Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка
Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.
в) меры административного принуждения
применяются в целях
г) как правило, меры административного
принуждения применяются
Особое место отводится мерам
дисциплинарного принуждения, реализуемым
в рамках государственно-служебных
отношений. Оно заключается в
том, чтобы обеспечить надлежащее и
своевременное выполнение каждым нижестоящим
органом управления, его структурным
подразделением или отдельным служащим
распоряжений вышестоящих органов,
подразделений и должностных
лиц. Речь идет об обеспечении требований
необходимой дисциплины там, где
они не соблюдаются добровольно.
В качестве мер дисциплинарного
принуждения применяются, с одной
стороны, психическое, волевое принуждение,
направленное на то, чтобы потребовать,
заставить выполнить
Меры административного
- административно-
- административно-
- меры административной
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) выделяет также меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Однако они самостоятельного юридического значения не имеют, так как поглощаются тремя названными видами мер административного принуждения.
Административно-
Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т. е. в процессе односторонней реализации юридически-властных полномочий компетентных исполнительных органов.
Административно-
Меры такого рода многообразны, применяются в различных областях общественной жизни и различными субъектами с компетенцией контрольно-надзорного характера. В основном они носят отраслевой профиль, но могут осуществляться и органами с общей управленческой компетенцией.
Наиболее типичными являются
а) контроль и надзорные проверки;
б) досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский);
в) проверка документов, удостоверяющих личность;
г) введение карантина (при эпидемиях, эпизоотиях);
д) прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;
е) освидетельствование
ж) реквизиция имущества;
з) закрытие участков государственной границы и т.п.
Применение этих и других мер строго регламентировано. Например, Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года "О милиции" предусмотрено, что органы (должностные лица) милиции вправе осуществлять административный надзор за лицами, освобожденными их мест лишения свободы; входить беспрепятственно в жилые помещения граждан, причем о всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в них граждан уведомляется в течение 24-х часов прокурор; освидетельствовать лиц для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств; доставлять этих лиц для освидетельствования в медицинские учреждения; оцеплять (блокировать) участки местности для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий катастроф; проводить карантинные мероприятия при эпидемиях и эпизоотиях; осматривать места хранения и использования оружия и боеприпасов и т. п.
Административно-пресекателъные меры своим назначением имеют прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. Сами по себе они не являются мерами административной ответственности, но обеспечивают возможность применения таких мер и обычно предшествуют им.
К их числу относятся:
а) требование прекратить противоправные
действия (например, милиция вправе
требовать от граждан и должностных
лиц прекращения
б) непосредственное физическое воздействие;
в) применение специальных средств (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, водометы и т. п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений;
г) административное задержание лица для составления протокола об административном правонарушении (по общему правилу, задержание не может превышать трех часов, но в отдельных случаях закон допускает более длительные сроки задержания);
д) применение оружия (например, для
остановки транспортного
е) принудительное лечение лиц, страдающих
заболеваниями, опасными для окружающих
(может применяться в
ж) временное отстранение от работы инфекционных больных;
з) запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;
и) запрещение или ограничение ремонтно-
Меры административной
ответственности представляют собой вид юридической
ответственности, которая именуется административной. Он
Административная
а) воспитания лица, которое совершило административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;
б) предупреждения совершения им новых правонарушений;
в) предупреждения совершения правонарушений
другими лицами. Административн
- предупреждение;
- штраф;
- возмездное изъятие предмета,
являвшегося орудием
- лишение специального права, предоставленного данному лицу;
- исправительные работы;
- административный арест;
- выдворение за пределы
По иной трактовке административного
принуждения и его видов
Оно осуществляется в связи с неправомерным, вредным для общества деянием как реакция на вредоносное поведение. Если же нет неправомерных действий, нет и принудительных акций.
Правовое принуждение
Правовое принуждение
Принуждение применяется строго на основании закона. Юридические нормы регулируют, какие нормы, при каких условиях, в каком порядке и какими органами могут применяться.
