Принципы российского федерализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Цели данной работы - выявить сущностные черты принципов российского современного федерализма, их основные свойства и особенности.
Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:
- понять сущность понятий «федерация» и «федерализм»,
- проанализировать принципы и особенности российского федерализма.Принципы российского федерализма

Файлы: 1 файл

Принципы современного российского федерализма.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

К общепризнанным нормам поведения субъектов международных  отношений, обладающим высшим политико-правовым авторитетом, относятся: неприменение силы или угрозы силой, разрешение международных споров мирными средствами, невмешательство в дела, входящие в компетенцию государства, суверенное равенство государств, территориальная целостность и нерушимость границ, сотрудничество государств, равноправие и самоопределение народов, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств, уважение прав и свобод человека.

В настоящее  время не существует общего подхода  к определению принципов федерализма. Перечень принципов Российского  федерализма в непосредственном виде в законодательстве не зафиксирован и не является исчерпывающим. Различные авторы помимо вытекающих из Конституции РФ принципов предлагают свои варианты.

Так, по мнению Кушнира И.В. принципы федерализма можно структурировать следующим образом:

1. Россия –  сложная федерация, субъекты РФ сформированы как по территориальному (края, области, города федерального значения), так и по национальному (республики, автономные округа, автономная область) признакам, более того, некоторые субъекты РФ входят в состав других субъектов РФ (автономные округа в составе краев и областей).

2. Россия –  открытая и динамичная федерация,  существуют возможности изменения  границ и конституционно-правового  статуса субъектов РФ, образования  новых субъектов РФ в составе  РФ, принятия в состав РФ новых субъектов РФ.

3. Равноправие  субъектов РФ в отношениях  с федеральными органами государственной  власти и между собой. 

4. Государственная  целостность РФ.

5. Единство системы  государственной власти (по вопросам  исключительного ведения РФ и  совместного ведения РФ и субъектов РФ).

6. Равноправие  и самоопределение субъектов  РФ.

7. Разграничение  предметов ведения и полномочий  между РФ и субъектами РФ7.

Принципы российского  федерализма закреплены в ст. 5 Конституции  РФ, а также вытекают из толкования отдельных ее положений.

1) Верховенство Конституции РФ и федеральных законов.

«Конституция  Российской Федерации и федеральные  законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации», что обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы8.

Верховенство федеральных  законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. В случае обнаружения противоречий применяется норма Конституции РФ или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Как следует из смысла данной статьи Конституции РФ, это правило действует на всей территории Российской Федерации.

По предметам ведения  Российской Федерации принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации9.

Конституция РФ устанавливает гарантии и пределы  действия и применения федеральных  законов, а также законов и  иных актов субъектов Федерации, изданных по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон10.

Приоритет федерального закона распространяется и на указы Президента Российской Федерации11.

Согласно положениям п. 6 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, что юридически гарантирует положение о том, что субъекты Федерации вне пределов, указанных в данной статье, обладают всей полнотой государственной власти.

2) Равноправие  субъектов Федерации

Конституция РФ закрепляет, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации12.

Указанное равноправие также состоит в предоставлении всем субъектам РФ права принятия законов13.

Объем принадлежащих исключительно  Российской Федерации предметов  ведения и полномочий должен быть достаточным для защиты интересов  всего многонационального народа России.

Необходимым условием для  решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление ей права устанавливать систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечивать их эффективную деятельность.

Все субъекты Российской Федерации  наделены также правом равного представительства в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации14. В соответствии с п. 2 ст. 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации.

Однако между субъектами Федерации существуют определенные различия в государственной организации субъектов:

К примеру, республика является государством в составе Федерации и она обладает всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органов государственной власти15.

Также за республиками закреплено право на принятие Конституций, в то время как остальные субъекты Федерации принимают Уставы.

Республики  в составе РФ самостоятельно определяют систему своих органов государственной  власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и  исполнительных органов государственной  власти в РФ и законодательством республики.

Конституция Российской Федерации устанавливает также право только за республиками устанавливать свои государственные языки16.

3) Государственная целостность

Федеративное  устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.

Российская  Федерация состоит из государств, государственно-территориальных и  национально-государственных образований, созданных для достижения общих  целей с помощью федеральной  власти.

Согласно положениям Конституции Российской Федерации  государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, единым гражданством Российской Федерации, отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти17.

Одной из важнейших  функций государства также  является обеспечение его безопасности, которая достигается единой государственной политикой в данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства18.

4) Единство системы государственной власти

Федеративное устройство РФ основано на единстве системы государственной власти. Российская Федерация берет на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъекты Федерации имеют право на им принадлежащие и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия19.

Единство системы  государственной власти - одна из гарантий государственной целостности РФ. Согласно положениям Конституции РФ единство системы государственной власти выражается в наличие единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть20.

Юридические признаки единства системы государственной власти состоят в том, что совокупная компетенция государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а те или иные органы этой системы не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.

Федеральная государственная  власть распространяется на всю территорию РФ и осуществляется Президентом  РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Генеральным прокурором РФ. Федеральные органы государственной власти в рамках Конституции и законов РФ обеспечивают единство системы государственной власти в РФ21.

Необходимо  отметить, что государственная власть субъектов РФ является неотъемлемой составной частью единой системы государственной власти в РФ и распространяется на территорию субъектов РФ. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов РФ.

Органы государственной  власти субъектов РФ несут ответственность  за соблюдение Конституции РФ и законов  РФ, за действия, нарушающие единство системы  государственной власти в РФ.

Местные органы государственной власти несут конституционную  ответственность за действия, нарушающие единство системы государственной власти в РФ. Формы ответственности местных органов государственной власти за действия, нарушающие единство системы государственной власти в РФ устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов РФ22.

5) Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий23.

Конституция РФ указывает на три способа разграничения  предметов ведения и полномочий - собственно конституционный, договорный и законодательный.

Конституция РФ определяет предметы ведения РФ, предметы совместного ведения, а также  полноту государственной власти субъектов РФ.

Конституционные требования организации публичной  власти в России предполагают неукоснительное соблюдение органами власти ст. 71 Конституции РФ, устанавливающей предметы исключительного ведения РФ, которые не могут быть переданы в ведение субъектов РФ или в сферу их совместного с РФ ведения иначе, чем через внесение изменений в Конституцию РФ.

Исключительность  предметов ведения РФ выражается, прежде всего, в том, что по предметам  ведения РФ принимаются федеральные  конституционные законы и федеральные  законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В соответствии с п.2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Вне пределов ведения  РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов24.

Согласно п.5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

Из чего следует, что акт субъекта Федерации, в том числе и закон республики в составе РФ, противоречащий федеральному закону, изданному по предметам исключительного ведения РФ и ее совместного ведения с субъектами Федерации, не подлежит применению. В этом случае действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и  нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в соответствии с п.4 ст. 76 Конституции Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Индивидуальные  правовые акты должны соответствовать  нормативным, а если федеральный  закон имеет приоритет перед  тем или иным нормативным актом, то ему должен соответствовать и ненормативный акт. В случае его расхождения с законом действует закон25.

Статьей 72 Конституции  РФ также определены и предметы совместного  ведения. Предметы же ведения субъектов  Федерации оказались неопределенными, в чем кроется одна из причин несоответствия законодательства субъектов РФ федеральному законодательству.

Порядок принятия федеральных законов по предметам  совместного ведения РФ и субъектов  РФ, а также основные принципы и  порядок разграничения предметов  ведения и полномочий при заключении договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий установлен ФЗ от 24.06.1999 «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Информация о работе Принципы российского федерализма