Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Файлы: 1 файл

ответы АП.docx

— 378.33 Кб (Скачать)

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевой контроль: Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство здравоохранения и  социального развития РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство юстиции  РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная антимонопольная  служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное  агентство по управлению федеральным  имуществом, Федеральное агентство  по техническому регулированию и  метрологии и др.

Отраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется органами как отраслевой, так и исполнительной власти межотраслевой компетенции, по определенным вопросам внутриведомственного характера, между субъектами и объектами этого контроля существует организационная подчиненность.

Государственный надзор – функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

Виды государственного надзора: административный и прокурорский.

67. Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Особенности административного надзора:

1) является особой разновидностью  государственного контроля;

2) осуществляется специально уполномоченными  органами исполнительной власти  и их должностными лицами;

3) деятельность по надзору осуществляется  систематически;

4) цель – обеспечение правопорядка  и общественной безопасности  в сфере государственного управления;

5) между субъектами и объектами  надзора отсутствует организационная  соподчиненность;

6) осуществляется в отношении  органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных  объединений и их должностных  лиц и граждан;

7) осуществляется при помощи  определенных методов;

8) оценка объекта дается только  с позиции законности. Методы осуществления административного надзора:

1) постоянное наблюдение;

2) периодические проверки;

3) обследование поднадзорного объекта;

4) истребование и анализ документов;

5) изучение обращений граждан  и юридических лиц, публикаций  в средствах массовой информации  о нарушениях законности в  сфере государственного управления.

Административный надзор осуществляют:

• специальные федеральные надзоры (Федеральная служба по надзору в  сфере защиты прав потребителей и  благополучия человека, Федеральная  служба по надзору в сфере здравоохранения  и социального развития, Федеральная  служба по надзору за соблюдением  законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного  наследия, Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в  сфере природопользования, Федеральная  служба по ветеринарному и фитосанитарному  надзору, Федеральная служба по надзору  в сфере транспорта, Федеральная  служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору);

• государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов  исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная  инспекция безопасности дорожного  движения МВД России, Государственный  противопожарный надзор МЧС России и др.).

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор: получение информации; применение мер административного предупреждения; применение мер административного пресечения; привлечение к административной ответственности; регистрация и учет; выдача разрешений (лицензий); нормотворчество.

Отличия государственного контроля и  административного надзора:

1) органы контроля обладают большими  правомочиями, чем органы, осуществляющие  надзор;

2) объектом контроля выступает  как законность, так и эффективность  деятельности; объект надзора– только  законность деятельности;

3) контроль осуществляется в  отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться  как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг  объектов;

4) контроль и надзор имеют  разные субъекты осуществления;

5) контроль и надзор различаются  по методам осуществления: если  для надзора характерно постоянное  наблюдение, реагирование на заявления  и жалобы, то арсенал методов  государственного контроля гораздо  шире.

68. Прокурорский надзор  в сфере государственного управления деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:

1) за исполнением законов федеральными  органами исполнительной власти  и органами исполнительной власти  субъектов РФ, органами военного  управления, органами контроля и  их должностными лицами, а также  за соответствием законам издаваемых  ими правовых актов;

2) соблюдением прав и свобод  граждан этими органами и должностными  лицами, органами управления и  руководителями коммерческих и  некоммерческих организаций;

3) исполнением законов администрацией  органов и учреждений, исполняющих  наказание и применяющих назначаемую  судом меру принудительного характера,  а также администрацией мест  содержания задержанных и заключенных  под стражу.

Формы реагирования прокурора на нарушения  законности:

1) протест прокурора;

2) представление прокурора;

3) постановление прокурора;

4) предостережение о недопустимости  нарушения закона.

Прокурор или его заместитель  приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления, о чем сообщается прокурору, его принесшему.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Прокурор, исходя из нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированноепостановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся  деяниях прокурор или его заместитель  объявляет в письменной форме  должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

69.Общественный контроль  в сфере государственного управления: понятие и формы.

Общественный контроль за законностью в сфере государственного управленияпредставляет собой одну из форм отправления демократии, состоящую в реализации прав граждан и общественных объединений участвовать в управлении делами государства, наблюдении за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений.

