Социальные организации
предоставляют разнообразные услуги
нуждающимся в них группам
населения (органы общественной самодеятельности,
объединения инвалидов, благотворительные
организации).
Духовно-культурные организации
нацелены на сохранение, защиту, развитие
ценностей духовно-культурной жизни
людей. В их числе религиозные
объединения, национально-культурные
автономии, казачьи объединения, общины
коренных малочисленных народов, любительские
организации.
Научные и образовательные
организации раскрывают творческий
потенциал человека, организуют научные
изыскания, предоставляют образовательные
услуги. Негосударственный статус имеет,
например, Российская академия наук. Данный
статус могут иметь образовательные
учреждения разного уровня.
Правообеспечительные организации
защищают интересы людей в правоприменительной
сфере, распространяют правовые знания
(правозащитные организации, коллегии
адвокатов, др.).
Не все виды негосударственных
организаций входят в предмет
детального конституционно-правового
регулирования. Деятельность экономических
организаций регулируется нормами
гражданского, предпринимательского,
жилищного, потребительского права, деятельность
профессиональных и социальных организаций
— нормами гражданского, трудового,
административного права, социального
права.
В законодательном регулировании
негосударственных организаций
выделяются, прежде всего, коммерческие
и некоммерческие объединения. Самая
общая законодательная основа коммерческих
организаций — Гражданский кодекс
РФ, некоммерческих организаций —
Федеральный закон «О некоммерческих
организациях» от 12 января 1996 г. (с
последующими изменениями).
33. Основы административно-правового
статуса общественных
объединений.
Административная правосубъектность
общественных объединений включает
комплекс принадлежащих им прав и
обязанностей, которые реализуются
во взаимоотношениях с гражданами,
органами исполнительной власти и местного
самоуправления, государственными и
негосударственными учреждениями, предприятиями
и организациями. Административная
правосубъектность общественных объединений
определяет виды административных правоотношений,
субъектами которых они являются.
Несмотря на отличия в
административно-правовом положении
различных общественных объединений,
их статусам присущи многие общие
черты. Это определяется тем, что
все общественные объединения:
- образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;
- не обладают государственно-властными полномочиями;
- не являются субъектами правотворчества;
- действуют от своего имени;
- не являются коммерческими организациями, т. е. цель их деятельности не преследует извлечение прибыли.
Важнейшее положение, определяющее
статус общественных объединений, —
отсутствие руководства их деятельностью
со стороны государства. Не допускается
вмешательство органов государственной
власти и их должностных лиц в
деятельность общественных объединений,
а самих объединений — в
деятельность государственных органов,
за исключением случаев, предусмотренных
Федеральным законом «Об общественных
объединениях». Этот же принцип взаимного
невмешательства характерен для
отношений общественных объединений
с органами местного самоуправления.
Между тем, согласно данному
Закону, государство определяет требования
к содержанию устава общественных объединений,
по желанию объединений их регистрирует,
наделяя правами юридического лица,
обеспечивает соблюдение прав и законных
интересов объединений, оказывает
поддержку их деятельности, регулирует
предоставление им налоговых и иных
льгот и др. Орган юстиции, регистрирующий
общественные объединения, контролирует
соответствие их деятельности уставным
целям, имеет право запрашивать
их распорядительные документы, может
направлять своих представителей для
участия в проводимых ими мероприятиях,
в установленных федеральным
законом случаях вправе выносить
руководящим органам этих объединений
письменные предупреждения с указанием
конкретных оснований их вынесения.
Общественные объединения
обязаны соблюдать законодательство
РФ, нормы и принципы международного
права, ежегодно публиковать отчет
об использовании своего имущества
и информировать орган, регистрирующий
объединение, о продолжении своей
деятельности, допускать представителей
этого органа на проводимые мероприятия,
оказывать им содействие в ознакомлении
с деятельностью объединения
и др.
Общественные объединения,
в свою очередь, вправе:
- свободно распространять информацию о своей деятельности;
- участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления;
- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование;
- учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и в других общественных объединениях;
- осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
- участвовать в избирательных кампаниях (при условии государственной регистрации данного общественного объединения и при наличии в его уставе положения об участии в выборах).
Общественные объединения
могут заниматься предпринимательской
деятельностью, если это соответствует
их уставным целям и служит достижению
данных целей. Осуществляемая ими предпринимательская
деятельность регулируется ГК РФ и
другими законодательными актами. Они
могут создавать хозяйственные
товарищества и иные хозяйственные
организации, а также приобретать
имущество, предназначенное для
ведения предпринимательской деятельности.
