История российского федерализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности Российского федерализма, его история и современность.
Задачи исследования
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
• Показывается становление и развитие федерализма в России;
• Описывается механизм обеспечения единства современного российского федерализма;
• Определение перспектив развития федерализма в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..стр.3-4
Глава I. Три «П» российского федерализма………………………………… стр. 7-13
§ 1. Понятие российского федерализма………………………………………..стр.7
§ 2. Признаки федерализма в России…………………………………………...стр. 7-9
§ 3. Принципы федеративного устройства России…………………………….стр. 9-13
Глава II. История развития Федерализма в России……………… …………стр. 14-18
§ 1. Федеративное развитие России в советский период……………………стр.14-16
§ 2. Федеративное развитие России после 1993 г…………………………....стр.16-18
Глава III. Особенности российского федерализма с точки зрения
организации государственного управления………………………..………..стр.19-22
§ 1. Предметы ведения Федерации…………………………………………..стр. 19-20
§ 2. Совместное ведение РФ и субъектов РФ……………………………….стр. 20-21
§ 3. Обобщение………………………………………………………………..стр. 21-22
Глава IV. Перспективы российского федерализма…………………………стр.23-25
Заключение……………………………………………………………………..стр.26-27
Список использованной литературы………………………………………….стр.28-29
Приложения……………………………………………………………………..стр.30-31

Файлы: 1 файл

Курсовая КПРФ 3.doc

— 663.00 Кб (Скачать)

            ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

                        ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

                   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

  «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА

                                     ИМЕНИ И.М. ГУБКИНА»

 

                               ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

                    Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

                                        КУРСОВАЯ РАБОТА

                                                      на тему

                            «История российского федерализма»

 

 

 

                                                     Студент: Кузьменко Дмитрий Андреевич

                                                     Группа: ЮР-13-03

                                                     Руководитель: доктор юридических наук,

                                  профессор Калашников Сергей Валерьевич

 

                                                            

 

 

 

«Допустить к защите»

«_____»________________2014г.

 

Дата представления работы: «____»____________2014г.

 

Дата защиты:                          «_____»___________2014г.

 

Оценка:__________________

 

 

 

 

 

                                               Москва, 2014 год 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..стр.3-4

 

Глава I. Три «П» российского федерализма…………………………………  стр. 7-13

 

§ 1. Понятие российского федерализма………………………………………..стр.7

§ 2. Признаки федерализма в России…………………………………………...стр. 7-9

§ 3. Принципы федеративного устройства России…………………………….стр. 9-13

 

Глава II. История развития Федерализма в России………………  …………стр. 14-18

 

§ 1. Федеративное развитие России в советский период……………………стр.14-16

§ 2. Федеративное развитие России после 1993 г…………………………....стр.16-18

 

Глава III.  Особенности российского федерализма с точки зрения

организации государственного управления………………………..………..стр.19-22

§ 1. Предметы ведения Федерации…………………………………………..стр. 19-20

§ 2. Совместное ведение РФ и субъектов РФ……………………………….стр. 20-21

§ 3. Обобщение………………………………………………………………..стр. 21-22

 

Глава IV. Перспективы российского федерализма…………………………стр.23-25

 

Заключение……………………………………………………………………..стр.26-27

 

Список использованной литературы………………………………………….стр.28-29

 

Приложения……………………………………………………………………..стр.30-31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Федерализм в современном прогрессивном прочтении не противостоит не идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, ни их стремлениям к повышения своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства:

 

  • общий крупный рынок
  • свободное движение капиталов, товаров и услуг
  • свобода передвижения людей
  • более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры.

 

Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.

 

Актуальность работы

 

Тема курсовой работы – «История Российского федерализма» - актуальна в силу того, что федерализм является одной из основ, на которых держится наше государство. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества.

 

Цель работы

 

Целью данной работы является исследование сущности Российского федерализма, его история и современность.

 

Задачи исследования

 

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

 

  • Показывается становление и развитие федерализма в России;
  • Описывается механизм обеспечения единства современного российского федерализма;
  • Определение перспектив развития федерализма в России.

 

 

 

 

Объект исследования

 

Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в процессе конституционного строительства в РФ.

 

Предмет исследования

 

Предмет исследования: федерализм как комплексное конституционно-правовое явление, влияющее социально-экономические и политико-правовые аспекты формирования российской государственности, а также конституционно-правовые особенности его формирования в России.

 

Методологическая, теоретическая и эмпирическая основы исследования

Методологической основой диссертации являются общенаучные методы исследования, а также конкретно-исторический, сравнительно-правовой, социологический и философский методы, нормативный и технико-юридический анализ; метод диалектического познания и логический метод, иные научные приемы исследования, которые дали возможность выявить определенные закономерности и тенденции развития федерализма, определить основные проблемы и наметить возможные пути их разрешения. В исследовании используется методология комплексного, системного анализа и синтеза научных знаний различных направлений, в том числе и синергетического подхода, что позволило совершенно по-новому представить многогранную проблему федерализма.

 

Исследование проведено с использованием трудов отечественных и зарубежных авторов, затрагивающих не только конституционно-правовые, но исторические, философские, политологические, экономические и иные аспекты федерализма, а также посвященных системному анализу, в частности исследованию сложных социальных систем, к которым относится федеративное государство.

