Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Файлы: 1 файл

ответы АП.docx

— 378.33 Кб (Скачать)

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного  правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные  действия (бездействие), за которые  настоящим Кодексом или законом  субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная  ответственность;

3) виновность лица в  совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие  административную ответственность  и обстоятельства, отягчающие административную  ответственность;

5) характер и размер  ущерба, причиненного административным  правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие  производство по делу об административном  правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие  значение для правильного разрешения  дела, а также причины и условия  совершения административного правонарушения.

 

1. По каждому делу путем доказывания необходимо установить наличие события административного правонарушения. Что означает выяснение какие конкретно действия (или бездействие), носящие противоправный характер были совершены (ст. 2.1). Кроме факта события административного правонарушения необходимо установить время, способ, место, имеющие значение для дела. Так, установление времени совершения административного правонарушения имеет значение для характеристики возраста правонарушителя, для определения действия закона во времени и пространстве, а места - для определения подведомственности и подсудности дела об административном правонарушении.

Способ совершения административного  правонарушения, т.е. содержание и последовательность действий для достижения противоправного  результата, также является обязательным признаком для многих составов. Если способ не влияет на квалификацию административного  правонарушения, он может иметь ориентирующее  значение при выборе административного  наказания. 

 

2. При производстве по делу об административном правонарушении подлежит

установить какое лицо (физическое или юридическое) совершило противоправные действия (бездействие), за которые КоАП или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность.

К физическим лицам, противоправные действия (бездействия) которых могут  быть квалифицированы как административные правонарушения, относятся дееспособные граждане, начиная с 16-летнего возраста. В числе физических лиц выделяются особые их категории ст. 2.3-2.6, 2.8 КоАП РФ (несовершеннолетние; должностные  лица; военнослужащие и иные лица, на которых распространяются дисциплинарные уставы; иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели). Административно-правовой статус этих лиц определен федеральным законодательством.

Закон подразумевает выяснение  таких вопросов, как фамилия, имя, отчество, место рождения, принадлежность к гражданству; социальное положение  в обществе (образование, род занятий, отношение к воинской службе, и  др.); состояние здоровья, образ жизни. В этот же элемент включается доказывание  возраста и вменяемости.

Понятие и признаки юридического лица подробно определяются в Гражданском  Кодексе РФ ст. 48, 49, 50.

 

3. Далее необходимо установить виновность лица в совершении административного правонарушения. Применительно к физическому лицу требуется выяснить, умышленно или по неосторожности были совершены противоправные действия либо бездействие (ст. 2.2). 

Что касается юридического лица, то оно признается виновным, если установлено, что у него имелась возможность  для соблюдения соответствующих  правил и норм, однако данным лицом  не были приняты все зависящие  от него меры по их соблюдению (п.2, ст. 2.1).

4. Согласно ч. 2,3 ст. 4.1 по каждому делу должны быть установлены и обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Все они должны быть доказаны независимо от того, ходатайствует ли кто-либо об их выяснении. Доказывание обстоятельств, отягчающих административную ответственность, должно быть осуществлено еще на стадии административного расследования, в противном случае они не могут учитываться при назначении наказания.

Ст. 4.2 признает смягчающими  ответственность шесть видов  обстоятельств: 1. - раскаяние (подразумевает  также объяснение причин и мотивов); 2. - добровольное сообщение о совершенном  правонарушении (до начала производства по делу и не под давлением улик); 3. - предотвращение вредных последствий (добровольное возмещение ущерба, как  правило, сразу же после правонарушения); 4. – если правонарушение совершено  в состоянии аффекта либо при  стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 5. – несовершеннолетие  обвиняемого; 6. – совершение административного  правонарушения беременной женщиной или  женщиной имеющей малолетнего ребенка  до 14 лет.

Судья, орган, должностное  лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, могут признать смягчающие обстоятельства, не указанные в настоящем  Кодексе или в законах субъектов  РФ об административных правонарушениях. Это одно из проявлений гуманизма  в административно-юрисдикционном процессе. На практике к таким обстоятельствам  относят возраст, состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение  в быту, наличие на попечении виновного  больных, престарелых членов семьи  и др.

