История российского федерализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности Российского федерализма, его история и современность.
Задачи исследования
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
• Показывается становление и развитие федерализма в России;
• Описывается механизм обеспечения единства современного российского федерализма;
• Определение перспектив развития федерализма в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..стр.3-4
Глава I. Три «П» российского федерализма………………………………… стр. 7-13
§ 1. Понятие российского федерализма………………………………………..стр.7
§ 2. Признаки федерализма в России…………………………………………...стр. 7-9
§ 3. Принципы федеративного устройства России…………………………….стр. 9-13
Глава II. История развития Федерализма в России……………… …………стр. 14-18
§ 1. Федеративное развитие России в советский период……………………стр.14-16
§ 2. Федеративное развитие России после 1993 г…………………………....стр.16-18
Глава III. Особенности российского федерализма с точки зрения
организации государственного управления………………………..………..стр.19-22
§ 1. Предметы ведения Федерации…………………………………………..стр. 19-20
§ 2. Совместное ведение РФ и субъектов РФ……………………………….стр. 20-21
§ 3. Обобщение………………………………………………………………..стр. 21-22
Глава IV. Перспективы российского федерализма…………………………стр.23-25
Заключение……………………………………………………………………..стр.26-27
Список использованной литературы………………………………………….стр.28-29
Приложения……………………………………………………………………..стр.30-31

Файлы: 1 файл

Курсовая КПРФ 3.doc

— 663.00 Кб (Скачать)

 

  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

 

  • разграничение государственной собственности;

 

  • природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории в культуры;

 

  • общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

 

  • координация вопросов здравоохранения; зашита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социаль­ное обеспечение;

 

  • осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

 

  • установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

 

  • административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

 

  • кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

 

  • зашита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

 

  • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

 

  • координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.17

 

Все приведенные выше положения Конституции РФ о разграничении предметов ведения и полномочий между центром и субъектами РФ в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. Кроме вышеуказанных разграничений предметов ведения, во всем остальном субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти, осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

 

Таким образом, в современной Конституции РФ существует мягкий характер разграничения предметов ведения и властных полномочий Федерации и ее субъектов. Так, согласно ст. 78 Конституции, те и другие органы власти «по согласованию» между собой могут передавать друг другу «осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам».

 

Несомненно, отмеченная «мягкость» разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, а также предоставленная Конституцией возможность взаимной передачи части полномочий — свидетельство компромиссности этих положений, что во многом обусловлено переходным периодом в развитии российского государства. Процесс формирования российского федерализма все ещё не завершен, и это нашло свое отражение в Основном законе страны.18

 

Такое положение, к сожалению, способно порождать конституционные конфликты, что расшатывает российскую государственность. Вспомнить, к примеру, о конфликте, возникшем в 1990-х гг. между Российской Федерацией и Татарстаном, объявившим себя суверенным государством, «субъектом международного права». Этот конфликт был в определенной мере разрешен договором о разграничении предметов ведения и полномочий, в результате статус Татарстана был приближен к статусу субъекта конфедерации.

 

К сожалению, до сих пор не решен окончательно вопрос о структуре и уровнях государственного управления в Российской Федерации. На практике сегодня действуют три уровня государственного управления — федеральный, региональный (субъекты Федерации) и районный, но районный уровень не является легитимным, поскольку законодательно не закреплен. Он сохранился по традиции примерно в 40 субъектах Федерации. Однако обширные российские территории требуют сохранения и законодательного закрепления трехуровневого государственного управления. Эта точка зрения разделяется многими российскими учеными-государствоведами. 19

 

Местный уровень управления, согласно Конституции, не является государственным, а представляет собой политическую местную власть, местное самоуправление.