Доходы от предпринимательской
деятельности общественных объединений
не могут перераспределяться между
членами или участниками этих
объединений и должны использоваться
только для достижения уставных целей.
При этом допускается использование
общественными объединениями своих
средств на благотворительные цели.
В уставе общественного объединения
должны быть отражены:
- название, цели общественного объединения, его организационно-правовая форма;
- структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территория, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;
- для объединений, предусматривающих членство, условия и порядок приобретения и утраты членства, права и обязанности членов данного объединения;
- компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
- порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
- источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;
- порядок реорганизации и ликвидации общественного объединения.
Принадлежность общественного
объединения к политическим общественным
объединением должна быть оговорена
в его уставе.
В уставе могут предусматриваться
и иные положения, относящиеся к
деятельности общественного объединения.
Общественное объединение
вправе не регистрироваться в органах
юстиции. В этом случае данное объединение
не приобретает прав юридического лица.
Для приобретения прав юридического
лица общественное объединение подлежит
государственной регистрации в
соответствии с Федеральным законом
«О государственной регистрации
юридических лиц» с учетом специального
порядка государственной регистрации
общественных объединений.
Решение о государственной
регистрации общероссийского или
международного общественного объединения
принимается Министерством юстиции
РФ; межрегионального общественного
объединения — территориальным
органом Министерства юстиции РФ
по месту нахождения постоянно действующего
руководящего органа общественного
объединения; регионального или
местного общественного объединения
— территориальным органом Министерства
юстиции РФ в соответствующем
субъекте РФ.
Для государственной регистрации
общественного объединения в
Министерство юстиции РФ или его
соответствующий территориальный
орган подаются следующие документы:
- заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа данного общественного объединения;
- устав общественного объединения;
- выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов;
- сведения об учредителях;
- документ об уплате государственной пошлины;
- сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
- протоколы учредительных съездов, конференций или общих собраний структурных подразделений (для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений) и некоторые другие документы.
Документы подаются на государственную
регистрацию в течение трех месяцев
со дня проведения учредительного съезда
(конференции) или общего собрания.
Изменения и дополнения в
уставах общественных объединений
подлежат государственной регистрации
в том же порядке и в те же
сроки, что и государственная
регистрация самих общественных
объединений, и приобретают юридическую
силу с момента такой регистрации.
Государственная регистрация
молодежных и детских общественных
объединений осуществляется в случае
избрания в руководящие органы указанных
объединений граждан, достигших 18 лет.
Орган, регистрирующий общественные
объединения, в месячный срок обязан
рассмотреть заявление общественного
объединения о его регистрации
и принять решение: зарегистрировать
общественное объединение и выдать
учредителям документ, подтверждающий
факт внесения записи об общественном
объединении в единый государственный
реестр юридических лиц, либо отказать
в государственной регистрации
общественного объединения и
выдать учредителям соответствующий
письменный мотивированный отказ.
В государственной регистрации
общественного объединения может
быть отказано, если:
- устав общественного объединения противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, положениям Федерального закона «Об общественных объединениях» и законов об отдельных видах общественных объединений;
- представлен неполный перечень необходимых для государственной регистрации документов либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке или представлены в ненадлежащий орган;
- ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же названием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;
- установлено, что в представленных учредительных документах содержится недостоверная информация;
- название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.
Отказ в государственной
регистрации общественного объединения
по мотивам нецелесообразности его
создания не допускается.
Отказ в государственной
регистрации общественного объединения,
а также уклонение от такой
регистрации может быть обжаловано
в суд.
Отказ в государственной
регистрации общественного объединения
не является препятствием для повторной
подачи документов на государственную
регистрацию при условии устранения
оснований, ранее вызвавших отказ
в регистрации.
Реорганизация общественного
объединения осуществляется по решению
съезда (конференции) или общего собрания.
Государственная регистрация вновь
образованного после реорганизации
общественного объединения производится
в таком же порядке, как и вновь
созданных общественных объединений.
Ликвидация общественного
объединения осуществляется либо по
решению съезда (конференции) или
общего собрания в соответствии с
уставом данного объединения, либо
в судебном порядке.
Общественное объединение
может быть ликвидировано по решению
суда в случаях, если:
- его цели или действия направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- оно своими действиями виновно нарушает права и свободы граждан;
- неоднократно или грубо нарушает законодательство либо систематически осуществляет деятельность, противоречащую своим уставным целям.