Речевая агрессия в печатных СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 10:12, диссертация

Краткое описание

Цель работы заключалась в выявлении своеобразия способов выражения речевой агрессии в печатных средствах массовой информации (далее СМИ).
Она предопределила следующие задачи изучения:
1. Разработать типологию способов проявления речевой агрессии в печатных СМИ.
2. На основе сопоставительного анализа заголовков статей выявить особенности проявления агрессии в печатных СМИ тоталитарного и демократического государств.

Оглавление

Стр.
Введение.....................................................................................................
4-6
Глава 1 РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ КАК СПОСОБ РЕЧЕВОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ

7

1.1. Проблемы изучения речевого воздействия………………..

7
1.1.1. Речевое воздействие в современной науке о языке……..
7-9
1.1.2. Текст как способ речевого воздействия………………….
9-11

1.2. Речевая агрессия как форма речевого воздействия………..

11
1.2.1. Основные подходы к изучению агрессии………………...
11-17
1.2.2. Определение речевой агрессии……………………………
17-18
1.2.3. Виды речевой агрессии……………………………………
19-23

1.3. Дискурс СМИ как пространство проявления речевой
агрессии……………………………………………………….


23-25
1.3.1. Классификация печатных СМИ…………...………………
25-30
1.3.2. Языковое насилие и речевая агрессия в СМИ…………...
1.3.3. Цели и задачи использования заголовков, содержащих
речевую агрессию………………………………………………...
1.3.4. Проявление речевой агрессии в заголовках……...............
30-34

34-37
37-43
1.4. Выводы к первой главе............................................................
43-46

Глава 2 ЗАГОЛОВКИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ
ВЫРАЖЕНИЯ АГРЕССИИ В ДИСКУРСЕ СМИ


46
2.1. Заголовки газет 30-х гг............................................................
46
2.1.1. Заголовки немецких газет 30-х гг........................................
46-64
2.1.2. Заголовки советских газет 30-х гг.......................................
64-79

2.2. Заголовки газет 90-х гг………………………………………

79-80
2.2.1. Заголовки немецких газет 90-х гг…………………………
80-95
2.2.2. Заголовки русских газет 90-х гг…………………………..
96-109

2.3. Общие и различные черты заголовков немецких и
русских газет 30-х и 90-х гг........................................


110

2.3.1. Сравнительный анализ немецких и русских
газет 30-х гг…………………………………………………


110-114
2.3.2. Сравнительный анализ немецких и русских
газет 90-х гг…………………………………………………

114-118
2.3.3. Заголовки русских газет 30-х и 90-х гг…………………..
118-120
2.3.4. Заголовки немецких 30-х и 90-х гг……………………….
120-122
2.4. Общие замечания…………………………………………….
123

2.5. Выводы ко второй главе..........................................................

123-126

Глава 3 ПРОЯВЛЕНИЕ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В
ГАЗЕТНОМ ТЕКСТЕ


127

3.1. Речевая агрессия в текстах немецких и русских
газет 30-х гг……………………………………………………


127
3.1.1. Статья «Das Fanal!»………………………………………...
127-139
3.1.2. Статья «Шуты на троне»…………………………………
139-148
3.1.3. Статья «Der Blutrausch des roten Zaren»………………….
149-155
3.1.4. Статья «Новая хвастливая декларация господина
Гитлера»……………………………………………………

156-163

3.2. Речевая агрессия в текстах немецких и русских
газет 90-х гг………………………………………………….


164
3.2.1. Статья «Die NATO und Nostradamus»…………………….
165-172
3.2.2. Статья «НАТО на игле милитаризма»……………………
172-177
3.2.3. Статья «Die Diktatur des Boris Jelzin»…………………….
177-184
3.2.4. Статья «Борис, ты прав»…………………………………..
184-191

3.3. Выводы к третьей главе………..............................................

191-193

Заключение................................................................................................

193-197
Источники ................................................................................................
198
Список литературы...................................................................................
19

Файлы: 1 файл

Власова Е.В. Речевая агрессия в печатных СМИ. КД.doc

— 1.19 Мб (Скачать)


 

 Саратовский  государственный университет

им. Н.Г. Чернышевского

 

На правах рукописи

 

 

ВЛАСОВА Елена Вячеславовна

 

 

РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ В ПЕЧАТНЫХ СМИ

(на материале  немецко- и русскоязычных газет 

30-х и 90-х  гг. ХХ века)

 

 

10.02.19 – теория языка

 

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

 

 

Научный руководитель

доктор филологических наук

профессор К.Ф. Седов

 

 

 

 

Саратов – 2005

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

Стр.

Введение.....................................................................................................

