Принципы российского федерализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Цели данной работы - выявить сущностные черты принципов российского современного федерализма, их основные свойства и особенности.
Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:
- понять сущность понятий «федерация» и «федерализм»,
- проанализировать принципы и особенности российского федерализма.Принципы российского федерализма

Файлы: 1 файл

Принципы современного российского федерализма.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

6) Равноправие и самоопределение народов

Согласно положениям ст. 5 Конституции Российской федерации  федеративное устройство РФ основано на равноправии и самоопределении народов в РФ.

Федеративное  устройство РФ исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права.

Право на самоопределение  оправданно, когда конкретный народ  или народы подвергаются угнетению или дискриминации по национальному признаку, вследствие чего граждане не имеют возможности реализовывать свои права и пользоваться свободами, принадлежащими им в соответствии с общепризнанными нормами международного права, в том числе, если нарушается право каждого гражданина участвовать в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей26.

Право на самоопределение  признается и может быть реализовано  в различных формах, в числе  которых и вхождение в состав другого государства, однако только при соблюдении указанных выше условий.

В соответствии с ч. 3 ст. 68 Конституции РФ серьезное  внимание должно обращаться на обеспечение  свободного развития языков в местностях компактного проживания национальных меньшинств. Здесь наряду с русским языком и государственными языками республик в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности.

Еще одной формой самоопределения народов в РФ является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Образование и  деятельность национально-культурной автономии регулируются ФЗ «О национально-культурной автономии» Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17.07.1996г. № 74-ФЗ.

Данный федеральный  закон определяет правовые основы национально-культурной автономии в РФ, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

Российская  Федерация гарантирует права  коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации27.

Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов РФ, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Российская Федерация, регулируя правовой статус коренных малочисленных народов, обязалась исходить из принципов и норм, содержащихся в международном праве, и заключенных ею международных договоров.

В основе международно-правовых актов, регулирующих права народов, лежат распространяющиеся и на коренные малочисленные народы принципы равноправия и самоопределения народов, право каждого человека обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Наряду с  федеральным законодательством  в РФ действует также законодательство субъектов Федерации, регламентирующее статус национальных административно-территориальных  единиц и статус родовых общин и родовых угодий малочисленных народов Севера и Дальнего Востока.

Таким образом, необходимо отметить следующее:

Часть принципов  российского федерализма (единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения  и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправие субъектов Российской Федерации) носят инструментальный, внутригосударственный характер и касаются аспектов организации и функционирования власти в Российской Федерации. Такие же принципы федерализма, как государственная целостность, равноправие и самоопределение народов, - универсальны, имеют непосредственную связь с императивными нормами международного права и свидетельствуют об интеграции Российской Федерации в международное сообщество.

Эффективность реализации всех принципов российского  федерализма находится в прямой зависимости от обеспечения общемировых  ценностей демократии, равноправия, верховенства права, уважения прав человека.

Современный федерализм предполагает системное действие его  конституционных принципов, обеспечивающих рациональное управление внутри страны и ее интеграцию в мировое сообщество.

Заключение

Федерализм  и его принципы всегда вызывали особый интерес ученых. В современный период тема федерализма и его принципов была подвергнута достаточно серьезному анализу. Но область знаний о федерализме является очень обширной, поэтому в данный момент нельзя утверждать об исчерпывающем освещении всех его особенностей.

Федерализм выступает одной из ведущих основ конституционного строя России, допускает сочетание принципов централизации и децентрализации в условиях разнообразия субъектов РФ.

Черты, определяющие сущность российского федерализма  определяются его принципами.

В настоящее время не существует общего подхода к определению принципов федерализма, в связи с тем, что они в непосредственном виде в законодательстве не зафиксированы. Перечень принципов Российского федерализма не является исчерпывающим. Различные авторы помимо вытекающих из Конституции РФ принципов, предлагают свои варианты.

В соответствии с Конституцией РФ федеративное устройство РФ основано на ее государственной  целостности, единстве системы государственной  власти, разграничений предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.

Хочется заметить, что судьба российского федерализма  находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции Российской Федерации, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов.

 

Библиографический список:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
  2. ФЗ «О национально-культурной автономии» Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17.07.1996г. № 74-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 119-ФЗ (ред. от 20.05.2002) «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
  4. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации.- 3-е изд., перераб. и доп.. - Москва : Юрайт,   2009. 
  5. Чиркин В. Е. Современное федеративное государство. М., 1997.
  6. Умнова, И.А. Развитие федеративных отношений в России: проблемы и перспективы // российская Федерация и ее субъекты: проблемы гармонизации отношений / И.А. Умнова. – М., 1998.
  7. Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. 1995. №3.
  8. Конев Ф.Ф. Федерализм: целостность федеративного государства // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 4.
  9. Валентей С.Д. Экономические проблемы становления российского федерализма. М.: Гардарика. 2007.
  10. Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Норма. 2007.
  11. Чурсина Е. В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. М.:МЗ - Пресс. 2006.
  12. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма-Инфра 2007.

1 Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации.- 3-е изд., перераб. и доп.. - Москва : Юрайт,   2009.  – 166 с.

2 Чиркин В. Е. Современное федеративное государство. М., 1997. С. 6.

3 King P. Federalism and Federation. Baltimore, 1982.

4 Ященко, А.С. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства / А.С. Ященко. – Юрьев, 1912. – С. 235

5 Тишков В.А. Концептуальная революция национальной политики в России // Федерализм, 1997. № 3. С. 72

6 Умнова, И.А. Развитие федеративных отношений в России: проблемы и перспективы // российская Федерация и ее субъекты: проблемы гармонизации отношений / И.А. Умнова. – М., 1998. – С. 8.

7 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1997.

8 См.: п. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1997.

9 См.:п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1997.

10См.:п. 5 ст. 76. 28. Конституции Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1997.

11 См.:п. 3 ст. 90 Конституции Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1997.

12См.: п. 1 ст. 5 Конституции Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1997.

13 См.: ст. 76 Конституции Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1997.

14 Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. 1995. №3. С. 5.

15 См.: п.2 ст.5 Конституции Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1997.

16 См.:п.2 ст. 68 Конституции Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1997.

17 См.:ст.ст. 4, 6, 8 Конституции Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1997.

18 Конев Ф.Ф. Федерализм: целостность федеративного государства // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 4. С. 23.

19 Валентей С.Д. Экономические проблемы становления российского федерализма. М.: Гардарика. 2007. С. 12.

20 Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. М.: Право. 1996. С. 86. .

21 Барциц И. Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство. 2001. №9. С. 20.

22 Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Норма. 2007. С. 206.

23 П.3 ст.11 Конституции РФ 1993 года. М.: Омега-Л. 2010. С. 8.

24См.: п.4 ст. 76 Конституции РФ 1993 года. М.: Омега-Л. 2010. С. 28.

25 Чурсина Е. В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. М.:МЗ - Пресс. 2006. С. 86

26 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма-Инфра 2007. С. 617.

27 См.: ст.69 Конституции РФ 1993 года. М.: Омега-Л. 2010. С. 24.




Информация о работе Принципы российского федерализма