Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Файлы: 1 файл

ответы АП.docx

— 378.33 Кб (Скачать)

г)   совершение деяния в состоянии необходимой    обороны или крайней необходимости  (ч. 5 ст. 8 Основ,    п. 4 ст. 227 КоАП РСФСР);    '

д)   смерть лица, в отношении которого было начато    производство по делу (п. 9 ст. 227 1К0АП РСФСР);

е)  отсутствие события и состава административного правонарушения (п. 1 ст. 227 КоАП РСФСР);

ж)   истечение к моменту рассмотрения дела об  административном правонарушении давностных сроков (ст. 23 Основ, п. 7 ст. 227 КоАП РСФСР);

з)  наличие по одному и тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении   административного   взыскания   либо   неотмененного   решения товарищеского суда, если материалы были переданы в товарищеский суд органом  (должностным лицом), имеющим

право налагать административные взыскания  по данному делу, либо неотмененного  постановления о прекращении  дела об административном правонарушении, а также наличие по данному  факту уголовного дела  (п. 8 ст. 227 КоАП РСФСР);

и) издание акта амнистии, если он устраняет  применение административного взыскания  (п. 5 ст. 227 КоАП РСФСР).

В отличие от освобождения от административной ответственности обстоятельства, ее исключающие, не содержат в себе никакого элемента усмотрения. Ни характер правонарушения, ни его малозначительность, ни личность виновного, ни какие-то иные обстоятельства не влияют на вопрос, быть ли административной ответственности. Она именно исключена, невозможна либо по причине отсутствия самого фактического основания административной ответственности — состава административного  правонарушения, либо вследствие других обстоятельств процессуального  или иного рода.

Освобождение от административной ответственности должно быть процессуально  оформлено. В ст. 36 Основ (ст. 259 КоАП РСФСР) закреплена обязанность органа (должностного лица) в числе других обстоятельств выяснить основания  освобождения от административной ответственности. Освобождение от административной ответственности  процессуально оформляется постановлением о прекращении дела производством (ч. 2 ст. 262 КоАП РСФСР). В случае освобождения от административной ответственности  на стадии возбуждения дела решение  о направлении материалов на основании  ст. 10 Основ (ст. 21 КоАП РСФСР) на рассмотрение общественности должно быть соответствующим  образом отражено в протоколе  об административном правонарушении.

55. Понятие, признаки  и общая характеристика дисциплинарной  ответственности по административному  праву

Дисциплинарная ответственность  носит комплексный характер, так  как она урегулирована не только нормами административного права, а также нормами трудового, уголовно-исполнительного  и многих других отраслей права. 
 
В курсе административного права этот вид ответственности рассматривается в связи с тем, что субъектами дисциплинарной ответственности могут выступать индивидуальные субъекты административного права, такие как государственные служащие, военнослужащие и так далее. 
 
Дисциплинарная ответственность – это один из видов юридической ответственности, заключающийся в наложении дисциплинарного взыскания за дисциплинарное правонарушение. 
 
Дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений. В ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» СЗ РФ. 1998. № 22 сказано: «За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность...». 
Дисциплинарная ответственность проявляется в применении карательных санкций  - дисциплинарных взысканий. Право на ее осуществление принадлежит субъектам линейной власти, она, как правило, реализуется в рамках линейной власти, в отношении линейно подчиненных руководителю членов коллектива. [1] 
На основе административно-правовых норм к дисциплинарной ответственности могут привлекаться большое количество лиц  -  членов административных коллективов. Это милитаризованные служащие, обучающиеся (учащиеся, студенты, аспиранты и др.) и лица, свобода которых ограничена в административном порядке. Как правило, рассматриваемая ответственность наступает за дисциплинарный проступок. Дисциплинарный проступок – это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пребыванием лица в данном коллективе. За совершение дисциплинарного проступка на виновного может быть наложено дисциплинарное взыскание. Виды и размер этой разновидности карательных санкций устанавливаются нормативными актами. Цель их использования состоит в общей и частной превенции правонарушений - достигается как их содержанием, так и процедурой их применения. Дисциплинарные взыскания ухудшают правовое положение наказанного лица, на определенное время создают для него состояние наказанности. Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение, исключение). И действуют они, как правило, лишь пока гражданин находится в коллективе (служит). Набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных организационных связей. Так, для студентов, аспирантов, слушателей подготовительных отделений вузов это замечание, выговор, строгий выговор, исключение, а для лиц рядового и младшего начальствующего состава МВД - это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижении в должности, лишение нагрудного знака, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутренних дел.[2] 
Субъектами дисциплинарной ответственности могут выступать не только члены трудового коллектива, но и лица, не связанные трудовыми (служебными) отношениями. К ним можно отнести лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, проживающих в общежитиях.  
Дисциплинарные взыскания налагаются, как правило, в порядке служебного подчинения непосредственным руководителем или вышестоящим должностным лицом, органом в пределах их компетенции и установленных видов взысканий.