Только государство вправе издавать
юридические нормы и применять
установленные санкции, и обладая
специальным аппаратом
Таким образом, принуждение, как способ обеспечения правопорядка, должно применяться строго на правовой основе, как правило, специально уполномоченными государством органами, только к конкретным субъектам права в связи с их неправомерными действиями, путем принятия актов применения права.
Поскольку меры правового принуждения разнообразны и обладают многочисленными признаками, возможна различная классификация их в зависимости от избранного критерия.
Так, по субъекту можно различать:
- государственно-правовое
- общественно-правовое
Основная задача принудительных актов - защита правопорядка. По способу его охраны, по функциональному назначению следует различать:
- пресечение;
- восстановление;
- наказание (взыскание).
Административно-правовое принуждение - один из видов государственно-правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего.
В то же время оно обладает рядом особенностей, которые предопределяют его качественное своеобразие.
Особенности административно-правового принуждения:
- меры административно-
- оно осуществляется в рамках внеслужебного подчинения.
- множественность субъектов,
- оно всесторонне регулируется
административно-правовыми
Принуждение осуществляется с целью охраны правопорядка. Эта цель достигается различными способами: путем пресечения правонарушений, восстановления вреда, причиненного проступком, наказания. Поэтому в зависимости от той непосредственной цели, ради которой используются средства принуждения, можно различать меры пресечения, восстановительные меры, взыскания.
В отличие от других авторов Д.Н. Бахрах считает, что нельзя делить на меры предупреждения, пресечения и наказания.
Поводом является то, что, по мнению коллектива
авторов (А.П. Алёхина, Ю.М. Козлова) мерами
предупреждения являются разнообразные
средства, направляемые на предотвращение
правонарушений и других последствий.
При наличии чрезвычайных обстоятельств
органы вынуждены устанавливать
дополнительные обязанности, которые
распространяются на многих граждан, большинство
из них выполняет данные обязанности.
Однако, по мнению Д.Н. Бахраха принудительные
меры применяются к тем, кто не
выполняет обязанности, нарушает запреты,
т.е. совершает правонарушения. Отмечая
большое значение принудительных мер,
следует признать, что они не являются
принудительными средствами. А вот
восстановительные санкции (снос самовольно
возведённых строений, изъятие незаконно
полученного и др.) - это особый
вид административного
По мнению Д.Н. Бахраха в принудительной деятельности исполнительной власти главное - пресечение. Цель пресечения - прекратить противоправные действия и не допустить возникновения новых.
Исходя, из цели воздействия, меры пресечения могут быть:
- общие;
- специальные и процессуальные.
К общим относятся:
- превентивное задержание;
- принудительное лечение;
- административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы;
- предписание;
- запрещение эксплуатации
- приостановление работ и др.
Некоторые из них применяются только к гражданам, другие - только к коллективным субъектам.
Специальные меры пресечения применяются только к гражданам, очи нарушают их физическую неприкосновенность для того, чтобы прекратить противоправное поведение.
Специальные меры пресечения:
- средства простого физического
воздействия (приёмы боевой
- воздействие с помощью
- использование огнестрельного оружия.
Процессуальные меры пресечения применяются с целью обеспечения нормального хода производства по делам об административных правонарушениях.
К ним относятся:
- доставление;
- задержание;
- привод;
- личный досмотр вещей;
- изъятие вещей и документов;
- отстранение от управления
транспортными средствами. Одной
из основных мер пресечения
является административное
Говоря об административном задержании в деятельности органов ФСБ необходимо отметить, что в КоАП органы ФСБ не указаны в качестве органов осуществляющих административное задержание, однако в Федеральном законе
"Об органах Федеральной
Однако если данное административное нарушение не входит в компетенцию органов ФСБ, то рассмотрение этих дел передается в соответствующие органы (МВД и т.д.).
42. Понятие, признаки и принципы административной ответственности.
Административная