5. Доказывание характера и размера вреда, причиненного административным правонарушением, подлежит выяснению для правильной квалификации деяния, обеспечения интересов потерпевших, принятия мер к устранению, в пределах возможного, причиненного административным правонарушением ущерба. Характер ущерба может быть различным (имущественный, моральный, физический). Кроме того, следует иметь ввиду, что в ст. 4.7 КоАП РФ регламентирован порядок возмещения имущественного ущерба, причиненного адм. правонарушением.

6. Перечень обстоятельств, исключающие производство по делу об административном правонарушении содержится в ст.24.5 КоАП. Например, смерть, несовершеннолетие или невменяемость обвиняемого лица и др. Так, если во время разбирательства не будет установлено событие административного правонарушения, то дело об административном правонарушении подлежит прекращению (ст.28.9 КоАП).

7.  Перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию и имеющих значение для правильного разрешения дела, не является исчерпывающим. Так, при назначении наказания может учитываться имущественное положение лица. Подлежат доказыванию причины и условия совершения административного правонарушения в целях предупреждения правонарушений. Этот элемент не является обязательным, поскольку не влияет на судьбу лица, привлекаемого к ответственности.

4.2. Пределы  доказывания.

 

Во-первых, посредством определения круга информационных сигналов, имеющих доказательственное значение, законодатель препятствует поступлению избыточной информации. Несомненно, что правоприменительный акт достигает наибольшего положительного социального эффекта, когда он издан на основе глубокого и всестороннего изучения всех обстоятельств дела. Вместе с тем изучение также имеет свои пределы, в противном случае административный процесс потеряет одно из своих качеств— оперативность. Недопустимо бесконечно долгое изучение дела.

Избыточная информация также  опасна, как и ее недостаток. Исследование избыточной информации задерживает  принятие решения, что порой может  повлечь негативные последствия.

Во-вторых, посредством определения  круга информационных сигналов (предмета), имеющих доказательственное значение, законодатель ориентирует 

правоприменяющее лицо на наиболее целесообразные и рациональные действия по установлению объективной  истины по делу.

Законодательно ограниченные пределы  предмета доказывания, помогают правопримененительной  деятельность быть наиболее рациональной и оперативной.

 

