Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Файлы: 1 файл

ответы АП.docx

— 378.33 Кб (Скачать)

Государственный контроль за геологическим состоянием, рациональным использованием и охраной недр возложен на Министерство природных ресурсов РФ.

Основные задачи контроля – обеспечение соблюдения всеми  пользователями недр установленного порядка  их использования,  законодательства о недрах и стандартов. Минприроды России создает отделы государственного экологического контроля в составе территориальных органов государственного управления государственным фондом недр.

При осуществлении геологического контроля используются следующие полномочия: дача обязательных для пользователей  недрами и должностных лиц, ответственных за недропользование, указаний по устранению выявленных нарушений; приостановление всех видов работ, проводимых с нарушениями законодательства и стандартов; приостановление лицензий на недропользование; внесение предложений о приостановлении, ограничении или прекращении права пользования недрами; рассмотрение дел об административных правонарушениях и т.п.

Государственная экологическая  экспертиза – специфический вид  экологического контроля, целевым назначением  которого является проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности. Экспертизе подлежат проекты государственных планов застройки (развития) городов и территорий, проекты комплексных схем использования и охраны земельных, водных, лесных и других природных ресурсов. 23 ноября 1995 г. был принят Федеральный закон «Об экологической экспертизе».

Мониторинг – наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью. Так, мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв и т.п. возложен на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Геодезический надзор осуществляет Федеральная служба геодезии и картографии.

Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов Российской Федерации осуществляется руководителями и специалистами Федеральной службы лесного хозяйства, а также ее территориальными органами. Порядок осуществления данного вида контроля определен Правительством РФ.

Должностными лицами Рослесхоза являются: главный государственный инспектор РФ (руководитель Службы), государственные инспектора РФ и субъектов Федерации, старшие государственные инспектора (например, директор лесхоза, главный лесничий, лесничие). Они контролируют порядок и правила государственного учета лесного фонда; соблюдение законодательства о лесопользовании и режиме охраны лесов; правил пожарной безопасности в лесах и т.д. Государственные инспектора наделены существенными административными полномочиями. Так, они проверяют документы на право пользования участками лесного фонда; принимают меры по ограничению, приостановлению или запрещению хозяйственной и иной деятельности, а также по прекращению прав пользования лесоучастками и т.д.

Нормативно урегулирован порядок проведения некоторых иных видов контрольно-надзорной деятельности в области использования и охраны природных ресурсов. Так, Правительством РФ 16 июня 1997г. утверждено Положение об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, являющегося функцией Минприродй России. Еще в 1993 г. было утверждено Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации.

В его осуществлении существенна  роль Государственного земельного комитета, председатель которого является Главным государственным инспектором по использованию и охране земель.

В порядке государственного контроля организуется проверка и экспертиза изменения качественного состояния  земель; разрабатываются предложения о консервации загрязненных земель; контролируется использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением; не допускается самовольное их занятие. При этом контролируется выполнение природоохранных мер при отводе земель под все виды хозяйственной деятельности.

Роскомзем вправе приостанавливать промышленное и гражданское строительство, если оно осуществляется с нарушениями земельного законодательства. Его должностные лица рассматривают дела об административных лесонарушениях и налагают административные взыскания.

Функции государственного горного  надзора в целях обеспечения соблюдения всеми пользователями недр, предупреждения и устранения вредного влияния деятельности по использованию недр на окружающую природную среду, а также охраны недр.

Государственный геологический  надзор осуществляется Госкомэкологией.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется Министерством здравоохранения РФ. Его назначение, в частности, в контроле за выбросом и сбросом вредных веществ и т.п.

Административная ответственность  за правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

Сущность государственного контроля:

1) деятельность специально уполномоченных  органов и должностных лиц  в пределах установленной компетенции;

2) наблюдение за функционированием  подконтрольного объекта, находящегося  в состоянии подчиненности по  отношению к субъекту контрольной  деятельности;

3) получение полной, достоверной  информации о состоянии законности  в подконтрольном объекте;

4) соотнесение деятельности подконтрольного  объекта с точки зрения как  законности, так и целесообразности;

5) принятие мер по предупреждению  правонарушений и недопущению  вредных последствий;

6) выявление причин и условий,  способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение;

7) применение мер ответственности  (дисциплинарной и материально-правовой);

8) организация наиболее рационального  (эффективного) режима функционирования  подконтрольного объекта.

В зависимости от объема и содержания государственный контроль делится на общий (охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта) и специальный (осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности, какому-либо конкретному вопросу– финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).

В зависимости от направленности и организационно-правовых форм государственный контроль делится на внешний (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу) и внутренний (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного органа).