Особенности общественного контроля:

1) осуществляется гражданами и  их объединениями (общественными  объединениями, политическими партиями  и др.);

2) объектом контроля является  деятельность государственных органов,  органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их  должностных лиц;

3) широко применяются меры общественного  воздействия;

4) имеет профилактическую и правовосстановительную  направленность;

5) осуществляется во взаимодействии  с другими способами обеспечения  законности.

Субъекты общественного контроля: граждане (физические лица), общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, трудовые коллективы и др.

Основное средство реагирования граждан  на факты нарушения законности – жалоба(административная и судебная).

Существуют общее право граждан  на обжалование (подача административной или судебной жалобы) и специальное  право жалобы (внесудебное и судебное обжалование).

При общем праве жалобы обжалованию  подлежат коллегиальные и единоличные  действия (решения), в том числе  представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия осуществления  гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена  какая-либо обязанность или он незаконно  привлечен к какой-либо ответственности.

Жалоба может быть подана в последовательном порядке (сначала в вышестоящий  орган, вышестоящему должностному лицу, а в случае ее неудовлетворения –  в суд) или в альтернативном порядке (жалоба подается по выбору субъекта или  в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в суд).

При судебном обжаловании обращаются в суд с жалобой в срок:

1) три месяца со дня, когда  гражданину стало известно о  нарушении его права;

2) один месяц со дня получения  гражданином письменного уведомления  об отказе вышестоящего органа, общественного объединения, должностного  лица в удовлетворении жалобы  или со дня истечения месячного  срока после подачи жалобы, если  гражданином не был получен  на нее письменный ответ (законом  по отдельным категориям дел  могут быть установлены другие  сроки).

Решение суда по жалобе: установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Исполнение решения  суда: решение суда, вступившее в законную силу, обязательную для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан, подлежит исполнению на всей территории РФ.

Суд информируется об исполнении решения  не позднее чем в месячный срок со дня получения жалобы.

Судебные издержки возлагаются на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественное объединение, должностное лицо, государственного служащего в случае признания судом их действия (решения) незаконным, а также если поданная гражданином жалоба вышестоящему органу, должностному лицу была оставлена без ответа либо ответ был дан с нарушением срока.

Общие признаки права на специальную жалобу:

• подается лицом, в отношении которого вынесено постановление о наложении  административного взыскания, от его  имени адвокатом, потерпевшим, их законными  представителями;

• подается в письменной форме;

• подается в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу об административном правонарушении, которое направляется субъекту, полномочному рассматривать жалобу в трехдневный  срок;

• направляется субъекту, полномочному рассматривать жалобу в десятидневный  срок с момента вынесения постановления;

• рассматривается вышестоящими органами (должностными лицами) или судом  в десятидневный срок;

• поданная в срок жалоба приостанавливает исполнение отдельных административных взысканий;

• рассматривается в установленном  процедурном порядке.

70. Административный надзор: понятие, субъекты, формы и методы осуществления.

Это особый вид гос. деятельности специально уполномоченных органов исполнительных органов власти и их должностных  лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими  организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и гос-ва. Он представляет собой наблюдение полномочными гос. органами и должностными лицами за исполнением действующих в  сфере управления специальных правовых норм, общеобязательных правил, закреплённых в законах и подзаконных актах.

Цель-обеспечение законности и  правопорядка в гос. управлении.

Субъектами административного  надзора являются органы федерального надзора (федеральный горный и промышленный надзор), отдельные государственные  комитеты (Государственный комитет  Российской Федерации по охране окружающей среды и др.), государственные  инспекции (Государственная автомобильная  инспекция и др.), федеральные  службы (Федеральная дорожная служба России и др.).

Особенности административного  надзора состоят в том, что, во-первых, между субъектами и объектами  надзора отсутствует организационная  соподчиненность, то есть деятельность органов надзора распространяется, как правило, на поднадзорные объекты, независимо от их ведомственной подчиненности  и форм собственности. Следовательно, административный надзор по своему характеру  является надведомственным.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"