Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Файлы: 1 файл

ответы АП.docx

— 378.33 Кб (Скачать)

- метод управления - функция субъекта административного права, причем не всякого, а лишь того, который одновременно является субъектом исполнительной власти (государственного управления).

Важность иных средств, используемых в работе органов управления, несомненна, но связываются они с решением задач иного порядка. Так для  принятия решения в виде правового  акта субъект исполнительной власти предварительно проводит значительную работу, используя при этом различные  средства-социологические, математические, графические, выполняемую до принятия решения в целях выработки  его наиболее эффективного варианта. Но самого управляющего воздействия  еще нет; оно найдет свое выражение  в будущем управленческом решении.

Несомненно, что налицо определенные приемы или способы управленческой работы, но если нет управляющего воздействия, нет и собственно методов управления.

Вот почему не следует выделять в  качестве самостоятельных методов  управления математические, графические, социологические, исследовательские, воспитательные и прочие средства. Подобного рода действия можно отнести  к так называемым организационным  мероприятиям, находящим свое выражение, как правило в неправовых формах государственно-управленческой деятельности и не вызывающих прямых юридических  последствий внешнего характера, т.е. не оказывающих влияния на объект управления.

Таким образом, следует различать:

а) методы управленческого воздействия, они всегда имеют внешнее юридически-властное значение и выражение и выявляются собственно методами управления;

б) методы организации работы аппарата управления; имеют чисто внутри-аппаратное значение;

в) методы совершенствования отдельных управленческих действий; это методы процедурного характера.

Первые из них - административно-правовые методы. В них проявляются все основные качества, присущие государственно-управленческой деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть. С помощью ряда методов, имеющихся в том или ином наборе в распоряжении каждого субъекта исполнительной власти, управляющее воздействие на объект практически осуществляется путем использования административно-правовых форм и методов. Практически тот или иной метод управления находит свое выражение в нормативных либо индивидуальных правовых актах управления.

Иная точка зрения на понятие  применения методов государственного управления заключается в том, что  в каждом конкретном случае субъект  управления должен найти наиболее целесообразные и прогрессивные методы, пути, средства решения задачи. Можно назвать  их наиболее существенные черты:

- это способы воздействия одного  человека на другого, одного  коллектива на другой, одного  человека на коллектив или  коллектива на человека. Во всех  случаях метод управления выступает  как особые связи людей;

- это способы обеспечения преобладания, подчинения воли;

- это способы организации, упорядочения  происходящих в системе процессов,  приемы осуществления общих функций,  возникающих в процессе совместной  деятельности;

- это средства достижения цели.

Методы при правильном применении образуют единую систему способов воздействия, связанных друг с другом.

2. Классификация административно-правовых  методов

Средства реализации управленческих задач и функций разнообразны, что дает основу для их классификации. Подобный подход к проблеме административно-правовых методов допустим как с общеюридических, так и специальных позиций; последние  основываются на первых и являются конкретизацией особенностей сферы  применения методов. С общетеоритических  позиций проявляется действие универсальных  методов любой деятельности - убеждение и принуждение.

С помощью средств убеждения, прежде всего, стимулируется должное поведение участников управленческих общественных отношений путём проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия. Принуждение рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной и административной ответственности. При необходимости обеспечения общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принуждение.

Специальный подход к проблематике видовой классификации административно-правовых методов исходит, прежде всего, из характера (содержания) управляющего воздействия. Из множества классификационных  вариантов, как правило, наиболее распространённым является выделение двух групп методов, а именно-административных и экономических.

Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Своё выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения управляемых объектов.

Прямой их характер означает, что  объект управления в рамках своей  компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для  объекта управления, т.е. адреса.

Налицо - прямое предписание, ибо управляющее  воздействие предполагает императивный (директивный) вариант волеизлияния субъекта управления. Такой характер управляющего воздействия вытекает из властной природы управления, являющегося  одним из существенных каналов практической реализации государственной власти. Подразумевается реализация исполнительной власти.

Внеэкономический характер данных методов означает, что реальным объектом управления является сознательно-волевое  поведение управляемых. Должное  поведение в сфере государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых. При этом используются в необходимой мере средства убеждения и принуждения. Допускается возможность юридического принуждения к должному поведению, что, однако, не даёт оснований для  отождествления прямого управляющего воздействия с принуждением.

