Развитие российского федерализма: история и проблемы формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Исследование федерализма, его смысла и ценностей, перспектив развития, является на сегодняшний день одним из важнейших направлений изучения феномена власти в обществе. Возрастающий интерес к федеративной форме государственного устройства обусловлен во многом его сущностью, обеспечивающей единство и целостность государства, его эффективное функционирование через разнообразие экономического, социального, политического и культурно-этнического развития территориальных образований его составляющих.

Оглавление

I Введение……………………………………………………….……………….3



II История российского федерализма
Федерализм в Российской Империи…………………………………….5
Советский федерализм…………………………………………………...6

III Российский федерализм с 1991 года по настоящее время, его реформирование и проблемы…………………………………………………..9



IVЗаключение…………………………………………………………………..20



V Список использованной литературы……………………………………….21

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 52.38 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОВОЛЖСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему:

 

 Развитие  российского федерализма: история  и проблемы реформирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2012

Содержание.

 

I Введение……………………………………………………….……………….3

 

II История российского федерализма

  1. Федерализм в Российской Империи…………………………………….5
  2. Советский федерализм…………………………………………………...6

III Российский федерализм с 1991 года по настоящее  время, его реформирование и проблемы…………………………………………………..9

 

IVЗаключение…………………………………………………………………..20

 

V Список использованной литературы……………………………………….21

Введение.

 

Территориальное устройство государства – это  система взаимоотношений между  государством в целом (его центральной  частью) и территориальными составными частями.

 

На протяжении последних двух столетий получили развитие две основные формы государственно-территориального устройства – унитарная и федеративная. Федеративная форма государственно-территориального устройства менее распространена среди  государств мира. Из более чем двухсот государств лишь двадцать семь являются федерациями, то есть государствами, в состав которых входят территориальные образования, обладающие определенной степенью государственно-правовой самостоятельности по отношению к совокупному государству.

 

Связанная с  понятием федерации категория «федерализм» используется в современной конституционно-правовой науке для обозначения конституционного принципа государства, формы государственно-территориального устройства, совокупности приемов и  методов осуществления власти государства  в экономической сфере (экономический  федерализм) и системы знаний (учения) о федеративной форме государственно-территориального устройства. При этом применительно  к понятию формы государственно-территориального устройства категории «федерация»  и «федерализм» нередко рассматриваются  как идентичные.

 

Среди федеративных государств особое место, бесспорно, занимает Российская Федерация. Россия прошла трудный  путь исторического развития административно-территориального устройства, однако этот процесс до сих пор не завершен и в настоящее  время. Федерализм в Российской Федерации  находится на стадии становления и представляет собой весьма беспорядочную систему, которая требует стабилизации и совершенствования.1

       Исследование федерализма, его смысла и ценностей, перспектив развития, является на сегодняшний день одним из важнейших направлений изучения феномена власти в обществе. Возрастающий интерес к федеративной форме государственного устройства обусловлен во многом его сущностью, обеспечивающей единство и целостность государства, его эффективное функционирование через разнообразие экономического, социального, политического и культурно-этнического развития территориальных образований его составляющих. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История российского федерализма.

 

1)Федерализм в Российской Империи

 

   На всем протяжении развития своей истории, Россия не когда не была Федеративным государством в современном понимании. Россия создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство. Основные законы царской России провозглашали, что на всем ее пространстве власть принадлежала царю. Федерализм в официальных кругах царской России не поддерживался и не признавался. Разумеется, система управления страной не могла не учитывать особенности положения ряда национальных регионов. В истории России известны случаи, когда центральная власть допускала определенную автономию территорий. Но везде наряду с местной властью, царем назначались Генерал-губернаторы, которые на вверенной им территории жестко пресекали попытки, как местной знати, так и населения к большей самостоятельности. В таких условиях, ни о каком Федерализме в России не могло быть и речи.3

     Известный российский правовед профессор Н. М. Коркунов писал уже в канун первой мировой войны: "Россия могла быть только единым государством. Она никогда не образовывала и не образует ни федерации, ни унии". Конституционный манифест 17 октября 1905 г., от которого либеральные круги России могли ожидать более серьезных реформ, внес в государственное устройство России мало нового.4

 

 

 

 

 

 

2)Советский федерализм

 

    Федерализм вначале не признавался и большевистской партией. Считалось, что он ослабляет необходимое единство экономических связей и вообще является негодным типом для одного государства. В принципе партия выдвигала лозунги самоопределения наций, входящих в состав государства, но не шла дальше требований широкого областного самоуправления, особенно для местностей, отличавшихся национальным составом населения. Предпочтение явно отдавалось крупному централизованному государству.

