Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Файлы: 1 файл

ответы АП.docx

— 378.33 Кб (Скачать)

Кодекс РФ об административных правонарушениях  подразделяет административные наказания  на основные и дополнительные. Дополнительное наказание назначается в качестве второго наказания к основному. Например, в соответствии с ч.1 ст. 14.16 Кодекса розничная продажа  этилового спирта влечет наложение  административного штрафа (основное наказание) с конфискацией этилового  спирта (дополнительное наказание).

В соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому  лицу, административный арест и дисквалификация  могут устанавливаться и применяться  только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства могут устанавливаться  и применяться в качестве как  основного, так и дополнительного  административного наказания. За одно административное правонарушение может  быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание. Головко В., Бражников  В. Исполнение административного наказания // Законность. 2008. №2.

Рассмотрим подробнее виды административных наказаний.

1) Предупреждение - мера административного  наказания, выраженная в официальном  порицании физического или юридического  лица. Предупреждение выносится  в письменной форме. Предупреждение  как меру административного наказания  не следует путать с предупреждением  как мерой административного  пресечения. Устные предупреждения, которые в качестве административно  - пресекательной меры должностные  лица делают гражданам или  организациям, не считаются административными  наказаниями. Точно так же не  являются наказаниями письменные  предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам  и организациям, но при этом  не выносится постановление о  назначении административного наказания.

Предупреждение как мера административного  наказания всегда назначается путем  вынесения соответствующего письменного  постановления и вручения или  направления копии постановления  лицу, привлеченному к административной ответственности, или его законному  представителю.

Применение этой меры, как и других административных наказаний, влечет для  нарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности  в течение года считается лицом, привлекшимся к административной ответственности. А это может повлиять на вид  и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. По своему содержанию предупреждение - это мера морально - правового воздействия.

2) Административный штраф - это  денежное взыскание с физического  или юридического лица, совершившего  административное правонарушение. Будучи наказанием имущественного  характера, он достаточно эффективен, наиболее распространен и может  применяться только в качестве  основного административного наказания.  Штраф предусматривается практически  всеми статьями Особенно части  КоАП РФ и соответствующими  статьями законов субъектов РФ  об административных правонарушениях.  Ходеев, Ф.П. Штраф как способ  предупреждения взяточничества // Государство  и право. 2007.№1.

Административный штраф выражается в рублях и устанавливается для  граждан в размере, не превышающем 5 тыс. руб., для должностных лиц - 50 тыс.руб., для юридических лиц - 1 млн. руб., но не менее 100 руб., или может  выражаться в величине, кратной:

1) стоимости предмета административного  правонарушения на момент окончания  или пресечения административного  правонарушения, а также сумме  неуплаченных и подлежащих уплате  на момент окончания или пресечения  административного правонарушения  налогов, сборов или таможенных  пошлин, либо сумме незаконной  валютной операции, либо сумме  денежных средств или стоимости  внутренних и внешних ценных  бумаг, списанных и (или) зачисленных  с невыполнением установленного  требования о резервировании, либо  сумме валютной выручки, не  проданной в установленной порядке,  либо сумме денежных средств,  не возвращенных в установленный  срок на счета в уполномоченных  банках, либо сумме неуплаченного  административного штрафа, но не  более трехкратного размера стоимости  предмета административного правонарушения  либо соответствующей сумме или  стоимости;

2) сумме выручки правонарушителя  от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено  административное правонарушение, за календарный год, предшествующий  году, в котором было выявлено  административное правонарушение, либо за предшествующую дате  выявления административного правонарушения  часть календарного года, в котором  было выявлено административное  правонарушение, если правонарушитель  не осуществлял деятельность  по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном  году, но не более 1/25 совокупного  размера суммы такой выручки.  Дугенец, А. С. Вопросы уплаты  административного штрафа // Юрист. 2004. № 10.

3) Возмездное изъятие орудия  совершения или предмета административного  правонарушения.

Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного  правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

В сфере административных правонарушений специфика возмездного изъятия  заключается в том, что оно  может быть обращено только на те вещи, которые были непосредственным орудием  совершения или предметом административного  правонарушения, и применено лишь к собственнику указанных вещей. При этом возмездное изъятие может  устанавливаться и применяться  в качестве как основного, так  и дополнительного административного  наказания.

Применить возмездное изъятие значительно  сложнее, чем конфискацию, предусматривающую  безвозмездное обращение в доход  государства изъятых предметов, поэтому на практике оно используется крайне редко. В настоящее время  в качестве наказания за административные правонарушения эта мера предусматривается  лишь в ч.2 и 3 ст. 20.8 КоАП РФ за нарушение  правил хранения, ношения, уничтожения, коллекционирования и экспонирования оружия и патронов к нему, а также  в ч.3 ст. 20.12 КоАП РФ - за нарушение  правил использования оружия и патронов к нему. В обоих случаях возмездное изъятие устанавливается в качестве дополнительного наказания к  основному, которое может назначаться  или не назначаться.

В соответствии с ч.3 ст. 35 Конституции  РФ «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению  суда». Под лишением имущества в  данном случае понимается принудительное прекращение права собственности. Возмездное изъятие является одним  из оснований такого прекращения  права собственности. Поэтому в  соответствии с требованиями данной конституционной нормы ст. 3.6 КоАП РФ установлено, что возмездное изъятие  может быть назначено только судьей.

При этом, согласно ч.2 ст. 23.1 КоАП РФ, судья  рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных  соответствующими частями ст. 20.8 и 20.12 КоАП РФ (влекущих возможность применения возмездного изъятия), если орган  или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, предаст его на рассмотрение судье. Таким образом, возможность  применения возмездного изъятия  как дополнительного наказания  на практике зависит от усмотрения органа или должностного лица.

