнители, оперные артисты, в большинстве
своём вышедшие из народной среды. Перед
ними стояли задачи огромной трудности,
в течение нескольких десятилетий они
должны были освоить веками накопленные
богатства западноевропейской музыки.
В общем пути исторического развития русского
искусства XVIII века выделяются три основных
периода2: первая четверть века, связанная с реформами
Петра; эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся
дальнейшим ростом национальной культуры,
крупными достижениями в области науки,
литературы, искусства и вместе с тем усилением
сословного гнета; последняя треть столетия
(начиная с середины 60-х годов), отмеченная
большими общественными сдвигами, обострением
социальных противоречий, заметной демократизацией
русской культуры и ростом русского просветительства.
Культурные реформы тесно связаны с процессом
преодоления монополии церкви в духовной
жизни, с преодолением национальной замкнутости,
но религия продолжала играть большую
роль в жизни людей. Проявился большой
интерес к точным и естественным наукам,
к развитию научных и культурных учреждений.
Получили распространение рукописные
и печатные книги.
Возникший новый механизм
передачи культурных знаний (светские
школы, гражданский шрифт и т.д.)
способствовал демократизации культуры.
Наряду с сохранением
старых традиций расширились связи
с культурами других стран. В стране вырос интерес к античности,
получил развитие художественный стиль
барокко.
"Век разума и
просвещения" - так говорили о
своем времени великие мыслители
XVIII столетия, провозвестники новых
революционных идей. В историю
мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных
и общественно-исторических сдвигов, острейшей
борьбы с феодально-монархическими устоями
и религиозным догматизмом3.
Таким образом, на развитие России в XVIII веке огромное
влияние оказали реформы Петра I в области
образования, науки, а также вводимая им
европеизация быта и открытость русского
общества для усвоения европейской культуры.
Глубокий практицизм, характеризовавший
всю деятельность Петра I, отличал и его
политику в области просвещения и культуры.
Глава 2. Просвещение
Реформы Петра I в разных
сферах вызывали потребность в квалифицированных
военных, технических, чиновничьих
специалистах, для подготовки которых
необходимо было создать систему
образования.
Путешествие по Западной
Европе убедило Петра I в том, что
развитие промышленности и торговли зависело
от уровня образования.
Одной из основных задач
государственной политики в области
просвещения стало создание светской
системы образования. В основу системы
положен принцип обязательного
обучения дворянства, причем учеба приравнивалась к государственной
службе. Петровская школа создавалась
как техническая школа, среди дисциплин
преобладали точные науки, богословские
предметы вытеснялись из школы.
Учение в значительной
степени было принудительным и опиралось
на жестокую систему наказаний (система наказаний
и штрафов предусматривала наказание
плетью за проступки и штрафы за прогулы).
Церковные школы приобретали
четко выраженный профессионально-сословный
характер и готовили священников, способных
выполнять функции, возложенные на церковь государством.
В 20-х - начале 60-х г.г. XVIII
века произошел переход от массовой
светской школы к системе закрытых
сословных учебных заведений. Сеть
духовных учебных заведений постепенно
теряла всесословный характер и приобретала
черты сословной замкнутости. Возникли художественные
и театральные учебные заведения. Формировался
слой отечественных преподавателей. К
активной деятельности в области образования
приобщались выходцы из купечества, мещанства,
духовенства. Во всех учебных заведения
введен обязательный предмет - Закон Божий.
В 1755 году был открыт Московский
университет, идея его создания принадлежала
М. В. Ломоносову. В университете имелось
три факультета: философский, медицинский,
юридический. Преподавание шло на русском
и латинском языках4.
В 1757 году по проекту И.
И. Шувалова была учреждена «Академия
трех знатнейших художеств», имевшая
отделения живописи, скульптуры и
архитектуры.
Итак, создана система государственного образования
и разработаны основы светского обучения
и воспитания. Возникло около 150 школ различного
типа. Образованием охвачено 0,5 % населения.
«Впервые полвека реформы русское дворянство
очень медленно входило во вкус европейской
культуры».
Глава 3. Развитие научных
знаний
Подъем техники был
тесно связан с развитием промышленности,
строительством кораблей, созданием
армии. По техническому оборудованию русские
мануфактуры не отличались от западноевропейских.
Известный изобретатель А. К. Нартов в
1712 г. создал токарный станок с использованием
самоходного механического держателя
резца. Нартов изобрел машину для сверления
дул у пушек, разработал технологию и механизацию
производства монет.
В 1720-1724 г.г. Ефим Никонов построил
и испытал подводную лодку
и водолазный костюм. Испытания завершились
неудачей, и после смерти Петра I изобретатель
был сослан в Астраханский порт.
В стране сооружались гидротехнические
сооружения. Положено начало изучению
производительных сил страны. В 1700 году
создана государственная горно-разведочная
служба. Было открыто месторождение медных
руд на Урале, каменного угля на Дону, угольные
запасы Кузбасса.
В переводе Я. Брюса появилась популярная
книга известного физика и астронома
Х.Гюйгенса «Книга мировоззрения, или
Мнение о небесно-земных глобусах и
их украшениях», посвященная обоснованию
гелиоцентрической системы Н. Коперника.
Г. Фарварсон и Я. Брюс организовали астрономические
наблюдения в России. Издан первый печатный
календарь со сведениями по астрономии,
астрологии, метеорологии. С 1725 г. в Петербурге
начались систематические метеорологические
наблюдения.
В Москве и Петербурге созданы госпитали
и медицинские школы, открыты
аптеки. С 1718 г. в Петербурге начато
изготовление медицинских инструментов.
