Под вещественными доказательствами по делу об административном
правонарушении понимаются орудия совершения
или предметы административного правонарушения,
в том числе орудия совершения или предметы
административного правонарушения, сохранившие
на себе его следы.
Документы признаются
доказательствами, если сведения, изложенные или
удостоверенные в них организациями, их
объединениями, должностными лицами и
гражданами, имеют значение для производства
по делу об административном правонарушении
(в письменной и иной форме, материалы
фото– и киносъемки, звуко– и видеозаписи,
информационных баз и банков данных и
иные носители информации).
Под специальными техническими
средствами понимаются измерительные приборы,
утвержденные в установленном порядке
в качестве средств измерения, имеющие
соответствующие сертификаты и прошедшие
метрологическую проверку.
Административное
расследование проводится в случаях, если после
выявления административного правонарушения
в области антимонопольного законодательства,
законодательства о рекламе, валютного
законодательства, законодательства о
защите прав потребителя, в области налогов
и сборов, таможенного дела, охраны окружающей
среды, производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции, пожарной безопасности, дорожного
движения и на транспорте осуществляется
экспертиза или иные процессуальные действия,
требующие значительных затрат.
Стадия возбуждения
дела об административном правонарушении
завершается:
- передачей протокола об административном правонарушении с другими материалами на рассмотрение по подведомственности;
- вынесением постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении (при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении – ст. 24.5 КоАП);
- передачей протокола об административном правонарушении и других материалов дела по месту службы лица, совершившего административное правонарушение, для решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности (ст. 2.5 КоАП);
- прекращением производства по делу и передачей материалов прокурору, в орган предварительного следствия или дознания при наличии в деянии лица признаков преступления.
Рассмотрение дела
об административном правонарушении.
Судья, орган, должностное
лицо при подготовке к рассмотрению
дела об административном правонарушении
выясняют:
- относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
- имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
- правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП, а также правильно ли оформлены другие материалы дела;
- имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
- достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
- имеются ли ходатайства и отводы.
Рассмотрение дела об административном
правонарушении невозможно, если:
- судья, член коллегиального органа, должностное лицо, рассматривающее дело, является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;
- судья, член коллегиального органа, должностное лицо, рассматривающее дело, лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.
Определения, которые могут быть вынесены
при подготовке к рассмотрению дела об
административном правонарушении:
- о назначении времени и места рассмотрения дела;
- о вызове лиц, указанных в ст. 25.1-25.10 КоАП;
- об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу;
- о назначении экспертизы;
- об отложении рассмотрения дела;
- о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
- о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, составе коллегиального органа, должностного лица.
О прекращении производства
по делу об административном правонарушении
выноситсяпостановление.
Сроки рассмотрите дела об административном правонарушении:
- в 15–дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела (общий срок);
- общий срок может быть продлен не более чем на один месяц в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела;
- в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, если правонарушение влечет административный арест;
- не позднее 48 часов с момента задержания лица, подвергнутого административному задержанию.
Порядок рассмотрения
дела об административном правонарушении:
- объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
- устанавливается факт явки физического лица или законного представителя физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
- проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
- выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
- разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
- рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
- выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП;
- выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП;
- оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и другие материалы дела;
- заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта;
- исследуются иные доказательства;
- в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
Постановление об отложении рассмотрения
дела выносится в случае:
- поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
- отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
- необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.
По делу об административном
правонарушении могут быть вынесены
постановления: о назначении административного
наказания; о прекращении производства
по делу об административном правонарушении.
Постановления о прекращении производства по делу об административном
правонарушении выносятся:
- при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП;
- объявлении устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП;
- прекращении производства по делу и передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случаях, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
Постановления по делу об административном
правонарушении содержат:
- должность, фамилию, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;
- дату и место рассмотрения дела;
- сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
- обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
- статью КоАП или закона РФ, предусматривающего административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
- мотивированное решение по делу;
- срок и порядок обжалования постановления.
По результатам рассмотрения
дела об административном правонарушении
выносятсяопределения: о передаче дела судье, в орган,
должностному лицу, уполномоченным назначать
административные наказания иного вида
или размера либо применять иные меры
воздействия в соответствии с законодательством
РФ; о передаче дела на рассмотрение по
подведомственности, если выяснено, что
рассмотрение дела не относится к компетенции
рассмотревших его судьи, органа, должностного
лица.
Определения по делу об административном
правонарушении содержат:
- должность, фамилию, инициалы судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших определение;
- дату и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела;
- сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела;
- содержание заявления, ходатайства;
- обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела;
- решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела.
Важным средством предупреждения
административных правонарушений является представление. Судья, орган, должностное лицо,
рассматривающие дело об административном
правонарушении, при установлении причин
административного правонарушения и условий,
способствовавших его совершению, вносят
в соответствующие организации и соответствующим
должностным лицам представление о принятии
мер по устранению указанных причин и
условий. Организации и должностные лица
обязаны рассмотреть представление об
устранении причин и условий, способствовавших
совершению административного правонарушения,
в течение месяца со дня его получения
и сообщить о принятых мерах судье, в орган,
должностному лицу, внесшим представление.
63. Доказывание в производстве
по делам об административных
правонарушениях.
Предмет
и пределы доказывания.
Для каждого дела существенными
обстоятельствами будут только ему
присущие обстоятельства. В то же время
все административные правонарушения
как противоправные деяния и каждое
отдельное правонарушение содержат
те же основные юридические элементы,
что и иные правонарушения. Общие,
наиболее типичные проявления для каждого
административного правонарушения
определяются через предмет доказывания.
Правильное определение доказывания гарантирует
от неполного, поверхностного проведения
административного расследования, препятствует
загромождению дела излишними доказательствами.
4.1. Предмет
доказывания.
Понятие предмета доказывания
содержится в ст. 26.1, КоАП РФ.
Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие
выяснению по делу об административном
правонарушении.