Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Файлы: 1 файл

ответы АП.docx

— 378.33 Кб (Скачать)

правовой акт управления подзаконен, т.е. он может быть издан полномочным  субъектом исполнительной власти в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, другими законодательными актами в интересах обеспечения  их исполнения;

правовой акт управления занимает определенное место в иерархической  системе такого рода актов, что означает соответствие акта данного органа исполнительной власти (должностного лица) актам вышестоящих  звеньев системы исполнительной власти;

правовой акт управления представляет собой юридическую разновидность  служебных документов, постоянно  используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных  лиц). Эти документы (различного рода справки, отчетные материалы, докладные  записки, удостоверения, протоколы, акты ревизий и проверок и т.п.) выражают определенные обстоятельства, имеющие  юридическое значение, но не превращаются тем самым в правовые акты управления со всеми присущими им юридическими качествами;

правовой акт управления, как  правило, издается в качестве письменного  юридического документа, но может быть выражен и устно (например, в системе  военного управления, в рамках служебных  отношений между руководителем  и непосредственно подчиненными ему работниками аппарата управления);

правовой акт управления с учетом ранее изложенных его качеств  издается с соблюдением определенных, официально установленных правил (процедур), предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения и пр. Общие правила  такого рода, к сожалению, отсутствуют; существуют правила ведомственного характера либо предусматривающие  процедуру подготовки и утверждения  управленческих актов применительно  к отдельным органам исполнительной власти (например, они содержатся в  Регламенте заседаний Правительства  Российской федерации, в Положении  о подготовке проектов его постановлений  и распоряжений);

правовой акт управления может  быть в установленном действующим  законодательством или подзаконными административно-правовыми нормами  порядке опротестован или обжалован;

правовой акт управления в случае несоблюдения содержащихся в нем  юридически властных предписаний вызывает особое юридическое последствие  правоохранительного характера, а  именно наступление ответственности  виновной стороны (как правило, наступает  дисциплинарная или административная ответственность).

Таким образом, правовой акт управления есть основанное на законе одностороннее, юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение  и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач их функций государственно-управленческой деятельности.

36. Требования, предъявляемые  к правовым актам управления.

Правовые акты управления могут  выполнять свои функции, только если они наделены юридической силой  и способны выступать в качестве правовой формы реализации исполнительной власти. Важным условием действенности  правовых актов управления является их соответствие предъявляемым требованиям  относительно юридического содержания, порядка принятия и издания.

В административной науке нет единого  мнения по поводу перечня требований, которым должен соответствовать  правовой акт управления. В. М. Манохин  в качестве основных требований к  актам управления выделяет следующие: 1) требования по разработке и принятию актов управления; 2) требования по их вступлению в действие; 3) требования к содержанию и форме актов  управления. По мнению Д. Н. Бахраха  и С. Д. Хазанова к таким требованиям  относятся: 1) целесообразность административного  акта, его полезность с точки зрения публичных интересов (научная обоснованность, соответствие реальной обстановке, своевременное  принятие, комплексность в решении  вопроса, квалификация и профессионализм  должностных лиц; 2) законность (наличие  компетенции у его автора, соответствие акта закону по сути, соответствие цели закона, принятие в установленный  законом срок, соблюдение процессуальных правил издания административного  акта); 3) организационно-технические  требования (лаконичность, соблюдение грамматических норм и правил, структура  документа и др.).

Представляется, что основными  требованиями к действенности правовых актов управления являются:

а) законность правового акта управления, которая проявляется прежде всего  в том, что он должен быть принят уполномоченным государственным органом  или должностным лицом в пределах их компетенции. Наряду с этим, законность правовых актов управления можно  рассматривать и в широком  смысле, согласно которому она должна обеспечиваться на всех этапах разработки, принятия и вступления правового  акта в силу;

б) правовой акт управления должен отвечать закону, быть принятым на основании  закона или иного правового акта высшей юридической силы во исполнение закона. Он не может им противоречить, поскольку, в таком случае, правовой акт будет признан недействительным;

в) правовой акт управления должен быть принят с соблюдением установленной  процедуры его разработки, принятия, издания и государственной регистрации (в тех случаях, если это предусмотрено  действующим законодательством). Установленная  процедура принятия правовых актов  управления призвана обеспечить их целесообразность, своевременность, полезность, обоснованность, научность в процессе регулирования  публичных интересов;

г) правовой акт управления должен быть юридически обоснованным, то есть иметь четко определенные цель и  задачи, для которых он издается, средства по его реализации, ожидаемые  результаты его реализации и возможные  трудности при этом;

д) правовой акт управления не должен ограничивать или нарушать гарантированные  действующим законодательством  права и свободы человека и  гражданина, права и законные интересы общественных организаций, предприятий, учреждений;

е) должна соблюдаться установленная  форма правового акта управления со всеми реквизитами (разумная структура  акта и его грамотная разбивка на конкретные части, разделы, главы, параграфы, пункты и т. д.; хороший стиль изложения, ясность, четкость и лаконичность текста; отсутствие слов и терминов, допускающих  двусмысленность толкования или  понимания акта; правильное грамотное  оформление; отсутствие других ошибок; наличие подписей, регистрационного номера, даты принятия; публикация на специальных  бланках, которые имеют все предусмотренные  атрибуты; четкие печати; установленные  сроки исполнения и ответственные  за исполнение; механизм контроля);

ё) правовые акты управления (если это  необходимо) должны пройти государственную  регистрацию. В соответствии с Указом Президента Украины от 28 декабря 1992 года «О государственной регистрации  нормативно-правовых актов министерств  и других органов исполнительной власти» нормативно-правовые акты, которые издаются министерствами, другими  органами исполнительной власти, органами хозяйственного управления и контроля, касающиеся прав, свобод и законных интересов граждан или носят  межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в  органах юстиции.