Ленин и его  сторонники позднее пересмотрели свое отношение к федерализму. Решающую роль играло возрастание национального  фактора в борьбе за политическую власть. Еще накануне первой мировой  войны большевистская партия провозгласила, что право наций на самоопределение  охватывает их право на отделение  и образование самостоятельного государства. Вместе с тем сразу  же была сделана оговорка о том, что  решение вопроса об отделении  непозволительно смешивать с  вопросом о его целесообразности. Примечательно, что в первых актах  победившей советской власти вопрос о государственном устройстве практически  не затрагивался. 5

Российская  Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде советов в январе 1918 г. Этим устанавливалось новое государственное устройство не только России, но и всей бывшей Российской империи. Но на первых порах федерации всех бывших окраинных территорий Российской империи не получилось. Была провозглашена независимость Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, а Украина, Белоруссия, Туркестан и закавказские республики, также объявленные независимыми, вступили в договорные отношения с Российской Федерацией. На собственно российской территории начался хаотичные процесс создания автономий по национальному или географическому признаку, хотя ясных границ национального расселения не существовало. Тем не менее, этот процесс активизировался после принятия Конституции РСФСР от 10 июля 1918 г. Были созданы Башкирская, Татарская и другие АССР, а также ряд автономных областей. Но большинство административно-территориальных частей России оставалось в статусе областей и губерний, в которых были созданы административные органы для решения вопросов национальных меньшинств. Всего в 1923 г. в составе РСФСР находилось 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области. Процесс создания автономий, изменение их границ и полномочий продолжался и после принятия в 1925 г. новой Конституции РСФСР.

Созданный в 1922 г., СССР являл собой совершенно иное федеративное государство, ибо  состоял из равных субъектов с  правом выхода из федерации. Это объединение  народов было тесно увязано с  антидемократической сущностью  тоталитарного государства и  представляло собой фиктивную федерацию. Считалось, что субъекты федерации  являются национальными по форме  и социалистическими по содержанию, но главное звено реального управления, каковым была коммунистическая партия, рассматривалось как сила интернациональная, что и превращало формально федеративное государство в фактически унитарное.

После создания СССР внимание к процессам государственного устройства РСФСР было существенно ослаблено. Во-первых, к этому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой революции и ожидание соответствующего расширения территориальных границ РСФСР потерпели полный крах. Во-вторых, в центре внимания правящей партии встали вопросы укрепления Союза ССР, который преподносился как шедевр национальной политики партии.

 Ко времени  принятия Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало  уже по существу унитарным  с точки зрения организации  государственной власти. В Конституции  РСФСР были поименно перечислены  16 автономных республик и пять автономных областей.

Конституционные гарантии не оказали какого-либо сдерживающего  влияния на политику репрессий, которая  осуществлялась под руководством коммунистической партии. Без какого-либо камуфляжа  были ликвидированы многие автономии, а целые народы подвергнуты массовой депортации. В 1941 г. эта акция была осуществлена в отношении немцев Поволжья, в 1943 г. – калмыков и карачаевцев, в 1944 г. – чеченцев, ингушей и балкарцев. В послесталинский период автономии некоторых из этих народов были восстановлены, но только в 1991 г. Законом РСФСР о реабилитации репрессированных народов эти акции были объявлены преступными, а народы реабилитированы «Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. №1107–1 «О реабилитации репрессированных народов»».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Российского федерализм с 1991 года по настоящее

время, его реформирование и проблемы.