Граждане, чье существование и  доходы полностью или в основном связаны с охотой и рыболовством, не могут быть лишены охотничьего  оружия, других орудий охоты или  рыболовства и боеприпасов. В  этой связи в ч.2 ст. 3.6 КоАП РФ установлено, что возмездное изъятие охотничьего  оружия, боевых припасов и других дозволенных  орудий охоты или рыболовства  не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство - основной законный источник средств  к существованию. Такое исключение сделано главным образом для  граждан, составляющих коренные малочисленные  народы и этнические общности, исконная среда обитания которых связана  с животным миром и основными  видами деятельности которых являются охота и рыболовство. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 3 - е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2008. - 816 с.

4) Конфискация орудия совершения  или предмета административного  правонарушения.

Конфискация орудия совершения или  предмета административного правонарушения - принудительное безвозмездное обращение  в федеральную собственность  или собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.

В отличие от уголовного законодательства, предусматривающего наказание в  виде конфискации всего или части  имущества лица, совершившего преступление, в КоАП РФ в качестве наказания  применяется конфискация строго определенных вещей - орудий совершения или предметов административного  правонарушения. Конфискация орудий совершения и предметов административного  правонарушения предусмотрена более  чем в 50 статьях Особенной части  КоАП РФ в качестве дополнительного  вида административного наказания.

Резко расширился круг конфискуемых предметов. Ими могут быть: денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт и алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, несертифицированные  средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.

Однако точно так же, как и  при возмездном изъятии, у граждан, чье существование и доходы полностью  или в основном связаны с охотой и рыболовством, для которых охота  и рыболовство - основной законный источник средств к существованию, нельзя конфисковать охотничье оружие, боевые припасы и другие дозволенные  орудия охоты или рыболовства. Соответствующее  положение сформулировано в ч.2 ст. 3.7 КоАП РФ, регламентирующей применение конфискации как меры административного  наказания.

С учетом конституционного положения  о невозможности лишения имущества  иначе как по решению суда конфискация  орудия совершения или предмета административного  правонарушения, как и возмездное изъятие, назначается только судьей.

КоАП РФ допускает конфискацию  орудий и предметов административного  правонарушения как у их собственников, так и других лиц, владеющих данными  предметами.

Нельзя считать конфискацией изъятие  незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного  правонарушения, которые: подлежат в  соответствии с федеральным законом  возвращению их законному собственнику; изъяты из оборота либо находятся  в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании  подлежат обращению в собственность  государства или уничтожению. Козлов Ю. М. Административное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2003г.

5) Лишение специального права,  предоставленного физическому лицу.

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее  предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушения  порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Осоьенной части КоАП РФ.

В ст. 3.8 КоАП РФ, определяющей лишение  специального права как вид административного  наказания, в отличие от аналогичной  ст. 30 ранее действовавшего КоАП РФ РСФСР, не уточняет содержание специальных  прав, которых может быть лишен  гражданин. В Особенной части  КоАП РФ предусмотрено лишение прав охоты; права на управление транспортным средством или другими видами техники; права на управление воздушным  судном; права на управление судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном; права на управление автомототранспортными средствами.

Следует отметить, что в ст. 32.5 и 32.6 КоАП РФ упоминается лишение права  на эксплуатацию радиоэлектронных средств  или высокочастотных устройств. Однако в статьях Особенной части  Кодекса не установлены правонарушения, предусматривающие лишение права  на эксплуатацию радиоэлекторонных  средств или высокочастотных  устройств.

Таким образом, сейчас законодательством  реально предусмотрены административные наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому  лицу, только в отношении права  охоты и права управления транспортными  средствами.

Для управления транспортным средством, равно как и для занятия  охотой, необходимо наличие специального права. Так, чтобы приобрести право  на управление автотранспортными средствами, необходимо сдать квалификационные экзамены и получить водительское удостоверение. Управление другими транспортными  средствами предполагает аналогичную  процедуру. Применить данный вид  административного наказания можно  лишь к физическому лицу, которому специальное право было ранее  предоставлено и которое этого  права не лишало или не утратило его по иным основаниям. Лишение  физического лица ранее предоставленного ему специального права фактически означает для него запрет заниматься соответствующим видом деятельности на определенный срок.

Подчеркнем, что лишение специального права устанавливается лишь за грубой или систематическое нарушения  порядка пользования этим правом. Так, например, лишение права управления автомототранспортными средствами может быть назначено (причем только как наказание, альтернативное административному  штрафу) за самые опасные нарушения  Правил дорожного движения. К ним  относится: управление транспортным средством  водителем, находящимся в состоянии  опьянения, или передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения; превышения установленной скорости движения транспортного  средства на величину более 60 километров в час; пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд  при закрытом или закрывающемся  шлагбауме либо при запрещающем  сигнале светофора или дежурного  по переезду, остановка или стоянка  на железнодорожном переезде; выезд  на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено  Правилами дорожного движения; непредоставление преимущества в движении транспортному  средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с  одновременно включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным  звуковым сигналом; нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов; нарушение  Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшие причинение легкого вреда  здоровью потерпевшего; невыполнение законного требования сотрудника милиции  о прохождении медицинского освидетельствования  на состояние опьянения. Кроме того, лишение права управления транспортными  средствами предусмотрено в качестве альтернативного наказания административному  штрафу или административному аресту за оставление водителем в нарушение  Правил дорожного движения места  дорожно - транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"