56. Административный процесс:  понятие и структура.

Широкое понимание административного процесса — это порядок осуществления всего государственного управления; процедуры функционирования исполнительной власти, ее органов и должностных лиц. Широта, многоаспектный и разноуровневый характер правоприменительной деятельности органов публичного управления, а также большое число и разнообразие рассматриваемых органами государственного управления и их должностными лицами «индивидуально-конкретных дел» предопределили широкое понимание административного процесса.

Административный процесс в  широком смысле определяется учеными  как урегулированная правовыми  нормами система последовательно  совершаемых действий в целях  обеспечения определенного порядка  деятельности органа (должностного лица) исполнительной власти по применению административно- правовых норм. Например, в этом смысле административным процессом  будет являться административная процедура, содержащаяся в каждом действующем  ныне административном регламенте по исполнению государственной функции  или предоставлению государственной  услуги. Вместе с тем официально (т. е. в нормативных правовых актах) порядок осуществления должностными лицами действий по выполнению государственной  функции или предоставлению государственной  услуги называется административной процедурой. Именно такая административная процедура обеспечивает надлежащий порядок функционирования органов исполнительной власти или их должностных лиц. Причем в зависимости от характера осуществляемых государственных функций процедурная деятельность может быть как регулятивной, контрольно-надзорной, так и административно-принуждающей, направленной на решение задач административной юрисдикции и административного принуждения.

Широкое понимание административного  процесса разделяется большинством российских ученых, исследующих проблемы административного права. Например, Д. Н. Бахрах считает, что такой подход представляется «плодотворным, соответствующим  широкому пониманию юридического процесса».

Широкий административный процесс  отождествляется в специальной  литературе с так называемой управленческой концепцией, или процедурной концепцией, административно-процессуальной деятельности, в которой рассматривается процедурная сторона деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Узкое понимание административного процесса заключается в определении его как порядка разрешения административно-деликтных правовых споров, применения к физическим или юридическим лицам различных видов административного принуждения, рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях. Узким административным процессом считается регламентированная нормативными правовыми актами административно-процессуальная деятельность, в соответствии с которой субъекты административной юрисдикции используют нормы материального права в целях разрешения административно-правовых споров (конфликтов), применения административного принуждения, в том числе привлечения лица к административной ответственности.

Основными признаками административного процесса, которые можно рассматривать при соединении различных подходов к пониманию этого вида процессуальной деятельности, являются следующие:

1. административный процесс  — это вид юридического процесса, предназначенного для создания порядка реализации норм материального административного права, а также норм других отраслей российского права (например, таможенного, налогового, финансового, земельного, градостроительного, экологического), определяющих виды полномочий и функций органов публичной власти и их должностных лиц;

2. административный процесс  - правоприменительная (процессуальная или процедурная) деятельность органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а в некоторых случаях и судебная деятельность (например, производство по делам об административных правонарушениях или об оспаривании нормативных либо ненормативных правовых актов). Таким образом, административный процесс является формой реализации как исполнительной, так и судебной власти;

3. административный процесс  осуществляется широким кругом  субъектов административно-процессуальной  деятельности, что обусловлено широтой  определения самого административного  процесса;

4. фактическим содержанием  административного процесса является  так называемая внешняя правоприменительная деятельность административных органов (в том числе исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления) по разрешению в установленном порядке и в пределах их компетенции индивидуальных юридических дел, возникающих на основе различных материальных норм права;

5. административный процесс  — это рассмотрение возникшего  между участниками административно-правовых  отношенийспора об административном праве;

6. административный процесс  — это, с одной стороны, внесудебный порядок разрешения индивидуальных административных дел (нссудебныс формы (процедуры) рассмотрения дел), возникающих при реализации функций исполнительной власти и публичного управления на основе различных норм материального права, а с другой - судебный порядок рассмотрения отдельных видов административных дел\