4-6

Глава 1  РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ КАК СПОСОБ РЕЧЕВОГО

              ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

7

 

1.1. Проблемы изучения речевого воздействия………………..

 

7

1.1.1. Речевое воздействие в современной  науке о языке……..

7-9

1.1.2. Текст как способ речевого воздействия………………….

9-11

 

1.2. Речевая агрессия как форма речевого воздействия………..

 

11

1.2.1. Основные подходы к изучению  агрессии………………...

11-17

1.2.2. Определение речевой агрессии……………………………

17-18

1.2.3. Виды речевой агрессии……………………………………

19-23

 

1.3. Дискурс СМИ как пространство  проявления речевой  

      агрессии……………………………………………………….

 

 

23-25

1.3.1. Классификация печатных СМИ…………...………………

25-30

1.3.2. Языковое насилие и речевая агрессия в СМИ…………...

1.3.3. Цели и задачи использования заголовков, содержащих

речевую агрессию………………………………………………...

1.3.4. Проявление речевой агрессии в заголовках……...............

30-34

 

34-37

37-43

          1.4. Выводы  к первой главе............................................................

43-46

 

Глава 2 ЗАГОЛОВКИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ

              ВЫРАЖЕНИЯ АГРЕССИИ В ДИСКУРСЕ  СМИ 

 

 

46

2.1. Заголовки газет 30-х гг............................................................

46

2.1.1. Заголовки немецких газет 30-х гг........................................

46-64

2.1.2. Заголовки советских газет 30-х гг.......................................

64-79

 

          2.2. Заголовки газет 90-х гг………………………………………

 

79-80

2.2.1. Заголовки немецких газет 90-х гг…………………………

80-95

2.2.2. Заголовки русских газет 90-х гг…………………………..

96-109

 

          2.3. Общие и различные черты заголовков немецких и

                русских газет 30-х и 90-х гг........................................

 

 

110

 

2.3.1. Сравнительный анализ немецких и русских

                   газет 30-х гг…………………………………………………

 

 

110-114

2.3.2. Сравнительный анализ немецких и русских

         газет 90-х гг…………………………………………………

 

114-118

2.3.3. Заголовки русских газет 30-х и 90-х гг…………………..

118-120

2.3.4. Заголовки немецких 30-х и 90-х гг……………………….

120-122

2.4. Общие замечания…………………………………………….

123

       

          2.5. Выводы ко второй главе..........................................................

 

123-126

 

Глава 3 ПРОЯВЛЕНИЕ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В

             ГАЗЕТНОМ ТЕКСТЕ

 

 

127

 

         3.1. Речевая агрессия в текстах немецких и русских

                газет 30-х гг……………………………………………………

 

 

127

3.1.1. Статья «Das Fanal!»………………………………………...

127-139

3.1.2. Статья «Шуты на троне»…………………………………

139-148

3.1.3. Статья «Der Blutrausch des roten Zaren»………………….

149-155

3.1.4. Статья «Новая хвастливая  декларация господина

          Гитлера»……………………………………………………

 

156-163

 

          3.2. Речевая  агрессия в текстах немецких и русских

                 газет 90-х гг………………………………………………….

 

 

164

3.2.1. Статья «Die NATO und Nostradamus»…………………….

165-172

3.2.2. Статья «НАТО на игле милитаризма»……………………

172-177

3.2.3. Статья «Die Diktatur des Boris Jelzin»…………………….

177-184

3.2.4. Статья «Борис, ты прав»…………………………………..

184-191

 

          3.3. Выводы к третьей главе………..............................................

 

191-193

 

Заключение................................................................................................

 

193-197

Источники ................................................................................................

198

Список литературы...................................................................................

199-220

Приложение……………………………………………………………..

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В процессе становления  современной антропоцентрической лингвистики на первый план все отчетливее выходит комплекст теоретико-практических задач определения наиболее важных принципов результатиного и эффективного общения. Их решение должно привести к созданию и внедрению в практику модели толерантного коммуникативного взаимодействия членов социума. В разработке поставленных проблем объединены усилия наких сфер науки о языке, как психо-, прагма-, социолингвистика, теория дискурса и генристика, теория речевого воздействия и неориторика и т.п. Поиски оптимальных форм эффективного взаимодействия людей в цивилизованном обществе необходимо начинать с понимания природы конфликтных социально-коммуникативных ситуаций, главной приметой которых выступает речевая агрессия.