В зависимости от стадий осуществления деятельности контроль может быть: предварительным, текущим, последующим.

В зависимости от временного режима контрольной деятельности – постоянным (систематическим) и временным (периодическим).

В зависимости от субъекта деятельности существует контроль Президента РФ, контроль органов представительной (законодательной) власти и контроль органов исполнительной власти.

Контроль Президента РФ может быть непосредственным и опосредованным.

Контрольные полномочия Президента РФ:

1) назначает с согласия Государственной  Думы Председателя Правительства  РФ;

2) назначает на должность и  освобождает от должности по  предложению Председателя Правительства  РФ его заместителей и федеральных  министров;

3) имеет право приостанавливать  постановления и распоряжения  Правительства РФ;

4) имеет право приостанавливать  действие актов органов исполнительной  власти субъектов РФ в случае  их противоречия Конституции,  федеральным законам и международным  договорам РФ;

5) назначает на должность и  освобождает от должности полномочных  представителей Президента РФ  в федеральных округах;

6) назначает на должность и  освобождает от должности высшее  командование Вооруженными Силами  РФ;

7) осуществляет иные контрольные  полномочия как Верховный Главнокомандующий  Вооруженными Силами РФ и Председатель  Совета Безопасности РФ.

Опосредованный президентский  контроль осуществляют: Администрация Президента РФ (Контрольное управление Президента РФ, Главное государственно-правовое управление Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах).

Полномочный представитель  Президента РФ в федеральном округе – должностное лицо, представляющее Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа, вправе:

1) запрашивать и получать в  установленном порядке необходимые  материалы от самостоятельных  подразделений Администрации Президента  РФ, от федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов РФ и местного  самоуправления в пределах федерального  округа;

2) направлять своих заместителей  и сотрудников своего аппарата  для участия в работе (п. 7 Указа  Президента РФ от 13 мая 2000 г.  № 849 «О полномочном представителе  Президента Российской Федерации  в федеральном округе»).

Перечень федеральных  округов: Центральный федеральный округ; Северо-Западный федеральный округ; Южный федеральный округ; Приволжский федеральный округ; Уральский федеральный округ; Сибирский федеральный округ; Дальневосточный федеральный округ.

Контроль в сфере государственного управления осуществляют Совет Федерации  Федерального Собрания РФ, Государственная  Дума Федерального Собрания РФ, Счетная  палата РФ, органы представительной (законодательной) власти субъектов РФ.

Контрольные полномочия Совета Федерации  Федерального Собрания РФ реализуются:

• при утверждении указа Президента РФ о введении военного положения;

• утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

• решении вопроса о возможности  использования Вооруженных Сил  РФ за пределами территории РФ;

• отрешении Президента РФ от должности;

• назначении на должность судей  Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

• назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора  РФ;

• назначении на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава  ее аудиторов.

Контрольные полномочия Государственной  Думы Федерального Собрания РФ реализуются:

• при даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства  РФ;

• решении вопроса о доверии  Правительству РФ;

• назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной  палаты и половины состава ее аудиторов;

• назначении на должность и освобождении от должности Уполномоченного по правам человека;

• объявлении амнистии;

• выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;

• выражении недоверия Правительству  РФ. Задачи Счетной палаты РФ:

1) организация и осуществление  контроля за своевременным использованием  доходных и расходных статей  федерального бюджета и бюджетов  внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;

2) определение эффективности и  целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности;

3) оценка обоснованности доходных  и расходных статей проектов  федеральных бюджетов и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

4) финансовая экспертиза проектов  федеральных законов и нормативных  правовых актов федеральных органов  государственной власти;

5) анализ отклонений от показателей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  и подготовка предложений по  их устранению и совершенствованию  бюджетного процесса в целом;

6) контроль за законностью и  своевременностью движения средств  федерального бюджета и средств  федеральных внебюджетных фондов  в Центральном банке России  и иных финансово-кредитных учреждениях;

7) регулярное представление Совету  Федерации и Государственной  Думе о ходе исполнения федерального  бюджета.

В зависимости от объема и содержания органы исполнительной власти осуществляют: общий, межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль.

Общий контроль органов исполнительной власти включает контроль за исполнением и соблюдением Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ; консолидацию, объединение подведомственных (подконтрольных) органов по направлениям деятельности; заслушивание докладов и отчетов полномочных представителей подконтрольных органов о результатах и состоянии их деятельности.

Общий контроль осуществляют: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации (правительства) иных субъектов РФ.

Межотраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется в целях обеспечения  единообразного решения комплексных  задач, относящихся к ряду отраслей управления, органами исполнительной власти надведомственной компетенции; между субъектами и объектами  контрольной деятельности отсутствует  организационная подчиненность.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"