Принципы российского федерализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Цели данной работы - выявить сущностные черты принципов российского современного федерализма, их основные свойства и особенности.
Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:
- понять сущность понятий «федерация» и «федерализм»,
- проанализировать принципы и особенности российского федерализма.Принципы российского федерализма

Файлы: 1 файл

Принципы современного российского федерализма.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В различные  периоды развития отечественной  правовой науки проблемам федерализма  уделялось повышенное внимание, однако эту тему нельзя считать полностью изученной.

В Российской Федерации федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества.

Рассмотрение термина «федерализм» наилучшим образом происходит через выявление, определение и анализ его принципов, что способствует максимально полному и всестороннему его анализу.

Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.

Объектом исследования является совокупность теоретических знаний о федерализме.

Предметом исследования являются принципы современного российского федерализма.

Цели данной работы - выявить сущностные черты принципов российского современного федерализма, их основные свойства и особенности.

Для достижения указанных целей решаются следующие  задачи:

- понять сущность понятий «федерация» и «федерализм»,

- проанализировать принципы и особенности российского федерализма.

 

1. «Федерация» и «федерализм»: понятие и сущность.

В научной литературе определение термина «федерализм» неоднозначно. В энциклопедии федерализм (от лат. foederatio - союз, объединение) - это теория и практика одной из самых распространенных форм политической самоорганизации общества в современном мире.

Основателем теории федерализма в Европе считается  Иоханес  Альтузиус (1562-1638 г.г.), разработавший «федеральную теорию народного суверенитета» на основе принципа союза или согласия. Он считал, что федерация учреждалась в результате иерархического возвышения новообразованного союза над меньшими по размерам союзами - начиная с семьи вплоть до государства.

В дальнейшем эта  теория претерпела существенные изменения. Отечественные и зарубежные ученые трактуют термин «федерализм» по-разному.

На новый  уровень идея федерализма поднимается  в период Нового времени. Ее разработка связана с именами Дж. Локка, Ш. Монтескье, а практическое воплощение - с именами отцов-основателей Соединенных Штатов Америки - А. Гамильтоном, Дж. Джеем, Дж. Мэдисоном и др.

Представляется  необходимым разобраться в понятиях «федерация» и «федерализм», которые  зачастую отождествляются исследователями.

Рассматриваемые термины имеют правовое значение, и целесообразно их соотнести как форма и содержание: федерация – это форма территориально-государственного устройства, при которой составными частями государства являются относительно самостоятельные государственные образования – субъекты федерации; федерализм же – это проявление установленных федеративных отношений, это сами федеративные отношения во всем их многообразии. Федерализм справедливо рассматривается как межотраслевое понятие, содержащее не только юридические, но и политические, социологические, психологические, исторические, экономические и иные аспекты.

Таким образом, федерация как форма, организационная  сторона государства отражает статику  в государственных отношениях, а  федерализм – динамику внутригосударственных  отношений в федеративном государстве. При этом главное в характеристике федерализма – не уяснение территориальной составляющей государства, а именно федеративные отношения, т. е. взаимосвязи различных субъектов этих отношений. Не являясь тождественными, понятия «федерация» и «федерализм» находятся тем не менее в неразрывном единстве: федерация немыслима без федеративных отношений, а федеративные отношения возможны только в федеративном государстве.1

В свою очередь, Чиркин В.Е. считает, что «в отличие  от  термина «федерация», который характеризует, прежде всего, статическое, организационное, институциональное состояние, федерализм соотносится с динамикой, процессом, определенного рода отношениями и в целом обозначает более широкое явление. Однако во многих аспектах эти понятия совпадают: федерация создается путем установления определенных отношений между государством в целом и его составными частями, а федерализм неизбежно включает федеративную организацию государства»2.

Очень точно проблему взаимоотношения  понятий «федерация» и «федерализм» охарактеризовал американский исследователь Кинг - «хотя федерализм и может существовать без федерации, но невозможно существование федерации без федерализма»3. Действительно в противном случае государство лишь формально провозглашается федерацией, не являясь таковым по своей сути.

Федерацию можно определить как форму государственного и  территориально-политического устройства, при которой несколько государственных  или территориальных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют единое политическое сообщество.

Известный российский ученый начала ХХ века Ященко А. считал, что федерализм «есть средство соединения разделенного, а не децентрализация единого». Он представлял федерализм как создание коллективной власти –«при федерализме независимые части соглашаются, объединяются; отношение юридическое существует между отдельными частями, центральная власть есть лишь соединение участвующих в ее образовании властей. При федерализме центральная власть не имеет самостоятельного существования, вне соединения федерированных частей». В его представлении это есть политическая форма, в которой местные власти участвуют в образовании общего суверенитета, и без стремления общества к единству оно не может быть построено на федеральных принципах. Ященко был противником федерализма, считая его неподходящим для России - «федерализм мыслится как раздробление единой суверенной власти и потому он должен быть осужден в России нужно противодействовать всякому федеративному течению как жизнеразрушительному, но необходимо и целесообразно содействовать самоуправлению, как жизнь созидающему и утверждающему началу»4.

