Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 23:40, курсовая работа
Цели данной работы - выявить сущностные черты принципов российского современного федерализма, их основные свойства и особенности.
Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:
- понять сущность понятий «федерация» и «федерализм»,
- проанализировать принципы и особенности российского федерализма.Принципы российского федерализма
Содержание
В различные периоды развития отечественной правовой науки проблемам федерализма уделялось повышенное внимание, однако эту тему нельзя считать полностью изученной.
В Российской Федерации федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества.
Рассмотрение термина «федерализм» наилучшим образом происходит через выявление, определение и анализ его принципов, что способствует максимально полному и всестороннему его анализу.
Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.
Объектом исследования является совокупность теоретических знаний о федерализме.
Предметом исследования являются принципы современного российского федерализма.
Цели данной работы - выявить сущностные черты принципов российского современного федерализма, их основные свойства и особенности.
Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:
- понять сущность понятий «федерация» и «федерализм»,
- проанализировать принципы и особенности российского федерализма.
В научной литературе
определение термина «федерализ
Основателем теории федерализма в Европе считается Иоханес Альтузиус (1562-1638 г.г.), разработавший «федеральную теорию народного суверенитета» на основе принципа союза или согласия. Он считал, что федерация учреждалась в результате иерархического возвышения новообразованного союза над меньшими по размерам союзами - начиная с семьи вплоть до государства.
В дальнейшем эта теория претерпела существенные изменения. Отечественные и зарубежные ученые трактуют термин «федерализм» по-разному.
На новый уровень идея федерализма поднимается в период Нового времени. Ее разработка связана с именами Дж. Локка, Ш. Монтескье, а практическое воплощение - с именами отцов-основателей Соединенных Штатов Америки - А. Гамильтоном, Дж. Джеем, Дж. Мэдисоном и др.
Представляется
необходимым разобраться в
Рассматриваемые
термины имеют правовое значение, и целесообразно
их соотнести как форма и содержание: федерация –
это форма территориально-
Таким образом, федерация как форма, организационная сторона государства отражает статику в государственных отношениях, а федерализм – динамику внутригосударственных отношений в федеративном государстве. При этом главное в характеристике федерализма – не уяснение территориальной составляющей государства, а именно федеративные отношения, т. е. взаимосвязи различных субъектов этих отношений. Не являясь тождественными, понятия «федерация» и «федерализм» находятся тем не менее в неразрывном единстве: федерация немыслима без федеративных отношений, а федеративные отношения возможны только в федеративном государстве.1
В свою очередь, Чиркин В.Е. считает, что «в отличие от термина «федерация», который характеризует, прежде всего, статическое, организационное, институциональное состояние, федерализм соотносится с динамикой, процессом, определенного рода отношениями и в целом обозначает более широкое явление. Однако во многих аспектах эти понятия совпадают: федерация создается путем установления определенных отношений между государством в целом и его составными частями, а федерализм неизбежно включает федеративную организацию государства»2.
Очень точно проблему взаимоотношения понятий «федерация» и «федерализм» охарактеризовал американский исследователь Кинг - «хотя федерализм и может существовать без федерации, но невозможно существование федерации без федерализма»3. Действительно в противном случае государство лишь формально провозглашается федерацией, не являясь таковым по своей сути.
Федерацию можно определить
как форму государственного и
территориально-политического
Известный российский ученый начала ХХ века Ященко А. считал, что федерализм «есть средство соединения разделенного, а не децентрализация единого». Он представлял федерализм как создание коллективной власти –«при федерализме независимые части соглашаются, объединяются; отношение юридическое существует между отдельными частями, центральная власть есть лишь соединение участвующих в ее образовании властей. При федерализме центральная власть не имеет самостоятельного существования, вне соединения федерированных частей». В его представлении это есть политическая форма, в которой местные власти участвуют в образовании общего суверенитета, и без стремления общества к единству оно не может быть построено на федеральных принципах. Ященко был противником федерализма, считая его неподходящим для России - «федерализм мыслится как раздробление единой суверенной власти и потому он должен быть осужден в России нужно противодействовать всякому федеративному течению как жизнеразрушительному, но необходимо и целесообразно содействовать самоуправлению, как жизнь созидающему и утверждающему началу»4.
