Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Файлы: 1 файл

ответы АП.docx

— 378.33 Кб (Скачать)

12. Принцип устности состоит  в том, что дела рассматриваются  с учетом устных объяснений  участников процесса, хотя и с  записью их в протоколе или  фиксацией их сущности непосредственно  в постановлении по делу.

58. Правовое положение  субъектов, уполномоченных рассматривать  дела об

административных правонарушениях.

В КоАП устанавливается система  органов, уполномоченных рассматривать  дела об административных правонарушениях, предусмотренных действующим законодательством.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются  в пределах установленных полномочий:

судьями (мировыми судьями);

комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных  на них федеральными законами, либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства  Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов  Российской Федерации, рассматриваются  в пределах полномочий, установленных  этими законами:

мировыми судьями;

комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации;

административными комиссиями, иными  коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов  Российской Федерации.

Анализируя указанную систему, следует отметить, что основным субъектом  применения мер административной ответственности  являются не суды как коллегиальные  органы, а судьи (мировые судьи), реализующие  свою компетенцию единолично. Компетенция  судей определяется Федеральным  конституционным законом <garantF1://10035300.0> от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе  Российской Федерации", а мировых  судей - также Федеральным законом <garantF1://12013961.0> от 17 декабря 1998 г. "О  мировых судьях в Российской Федерации". При этом районный суд выступает  в роли второй инстанции (рассмотрение жалоб на постановления о назначении административного наказания мировыми судьями).

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав установлены Федеральным  законом <garantF1://12016087.0> от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Указанные комиссии образуются органами местного самоуправления и в пределах своей компетенции выполняют  следующие функции:

осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и  условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и  антиобщественным действиям несовершеннолетних;

организацию контроля за условиями  воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними  в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

осуществление мер, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  и законодательством субъектов  Российской Федерации, по координации  деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а  также по иным вопросам, предусмотренным  законодательством Российской Федерации;

рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом <garantF1://10064235.0> Российской Федерации "Об образовании";

оказание помощи в трудовом и  бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных  учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в  помощи государства, а также осуществление  иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены  законодательством Российской Федерации  и законодательством субъектов  Российской Федерации;

применение мер воздействия  в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  и законодательством субъектов  РФ.

Полномочия федеральных органов  исполнительной власти по рассмотрению дел об административных правонарушениях  определены законодательством Российской Федерации, прежде всего КоАП <garantF1://12025267.0>, а также положениями об указанных  органах. Субъектами применения мер  административной ответственности  в случаях, определенных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации  могут быть и структурные подразделения  центрального аппарата федеральных  органов исполнительной власти, их территориальные органы и учреждения. При этом они наделены в установленном  порядке специальным административно-юрисдикционным статусом. В качестве примера можно  назвать Федеральную службу по надзору  в сфере здравоохранения и  социального развития.

В субъектах Российской Федерации  полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях  устанавливаются законами этих субъектов. В соответствии с законами субъектов  Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях  отнесено также к компетенции  административных комиссий и иных коллегиальных  органов. Административные комиссии образуются районными и городскими органами местного самоуправления, и к числу  государственных органов не относятся. В соответствии с Федеральным  законом <garantF1://10004758.0> от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" их статус определяется уставами муниципальных  образований.

КоАП <garantF1://12025267.222> определены должностные  лица, которые вправе рассматривать  дела об административных правонарушениях. Дела об административных правонарушениях  от имени соответствующих органов  уполномочены рассматривать:

руководители соответствующих  федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

руководители структурных подразделений  и территориальных органов соответствующих  федеральных органов исполнительной власти, заместители;

иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или  Правительства Российской Федерации  надзорные, инспекционные или контрольные  функции.

Конкретный перечень должностных  лиц, наделенных юрисдикционными полномочиями, устанавливается приказами руководителей  федеральных органов исполнительной власти.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов  Российской Федерации, от имени органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают уполномоченные должностные лица данных органов.

Таким образом, к числу должностных  лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях от имени соответствующих  органов, относятся руководители федеральных  органов исполнительной власти, их заместители; руководители структурных  подразделений и территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти, их заместители; иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или  Правительства Российской Федерации  надзорные или контрольные функции. В субъектах Российской Федерации  от имени органов исполнительной власти дела об административных правонарушениях  рассматривают уполномоченные ими  должностные лица.

59. Правовое положение  участников производства по делам  об административных правонарушениях.  

В ходе производства по делу могут участвовать различные  лица, которые можно разделить  на три группы:      

 А)  Компетентные органы и должностные лица, которые наделены правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определять движение и судьбу дела, т.е. полномочные вести производство по делу и его рассматривать (в зависимости от уровня органов государственного управления - федеральные и субъектов Федерации):     

= административные комиссии  при местных администрациях районов,  городов, 
поселков;     

= администрации районов,  городов, поселков, сел;     

= комиссии по делам  несовершеннолетних;     

= районные (городские) суды  и мировые судьи;     

= органы внутренних дел  и их должностные лица;     

= иные органы (должностные  лица), осуществляющие административно-надзорные  функции (прокуратура).    

 Б)  Субъекты, имеющие личный интерес  в деле:     

= лицо, привлекаемое к  административной ответственности;      

= потерпевший (лицо, которому  административным правонарушением  причинен моральный, физический  или имущественный вред);     

= законные представители  обеих сторон (лица, привлекаемого  к административной ответственности  и потерпевшего) - родители, усыновители,  опекуны, попечители;     

= лицо, оказывающее юридическую  помощь потерпевшему (с момента  составления  протокола);     

= адвокат (защитник) привлекаемого  лица (с момента составления протокола).    

 В)  Лица и органы, содействующие  осуществлению производства:    

 » свидетели (лица, которым  могут быть известны какие-либо  обстоятельства, подлежащие установлению по конкретному делу);    

 » эксперты и специалисты  (назначаются в случае возникновения  необходимости в специальных познаниях);     

 » переводчики (привлекаются  в том случае, если лицо, привлекаемое  к административной ответственности,  не владеет языком, на котором  ведется производство);    

 » понятые.    

 Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред.    

 Законные представители  физического лица — родители, усыновители, опекуны, попечители несовершеннолетних нарушителей или потерпевших, а также лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам об административных правонарушениях.    

 Законные представители  юридического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов, если в отношении его ведется производство или оно является потерпевшим.    

 В таком качестве  выступает руководитель юридического  лица, а также иное лицо, признанное  в соответствии с законом и  учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.    

 Для оказания юридической  помощи лицу, в отношении которого ведется производство, может участвовать защитник, а для оказания такой же помощи потерпевшему — представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией, а полномочия представителя — официальной доверенностью.    

 Свидетель — любое лицо, которому могут быть известные какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.    

 Свидетель предупреждается  об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. За отказ или уклонение от исполнения своих обязанностей он также может нести административную ответственность.    

 При опросе несовершеннолетнего  свидетеля, не достигшего 14 лет,  обязательно присутствие педагога  или психолога.    

 Свидетель вправе не  свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников.     

 Понятой — привлекаемое к участию в производстве любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Присутствие понятых обязательно при применении мер обеспечения производства. Число понятых должно быть не менее двух.    

 Специалист — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.    

 Эксперт — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.    

 Переводчик — лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода.    

 Участники производства  вправе знакомиться с материалами  дела, заявлять ходатайства, делать  заявления и замечания, приносить жалобы на постановление по делу.    

 В производстве по  делам об административных правонарушениях вправе участвовать прокурор (возбуждать производство; участвовать в рассмотрении дел, заявлять ходатайства, давать заключения по возникающим вопросам). Независимо от участия в деле он может принести протест на постановление по делу.    

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"