Развивалось деревянное
зодчество. Всемирную славу получила Преображенская
церковь на острове Кижи. Светское начало
в архитектуре получило преобладание
над церковным.
В первой четверти XVIII века
по проектам выдающего архитектора
Доменико Андреа Трезини были заложены
- Кронштадт, Александро-Невская лавра, начата постройка
Петропавловской крепости в камне, выполнена
часть регулярной планировки Васильевского
острова, выстроены Летний дворец Петра
I (см Приложение1), Петровские ворота Петропавловской
церкви, здание Двенадцати коллегий, Галерная
гавань, Благовещенская церковь Александро-Невской
лавры.
Большой вклад в развитие
архитектуре того времени внесли:
Георг Иоганн Маттарнови, Н. Ф. Гербель,
Д. Фонтан, Г. Киявери и М. Г. Земцова.
По проекту на берегу
Мойки был сооружен Конюшенный двор. По проекту Готфрида Шеделя были
возведены - Дворец А. Д. Меншикова на Васильевском
острове, при участии. Ораниенбаумский
дворец А. Д. Меншикова (см. ПРИЛОЖЕНИЕ
2.), церковь Ораниенбаумского дворца.
Архитектором И. П. Зарудным
были сооружены - Церковь Иоанна Воина на Якиманке (см. ПРИЛОЖЕНИЕ
3.), церковь архангела Гавриила на Чистых
прудах, или Меншикова башня, иконостас
Петропавловского собора в Петербурге.
В живописи утверждались
новые жанры и техника. Ведущее
место заняли картины на светские
сюжеты, написанные маслом; появляется прямая
перспектива. Наибольших успехов достигло
искусство портрета8.
Живопись по характеру
стала преимущественно светской.
Началось формирование жанров: батальный,
исторический, бытовой, портрет, пейзаж.
Самым распространенным стал жанр портрета. Бурное развитие
гравюрного искусства9.
Скульптура много веков
была под запретом, поэтому традиций
и мастеров в этой области искусства
не было. В XVIII в. распространение получили
скульптурные композиции. Первые скульптуры,
появившиеся в Летнем саду, были привезены из Италии.
Особенно ярко Скульптурное творчество
проявилось в создании дворцово-парковых
ансамблей, напр., оформление Большого
каскада Петергофского дворца (Леблон
Ж.Б.).
Среди скульпторов в
эпоху Петра I известный скульптор
Карло Бартоломео Растрелли, создал такие
скульптуры как - Бюст А. Д. Меншикова, бюст
Петра I, конный монумент Петра I, скульптурная
группа «Анна Иоанновна с арапчонком»,
«Нептун». Участвовал в отделке интерьеров
дворца «Монплезир» и в создании Большого
каскада и фонтанов в Петергофе.
И театральное искусство
русского народа, имевшее многовековую
историю, делает в первой четверти XVIII
столетия значительные шаги в своем
развитии. Петербургская театральная
культура XVIII в. продолжала традиции, сложившиеся
еще в Московской Руси.
Но театр в Петербурге
не повторял, а развивал эти традиции.
С Петербургом связано создание
нового литературно-художественного
театра и новой драматургии.
Петр I видел в театре
одно из средств борьбы за светскую
культуру, освобожденную от церковно-схоластического влияния.
Поэтому он относился к организации театра
как к делу, в развитии которого государство
заинтересовано не менее, чем в школах,
издании книг и других культурных мероприятиях.
При Петре прекратились
преследования скоморохов. То, что государство разрешило посещение
театра, что даже в духовной школе, Славяно-греко-латинской
академии устраивались спектакли, способствовало
возрастанию интереса широких народных
масс к театру. Так же в стране появляются
бродячие труппы комедиантов, дававшие
представления для народа. Быстро распространялась
танцевальная музыка. Танцевали менуэт,
аллеманду, сарабанду, савош - танцы, пришедшие
с Запада10.
Итак, масштабы изменений, произошедших за
время правления Петра огромны. Сделан
огромный шаг в развитии культуры . Был
нанесён сильный удар духовной диктатуре
церкви в культуре, просвещении и других
областях жизни страны. Осуществлялась
ломка старого рутинного патриархального
быта.
Проявился большой интерес
к точным и естественным наукам,
к развитию научных и культурных учреждений. Получили
распространение рукописные и печатные
книги.
Возникший новый механизм
передачи культурных знаний (светские
школы, гражданский шрифт и т.д.)
способствовал демократизации культуры.
Наряду с сохранением
старых традиций расширились связи с культурами других
стран. В стране вырос интерес к античности,
получил развитие художественный стиль
барокко.