 

В центре внимания исследования находятся теоретическая и формально-юридическая модели федерализма, проблемы их воплощения в практику государственного строительства федеративных и так называемых региональных государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«История российского федерализма»

 

Российский федерализм – интереснейшее, но порою противоречивое явление. Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализма. Иной раз их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств и ханств в далеких столетиях, когда складывалось государство Российское. Этот процесс шел разными путями, охватывая добровольные союзы и спасительные присоединения, но не исключая и завоевательные походы. Со временем Россия превратилась в государство, спаянное воедино не только общностью исторического пути народов, но и общими интересами — экономическими, социальными, культурными, политическими. Однако Россия — и это хотелось бы подчеркнуть — создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство. Чем более крепла царская власть, тем четче идеи единой и неделимой России принимали государственные формы.

 

Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался и не признавался. Разумеется, система управления страной не могла не отражать особенности положения ряда регионов. Эта система отнюдь не была столь примитивной, как ее не раз изображали в недалеком прошлом. Элементы автономии можно было найти в Финляндии и в Польше. Наместник царя на Кавказе по положению был в своем регионе выше российских министров и имел право не допускать исполнения их решений в своем регионе. Российская империя умела включать в осуществление власти национальные "верхи".1

 

Известный российский правовед профессор Н. М. Коркунов писал уже в канун первой мировой войны: "Россия могла быть только единым государством. Она никогда не образовывала и не образует ни федерации, ни унии". И это было сказано не случайно. Основные законы царской России провозглашали, что во всем ее пространстве власть принадлежала государю. В верховном управлении его власть действовала непосредственно, а "в делах же управления подчиненного"2, как говорилось в то время, определенная степень власти могла вверяться государем местам и лицам, действовавшим, однако, его именем и по его повелению. Конституционный манифест 17 октября 1905 г., от которого либеральные круги России могли ожидать более серьезных реформ, внес в государственное устройство России мало нового.

 

Федерализм вначале не признавался и большевистской партией. Считалось, что он ослабляет необходимое единство экономических связей и вообще является негодным типом для одного государства. В принципе партия выдвигала лозунги самоопределения наций, входящих в состав государства, но не шла дальше требований широкого областного самоуправления, особенно для местностей, отличавшихся национальным составом населения. Предпочтение явно отдавалось крупному централизованному государству.

 

Ленин и его сторонники позднее пересмотрели свое отношение к федерализму. Решающую роль играло возрастание национального фактора в борьбе за политическую власть. Еще накануне первой мировой войны большевистская партия провозгласила, что право наций на самоопределение охватывает их право на отделение и образование самостоятельного государства. Вместе с тем сразу же была сделана оговорка о том, что решение вопроса об отделении непозволительно смешивать с вопросом о его целесообразности. Примечательно, что в первых актах победившей советской власти вопрос о государственном устройстве практически не затрагивался.

 

Обстановка, создавшаяся на территории царской России, однако, потребовала радикальных решений: центральная власть вынуждена была бороться за свое выживание, а усиление сепаратизма и национализма вело к тому, что от бывшей "единой и неделимой" отпадали все новые регионы. Окончательно вышли из состава России Польша и Финляндия, приобретали государственную самостоятельность Литва, Латвия и Эстония, реальной становилась возможность отделения Украины и Белоруссии, не говоря уже о Грузии, Армении и Азербайджане. В этих условиях лозунги федерализма стали спасительными для сохранения крупного государства.

 

Российский федерализм характерен тем, что республики, входящие в состав Федерации, заявили о своем суверенитете. Это принципиальное положение признано в Федеративном Договоре 1992 года, декларировано в конституциях республик, других принципиальных документах. Так, в Договоре о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан (3 августа 1994 г.) в первой же статье записано: "Республика Башкортостан — суверенное государство в составе Российской Федерации".3

 

В России, таким образом, сложилась ситуация, характерная сочетанием двух суверенитетов в рамках одного государства. Это сочетание проявляется в том, что суверенитет федеративного государства охватывает, покрывает собой суверенитет входящих в него республик, тоже объявивших о своем суверенитете. Иной раз такой подход напоминает известную русскую матрешку, внутри которой помещается еще несколько матрешек меньшего размера. Сам по себе такой подход вполне приемлем при условии, что им не нарушаются исторически сложившееся государственное единство народов Российской Федерации, целостность ее территорий.

 

 

 

 

 

 

Понятие, признаки и принципы федеративного устройства России

 

Федерация — одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид — унитарное государство). Государственное устройство является в свою очередь элементом формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом). Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (в национально-территориальном аспекте).

 

Федеративное устройство Российского государства — это его национально-территориальная организация, структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение составных частей — субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом.4

 

По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ.

 

Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ конституционного строя (приложение №1):

 

1) Первым Конституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации. Государственная целостность означает, что Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность — естественная черта независимых государств.

 

Современная Российская Федерация — государственное по своей природе объединение всех субъектов федерации, а не аморфный, слабый их союз, не конфедерация. Российское государство возникло и развивалось как единое централизованное, имеет многовековую историю. В течение длительного периода оно было многонациональным. Автономные образования в составе Российской Федерации (тогда РСФСР) в основном создавались центральной властью, высшими органами государства. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составе единого государства.

 

В преамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет все признаки государства, выступает субъектом международного права. Она имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; она сама устанавливает правовые основы единого рынка. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

Информация о работе История российского федерализма