Марченко М.Н. представляет федерализм как диалектический, циклический  процесс, действующий в определенной структуре, обусловленный объективными и субъективными факторами, относящимся к сфере распределения власти и полномочий в едином государстве, в состав которого входят относительно самостоятельные субъекты. При этом федерализм имеет качественные особенности социальных, экономических, политических, правовых и других аспектов.

Профессор Тишков В.А. отмечает, что федерализм можно трактовать и как особую структурную форму  государства, и как форму политической организации, которая объединяет отдельных  людей, государственные образования в рамках более широкой системы. Суть обеих концепций данный автор видит в наличии конституционно установленного баланса властей между самоуправляемым и разделенным правлением, заложенным в самой федеральной системе. Он подчеркивает, что федерализм всегда был очень важной и полезной доктриной решений, программных подходов, отражающих парадоксы, неопределенности, напряженности современной политики и в то же время решением в предотвращении конфликтов5.

По мнению Вавилова С.В., федерализм представляет одну из форм государственного устройства и потому многое обуславливает в организации и функционировании государства, его органов, в структурировании самого общества и использовании его потенциала. Федерализм, с одной стороны, напрямую связан с демократической природой современного государства, а с другой, выступает условием и предпосылкой формирования правового и социального государства. Российский федерализм, на его взгляд, представляет собой «результат исторического синтеза элементов мирового опыта федеративного государственного строительства с отечественной традицией, историческими и современными реалиями».

Однако неверно рассматривать федерализм лишь в качестве формы государственного устройства по причине того, что уже существует термин «федерация», который именно и обозначает соответствующую форму государственного устройства. Федерализм - гораздо более обширное и комплексное понятие, нежели федерация.

Известный специалист в вопросах федерализма Умнова И.А. рассматривает федерализм как принцип, режим и форму государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях. В то же время, она справедливо отмечает, что федерализм как принцип обустройства ушел далеко за рамки применения только во внутригосударственных отношениях. Федерализм используется как средство совершенствования отношений между социальными негосударственными структурами, преобразования мира и слияния государств и их территорий в единое гармоническое сообщество. По ее мнению, как принцип федерализм воплощает способ урегулирования разногласий и объединения людей и их образований на государственном уровне, как режим и форма государственного устройства он определяет разделение государственной власти по вертикали между территориальными образованиями различного уровня в едином государстве6.

В целом, на основании вышеизложенного, федерализм следует трактовать как: совокупность идей о федеративной форме государственного устройства; способ управления и разрешения конфликтов; основа организации федеративного устройства; взаимоотношения между различными уровнями управления; принцип государственного устройства; форма государственного устройства и др.

 

2.  Понятие и особенности современного российского федерализма.

Современный российский федерализм обладает теми же общими признаками и чертами, как и любой иной вид федерализма. Своеобразие российской федеральной модели конституционного устройства характеризуется следующим  своеобразием:

а) сочетание национального  и территориального начал;

б) сочетание конституционного равенства с фактическим неравенством субъектов РФ;

в) асимметричность федеративных отношений.

В Конституции России 1993 г. определена федеративная модель страны.

Одной из специфических особенностей природы российского федерализма  следует считать формирование субъектов  Федерации по национальному признаку, наряду с которым решающую роль в формировании Российской Федерации играет также и территориальный признак, так как федеративные отношения распространяются на всю территорию России.

Закрепление конституционных  основ российского федерализма - прерогатива федеральной Конституции. Они определяются также Федеративным договором, федеральными конституционными законами, договорами между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, конституциями (уставами) и актами законодательства субъектов Федерации.

Также правовой формой регулирования федеративных отношений признан договор, что является особенностью конституционно-правового режима Российской Федерации.

Так, согласно положениям ч. 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Это говорит о том, что предметом договора признаются вопросы разграничения предметов ведения и полномочий, а субъектами договоров являются органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Федерализм  носит сложносоставной характер и несет в себе содержательный аспект, помимо формально-юридического. Федерализм характеризует властеотношения, которые носят динамический характер.

Итак, к содержанию российского  федерализма  следует  отнести совокупность правовых принципов, норм, отношений, которые воплощают  основополагающие принципы  федерализма, закладывают основу именно федеративных начал конституционно-правовых отношений в Российской Федерации.

Таким образом, российский федерализм представляет собой совокупность правовых идей, отношений, норм и гарантий их соблюдения, характеризующих государственное устройство Российской Федерации, воплощающих принципы организации государственной власти в стране на различных территориальных условиях, разграничения предметов ведения Федерации и ее субъектов, обеспечения согласованного участия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в законотворчестве и осуществлении государственной политики, разрешения споров о компетенции между ними.

 

3. Принципы российского  федерализма.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Общепризнанные принципы и нормы международного права закреплены в таких документах, как Устав ООН от 26 июня 1945 г., Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г. и др.

Информация о работе Принципы российского федерализма