Современный человек погружен не только в информационную, но и в эмоциональную среду, во многом формируемую средствами массовой коммуникации. Наше настроение в значительной степени определяется как тематикой, так и стилистикой газетных, журнальных, теле- и радиоматериалов. Понимание законов деструктивного воздействия текстов средств массовой коммуникации необходимо для очищения коммуникативного пространства, окружающего нас, от враждебности и непонимания. Связь темы диссертации с перспективными направлениями развития современного языкознания, теоретическое и практическое содержание предполагемых результатов определяют актуальность настоящего исследования.

Цель работы заключалась в выявлении своеобразия способов выражения речевой агрессии в печатных средствах массовой информации (далее СМИ).

Она предопределила следующие задачи изучения:

1. Разработать типологию способов  проявления речевой агрессии  в печатных СМИ.

2. На основе сопоставительного  анализа заголовков статей выявить особенности проявления агрессии в печатных СМИ тоталитарного и демократического государств.

3. На основе сопоставительного  анализа русско- и немецкоязычного речевого материала установить универсальные и этнокультурные особенности выражения агрессии в печатных СМИ.

4. Разработать методику  определения степени агрессивности  газетного текста.

Объектом исследования выступали печатные средства массовой информации.

Предмет – способы выражения речевой агрессии в печатных СМИ.

Материалом исследования служили тексты немецких и русских газет 30-х гг. ХХ века («Правда», «Известия», «Völkischer Beobachter», «Der Stürmer», «Germania», «Das Schwarze Korps») и 90-х гг. ХХ века («Правда», «Известия», «Сегодня», «Правда КПРФ», «За Народовластие», «Советская Россия», «Frankfurter Allgemeine Zeitung», «Neues Deutschland», «Süddeutsche Zeitung», «Rheinischer Merkur», «Die Welt», «Die Zeit», «Berliner Tageszeitung»).

В качестве основных методов исследования привлекались описательный и сопоставительно-описательный методы, в дополнение к которым использовались методики компонентного, таксономического и количественного анализа речевого материала.

Научная новизна диссертации состоит в том, что изучение способов выражения речевой агрессии в печатных СМИ, осуществляемого на материале двух языков, проводится впервые.

 Основные положения, выносимые на защиту:

1. Речевая агрессия является одним из важных способов воздействия на читателя в печатных СМИ.

2. Формы и способы  выражения речевой агрессии в  печатных СМИ зависят от этнокультурных  особенностей коммуникации и  политической ориентации печатного органа.

3. В печатных СМИ тоталитарно-авторитарных государств чаще присутствуют прямые формы речевой агрессии, выраженные тактиками оскорбления, обвинения, угрозы, призыва, злопожелания, проклятия.

4. В печатных СМИ  демократических государств речевая  агрессия по преимуществу выражена при помощи форм непрямой коммуникации.

5. Немецко- и русскоязычные  газеты 30-х гг. (тоталитарного периода развития государства) и 90-х гг. демонстрируют сходство в выражении речевой агрессии.

6. Принципы проявления  речевой агрессии в газетных текстах в большей степени предопределены политическими установками печатного издания, нежели этнокультурными факторами.

− газеты политических партий леворадикального толка выступают наследниками риторики газет тоталитарных государств.

− газеты, отражающие демократические принципы политического мышления, демонстрируют неявные формы проявления агрессивности, которые выражаются с помощью тактик колкости и насмешки.

7. Соотношение агрессивных  и неагрессивных речевых тактик, представленных в тексте, их качествнных анализ позволяют установить уровень агрессивности газетного сообщения.

Теоретическая значимость полученных результатов обусловлена тем, что в работе выявлены некоторые новые закономерности выражения речевой агрессии, особенности влияния этнокультурных и идеологических факторов на степень проявления агрессивности текстов печатных СМИ.

Практическая  значимость работы определяется хорошими перспективами внедрения полученных результатов в вузовские курсы по теории коммуникации, неориторике, речевому воздействию. Они также могут быть использованы в преподавании родного и иностранного языков. Кроме того, полученные данные найдут применение в теории и практике  массовой коммуникации.

Апробация работы проводилась в форме докладов на конференциях молодых ученых СГУ им. Н.Г.Чернышевского (Саратов 2003, 2004), научной конференции по проблемам эколингвистики СГАП (Саратов 2003), международной научной конференции «Власть и речь» (Саратов 2003), международном симпозиуме «Язык. Общество. Культура. Менталитет» (Саратов 2004), на семинарах «Риторика и средства массовой информации» и «Идеология, язык, политика» (Тюбинген, Германия 2004-2005). В целом работа обсуждалась на заседании кафедры русского языка и речевой коммуникации. По теме диссертации опубликовано 7 работ.

