Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Файлы: 1 файл

ответы АП.docx

— 378.33 Кб (Скачать)

Очевидно, в настоящее  время при развитии теории административного  процесса необходимо учитывать появление  факторов, влияющих на формирование новых  взглядов по вопросу о содержании и структуре административного  процесса. К ним относятся: совершенствование  государственного управления, формирование в России правового государства, поиск новых путей развития исполнительной власти, проводимые правовая, судебная, административная и иные реформы. Они, несомненно, накладывают отпечаток  на содержание исполнительно-распорядительной деятельности или деятельности по осуществлению  публичного управления.

Современное административное законодательство заставляет задуматься над новыми подходами к пониманию  административного процесса и формированию отрасли административно- процессуального  права. Управленческая концепция административного  процесса позволяет увидеть его  связи с исполнительной властью, многочисленными находящимися внутри ее системы производствами (например, по принятию нормативных актов государственного управления, по делам о поощрении). Если собрать в единую систему  все административные производства, то возникнет необходимость их классификации, поиска местонахождения каждого  из них в структуре государственного управления. Многообразие возникающих  в области реализации этих административных производств публично-правовых споров еще более дает возможность задуматься над проблемой административно-процессуальной деятельности. Переосмысление административно-процессуальной правовой действительности трудно представить  без учета характерных черт и  принципов административно-процессуальной деятельности, входящих в параметры  управленческой концепции.

В чем же заключается реальный административный процесс? Реальный — значит действующий, установленный законом, используемый в практической деятельности, признаваемый учеными или очевидный с правовой точки зрения. Если учитывать именно такой критерий, то можно утверждать, что в настоящее время реального административного процесса в России не существует, поскольку не принято ни одного российского закона, устанавливающего термин «административный процесс». Законодатель вообще нс пытается разъяснить термины «административный процесс» и «административно-процессуальное законодательство».

Разумеется, словосочетание «реальность административного процесса» - это лишь игра слов. Но в нем необходимо усматривать потребности в создании наиболее подходящей для российской правовой системы теории административного процесса, его «полезной модели». По мнению некоторых ученых, таковым является понимание административного процесса как судебного процесса, как административного правосудия, осуществляемого специальными судами и судьями административных судов.

Административный процесс, доктринально не развивавшийся в  России в течение практически  всего XX в., остановился на уровне его  понимания в качестве процессуальной деятельности, приспособленной для  рассмотрения возникающих в сфере  публичного управления индивидуальных конкретных дел. Как правило, в таком  виде это понятие определяется в  учебной и научной литературе и в настоящее время. Несмотря на множество научных работ, посвященных  проблематике административного процесса, можно говорить о принципиально  одинаковых подходах к определению  понятия и выявлению содержания административного процесса.

Думается, что такой подход в современных условиях является алогичным и устаревшим. Понятие  «административный процесс» появилось  в 1950-1960-е гг. в условиях функционирования административно-командной системы  и, очевидно, скудного представления  о сущности государственного управления в России, фактически полнейшего отсутствия доктрины обеспечения публично-правовой зашиты прав и свобод человека и  гражданина от неправомерных действий (бездействия) публичной администрации.

Сложность и глубокая структурированность  содержания государственного управления, управленческих процедур, процесса управления и сложившихся в системе публичного администрирования традиций и правовых порядков напрямую обусловливают и  сложность в определении содержания, системы и структуры административного  процесса, административно-процессуальной деятельности и административно-процессуального  права. Основной тенденцией развития современного административного процесса согласно той концепции, которая традиционно  сложилась в научной литературе и разделяется большинством ученых-административистов, является развитие административного  процессуального законодательства, регулирующего разнообразные управленческие отношения и административно- процессуальный порядок их реализации уполномоченными  субъектами административного права.

57. Понятие, задачи и  принципы производства по делам  об административных правонарушениях.

Сущность производства по делам  об административных правонарушениях  достаточно четко и полно сформулирована в статье 24.1 КоАП РФ, где определены задачи этого вида процессуальной деятельности: своевременное, всестороннее, полное и  объективное выяснение обстоятельств  каждого дела, разрешение его в  точном соответствии с законом, обеспечение  исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и  условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях надо рассматривать  в качестве комплексного административно-процессуального  феномена, в котором интегрируются  процессуально-процедурные нормы  и процессуально-процедурные действия субъектов правоприменения по обеспечению  реализации административно-правовых санкций. Поэтому производство по делам  об административных правонарушениях  определяется и как правовой институт, и как вид административно-процессуальной деятельности.

В первом случае - это совокупность административно-процессуальных норм, определяющих порядок разрешения конкретных дел об административных правонарушениях; во втором - урегулированный административно-процессуальными  нормами порядок совершения действий участников административно-юрисдикционных правоотношений в связи с реализацией  задач (производства по делам об административных правонарушениях, выделенных статьей 24.1 КоАП РФ).

Производство по делам об административных правонарушениях, являясь составной  частью административного процесса, имеет свою структуру, образуемую совокупностью  стадий, характеризующихся функциональной специфической направленностью, относительной  самостоятельностью и логической завершенностью. Оно осуществляется на основе общих  принципов административного процесса. Наряду с этим в данном производстве уполномоченными на то органами и  должностными лицами административной юрисдикции   реализуются   общеюрисдикционные   принципы,   имеющие свою специфику, обусловленную административно-правовой природой возникающих правоотношений, регулируемых административно-процессуальными нормами.

В числе таких принципов следующие:

- законности;

- оперативности;

- непосредственности;

-  равенства всех граждан перед законом и органом, рассматривающим дело;

- публичности;

- гласности;

- состязательности;

- национального языка производства;

- объективной истины;

- двустепенности;

- диспозитивности;

- устности и т.д.