С учётом названных качеств административных методов, очевидно, что без их использования  невозможно достижение целей упорядочивающего воздействия на поведение различных  участников управленческих общественных отношений. Кто-то должен решать повседневно  возникающие в этой сфере вопросы, для чего и необходимы соответствующие  рычаги юридического властвования. И  они находятся в руках субъектов  государственно-управленческой деятельности, которые осуществляют администрирование, т. е. управление. На этой базе и возникло наименование наиболее характерных  для этих субъектов методов - административные.

Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы, т. е. опосредствованно в отличие от способов прямого властного воздействия.

Последние здесь отсутствуют. Объект управления ставится в такие условия, когда он сам начинает действовать  должным образом не под влиянием директивных предписаний субъекта управления, а в силу того, что  такое его поведение материально  стимулируется. Чаще всего стимулирующие  средства сводятся к экономическим.

В научной литературе, в директивных  документах много внимания уделено  соотношению административных и  экономических методов. Но это разновидности  прямого и косвенного воздействия, которое осуществляется на экономические  процессы. В обороне, образовании  экономические методы применяются  мало, но другие разновидности косвенного влияния используются широко.

Для методов прямого  воздействия характерны следующие  признаки'.

а) прямое воздействие на волю;

б) директивность, приказной характер;

в) однозначность команд, которые, как правило, не оставляют подчиненным  возможности выбора вариантов и  обязывают делать как приказано;

г) поскольку жизнь разнообразна, а приказы однозначны, их приходится издавать много, что обуславливает  существование многих норм и указаний, которыми стремятся как можно  полнее регулировать деятельность подчиненных;

д) наличие большого аппарата, контролирующего  выполнение команд;

е) стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выполнение команд, а то и просто за послушание, готовность выполнить любой приказ;

ж) широкое использование внеэкономического  принуждения. Прямое воздействие во многих случаях позволяет быстро добиться результатов. Часто без  него невозможно обойтись.

Методам косвенного воздействия  присущи следующие особенности:

а) руководящее воздействие осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через интересы, потребности исполнителей;

б) управленческие акты управомочивают на определенные действия;

в) у подвластных существует возможность  выбора одного или даже нескольких вариантов поведения;

г) юридическими нормами и обычаями закреплен автоматически действующий  механизм стимулирования;

д) наличие развитого механизма  правосудия, решения споров, обеспечивающего  защиту законных интересов граждан  и их коллективов, цивилизованные процедуры  разрешения противоречий.

40. Понятие и признаки  административно-правовых режимов.

Правовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения интересов субъектов права в определенных условиях.

Административно-правовой режим (в широком смысле) – общий режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных на них правомочий.

Административно-правовой режим (в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления.

Признаки административно-правовых режимов:

  • устанавливаются в сфере публичного управления, сфере деятельности органов исполнительной власти;
  • регламентируются, в основном, нормами административного права;
  • закрепляют, детализируют правила поведения граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий и учреждений;
  • вводятся дополнительные ограничения, возлагаются дополнительные обязанности;
  • широко применяются административные методы воздействия;
  • вводится дополнительный контроль за соблюдением правил поведения гражданами и юридическими лицами, а также государственной администрацией;
  • нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.

41. Административное  принуждение: понятие, виды мер  административного

принуждения.

В числе административно-правовых методов были упомянуты и средства индивидуального характера, используя  которые исполнительные органы обеспечивают необходимое упорядочивающее воздействие  на регулирование общественных отношений. В своей совокупности меры принудительного  обеспечения должного поведения  управляемых составляют институт административного  принуждения. Естественно, что в  первую очередь имеются в виду административно-правовые нормы, регулирующие применение такого рода средств.

Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение  используется главным образом как  крайнее средство обеспечения и  охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет карательную  функцию. Однако его значение не исчерпывается  только этим. Одновременно в целях  правоохраны административно-принудительные меры выполняют и иного рода функции, т.е. применяются не только в качестве наказания за правонарушения, но и  для их предупреждения. Это означает, что их следует понимать значительно  шире, чем реализация санкций административно-правовых норм. В таком понимании они  обеспечивают общественный порядок  и общественную безопасность.

Для административного  принуждения характерно следующее:

а) как правило, внесудебное применение предусмотренных законом или  подзаконными актами правовых мер властью  уполномоченных на то исполнительных органов;

б) применение принудительных мер  не всеми без исключения исполнительными  органами, а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению  административной власти;

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"