 

Все это позволяет представить современную политическую властную вертикаль в РФ как четырехуровневую: федеральная (центральная власть), региональная (субъекты Федерации), районная и местное самоуправление.20

 

 

 

 

 

 

 

Перспективы российского федерализма

 

В силу объективных причин процесс формирования подлинного федерализма в России займет, очевидно, продолжительный исторический период, в течение которого будут созданы все необходимые условия для его построения. Суть данных условий заключается, на мой взгляд, в создании эффективного рыночного хозяйства и сильных демократически-правовых институтов государства; в формировании гражданского общества и новой политической культуры; в обретении российским народом и государственной власти новой идентичности России. Этот исторический период можно разделить на задачи как ближайших лет, так и на длительную перспективу.

 

Если говорить о задачах формирования подлинного российского федерализма на историческую перспективу, то они, как мне представляется, заключаются в преодолении стереотипов наследия "социалистического федерализма". (приложение №3 Первый из них заключается в отношении к человеку как к "винтику" государственной машины. Данные стереотипы состоят, кроме того, в понимании федерации как вторичной, производной от ее субъектов структуры. Другой стереотип заключается в договорной природе федерализма. Третий - в убеждении необходимости асимметричной федерации. Важнейшим стереотипом советского опыта федерализма является этнонационализм, порождающий этнизацию государственности и огосударствление этничности. Наконец, стереотипом старой федеративной системы до сих пор остаются 83 субъекта федерации, которые не только разнотипны, но и неодинаковы по своему экономическому, социальному, демографическому потенциалу.21

 

Таким образом, движение к подлинному федерализму в России, состоящему в преодолении старых, отживающих стереотипов ушедшей эпохи, заключается в создании принципиально новых федеративных отношений, в отношении к человеку как к свободной личности, интересы развития которой должны лежать в основе всякой государственной деятельности. Это движение должно осуществляться свободными индивидуумами, поставившими себе цели единения. Волеизъявление формирующих гражданскую нацию индивидов, а не "торг" между федеральной властью и властью регионов - вот новое понимание сути федерализма.

 

У проблемы есть и другая сторона: утрата властью идентичности России. Разрушение связи времени, преемственности и эволюционности в государственном строительстве нашего Отечества в бурные революционные годы, породили историческое беспамятство и нигилизм центральной и региональной власти. Возникла порочная теория, которая гласит, что Россия была учреждена республиками, которые добровольно вошли в ее состав. Так был рожден миф - стереотип о производном характере федерации. Представление это настолько глубоко укоренилось в общественном сознании, что до сих пор проблемы государственного развития современной России рождаются именно этим стереотипом "социалистического федерализма". Безусловно, преодоление данного противоречия в становлении нового российского федерализма возможно только с обретением властью и обществом идентичности России.22

 

Следовательно, представление о том, что два властных уровня в федерации могут договариваться и договориться между собой о распределении полномочий представляет собой утопию. Источник этого разделения не в них самих, а  в гражданском обществе, состоящем из готовых к самоуправлению индивидов. Итак, федерализм, по мнению В.Б.Пастухова, не предполагает вообще никакого договорного процесса между властными структурами, тем более исполнительными, которые по сути дела "нанимают" себе общество. Полномочия властных структур заданы властями в федеративном государстве "третьей стороной" - индивидами гражданского общества. Поэтому эти полномочия не являются собственностью властей и они не могут ими распоряжаться. Таким образом, власть федерализма и федерализм власти - это способность к самоуправлению свободных личностей гражданского общества. Насколько быстро мы овладеем принципиально новым пониманием сущности федерализма, настолько энергичнее мы будем двигаться к подлинной Российской Федерации.

 

На этом пути сложнейшим барьером является другой стереотип теории и практики "социалистического федерализма" – этнонационализм (Приложение №2). Преодоление этнонационализма состоит в разгосударствлении этничности и деэтнизации государства, в прекращении порочной политики деления людей на "коренных" и "некоренных".