64. Исполнение постановлений  по делам об административных правонарушениях.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу: 
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанноепостановление не было обжаловано или опротестовано; 
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление; 
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление. 
Постановления по делу об административном правонарушении, исполнение которых судьей, органом, должностным лицом, вынесшими их, могут быть отсрочены на срок до одного месяца: в виде административного ареста, лишения специального права, административного штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения). 
Обстоятельства, влекущие прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания: издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена или признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающихадминистративную ответственность за содеянное; смерть лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим; истечение сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных ст. 31.9 КоАП; отмена постановления. 
Виды производств по исполнению постановления по делам об административных правонарушениях: 
1) производство по исполнению постановлений о наложении предупреждения; 
2) производство по исполнению постановления о наложении административного штрафа; 
3) производство по исполнению постановления о наложении административного штрафа, взыскиваемого на месте совершения административного правонарушения; 
4) производство по исполнению постановления о лишении специального права, предоставленного физическому лицу; 
5) производство по исполнению постановления об административном аресте; 
6) производство по исполнению постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 
7) производство по исполнению постановления о дисквалификации. 
Порядок уплаты штрафа:  
• административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложенииадминистративного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки; 
• при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего штраф взыскивается с его родителей и иных законных представителей; 
• сумма штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или иную кредитную организацию, за исключением случаев взыскания штрафа на месте совершения административного правонарушения. 
При неуплате штрафа в срок копия постановления о наложении штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление: в отношении физического лица – в организацию, в которой лицо, привлеченное к административной ответственности, работает, учится либо получает пенсию, для удержания суммы штрафа из его заработной платы, вознаграждения, стипендии, пенсии или из иных доходов; в отношении юридического лица – в банк или иную кредитную организацию для взыскания суммы штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица. 
Очередность взыскания штрафа устанавливается в соответствии с федеральным законодательством (ФЗ от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»). 
В случае увольнения физического лица, привлеченного к административной ответственности, либо невозможности взыскания суммы штрафа из его заработной платы или из иных доходов администрация организации в трехдневный срок со дня увольнения указанного лица или наступления события, влекущего невозможность взыскания суммы штрафа, возвращает копиюпостановления о наложении штрафа судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление. При этом указываются: место работы (если оно известно) физического лица, привлеченного кадминистративной ответственности; причины невозможности произвести административное взыскание, а также делается отметка об удержаниях (если они производились). 
Если физическое лицо, подвергнутое штрафу, не работает либо взыскание суммы штрафа из его заработной платы или из иных доходов невозможно, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах юридического лица, подвергнутого штрафу, постановление о наложении штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее физическому и юридическому лицу. 
Постановление судьи о возмездном изъятии или конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем, апостановление об изъятии или конфискации оружия и боевых припасов – органами внутренних дел. 
Реализация возмездно изъятых или конфискованных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. 
Конфискованные экземпляры произведений и фонограмм (контрафактных), материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских и смежных прав по его просьбе. 
Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами или удостоверения тракториста-машиниста, если водитель, судоводитель или тракторист-машинист лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов и другой техники. 
Исполнение постановления о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств осуществляется путем изъятия специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. 
Исполнение постановления о лишении права охоты осуществляется путем изъятия охотничьего билета. 
По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату. 
Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в силу постановления о назначении наказания в виде лишения соответствующего специального права. 
В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение срока начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов. 
Течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее. 
Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. 
Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту. 
Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. 
Режим содержания обеспечивает: строгую изоляцию, охрану и постоянный надзор за арестованными с целью предотвращения совершения ими новых правонарушений; раздельное содержание арестованных в зависимости от пола нарушителей, вида совершенного правонарушения; соблюдение внутреннего распорядка специальных учреждений органов внутренних дел, предназначенных для содержания арестованных. 
Постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации исполняют органы и войска пограничной службы, органы внутренних дел. 
Исполнение постановления об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства производится путем либо официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащегоадминистративному выдворению за пределы Российской Федерации. 
Об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства из пункта пропуска через Государственную границу РФ уведомляются власти иностранного государства, на территорию или через территорию которого указанное лицо выдворяется, если административное выдворение предусмотрено международным договором РФ с указанным государством. 
В случае если передача лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации, представителю властей иностранного государства не предусмотрена международным договором РФ с указанным государством, административное выдворение лица осуществляется в месте, определяемом органами пограничной службы. 
Исполнение постановления об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта, который приобщается к постановлению. 
До административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства по решению суда могут содержаться в специальных помещениях. 
Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом. При заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. 
Постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. 
Формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляются органом, уполномоченным Правительством РФ. Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, открыта для ознакомления. Заинтересованные лица за плату вправе получить информацию из реестра в виде выписок о конкретных дисквалифицированных лицах. Порядок формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц, а также размер платы за предоставление информации из реестра определяются Правительством РФ. 
Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством РФ, либо его территориальный орган.

65. Виды способов обеспечения  законности в сфере осуществления исполнительной власти.

Действует особая система государственных  органов и общественных организаций, на которые возложена обязанность  по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в деятельности органов  исполнительной власти. 
Способы обеспечения законности – это применяемые ими различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приемы, операции. 
Это - 
- контроль 
- надзор 
- обжалование 
Сущность контроля заключается: 
1) в наблюдении за функционированием соотв. под. контр. объекта 
2) в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины 
3) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины 
4) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушению 
5) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины. 
Признаки контроля: 
1. между контролируемым органом и подконтрольным объектом существуют отношения подконтрольности. 
2. объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого. 
Контролирующий вправе вмешиваться в текущую хоз. деятельность контролируемого. 
3. контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого. 
4. контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения. 
Различный контроль: текущий, предварительный и последующий. 
Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном систематичном наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. 
Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т.к. при надзоре в отличие от контроля вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность подконтрольного не допускается. 
Различают 2 вида надзора: 
- прокурорский 
- административный.  
Под обжалованием понимается реализация граждан своего права высказывать претензии органам и должностным лицам исполнительной власти.

66. Государственный контроль  и надзор: содержание и соотношение категорий.

Государственный экологический  контроль – наблюдение за состоянием природной среды и ее изменениями под воздействием хозяйственной и иной деятельности, а также за соблюдением требований природоохранительных правил и норм. По своей юридической природе – это административный контроль (надзор); его полномочия реализуются исполнительными органами (должностными лицами); эти полномочия носят административно-принудительный характер.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"