Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка
Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.
Перечисленные случаи нуждаются в особом рассмотрении.
1. Для борьбы с
Для применения указанных норм необходимо
установить совокупность обстоятельств,
соответствующим образом
правонарушения должен по своим личностным характеристикам быть таким, что на него более эффективно можно повлиять применением мер общественного воздействия, а не административных взысканий. При этом следует учитывать и смягчающие ответственность обстоятельства (ст. 20 Основ, ст. 34 КоАП РСФСР) 34.
Направление материалов об административном
правонарушении на основании ст. 10 Основ
(ст. 21 КоАП РСФСР) закон не связывает
с конкретными субъектами применения
мер общественного воздействия.
Ими могут быть различные общественные
организации по месту работы, учебы
или жительства правонарушителя, а
также товарищеские суды или трудовой
коллектив. Вместе с тем в случае
совершения административных проступков,
связанных с нарушениями
2. Нередко личность виновного
и характер совершенного
Освобождение от административной
ответственности возможно не за все
малозначительные проступки. При решении
вопроса о возможности
34 См.: Комментарий к Основам
законодательства Союза ССР и
союзных республик об
виновного и т. д.), позволяющие считать,
что совершением правонарушения
не нанесен сколько-нибудь значительный
вред и потому целесообразнее ограничиться
устным замечанием. Так, при освобождении
по этому основанию от административной
ответственности за правонарушение,
предусмотренное ст. 150' КоАП РСФСР,
о малозначительности проступка
может свидетельствовать
3. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Основ
(ч. 2 ст. 14 КоАП РСФСР) за ряд
административных проступков
Достаточно четко юридическая природа такой передачи материалов об административных правонарушениях несовершеннолетних закреплена в текущем законодательстве. Так в ст. 8 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об усилении ответственности за хулиганство» (в редакции Указа от 5 июня 1981 г.) прямо сказано, что начальник органа внутренних дел или народный судья при рассмотрении дела о мелком хулиганстве, совершенном несовершеннолетним, «может вместо привлечения его к административной ответственности передать дело на рассмотрение... комиссии по делам несовершеннолетних» 35.
При решении вопроса об освобождении от административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14 КоАП РСФСР принимаются во внимание те же обстоятельства, что и при освобождении от административной ответственности на основании ст. 10 Основ (ст. 21 КоАП РСФСР): характер правонарушения и личность несовершеннолетнего. Однако этораз-
35 Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. № 23. Ст. 782; 1982. № 42. Ст. 793; 1985. № 4. Ст. 56.
личные случаи освобождения от административной
ответственности, а выбор более
целесообразного из них варианта
передан на усмотрение соответствующего
органа. В частности, комиссии по делам
несовершеннолетних следует передавать
материал в случаях повторного совершения
правонарушения (когда о первом проступке
материал уже передавался на рассмотрение
общественной организации по месту
учебы или работы подростка), а
также в случае необходимости
обеспечить особое воспитательное воздействие
на несовершеннолетнего либо применить
к нему крайние меры, предусмотренные
Положением о комиссиях по делам
несовершеннолетних (направление в
специальное учебно-
4. Военнослужащие, военнообязанные,
призванные на сборы, а также
лица рядового и
Однако и при совершении указанных
административных правонарушений эти
субъекты могут быть освобождены
от административной ответственности:
органы (должностные лица), которым
предоставлено право налагать административные
взыскания, могут передать материалы
о правонарушениях
5. Сокращение срока лишения
еме не исполняется. Основанием сокращения срока лишения специального права служит добросовестное отношение к труду и примерное поведение лица, подвергнутого взысканию. Применение же этого вида возможно при условии истечения не менее половины срока лишения права и при наличии ходатайства общественной организации или трудового коллектива (ч. 6 ст. 41 Основ, ст. 297 КоАП РСФСР).
6. Исходя из гуманных
В соответствии с примечанием к
ст. 44 КоАП РСФСР лицо, добровольно
сдавшее имевшееся у него в
небольших размерах наркотическое
средство, которое оно приобрело
или хранило без цели сбыта, а
равно добровольно обратившееся
в медицинское учреждение за оказанием
медицинской помощи в связи с
потреблением наркотических средств
без назначения врача, освобождается
от административной ответственности
за незаконные приобретение или хранение
наркотических средств в
Таковы предусмотренные
* См • Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 25. Ст. 354; Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1987, № 27, Ст. 961,
влечения к дисциплинарной ответственности, а также в связи с сокращением срока лишения специального права. Данный вывод прямо вытекает из формулировки соответствующих норм Основ, КоАП союзных республик, а также текущего законодательства 36.
Применение же ст. 10 Основ (ст. 21 КоАП
РСФСР), а также примечания к ст.
44 КоАП РСФСР возможно и по линии
органов, рассматривающих дело о
правонарушении, и со стороны субъектов,
уполномоченных на составление протокола
(если текущим законодательством
прямо не оговорено, что освобождение
по основаниям ст. 10 Основ и по той
или иной категории дел предоставлено
лишь органу, уполномоченному налагать
взыскание). Так, в случае совершения
мелкого хулиганства, злостного
неповиновения законному
Однако по проступкам, связанным о распитием спиртных напитков на производстве, материалы могут быть направлены общественности и администрацией, которой по этим делам предоставлено право составления протоколов, а по делам о мелком хищении — также и органом внутренних дел. В этих случаях освобождение от административной ответственности производится не на стадии рассмотрения, а на стадии возбуждения дела об административном правонарушении.
По нашему мнению, ст. 10 Основ (ст. 21 КоАП РСФСР) явно нуждается в дополнении ее указанием, что решение об освобождении от административной ответственности с передачей материалов для применения мер общественного воз-
3(5 Например, п. «г» ст. 17 Положения
о комиссиях по делам
действия может приниматься органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дело, кроме случаев, когда законодательством Союза ССР и союзной республики установлено иное. Такая формулировка полностью соответствовала бы и смыслу норм, закрепленных в ст. 236, 262 КоЛП РСФСР (протокол направляется в орган, уполномоченный рассматривать дело; вопрос об освобождении от административной ответственности решается в постановлении о прекращении дела производством). Действующая же редакция ст. 10 Основ (ст. 21 КоАП РСФСР) противоречит названным нормам, содержит много неясностей, не соответствует целям компетентного, объективного и правильного рассмотрения в каждом отдельном случае вопроса об освобождении от ответственности, так как предоставляет возможность решать этот вопрос лицам, составляющим протокол, во всех случаях, если нет иной оговорки непосредственно в законе.
Освобождение от административной
ответственности необходимо отличать
от обстоятельств, ее исключающих. Административная
ответственность исключается
а) отмена акта, устанавливающего административную ответственность (ч. 2 ст. 6 Основ, п. 6 ст. 227 КоАП РСФСР);
б) недостижение лицом на момент совершения административного проступка 16-летнего возраста (ч. 1 ст. 8 Основ, п. 2 ст. 227 КоАП РСФСР);
в) невменяемость лица, совершившего противоправное действие либо бездействие (ч. 5 ст. 8 Основ, п. 3 ст. 227 КоАП РСФСР);