Духовная жизнь стала
интенсивнее и разнообразнее, новая
европейская культура проникла в
верхи русского общества и не затрагивала
основные массы населения страны,
среди которого сохранилось влияние
церкви на нравственные устои. Шел процесс,
когда помимо социальных перегородок возникали различия
между группами населения в быту, одежде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги данной
работы. Эпоха Петра I сыграла огромную роль в
истории русской культуры. В начале XVIII
в. происходит переход от средневековья
к культуре нового времени, все сферы жизни
общества подвергаются европеизации,
происходит секуляризация культуры. В
литературе сохранялись старые формы,
но содержание произведений менялось,
подвергаясь влиянию гуманистической
мысли и идей Просвещения. XVIII в. стал временем
рождения русского театра. В 1702 г. в Москве
открылся первый публичный театр ("Комедийная
хоромина"). Позднее в Ярославле под
покровительством воеводы Мусина-Пушкина
был создан Театр Ф.Г. Волкова. Ведущим
жанром в российской живописи XVIII в. был
портрет. Развитие портретного жанра в
петровскую эпоху определялось воздействием
западной живописи, но одновременно опиралось
на традицию предшествовавшего столетия
(парсуна). Становление портретной живописи
было связано с творчеством И.И. Никитина
и А.М. Матвеева.
В строительстве Петербурга
нашли наиболее полное воплощение принципы
архитектуры Нового времени: предварительный
план застройки города, выработка
особого типа регулярной планировки
городских ансамблей, системы улиц,
кварталов, площадей. Для строительства были приглашены иностранные архитекторы
Ж. Леблон, Д. Трезини, Б. Растрелли. "Новые"
постройки Петербурга и Москвы (Петропавловский
собор, здание 12 коллегий, Меншиков дворец,
Меншикова башня), стали основой для европеизации
русской архитектуры.
XVIII столетие стало периодом необыкновенно
интенсивного культурного развития страны,
поскольку в это время. Россия открывала
для себя достижения западноевропейской
культуры, накопленные на протяжении столетий
(начиная с эпохи Возрождения). В XVIII в.
отечественная школа в литературе, театральном
и изобразительном искусстве развивалась,
подчиняясь общим закономерностям европейской
культуры, подготавливая взлет национальной
культуры в XIX в.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Античность и культура Серебряного века:- Москва, Наука, 2010 г.- 560 с.
- Табачник Д., В. Духопельников, О. Таглина, Ю. Белочкина Все о России: - Москва, Фолио, 2009 г.- 560 с.
- Куприянов А. И. Городская культура русской провинции. Конец XVIII - первая половина XIX века:- Санкт-Петербург, Новый хронограф, 2007 г.- 492 с.
- История России в экспозициях и фондах музеев Российской академии наук. Билингва русский-английский:- Москва, 2006 г.- 95 с.
- Даниэль С. Русская живопись:- Санкт-Петербург, Аврора, 2010 г.- 288 с.
- Полякова М. А., Е. Н. Савинова Русская провинциальная усадьба. XVII - начало XX века:- Санкт-Петербург, Ломоносов, 2011 г.- 264 с.
- Георгиева Т. С. Культура повседневности. Русская культура и православие:- Москва, Аспект Пресс, 2008 г.- 400 с.
- Клейн И. Русская литература в XVIII веке:- Москва, Индрик, 2010 г.- 440 с
- Русский консерватизм середины ХVIII - начала ХХ века:- Санкт-Петербург, Российская политическая энциклопедия, 2010 г.- 640 с.
- Рак В. Д. Статьи о литературе ХVIII века:- Москва, Пушкинский Дом, 2008 г.- 640 с.
- Анисимов Е. История России от Рюрика до Путина, Люди. События. Даты:- Москва, Высшая школа, 2007 г.- 300 с.
- Орлов А., Георгиев Н., Сивохина Т. Хрестоматия по истории России:- Москва, Проспект, 2008 г.- 430 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Трезини Д.А. Петропавловский
собор
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ломоносов М.В.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Растрелли Ф.-Б. Главная
лестница Зимнего дворца
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Портрет великого князя Петра Федоровича
1
Табачник Д., В. Духопельников, О. Таглина,
Ю. Белочкина Все о России: — Москва, Фолио,
2009 г.- 56 с
2
Георгиева Т. С. Культура повседневности.
Русская культура и православие:— Москва,
Аспект Пресс, 2008 г.- 40 с
3
Русский консерватизм середины ХVIII - начала
ХХ века: — Санкт-Петербург, Российская
политическая энциклопедия, 2010 г.- 64 с
4
Античность и культура Серебряного века:
— Москва, Наука, 2010 г.- 56 с
5
Георгиева Т. С. Культура повседневности.
Русская культура и православие:— Москва,
Аспект Пресс, 2008 г.- 20 с
6
Клейн И. Русская литература в XVIII веке:—
Москва, Индрик, 2010 г.- 66 с
7
Полякова М. А., Е. Н. Савинова Русская провинциальная
усадьба. XVII - начало XX века:— Санкт-Петербург,
Ломоносов, 2011 г.- 24 с
8
История России в экспозициях и фондах
музеев Российской академии наук. Билингва
русский-английский: — Москва, 2006 г.- 45
с
9
Даниэль С. Русская живопись:— Санкт-Петербург,
Аврора, 2010 г.- 88 с
10
Античность и культура Серебряного века:
— Москва, Наука, 2010 г.- 52 с