 

Существенный прорыв в преодолении этнонационализма заложен в новой Конституции страны, провозгласившей "самоопределение Российской Федерации от имени всего многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве; точно так же источником власти в республиках, краях и областях является все их население независимо от национальности"23, - отмечалось в Послании Президента России Федеральному Собранию в феврале 1994 года. Важно подчеркнуть, что впервые в истории советской и постсоветской России лидером страны было четко заявлено, что "недопустимо разделение жителей на представителей так называемых "коренных" и "некоренных" национальностей. Равенство прав обусловливает необходимость принятия согласованных решений, учитывающих интересы различных национальных групп".24

 

Одной из важных проблем преодоления стереотипов "социалистического федерализма" является совершенствование государственного устройства России. Этот процесс, очевидно, не преследует цели "губернизации" республик или, наоборот, "республиканизации" краев и областей, но он объективно диктуется экономическими, социальными, демографическими, культурно-историческими, географическими и геополитическими факторами. Надо прямо сказать: не может быть будущего у федерации, состоящей из 83 разнотипных субъектов. В ближайшей перспективе, на мой взгляд, возникнет необходимость нового территориального деления, построенного с учетом комплекса факторов экономического, социального, природно-климатического, демографического, исторического и геополитического характера, обеспечивающих эффективное развитие территорий и высокий уровень жизни населения.

 

Таким образом, проблемы государственного развития России заключаются в эволюционных демократических преобразованиях, в ходе которых должны быть достигнуты следующие цели:

 

  • защита прав и свобод человека;

 

  • создание стабильных рыночных механизмов функционирования экономики;

 

  • сильная государственная власть, формирование и развитие правовых институтов государства, подконтрольных обществу;

 

  • формирование институтов гражданского общества;

 

  • развитие широкого местного самоуправления;

 

  • повсеместное развитие культурно-национальной автономии;

 

  • обретение обществом и властью самоидентичности российской цивилизации.

 

Очевидно, только при этих условиях возможно достижение оптимального внутреннего государственного устройства России, достойное и устойчивое развитие нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Итак, проанализировав и изучив нормы Конституции Российской Федерации, касающиеся федеративного устройства, изучив иные нормативно-правовые акты по данному вопросу, рассмотрев учебную и научную литературу по данной теме, я могу сказать, что цели и задачи курсовой работы достигнуты в полном объеме. Полученный материал в заключении позволяет сделать следующие выводы:

 

  • Федеративное государство (от позднелат. foederatio – «союз, объединение») – сложное государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединились в общее государство для решения общих долгосрочных задач

 

  • Федерализм – понятие более широкое, нежели федерация. Он определяется как принцип, концепция, парадигма государственного устройства, позволяющая обеспечить единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях. Как принцип федерализм воплощает. Характерными особенностями российского федерализма являются: многосубъектность, не предусмотрено изменение субъектного состава РФ по инициативе федерального центра, не предусмотрено право субъекта на односторонний выход из состава РФ – право сецессии, основание выделения субъектов – национальный и территориальный признаки.

 

  • СССР на период 1922г являлся федеративным государством, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации. Считалось, что субъекты федерации являются национальными по форме и социалистическими по содержанию

 

  • ко времени принятия Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже по существу унитарным с точки зрения организации государственной власти. После распада СССР начинается тенденция суверенизации субъектов в составе Российской Федерации, растут сепаратные настроения. Федеративный договор 1992 г остановил данную тенденцию

 

  • после 1993 г. российский федерализм вступил на новый этап своего развития. Развивалось законодательство, проводилась реформа федерализма. В последнее время наблюдаются тенденции к укрупнению субъектов путем их объединения (соответственно, сокращение их количества), а также к централизации компетенции у федерального центра

 

В целом становление современного федерального государства прошло сложный и противоречивый путь, процесс реформирования и модернизации продолжается и по сей день. Это было отмечено Президентом РФ в его Послании Федеральному Собранию в 2008 г.

 

Основу российского федерализма в Конституции России составляют ряд принципов. Это такие принципы как государственная целостность, единство системы государственной власти, построение Федерации по смешанному национальному и территориальному принципу, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов и равноправия субъектов РФ.

Информация о работе История российского федерализма