Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка
Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.
г) совершение деяния в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости (ч. 5 ст. 8 Основ, п. 4 ст. 227 КоАП РСФСР); '
д) смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу (п. 9 ст. 227 1К0АП РСФСР);
е) отсутствие события и состава административного правонарушения (п. 1 ст. 227 КоАП РСФСР);
ж) истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении давностных сроков (ст. 23 Основ, п. 7 ст. 227 КоАП РСФСР);
з) наличие по одному и тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания либо неотмененного решения товарищеского суда, если материалы были переданы в товарищеский суд органом (должностным лицом), имеющим
право налагать административные взыскания по данному делу, либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по данному факту уголовного дела (п. 8 ст. 227 КоАП РСФСР);
и) издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания (п. 5 ст. 227 КоАП РСФСР).
В отличие от освобождения от административной
ответственности
Освобождение от административной
ответственности должно быть процессуально
оформлено. В ст. 36 Основ (ст. 259 КоАП
РСФСР) закреплена обязанность органа
(должностного лица) в числе других
обстоятельств выяснить основания
освобождения от административной ответственности.
Освобождение от административной ответственности
процессуально оформляется
55. Понятие, признаки
и общая характеристика
Дисциплинарная
В курсе административного права этот
вид ответственности рассматривается
в связи с тем, что субъектами дисциплинарной
ответственности могут выступать индивидуальные
субъекты административного права, такие
как государственные служащие, военнослужащие
и так далее.
Дисциплинарная ответственность – это
один из видов юридической ответственности,
заключающийся в наложении дисциплинарного
взыскания за дисциплинарное правонарушение.
Дисциплинарная ответственность наступает,
как правило, за дисциплинарный проступок,
но может наступить и за совершение иных
правонарушений. В ст. 28 Федерального закона
«О статусе военнослужащих» СЗ РФ. 1998.
№ 22 сказано: «За проступки, связанные
с нарушением воинской дисциплины или
общественного порядка, военнослужащие
несут дисциплинарную ответственность...».
Дисциплинарная ответственность проявляется
в применении карательных санкций - дисциплинарных взысканий. Право на
ее осуществление принадлежит субъектам
линейной власти, она, как правило, реализуется
в рамках линейной власти, в отношении
линейно подчиненных руководителю членов
коллектива. [1]
На основе административно-правовых норм
к дисциплинарной ответственности могут
привлекаться большое количество лиц - членов административных коллективов.
Это милитаризованные служащие, обучающиеся
(учащиеся, студенты, аспиранты и др.) и
лица, свобода которых ограничена в административном
порядке. Как правило, рассматриваемая
ответственность наступает за дисциплинарный
проступок. Дисциплинарный проступок
– это вредное, антиобщественное, виновное
деяние, совершенное членом устойчивого
коллектива и состоящее в нарушении обязанностей,
связанных с пребыванием лица в данном
коллективе. За совершение дисциплинарного
проступка на виновного может быть наложено
дисциплинарное взыскание. Виды и размер
этой разновидности карательных санкций
устанавливаются нормативными актами.
Цель их использования состоит в общей
и частной превенции правонарушений -
достигается как их содержанием, так и
процедурой их применения. Дисциплинарные
взыскания ухудшают правовое положение
наказанного лица, на определенное время
создают для него состояние наказанности.
Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются
в рамках устойчивых коллективов, среди
них много морально-правовых санкций (замечание,
выговор), санкций, изменяющих, прекращающих
связи лица с коллективом (понижение в
должности, увольнение, исключение). И
действуют они, как правило, лишь пока
гражданин находится в коллективе (служит).
Набор дисциплинарных санкций различен
для разных категорий субъектов постоянных
организационных связей. Так, для студентов,
аспирантов, слушателей подготовительных
отделений вузов это замечание, выговор,
строгий выговор, исключение, а для лиц
рядового и младшего начальствующего
состава МВД - это замечание, выговор, строгий
выговор, предупреждение о неполном служебном
соответствии, понижении в должности,
лишение нагрудного знака, снижение в
специальном звании на одну ступень, увольнение
из органов внутренних дел.[2]
Субъектами дисциплинарной ответственности
могут выступать не только члены трудового
коллектива, но и лица, не связанные трудовыми
(служебными) отношениями. К ним можно
отнести лиц, обучающихся в образовательных
учреждениях, проживающих в общежитиях.