 

Мощная демократическая  волна, вызванная перестройкой и  последующими реформами, обострила  процессы государственно-правового  развития СССР в целом и России в частности. Весной 1990 года Литва, а затем Латвия, Эстония, Грузия, Молдавия декларировали свою независимость. Фактически разворачивается процесс постепенного распада союзного государства — СССР. Попытки спасти ситуацию — принятие законов об экономической децентрализации, в частности Закона «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», расширяющего права союзных и автономных республик, были запоздалыми и успеха не имели. Принятие Декларации о суверенитете Российской Федерации 12 июня 1990 года и последовавший референдум о независимости на Украине сделали распад Союза ССР необратимым. 12 декабря 1991 года Верховный Совет России ратифицировал Беловежские соглашения и денонсировал Союзный договор 1922 года.

В это же время внутри Российской Федерации  разворачивается процесс, получивший название «парад суверенитетов». Речь идет об одностороннем повышении  статуса национальных автономий. Вскоре после принятия Декларации о суверенитете, выступая в Татарстане, Президент  России Б. Н. Ельцин произнес фразу, получившую самую широкую известность: «Берите  суверенитета столько, сколько сможете  проглотить». Автономии начинают принимать  собственные декларации о суверенитете. Все автономные области, кроме Еврейской  АО, декларировали свой статус республик  в составе РФ. Автономные округа, в свою очередь, заявили о прямом вхождении в состав России, выйдя  из-под подчинения краям или областям.

Многие декларации республик нарушали принцип верховенства федерального закона. Так, некоторые  республики заявили о возможности  выхода из состава России (Коми, Татарстан) либо провозгласили себя суверенными  государствами (Удмуртия, Калмыкия). Две республики не употребили в своих декларациях слов «в составе Российской Федерации» (Татарстан и Чечено-Ингушетия). Фактически многие республики оформляли не федеративный, но конфедеративный тип отношений с Российской Федерацией. Таким образом, в самом начале 90-х годов лозунги федерализма служили прикрытием и оправданием стихийной децентрализации, то есть массового присвоения регионами функций и полномочий федерального центра. Реформа федеративных отношений в России была неизбежной. 6

31 марта 1992 года между федеральным центром  и регионами был заключен Федеративный  договор, включенный в Конституцию  РФ и представляющий собой по сути первый документ, описывающий федеративный порядок России. 7

И сегодня, по прошествии более чем десятилетнего срока, Федеративный договор вызывает неоднозначные оценки специалистов. С одной стороны, подписание этого документа позволило достичь компромисса между центром и регионами, сняв угрозу для территориальной целостности страны. Помимо этого, договор распространил федеративные отношения на все регионы (а не только национальные), закрепив их положение в качестве субъектов федерации. Тем самым национальный принцип выделения субъектов федерации был дополнен территориальным (региональным), изменилась природа федеративных отношений — федерация стала «полной».

С другой стороны, документ узаконил асимметричный характер российского федерализма, разделив субъекты федерации на «классы» с  точки зрения объема политических и  экономических прав — наибольший объем прав получили республики. Договор  оставил нерешенными крайне важные вопросы, такие как сущность и  основные принципы федеративного устройства России, механизм взаимодействия уровней  власти в области совместного ведения. Федеративный договор был временным и противоречивым документом, он отразил отсутствие опыта федеративного строительства у российской политической элиты. Договор следует рассматривать не столько как некий результат, сколько как необходимый и очень важный этап процесса федеративного строительства, как некую «декларацию о намерениях» строить общий проект под названием «федеративная Россия».8

Асимметрия, закрепленная Федеративным договором, естественным образом привела к  нарастанию противоречий между федеральным  центром и областями, которые  стремились повысить свой статус посредством  провозглашения на своей территории республик. Наиболее известная и  реальная попытка — провозглашение Уральской республики на территории Свердловской области.

Объективным препятствием для развития федеративных отношений в России стала развернувшаяся осенью 1992 — летом 1993 годов острая борьба за верховную власть между  Президентом РФ и Верховным Советом  РФ. Осенью 1993 года после антиконституционного и насильственного разрешения ситуации с двоевластием — победы президентской  коалиции основной политический актер (Президент РФ) резко усиливает  свое влияние. 12 декабря 1993 года на референдуме  была принята новая Конституция  России, которая заложила основы федеративных отношений, хотя и не разрешила ряда уже существующих проблем.

Информация о работе Развитие российского федерализма: история и проблемы формирования