7. административно-процессуальные  отношения регулируются нормами  многих нормативных правовых  актов. В их систему входят: федеральные законы и законы  субъектов РФ; нормативные правовые  акты, принимаемые федеральными  органами исполнительной власти, органами исполнительной власти  субъектов РФ и исполнительными  органами муниципальных образований  (например, законы РФ «Об обжаловании  в суд действий и решений,  нарушающих права и свободы  граждан», «О милиции», Федеральный  закон «О порядке рассмотрения  обращений граждан Российской  Федерации», административные регламенты  исполнения государственных функций  и предоставления государственных  услуг);

8. административный процесс  — это нормотворческая деятельность исполнительных органов государственной и муниципальной власти;

9. административный процесс  — это не только порядок  так называемого позитивного государственного или муниципального управления, но и процессуальная деятельность по применению мер государственного правового принуждения (например, мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применения административных наказаний к лицам, виновным в совершении административных правонарушений);

10. основными задачами  административного процесса являются: обеспечение законности осуществления органами публичного управления и их должностными лицами полномочий но реализации функций государственного управления, а также реализации в полном объеме их компетенции; защита прав и свобод человека и гражданина; охрана законных интересов физических и юридических лиц; установление гарантий правильного порядка реализации управленческих действий; определение процедуры применения административного принуждения и проведения контрольно-надзорных мероприятий;

11. структура и виды административного процесса обусловливают, как правило, два основных вида обеспечения законности совершаемых в рамках процессуальной деятельности действий. С одной стороны, нормативные правовые акты, устанавливающие порядок (последовательность) осуществления государственных функций и предоставления государственных услуг, предоставляют возможность обжалования действий (бездействия) уполномоченных должностных лиц, а также принимаемых ими решений в досудебном порядке. Такой порядок принято также называть административным порядком.Досудебные административные производства чрезвычайно многообразны, это, например, обращения граждан, порядок рассмотрения которых установлен Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; осуществление управления в соответствии с правилами административных регламентов но исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг. В досудебном (административном) порядке заявление направляется в вышестоящую административную инстанцию, вышестоящему должностному лицу, руководителю государственного органа (начальнику). По результатам рассмотрения обращения должностным лицом соответствующего исполнительного органа государственной власти принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в удовлетворении обращения (жалобы). С другой стороны, заявители вправе обжаловать действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц в судебном порядке. В данном случае в соответствии с положениями Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», а также согласно содержащимся в АПК РФ и ГПК РФ процессуальным правилам рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений, принимаются судебные решения (например, о недействительности правового акта). Административно-процессуальной формой разрешения таких споров является административное судопроизводство;

12. административные производства, находящиеся в структуре административного  процесса, осуществляются на практике  с соблюдением принципов административно-процессуальной деятельности. Нужно отметить, что главные принципыюридического процесса обусловливают появление системы, особенностей и порядка действия принципов административного процесса. Поэтому можно сделать вывод о том, что каждый вид административного производства базируется как на общеправовых принципах процессуальной деятельности (например, законность, правовая зашита, право на обжалование действий или решений административных органов, гласность), так и на специальных принципах, демонстрирующих особенности административно-процессуальной деятельности и порядка осуществления государственного управления (например, принцип презумпции достоверности сведений о фактических обстоятельствах административного дела (спора), принцип обеспечения публичных интересов, принцип соразмерности).

Используемая при определении  понятия и содержания административного  процесса терминология - «широкий» или «узкий»процесс — позволяет говорить о неточных и потому ненадежных критериях отнесения государственной процессуальной деятельности к административному процессу, а также показывает отсутствие законодательного решения данного вопроса. Спорность этих терминов является результатом неурегулированности административно-процессуальных отношений в соответствующем законодательном акте. Ведь в России не приняты до настоящего времени, например, такие законы, как закон об административном процессе, закон об административных процедурах, административно-процессуальный кодекс или кодекс административного судопроизводства. Очевидно, что узкий или широкий подход к пониманию административного процесса демонстрирует отсутствие его реального правового содержания и, наоборот, указывает на его «виртуальность» (неясность, эклектичность предполагаемой структуры, отсутствие содержания).

Думается, что именно такая  широта подхода к пониманию административного  процесса запутывает или вообще не дает возможности приблизиться к  выяснению современной правовой природы административно-процессуальной деятельности. Получается, что административно-процессуальные нормы могут одновременно регламентировать как деятельность органов публичной администрации (например, органов исполнительной власти и их должностных лиц), так и порядок рассмотрения судами разнообразных административно-правовых споров. Становится очевидным, что административный процесс одинаковым образом применяется и действует в системе как исполнительной (административной) власти, так и судебной.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"