Дисциплинарные взыскания налагаются,
как правило, в порядке служебного подчинения
непосредственным руководителем или вышестоящим
должностным лицом, органом в пределах
их компетенции и установленных видов
взысканий.
56. Административный процесс: понятие и структура.
Широкое понимание административного процесса — это порядок осуществления всего государственного управления; процедуры функционирования исполнительной власти, ее органов и должностных лиц. Широта, многоаспектный и разноуровневый характер правоприменительной деятельности органов публичного управления, а также большое число и разнообразие рассматриваемых органами государственного управления и их должностными лицами «индивидуально-конкретных дел» предопределили широкое понимание административного процесса.
Административный процесс в
широком смысле определяется учеными
как урегулированная правовыми
нормами система
Широкое понимание административного процесса разделяется большинством российских ученых, исследующих проблемы административного права. Например, Д. Н. Бахрах считает, что такой подход представляется «плодотворным, соответствующим широкому пониманию юридического процесса».
Широкий административный процесс
отождествляется в специальной
литературе с так называемой управленческо
Узкое понимание административного процесса
заключается в определении его как порядка
разрешения административно-
Основными признаками административного процесса, которые можно рассматривать при соединении различных подходов к пониманию этого вида процессуальной деятельности, являются следующие:
1. административный процесс
— это вид юридического
2. административный процесс
- правоприменительная (
3. административный процесс
осуществляется широким кругом
субъектов административно-
4. фактическим содержанием
административного процесса
5. административный процесс
— это рассмотрение возникшего
между участниками
6. административный процесс
— это, с одной стороны, внесуд
7. административно-
8. административный процесс — это нормотворческая деятельность исполнительных органов государственной и муниципальной власти;
9. административный процесс
— это не только порядок
так называемого позитивного го
10. основными задачами
административного процесса
11. структура и виды административного процесса обусловливают, как правило, два основных вида обеспечения законности совершаемых в рамках процессуальной деятельности действий. С одной стороны, нормативные правовые акты, устанавливающие порядок (последовательность) осуществления государственных функций и предоставления государственных услуг, предоставляют возможность обжалования действий (бездействия) уполномоченных должностных лиц, а также принимаемых ими решений в досудебном порядке. Такой порядок принято также называть административным порядком.Досудебные административные производства чрезвычайно многообразны, это, например, обращения граждан, порядок рассмотрения которых установлен Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; осуществление управления в соответствии с правилами административных регламентов но исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг. В досудебном (административном) порядке заявление направляется в вышестоящую административную инстанцию, вышестоящему должностному лицу, руководителю государственного органа (начальнику). По результатам рассмотрения обращения должностным лицом соответствующего исполнительного органа государственной власти принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в удовлетворении обращения (жалобы). С другой стороны, заявители вправе обжаловать действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц в судебном порядке. В данном случае в соответствии с положениями Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», а также согласно содержащимся в АПК РФ и ГПК РФ процессуальным правилам рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений, принимаются судебные решения (например, о недействительности правового акта). Административно-процессуальной формой разрешения таких споров является административное судопроизводство;
12. административные производства,
находящиеся в структуре
Используемая при определении понятия и содержания административного процесса терминология - «широкий» или «узкий»процесс — позволяет говорить о неточных и потому ненадежных критериях отнесения государственной процессуальной деятельности к административному процессу, а также показывает отсутствие законодательного решения данного вопроса. Спорность этих терминов является результатом неурегулированности административно-процессуальных отношений в соответствующем законодательном акте. Ведь в России не приняты до настоящего времени, например, такие законы, как закон об административном процессе, закон об административных процедурах, административно-процессуальный кодекс или кодекс административного судопроизводства. Очевидно, что узкий или широкий подход к пониманию административного процесса демонстрирует отсутствие его реального правового содержания и, наоборот, указывает на его «виртуальность» (неясность, эклектичность предполагаемой структуры, отсутствие содержания).
Думается, что именно такая
широта подхода к пониманию