Культура 18 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие темы «Культура 18 века» и ее изучение, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть общие черты эпохи первой четверти 18 века;
- Исследовать просвещение в 18 веке;
- Изучить развитие научных знаний и искусство в 18 веке.
Структура данной работы состоит из: введения, 4 глав, заключения и списка используемой литературы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общие черты эпохи первой четверти 18 века
Глава 2. Просвещение
Глава 3. Развитие научных знаний
Глава 4. Искусство 18 века
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Культура 18 века 2012.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

Развивалось деревянное зодчество. Всемирную славу получила Преображенская церковь на острове Кижи. Светское начало в архитектуре получило преобладание над церковным.

В первой четверти XVIII века по проектам выдающего архитектора  Доменико Андреа Трезини были заложены - Кронштадт, Александро-Невская лавра, начата постройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, выстроены Летний дворец Петра I (см Приложение1), Петровские ворота Петропавловской церкви, здание Двенадцати коллегий, Галерная гавань, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры.

Большой вклад в развитие архитектуре того времени внесли: Георг Иоганн Маттарнови, Н. Ф. Гербель, Д. Фонтан, Г. Киявери и М. Г. Земцова.

По проекту на берегу Мойки был сооружен Конюшенный двор. По проекту Готфрида Шеделя были возведены - Дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове, при участии. Ораниенбаумский дворец А. Д. Меншикова (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.), церковь Ораниенбаумского дворца.

Архитектором И. П. Зарудным были сооружены - Церковь Иоанна Воина на Якиманке (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.), церковь архангела Гавриила на Чистых прудах, или Меншикова башня, иконостас Петропавловского собора в Петербурге.

В живописи утверждались новые жанры и техника. Ведущее  место заняли картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Наибольших успехов достигло искусство портрета8.

Живопись по характеру  стала преимущественно светской. Началось формирование жанров: батальный, исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Самым распространенным стал жанр портрета. Бурное развитие гравюрного искусства9.

Скульптура много веков  была под запретом, поэтому традиций и мастеров в этой области искусства  не было. В XVIII в. распространение получили скульптурные композиции. Первые скульптуры, появившиеся в Летнем саду, были привезены из Италии. Особенно ярко Скульптурное творчество проявилось в создании дворцово-парковых ансамблей, напр., оформление Большого каскада Петергофского дворца (Леблон Ж.Б.).

Среди скульпторов в  эпоху Петра I известный скульптор  Карло Бартоломео Растрелли, создал такие скульптуры как - Бюст А. Д. Меншикова, бюст Петра I, конный монумент Петра I, скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком», «Нептун». Участвовал в отделке интерьеров дворца «Монплезир» и в создании Большого каскада и фонтанов в Петергофе.

И театральное искусство  русского народа, имевшее многовековую историю, делает в первой четверти XVIII столетия значительные шаги в своем  развитии. Петербургская театральная  культура XVIII в. продолжала традиции, сложившиеся  еще в Московской Руси.

Но театр в Петербурге не повторял, а развивал эти традиции. С Петербургом связано создание нового литературно-художественного  театра и новой драматургии.

Петр I видел в театре одно из средств борьбы за светскую культуру, освобожденную от церковно-схоластического влияния. Поэтому он относился к организации театра как к делу, в развитии которого государство заинтересовано не менее, чем в школах, издании книг и других культурных мероприятиях.

При Петре прекратились преследования скоморохов. То, что государство разрешило посещение театра, что даже в духовной школе, Славяно-греко-латинской академии устраивались спектакли, способствовало возрастанию интереса широких народных масс к театру. Так же в стране появляются бродячие труппы комедиантов, дававшие представления для народа. Быстро распространялась танцевальная музыка. Танцевали менуэт, аллеманду, сарабанду, савош - танцы, пришедшие с Запада10.

Итак, масштабы изменений, произошедших за время правления Петра огромны. Сделан огромный шаг в развитии культуры . Был нанесён сильный удар духовной диктатуре церкви в культуре, просвещении и других областях жизни страны. Осуществлялась ломка старого рутинного патриархального быта.

Проявился большой интерес  к точным и естественным наукам, к развитию научных и культурных учреждений. Получили распространение рукописные и печатные книги.

Возникший новый механизм передачи культурных знаний (светские школы, гражданский шрифт и т.д.) способствовал демократизации культуры.

Наряду с сохранением  старых традиций расширились связи с культурами других стран. В стране вырос интерес к античности, получил развитие художественный стиль барокко.

