Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 23:40, курсовая работа
Цели данной работы - выявить сущностные черты принципов российского современного федерализма, их основные свойства и особенности.
Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:
- понять сущность понятий «федерация» и «федерализм»,
- проанализировать принципы и особенности российского федерализма.Принципы российского федерализма
6) Равноправие и самоопределение народов
Согласно положениям ст. 5 Конституции Российской федерации федеративное устройство РФ основано на равноправии и самоопределении народов в РФ.
Федеративное устройство РФ исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права.
Право на самоопределение оправданно, когда конкретный народ или народы подвергаются угнетению или дискриминации по национальному признаку, вследствие чего граждане не имеют возможности реализовывать свои права и пользоваться свободами, принадлежащими им в соответствии с общепризнанными нормами международного права, в том числе, если нарушается право каждого гражданина участвовать в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей26.
Право на самоопределение признается и может быть реализовано в различных формах, в числе которых и вхождение в состав другого государства, однако только при соблюдении указанных выше условий.
В соответствии с ч. 3 ст. 68 Конституции РФ серьезное внимание должно обращаться на обеспечение свободного развития языков в местностях компактного проживания национальных меньшинств. Здесь наряду с русским языком и государственными языками республик в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности.
Еще одной формой самоопределения народов в РФ является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Образование и деятельность национально-культурной автономии регулируются ФЗ «О национально-культурной автономии» Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17.07.1996г. № 74-ФЗ.
Данный федеральный закон определяет правовые основы национально-культурной автономии в РФ, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.
Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации27.
Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов РФ, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Российская Федерация, регулируя правовой статус коренных малочисленных народов, обязалась исходить из принципов и норм, содержащихся в международном праве, и заключенных ею международных договоров.
В основе международно-правовых актов, регулирующих права народов, лежат распространяющиеся и на коренные малочисленные народы принципы равноправия и самоопределения народов, право каждого человека обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Наряду с
федеральным законодательством
в РФ действует также
Таким образом, необходимо отметить следующее:
Часть принципов
российского федерализма (единство
системы государственной
Эффективность реализации всех принципов российского федерализма находится в прямой зависимости от обеспечения общемировых ценностей демократии, равноправия, верховенства права, уважения прав человека.
Современный федерализм предполагает системное действие его конституционных принципов, обеспечивающих рациональное управление внутри страны и ее интеграцию в мировое сообщество.
Федерализм и его принципы всегда вызывали особый интерес ученых. В современный период тема федерализма и его принципов была подвергнута достаточно серьезному анализу. Но область знаний о федерализме является очень обширной, поэтому в данный момент нельзя утверждать об исчерпывающем освещении всех его особенностей.
Федерализм выступает одной из ведущих основ конституционного строя России, допускает сочетание принципов централизации и децентрализации в условиях разнообразия субъектов РФ.
Черты, определяющие сущность российского федерализма определяются его принципами.
В настоящее время не существует общего подхода к определению принципов федерализма, в связи с тем, что они в непосредственном виде в законодательстве не зафиксированы. Перечень принципов Российского федерализма не является исчерпывающим. Различные авторы помимо вытекающих из Конституции РФ принципов, предлагают свои варианты.
В соответствии с Конституцией РФ федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничений предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.
Хочется заметить, что судьба российского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции Российской Федерации, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов.
Библиографический список:
1 Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации.- 3-е изд., перераб. и доп.. - Москва : Юрайт, 2009. – 166 с.
2 Чиркин В. Е. Современное федеративное государство. М., 1997. С. 6.
3 King P. Federalism and Federation. Baltimore, 1982.
4 Ященко, А.С. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства / А.С. Ященко. – Юрьев, 1912. – С. 235
5 Тишков В.А. Концептуальная революция национальной политики в России // Федерализм, 1997. № 3. С. 72
6 Умнова, И.А. Развитие федеративных отношений в России: проблемы и перспективы // российская Федерация и ее субъекты: проблемы гармонизации отношений / И.А. Умнова. – М., 1998. – С. 8.
7 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1997.
8 См.: п. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1997.
9 См.:п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1997.
10См.:п. 5 ст. 76. 28. Конституции Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1997.
11 См.:п. 3 ст. 90 Конституции Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1997.
12См.: п. 1 ст. 5 Конституции Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1997.
13 См.: ст. 76 Конституции Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1997.
14 Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. 1995. №3. С. 5.
15 См.: п.2 ст.5 Конституции Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1997.
16 См.:п.2 ст. 68 Конституции Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1997.
17 См.:ст.ст. 4, 6, 8 Конституции Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1997.
18 Конев Ф.Ф. Федерализм: целостность федеративного государства // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 4. С. 23.
19 Валентей С.Д. Экономические проблемы становления российского федерализма. М.: Гардарика. 2007. С. 12.
20 Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. М.: Право. 1996. С. 86. .
21 Барциц И. Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство. 2001. №9. С. 20.
22 Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Норма. 2007. С. 206.
23 П.3 ст.11 Конституции РФ 1993 года. М.: Омега-Л. 2010. С. 8.
24См.: п.4 ст. 76 Конституции РФ 1993 года. М.: Омега-Л. 2010. С. 28.
25 Чурсина Е. В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. М.:МЗ - Пресс. 2006. С. 86
26 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма-Инфра 2007. С. 617.
27 См.: ст.69 Конституции РФ 1993 года. М.: Омега-Л. 2010. С. 24.