 

Глава 1

РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ КАК СПОСОБ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

1.1. Проблемы изучения речевого воздействия

 

1.1.1. Речевое воздействие в современной науке

Речевое воздействие (далее РВ) можно назвать той областью коммуникативной действительности человека, в которой пересекаются интересы психологии общения, пропаганды, массовой коммуникации и рекламы, политики и социальной сферы. Теоретические основы иучения данного явления действительности отражены в работах В.Л. Артемова, Н.Д. Арутюновой, А.Н. Баранова, Н.А. Безменовой, О.Н. Гришиной, В.В. Дементьева, Т.М. Дридзе, И.П. Ильина, В.И. Карасика, Л.А. Киселевой, А.М. Кузнецова, А.Н. Леонтьева, Л.Г. Лузиной, М.Р. Львова, М.Л. Макарова, И.Ю. Марковина, А.К. Михальской, П.Б. Паршина, Ю.А. Сорокина, И.А. Стернина, О.А. Сычева, Л.Л. Федоровой, А.Н. Феофанова, Е. Ф. Тарасова, А.М. Шахнаровича, Ю.А. Шерковина, J. Habermas, M. Hoffmann, C. Hundhausen, C. Keßler, G. Klaus, M. Moilanen, L.Tiittula и мн. др.

Исследование РВ ведется в рамках  лингвистического, семиотического и психологического подходов. Лингвисты, в первую очередь, описывают тексты, возникающие в результате процесса РВ [Киселева 1978, Баранов, Паршин 1986, Остин 1986, Тарасов 1983]. Семиотический подход к анализу РВ наиболее полно отражен в работе Г. Клауса [Klaus 1971]. Отличие его от лингвистического подхода заключается в том, что семиотический подход  ведет анализ  некоторых ненаблюдаемых универсальных структур, описываемых  в семиотических понятиях. Разделение лингвистического и семиотического подходов весьма условно, скорее семиотический подход можно считать спецификацией лингвистического.

Большая группа работ составляет психологический  подход. Поскольку процесс РВ является сложным феноменом, то исследования рассматривают целый комплекс явлений:

1. Субъект и объект РВ (рассматривается, например, зависимость успеха РВ от социальных, психических и иных свойств коммуникантов).

2. Социальные отношения, в структуре которых развертывается РВ (исследуется зависимость эффективности РВ от конфигурации социальных статусов коммуникантов).

3. Психологическая характеристика способа воздействия (воздействие убеждением, внушением, заражением).

4. Способы создания оптимальных условий для смыслового восприятия текста и принятия рекомендации субъекта РВ (формирование установки и восприятия текста и субъекта РВ, степень доверия к субъекту РВ, членение и подача его в темпе, оптимальном для понимания и т.п.) [РВ 1990: 6].

В рамках лингвистического и семиотического подходов анализ РВ осуществляется путем описательного исследования текстов. Психологический подход исследует зависимость достижения конечной или одной из промежуточных целей РВ от определенного структурного элемента речевого воздействия.

Примерно с начала 70-х годов  в нашей стране стали появляться психолингвистические работы, посвященные анализу РВ [Подробнее см.: РВ 1972; Психолингвистические проблемы… 1974; Основные теории… 1974; Зимняя и др. 1976].

Сейчас наиболее адекватный подход к анализу РВ сформулирован в той отечественной психолингвистической школе, которая известна как теория речевой деятельности. Несмотря на огромное количество определений РВ большинство исследователей сходятся в том, что РВ – это воздействие человека на другого человека или группу лиц  при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели.

А. А. Леонтьев под РВ понимает «использование психолингвистических методов и категорий в теории и практике массовой коммуникации, устной пропаганде и т.п., особенно в изучении процессов массовой коммуникации и пропаганды» [Речевое воздействие… 1972: 5].

Е.Ф. Тарасов представляет РВ как «процесс, в структуре которого субъект воздействия развертывает активность по организации общения и мотивации деятельности, к которой побуждается объект воздействия» [Тарасов 1983: 79].

И.А. Стернин различает вербальное и невербальное РВ. «Вербальное РВ – это коммуникативное воздействие, осуществляемое  средствами языка, при помощи языковых единиц. Это воздействие словами, текстом. Релевантны для вербального речевого воздействия выбор языковых средств для выражения мысли,  само содержание речи – ее смысл, приводимая аргументация, расположение элементов текста относительно друг друга, использование приемов речевого воздействия  и др. В результате вербального воздействия возникает также подтекст – скрытый смысл сообщения, косвенно передаваемый текстом» [Стернин 2001: 77].

Под эффектом речевого воздействия может подразумеваться непосредственное изменение поведения субъекта воздействия, изменение его эмоционального состояния, изменение знаний о мире, изменение его отношения к тем или иным событиям и реалиям этого мира.

Информация о работе Речевая агрессия в печатных СМИ