Большие успехи достигнуты
в картографии. Ф. Соймонов и К. Верден описали и нанесли
на карту Каспийское море. Впервые на карте
появилось Аральское море. Созданы карты
Балтийского, Азовского морей, Придонья,
Поволжья, Сибири, Камчатки, Курильских
островов5.
В 1713 году в Петербурге
вышла первая работа о Северной войне «Книга Марсова или
Воинских дел от войск царского величества
российских во взятии преславных фортификаций
и на разных местах храбрых баталий учиненных
над войски его королевского величества
свейского». Это сборник реляций и гравюр
о победах русской армии. Причины Северной
войны раскрывались в книге П. П. Шафирова
«Рассуждения, какие законные причины
е. в. Петр Великий с начатию войны против
короля Карла XII Шведского 1700 года имел…».
В 1716г. на Камчатку была предпринята
первая морская экспедиция. В 1711 г. были
разведаны Курилы и составлен чертеж всей
Курильской гряды. В 1711 г. у чукчей Анадыри
были получены первые сведения о земле
за проливом (первые сведения об Америке).
В 1719г. экспедиции И. Евреинова и
Ф. Лужина поручили узнать, "сошлися
ли Америка с Азией". В 1720--1724 гг. экспедиция
Д. Мессершмидта дошла до Лены и Забайкалья.
В 1714 г. была начата подготовка экспедиции
А. Бековича-Черкасского в Хиву и Бухару
для поиска путей в Индию. В 1718г. через
Кавказ и Персию в Бухару отправился Ф.
Беневенни, а в 1725 г. -- Гурьев доставил
материалы о Хиве, Бухаре и старом русле
Аму-Дарьи. В 1722--1724 гг. Иван Унковский с
казаками описал земли по р. Или и оз. Иссык-Куль.
Начато было изучение земель возле р. Терек.
Небывалого размаха в петровский
период достигли геологические разыскания.
За 1700--1711 гг. в Европейской России было
открыто 121 рудное месторождение. Среди
них много месторождений железа, меди,
серебра, угля, серы, нефти и т.п.
Итогом многих экспедиций было составление
географических карт (например, "Большой
чертеж" Сибири С. Ремизова). В 20-е годы
шла огромная работа по подготовке "Атласа
Всероссийской империи" И.К. Кирилова.
Соймонов и Верден составили карту Каспийского
моря и т.д.
Большие достижения в развитии практической
механики оказали : М.В. Сидоров, Яков Батищев,
Андрей Нартов, И.И. Сердюков.
Широко известен петровский указ 1720
г. о собирании по монастырям древних
рукописей, хронографов, летописцев и
степенных книг.
В 1724 году был издан Устав Академии наук, а в
1725 году, уже после смерти Петра, она открылась
в Санкт-Петербурге. В ее состав входили:
университет (где приглашенные в Россию
ученые обязаны были и преподавать) и гимназия,
а также ботанический сад, обсерватория,
физическая и химическая лаборатории,
Кунсткамера (музей природных редкостей,
в том числе уродств), типография. К Академии
были присоединены библиотека и музей
(Кунсткамера), созданные в 1714 г.
Таким образом, наука в петровское время, прежде всего,
развивалась нуждами практики. Истощение
пушных богатств освоенной в XVII в. части
Сибири (соболя практически выбили) заставило
русских людей искать новые земли, новые
пушные и рыбные запасы. Одновременно
велись и поиски новых путей в далекие
восточные страны.
Глава 4. Искусство 18
века
Важнейшие социально-экономические
и политические сдвиги в общественной
жизни России в Петровскую эпоху
нашли яркое отражение в литературе
и публицистике.
В 1717 в Петербурге вышло в свет "Рассуждение..."
о причинах войны с Швецией, подготовленное
по поручению Петра вице-канцлером Шафировым
П.П. и представляющее собой первый в российской
истории обстоятельный дипломатический
трактат о внешнеполитических приоритетах
страны.
Экономическая публицистика
была представлена работами выдающегося
учёного-самородка Посошкова И.Т.
(1652-1726), и прежде всего его наиболее
известной работой "Книга о
скудости и богатстве"6.
Стихотворство связано
с появлением новых жанров: канта
и любовной лирики. Кант - вид словесно-музыкального
непрофессионального искусства..
Народное творчество
раскрыло события эпохи в былинах,
сказах, притчах (белорусский сказ «Петро
Велики», «Плач войска», «Смерть
Петра» и другие).
Поэты первой четверти XVIII
в. и Ломоносов, крупнейший среди них, славили
Родину, блестящие победы русского оружия
и успехи русского просвещения, они укрепляли
чувства национальной гордости, звали
к новым подвигам, они были проникнуты
уверенностью в том, что может собственных
Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская
земля рождать.
В эпоху первой четверти
XII века в архитектуре появились
новые формы, новый художественный
язык. Важнейшим атрибутом архитектуры
стал ордер. Основные принципы нового
зодчества воплотились с наибольшей
силой при строительстве новой столицы
- Петербурга: переход к градостроительству
и регулярной планировке, к рационально
спланированному ансамблю. Начало перехода
к регулярной застройке новых городов
(Санкт-Петербург, Азов, Таганрог) улицами,
пересекающимися под прямыми углами и
с выносом фасадов по линии улиц. В первой
четверти XVIII века было построено 22 храма.
В строительстве церковных зданий произошло
сочетание элементов ордерной системы
(колонны, портики, фронтоны) с новомосковским
барокко. Храмы были просторными, светлыми,
в них присутствовало стремление к высотности,
ярусности, использовалась скульптура.
Богатый орнамент и башни-колокольни были
характерным признаком. Возникли храмы
центрической композиции, устремленные
ввысь7.