Краткая правовая характеристика их сущности может быть представлена следующим  образом.

1.  Принцип законности находит свое выражение в том, что применение мер административного принуждения допустимо только на основаниях и в порядке, установленным законом. Это значит, что такие меры могут быть применены только к лицам, виновным в совершении противоправных деяний, за которые предусмотрена административная ответственность. При этом административные взыскания   могут   быть   наложены   только   компетентными   органами (должностными лицами) с соблюдением материально-правовых и процессуально-правовых норм. Эти кардинальные положения подкрепляются четким указанием закона на то, что соблюдение требований закона при применении мер административного взыскания обеспечивается систематическим контролем вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования постановлений (ст. 30.1 КоАП РФ).

2.  Принцип оперативности связывается с краткостью материально-правовых и процессуально-правовых сроков в сфере административной юрисдикции. В числе таковых срок давности наложения административного взыскания (не позднее двух месяцев со дня совершения или обнаружения правонарушений - п.1  ст.4.5 КоАП РФ). КоАП РФ установил краткие сроки рассмотрения дел - одни сутки, трое, пять и семь суток со дня поступления в соответствующий орган дела. Во всяком случае, дело подлежит рассмотрению в 15-дневный срок (п.1 ст 29.6 КоАП РФ ).КоАП РФ предусматривает также краткие сроки исполнения постановлений о применении административных взысканий (15 дней для добровольного исполнения взысканий имущественного характера). Постановления судей подлежат немедленному исполнению (п.1 ст. 32.8 КоАП РФ).

3.  Принцип непосредственности в производстве по делам об административных правонарушениях характеризуется тем, что разбирательство производится устно, но при этом все процессуальные действия фиксируются. Составляется протокол об обнаружении проступка (ст. 28.5 КоАП РФ). В протоколах фиксируются объяснения привлекаемых к ответственности лиц и других участников производства (ст. 28.2 КоАП). Объявляется подлежащее рассмотрению дело, и разъясняются права и обязанности участникам разбирательства.

Реализации принципа непосредственности способствуют установленные законом  права и обязанности участников процесса (ст. 25.1-25.11 КоАП РФ).

4.  Принцип равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств, сформулирован в ст. 19 Конституции РФ и закреплен ст. 1.4 КоАП РФ.

5.  Принцип публичности находит свое проявление в том, что применение законодательства об административных правонарушениях осуществляется в интересах государства, от имени государства и органами (должностными лицами), уполномоченными на это государством. Так, меры административной ответственности за правонарушение устанавливаются законодательными органами государства (ст. 2.1 КоАП РФ); применение мер административного воздействия производится только уполномоченными на то государством органами и должностными лицами в пределах их компетенции и в точном соответствии с законодательством; перечень органов и должностных лиц, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, установлен законом (ст. 23.2 - 23.61 КоАП РФ).

6.  Принцип гласности проявляется прежде всего в том, что все дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц (ст. 24.3 КоАП РФ).

7.  Принцип состязательности проявляется в том, что лица, привлеченные к административной ответственности, и потерпевшие, а также их представители, адвокат, прокурор наделены равными процессуальными правами и свободны в выборе предусмотренных законом доказательств и средств доказывания (гл. 25 КоАП РФ). Указанные положения закона о правомочиях участников производства обязывают органы, рассматривающие дело, учитывать позицию этих участников процесса и мотивировать в постановлении принимаемое решение по делу с учетом их мнения.

8.  Принцип национального языка в производстве по делам об административных правонарушениях закреплен в ст. 24.2 КоАП РФ, в которой регламентировано также правовое положение переводчика.

9.   Принцип объективной истины по делам об административных правонарушениях обеспечивается посредством строгого соблюдения порядка рассмотрения таких дел, установления фактических обстоятельств дела и оценки Доказательств. В необходимых случаях к рассмотрению дел привлекаются эксперты (ст. 25.9 КоАП РФ). Важное социально-правовое и нравственное значение имеет закрепленное в ст. 51 Конституции РФ положение о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Помимо отражения этого положения Декларация прав и свобод человека и гражданина установила, что признаются не имеющими юридической силы доказательства, полученные с нарушением закона (ст. 34 Декларации прав и свобод человека).

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному  на всестороннем, полном и объективном  исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную  силу (ст.26.11 КоАП РФ).

10.  Принцип двустепенности реализуется правом обжалования постановления лицом, в отношении которого оно вынесено, и потерпевшим (ст. 30.1 КоАП РФ). Закон предусматривает возможность обжаловать постановления как вышестоящему органу (должностному лицу) по отношению к вынесшему постановление, так и в суд (ст.  30.2 КоАП  РФ).  Законодательство об административных правонарушениях усиливает значение судебной защиты прав граждан, в том числе в связи с производством по делам об административных правонарушениях (ст. 46 Конституции РФ).

11.  Принцип диспозитивности проявляется в использовании участниками процесса предоставленной законом возможности распоряжаться своими правами. Например, лицо, которому административным правонарушением причинен имущественный или иной вред (потерпевший), вправе обратиться в органы милиции с устным или письменным заявлением либо не обращаться вовсе; участники процесса вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, пользоваться помощью переводчика, в предусмотренных законом случаях обжаловать постановления об административных правонарушениях (гл. 25 КоАП РФ). Но они вправе и не использовать указанные возможности. Это не освобождает органы административной юрисдикции от обязанностей разъяснять права участникам процесса, обеспечивать реальную возможность для участия в деле адвоката, обжалования постановления и т.д. Прокурор также обязан реагировать на нарушения закона в административно - юрисдикционном процессе.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"