Духовная жизнь стала  интенсивнее и разнообразнее, новая  европейская культура проникла в  верхи русского общества и не затрагивала  основные массы населения страны, среди которого сохранилось влияние  церкви на нравственные устои. Шел процесс, когда помимо социальных перегородок возникали различия между группами населения в быту, одежде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем итоги данной работы. Эпоха Петра I сыграла огромную роль в истории русской культуры. В начале XVIII в. происходит переход от средневековья к культуре нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры. В литературе сохранялись старые формы, но содержание произведений менялось, подвергаясь влиянию гуманистической мысли и идей Просвещения. XVIII в. стал временем рождения русского театра. В 1702 г. в Москве открылся первый публичный театр ("Комедийная хоромина"). Позднее в Ярославле под покровительством воеводы Мусина-Пушкина был создан Театр Ф.Г. Волкова. Ведущим жанром в российской живописи XVIII в. был портрет. Развитие портретного жанра в петровскую эпоху определялось воздействием западной живописи, но одновременно опиралось на традицию предшествовавшего столетия (парсуна). Становление портретной живописи было связано с творчеством И.И. Никитина и А.М. Матвеева.

В строительстве Петербурга нашли наиболее полное воплощение принципы архитектуры Нового времени: предварительный  план застройки города, выработка  особого типа регулярной планировки городских ансамблей, системы улиц, кварталов, площадей. Для строительства были приглашены иностранные архитекторы Ж. Леблон, Д. Трезини, Б. Растрелли. "Новые" постройки Петербурга и Москвы (Петропавловский собор, здание 12 коллегий, Меншиков дворец, Меншикова башня), стали основой для европеизации русской архитектуры.

XVIII столетие стало периодом необыкновенно интенсивного культурного развития страны, поскольку в это время. Россия открывала для себя достижения западноевропейской культуры, накопленные на протяжении столетий (начиная с эпохи Возрождения). В XVIII в. отечественная школа в литературе, театральном и изобразительном искусстве развивалась, подчиняясь общим закономерностям европейской культуры, подготавливая взлет национальной культуры в XIX в.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Античность и культура Серебряного века:- Москва, Наука, 2010 г.- 560 с.
  2. Табачник Д., В. Духопельников, О. Таглина, Ю. Белочкина Все о России: - Москва, Фолио, 2009 г.- 560 с.
  3. Куприянов А. И. Городская культура русской провинции. Конец XVIII - первая половина XIX века:- Санкт-Петербург, Новый хронограф, 2007 г.- 492 с.
  4. История России в экспозициях и фондах музеев Российской академии наук. Билингва русский-английский:- Москва, 2006 г.- 95 с.
  5. Даниэль С. Русская живопись:- Санкт-Петербург, Аврора, 2010 г.- 288 с.
  6. Полякова М. А., Е. Н. Савинова Русская провинциальная усадьба. XVII - начало XX века:- Санкт-Петербург, Ломоносов, 2011 г.- 264 с.
  7. Георгиева Т. С. Культура повседневности. Русская культура и православие:- Москва, Аспект Пресс, 2008 г.- 400 с.
  8. Клейн И. Русская литература в XVIII веке:- Москва, Индрик, 2010 г.- 440 с
  9. Русский консерватизм середины ХVIII - начала ХХ века:- Санкт-Петербург, Российская политическая энциклопедия, 2010 г.- 640 с.
  10. Рак В. Д. Статьи о литературе ХVIII века:- Москва, Пушкинский Дом, 2008 г.- 640 с.
  11. Анисимов Е. История России от Рюрика до Путина, Люди. События. Даты:- Москва, Высшая школа, 2007 г.- 300 с.
  12. Орлов А., Георгиев Н., Сивохина Т. Хрестоматия по истории России:- Москва, Проспект, 2008 г.- 430 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Трезини Д.А. Петропавловский  собор

 

 

 

                                                ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

Ломоносов М.В.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

Растрелли Ф.-Б. Главная  лестница Зимнего дворца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

 

Портрет великого князя Петра Федоровича

1 Табачник Д., В. Духопельников, О. Таглина, Ю. Белочкина Все о России: — Москва, Фолио, 2009 г.- 56 с

2 Георгиева Т. С. Культура повседневности. Русская культура и православие:— Москва, Аспект Пресс, 2008 г.- 40 с

3 Русский консерватизм середины ХVIII - начала ХХ века: — Санкт-Петербург, Российская политическая энциклопедия, 2010 г.- 64 с

4 Античность и культура Серебряного века: — Москва, Наука, 2010 г.- 56 с

5 Георгиева Т. С. Культура повседневности. Русская культура и православие:— Москва, Аспект Пресс, 2008 г.- 20 с

6 Клейн И. Русская литература в XVIII веке:— Москва, Индрик, 2010 г.- 66 с

7 Полякова М. А., Е. Н. Савинова Русская провинциальная усадьба. XVII - начало XX века:— Санкт-Петербург, Ломоносов, 2011 г.- 24 с

8 История России в экспозициях и фондах музеев Российской академии наук. Билингва русский-английский: — Москва, 2006 г.- 45 с

9 Даниэль С. Русская живопись:— Санкт-Петербург, Аврора, 2010 г.- 88 с

10 Античность и культура Серебряного века: — Москва, Наука, 2010 г.- 52 с

 


Информация о работе Культура 18 века