37. Действие правовых  актов управления.

Действие актов управления — это правовой режим их практического  применения: они начинают устанавливать, изменять или прекращать правоотношения; они применяются при разрешении споров и иных индивидуальных дел  в управлении; на них ссылаются  при рассмотрении различных дел; они используются в качестве юридических  документов и доказательств в  государственных органах (например, в судах, органах административной юрисдикции). Действие правовых актов  управления всегда связано с необходимостью нормативной регламентации управленческих отношений, формированием новых  административно-правовых отношений, решением конкретного спора (дела), появлением конкретных юридических  последствий.

Действие правового акта управления (т. е. применение его при  разрешении споров и регулировании  общественных отношений) возможно лишь при наличии у него юридической  силы. Под юридической силой акта управления понимается реальность практического  использования данной правовой формы  управленческих действий в рамках системы  публичного управления. Юридическая  сила показывает способность акта управления выступать в роли нормативного регулятора управленческих отношений, а также  решать конкретные (или общие) задачи государственного управления и его  функции. Она обеспечивает необходимость  обязательного исполнения данного  акта всеми субъектами, которым он адресован. В случае неисполнения или  нарушения акта управления государство  и его органы вправе требовать  от этих субъектов исполнения данного  акта, причем в некоторых случаях  могут применяться и меры принудительного  воздействия. В этом смысле правовой акт управления отличается от актов  управления, принятых различными органами общественных объединений, которые  не характеризуются государственно-правовой властной направленностью своего действия.

В государственном управлении существуют принципы презумпции законности актов управления (его соответствие требованиям и положениям законов, издание в рамках предоставленной  компетенции, соблюдение процессуальных правил), а также презумпции их правильности и обоснованности, т. е. предполагается, что акт управления издан с  соблюдением всех юридических требований и обязателен для всех лиц, которым  он адресован. Правовые акты управления начинают действовать, т. е. приобретать  юридическую силу, с момента их издания (принятия, утверждения) или  опубликования в установленном  порядке и действуют до момента  их официальной отмены (или изменения); они утрачивают силу в связи с  истечением срока их действия. В  некоторых случаях устанавливаются  специальный порядок приведения акта управления в действие, т. е. вступление его в силу (например, он приобретает  юридическую силу с конкретной даты или устанавливаются иной срок и  порядок вступления его в силу).

Важнейшими условиями  вступления акта управления в юридическую  силу являются его подписание уполномоченным лицом и официальное опубликование. Момент вступления акта управления в  действие, как правило, определяется при его принятии; может быть установлено, что акт вступает в силу с момента  подписания или опубликования или  даты, указанной в самом акте.

Если при издании акта управления имеет место нарушение  принципа законности, то его юридическая  сила, практическая целесообразность и обоснованность могут быть поставлены под сомнение. В связи с этим следует прибегнуть к процедуре  проверки актов управления на соответствие законам. В результате проведенной  проверки судебными или административными  органами акт управления может быть признан недействующим, так как  он нарушает принцип законности и  обоснованности, а поэтому органам, принявшим его, предстоит работа по отмене или изменению соответствующих  актов управления.

Современное конституционное  законодательство России устанавливает  важные положения относительно вступления в силу правовых актов управления. Например, в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом органов исполнительной власти субъектов РФ, принятым вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Федерации и ее субъектов, действует правовой акт, принятый региональными органами государственной власти (т. е. органами субъекта РФ). В иных случаях при обнаружении противоречия действует федеральный закон или нормативный правовой акт, принятый федеральными органами исполнительной власти. Другим существенным положением является то, что нормативный правовой акт управления, затрагивающий права, свободы и обязанности граждан, не может действовать (применяться), если он не был опубликован для всеобщего сведения в установленном порядке (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Порядок подготовки, вступления в силу и опубликования правовых актов управления устанавливается  различными нормативными правовыми  актами в зависимости от вида акта и издающих (принимающих) их органов  федеральной и региональной исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. При этом можно выделить следующие характерные для всех производств по изданию (или принятию) административных актов элементы.

1. Наличие нормативно установленной  процедуры издания или принятия  актов управления.

2. Виды административных  актов, которые вправе издавать  те или иные органы исполнительной  власти, а также должностные лица.

3. Подготовка проекта правового  акта управления. На этой стадии  определяется срок подготовки  проекта правового акта управления  и ведется его разработка одним  из органов исполнительной власти (или несколькими органами по  согласованию). Подготовка акта управления  производится тем органом, в  компетенцию которого входит  его издание, или по его поручению  одним или несколькими подчиненными  ему органами, организациями или  должностными лицами. Инициаторами  проекта административного акта  могут быть различные организации,  структурные подразделения, должностные  лица, государственные и муниципальные  служащие, которые, основываясь на  знании практики, пытаются совершенствовать  ту или иную сферу своей  управленческой деятельности.

4. Определение структуры  проекта правового акта управления, которая должна обеспечивать  логическое развитие темы правового  регулирования, и его обсуждение.

5. Согласование акта управления  с заинтересованными ведомствами  и должностными лицами; согласование  может являться обязательной  стадией разработки акта управления, если это устанавливается в  специальном нормативном акте (например, обязательность согласования постановления  федеральных органов исполнительной  власти, в котором затрагиваются  финансово-экономические вопросы,  с министерством финансов и  министерством экономики).

6. Подготовка предложений  об изменении и дополнении  или признании утратившими силу  соответствующих ранее изданных  актов или их частей в связи  с изданием нового административного  акта.

7. Издание (подписание, утверждение)  правового акта управления.

8. Доведение принятого  административного акта до сведения  лиц, которые будут его исполнять  или соблюдать его требования  и положения, является необходимой  стадией принятия акта управления.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"