История российского лоббизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:10, автореферат

Краткое описание

В общественном сознании, в сознании простого народа слово лоббизм уже давно имеет негативный окрас. Лобби ассоциируется с чем-то нелегальным, противозаконным. Особенно такая трактовка понятия лоббизм характерна для советской и постсоветской России. И на это, как мы понимаем, есть свои основания.

Файлы: 1 файл

российский опыт лоббистской деятельности.docx

— 14.70 Кб (Скачать)

В общественном сознании, в  сознании простого народа слово лоббизм  уже давно имеет негативный окрас. Лобби ассоциируется с чем-то нелегальным, противозаконным. Особенно такая трактовка понятия лоббизм  характерна для советской и постсоветской  России. И на это, как мы понимаем, есть свои основания.

Один из специалистов в  области лоббизма, а также автор  нескольких изданий по истории лоббизма в России А.П. Любимов, утверждает, что  «историю развития лоббистской деятельности в России можно разделить на четыре этапа», рассматривая которые мы можем  выяснить причину столь негативного  отношения россиян к лоббизму. Например, лоббистская деятельность в России до Февральской революции 1917 года была «чем-то совершенно новым  и ранее невиданным в нашей  стране явлением». А, как известно, адаптироваться к чему-либо новому чрезвычайно сложно, какие-то нововведения обычно воспринимаются с опаской, негативно. Поэтому новизна  такого явления, как лоббизм и  являлась главным аргументом противников  лоббистской деятельности до 1917 года. Однако, стоит заметить, что даже до 1917 года в России существовали первые зачатки лоббизма. Уже тогда существовали институты, которые осуществляли взаимодействие народа с государством: торговые съезды, предпринимательские союзы, совещательные организации, биржи. «Не было практически ни одного законопроекта, имевшего даже косвенное отношение к интересам буржуазии, который бы не передавался на предварительное обсуждение с участием предпринимательских организаций». Таким образом, можно сделать вывод о том, что на рубеже XIX-XX веков в России начал складываться полноценный механизм взаимодействия власти и тогдашнего бизнеса, к которому, однако, простые граждане относились с недоверием.

Что касается лобби в годы советской власти, то там, в свою очередь, вообще считали слова лобби  и лоббизм ругательными. Утверждалось, что в Советском Союзе лоббистской  деятельности никогда не было и быть не может. Хотя, на наш взгляд, это совершенно абсурдно и расходилось с действительностью. По словам некоторых исследователей именно из этого времени вышли 3 источника и 3 составные части российского лоббизма: военно-промышленный, топливно-энергетический и агропромышленный. Но, несмотря на очевидные плюсы лоббистской деятельности, именно с периода советской власти у общества до конца оформилось негативное отношение к лобби, которое, на наш взгляд, остается до сих пор.

Следующий временной отрезок, которому мы хотели бы уделить внимание, это период перестройки. В это  время, в условиях изменяющейся экономической  и политической обстановки, начали, на наш взгляд, изменяться и представления  о политическом процессе, процессе принятия политических решений. Вследствие чего поменялись и представления  правящих элит о лоббистской деятельности. Бизнес элиты стали активно продвигать свои интересы, новоиспеченные олигархи начали активно сотрудничать с властью. «Результатом такого сотрудничества стал целый ряд законопроектов: Закон о недрах, Основы лесного законодательства, Закон о нефти и газе и т.д.». Естественно в глазах простого народа олигархи выглядели не в лучшем свете, что в свою очередь, негативно сказалось на оценку лоббизма.

Что касается сегодняшнего отношения к этому комплексу  приемов воздействия на властные структуры, то остается некоторая неопределенность. И даже результаты исследования Комитета по связям с органами государственной  власти IABC/Россия это подтверждают. Большинство экспертов отмечало, что чаще всего в связи с лоббизмом возникают негативные ассоциации, и в первую очередь, -  коррупция, подкуп, откат. Однако некоторые эксперты говорили и о положительных ассоциациях, в основном, это коммуникация, информация, взаимодействие. Наиболее распространенным является мнение экспертов о том, что в массовом сознании российских граждан лоббизм и коррупция воспринимаются как синонимы. Почему даже мнения экспертов разнятся? В период с 1994 года по наше время действует новая конституция, власть, чиновники и олигархи активизируются. Лоббизм начинает своё наибольшее развитие. Однако, из-за того что экономика страны находится в теневом секторе, а бизнес уклоняется от налогов и демонстрирует своё неуважение к законам, к лоббистам, а в нашей стране это в первую очередь бизнес, относятся мягко говоря с осторожностью. Еще одним доказательством существования теневого лобби являются результаты опроса депутатов Госдумы. «На программе Времена в 2002 году, которая была посвящена лоббизму, выяснился очень интересный факт о том, что большинство законов которые принимаются Российской Госдумой проталкивались неизвестными лоббистами. Говорилось, что лоббисты продавливали законы, тратили на это много усилий и денег, и даже видоизменяли нужные им законы. По результатам беседы их трех экспертов-депутатов только один на вопрос о связи лоббистов с криминалом однозначно ответил, что такой связи не существует». Вот такая российская действительность.

 


Информация о работе История российского лоббизма