Марченко М.Н. представляет федерализм как диалектический, циклический процесс, действующий в определенной структуре, обусловленный объективными и субъективными факторами, относящимся к сфере распределения власти и полномочий в едином государстве, в состав которого входят относительно самостоятельные субъекты. При этом федерализм имеет качественные особенности социальных, экономических, политических, правовых и других аспектов.
Профессор Тишков В.А. отмечает, что федерализм можно трактовать и как особую структурную форму государства, и как форму политической организации, которая объединяет отдельных людей, государственные образования в рамках более широкой системы. Суть обеих концепций данный автор видит в наличии конституционно установленного баланса властей между самоуправляемым и разделенным правлением, заложенным в самой федеральной системе. Он подчеркивает, что федерализм всегда был очень важной и полезной доктриной решений, программных подходов, отражающих парадоксы, неопределенности, напряженности современной политики и в то же время решением в предотвращении конфликтов5.
По мнению Вавилова С.В., федерализм представляет одну из форм государственного устройства и потому многое обуславливает в организации и функционировании государства, его органов, в структурировании самого общества и использовании его потенциала. Федерализм, с одной стороны, напрямую связан с демократической природой современного государства, а с другой, выступает условием и предпосылкой формирования правового и социального государства. Российский федерализм, на его взгляд, представляет собой «результат исторического синтеза элементов мирового опыта федеративного государственного строительства с отечественной традицией, историческими и современными реалиями».
Однако неверно рассматривать федерализм лишь в качестве формы государственного устройства по причине того, что уже существует термин «федерация», который именно и обозначает соответствующую форму государственного устройства. Федерализм - гораздо более обширное и комплексное понятие, нежели федерация.
Известный специалист в вопросах федерализма Умнова И.А. рассматривает федерализм как принцип, режим и форму государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях. В то же время, она справедливо отмечает, что федерализм как принцип обустройства ушел далеко за рамки применения только во внутригосударственных отношениях. Федерализм используется как средство совершенствования отношений между социальными негосударственными структурами, преобразования мира и слияния государств и их территорий в единое гармоническое сообщество. По ее мнению, как принцип федерализм воплощает способ урегулирования разногласий и объединения людей и их образований на государственном уровне, как режим и форма государственного устройства он определяет разделение государственной власти по вертикали между территориальными образованиями различного уровня в едином государстве6.
В целом, на основании вышеизложенного, федерализм следует трактовать как: совокупность идей о федеративной форме государственного устройства; способ управления и разрешения конфликтов; основа организации федеративного устройства; взаимоотношения между различными уровнями управления; принцип государственного устройства; форма государственного устройства и др.
Современный российский федерализм обладает теми же общими признаками и чертами, как и любой иной вид федерализма. Своеобразие российской федеральной модели конституционного устройства характеризуется следующим своеобразием:
а) сочетание национального и территориального начал;
б) сочетание конституционного
равенства с фактическим
в) асимметричность федеративных отношений.
В Конституции России 1993 г. определена федеративная модель страны.
Одной из специфических особенностей
природы российского
Закрепление конституционных
основ российского федерализма -
прерогатива федеральной Консти
Также правовой формой регулирования федеративных отношений признан договор, что является особенностью конституционно-правового режима Российской Федерации.
Так, согласно положениям ч. 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Это говорит о том, что предметом договора признаются вопросы разграничения предметов ведения и полномочий, а субъектами договоров являются органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Федерализм носит сложносоставной характер и несет в себе содержательный аспект, помимо формально-юридического. Федерализм характеризует властеотношения, которые носят динамический характер.
Итак, к содержанию российского федерализма следует отнести совокупность правовых принципов, норм, отношений, которые воплощают основополагающие принципы федерализма, закладывают основу именно федеративных начал конституционно-правовых отношений в Российской Федерации.
Таким образом, российский федерализм представляет собой совокупность правовых идей, отношений, норм и гарантий их соблюдения, характеризующих государственное устройство Российской Федерации, воплощающих принципы организации государственной власти в стране на различных территориальных условиях, разграничения предметов ведения Федерации и ее субъектов, обеспечения согласованного участия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в законотворчестве и осуществлении государственной политики, разрешения споров о компетенции между ними.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Общепризнанные принципы и нормы международного права закреплены в таких документах, как Устав ООН от 26 июня 1945 г., Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г. и др.