Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Файлы: 1 файл

ответы АП.docx

— 378.33 Кб (Скачать)

Административные наказания применяются  за нарушение норм административного, конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права.

Содержание административных наказаний  определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время  особенность правонарушений в сфере  государственного управления состоит  в том, что ими причиняется, как  правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который  обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере  реализации исполнительной власти, носит  наказательный характер, т.е. они  содержат обязанность виновного  понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие  личность, ущемляющие ее права и  блага. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 3 - е изд., пересмотр. и  доп. - М.: Норма, 2008. - 816 с.

Содержание административных наказаний  состоит в ограничении, лишении  субъективных прав или благ лица, к  которому они применяются.

Разумеется, административным, как  и уголовным, наказаниям присущ воспитательный характер. Однако суть и тех, и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.

Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить  виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате штрафа взыскание обращается на его имущество).

Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание причиняет  нарушителю менее тяжкие отрицательные  последствия, чем уголовное наказание. Вместе с тем признак меньшей  суровости может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав, крупные  штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствуют  о мягкости этих мер.

Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера  совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и  имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При этом индивидуализации ответственности  способствует то обстоятельство, что  административно-правовые санкции, как  правило, являются относительно-определенными.

Например, штраф за продажу подлежащих маркировке товаров и продукции  без маркировки составляет в отношении  юридических лиц - от сорока тысяч  до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения (ст. 15.12 КоАП).

Таким образом, уполномоченные органы и их должностные лица имеют возможность  выбора размера наказания с учетом содеянного, личности виновного и  характера правонарушения, допущенного  юридическим лицом.

Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются  той особенностью, что их назначает  широкий круг государственных органов  и должностных лиц.

С рассмотренной особенностью административного  наказания тесно связан и другой признак этой санкции. Она применяется  в процессе специальной деятельности соответствующих юрисдикционных органов  и их должностных лиц по разбирательству  и разрешению дела об административном правонарушении. Причем осуществляется это разбирательство в относительно простом порядке, что обуславливается  самой сущностью административного  правонарушения. Административные правонарушения часто настолько бесспорны и  очевидны, что одно и то же должностное  лицо согласно закону и констатирует факт нарушения, и принимает решение  о назначении наказания, и даже тут  же приводит его в исполнение (например, взимая штраф на месте).

Но, несмотря на относительную простоту, порядок производства по делам об административных правонарушениях  призван обеспечить достижение истины по каждому делу, законное и справедливое его решение. Применительно к  административному наказанию этот порядок его назначения является административно-процессуальным, в  рамках которого административные наказания  могут быть назначены полномочным  органом виновному в совершении административного правонарушения юридическому лицу, не находящемуся в  его непосредственном подчинении.

Применение административного  наказания влечет для лица состояние  административной наказанности. Это  обстоятельство приобретает особое значение при решении вопроса  о назначении административного  наказания при повторном, неоднократном, злостном, систематическом совершении административного правонарушения в этот период. Виговский, Е.В. Отдельные  виды наказаний за административные правонарушения 

52. Система административных  наказаний

В своем философско - правовом (широком) понимании система административных наказаний представляется как внутренне  организованное единство, состоящее  из иерархически упорядоченного множества  относительно самостоятельных видов  административных наказаний, совокупность которых выражает комплексно - функциональное предназначение административного  наказания в социальной среде. Из данного определения с очевидностью вытекают все основные и характерные  признаки, которым должна отвечать система административных наказаний.

Первый признак - общий и выражает логику системообразующих связей элементов  любой системы, в том числе  и административных наказаний. Перечисленные  КоАП РФ виды административных наказаний  имеют большое количество общих  черт, например, единый порядок наложения, одни и те же цели применения, наконец, все они являются мерами административной ответственности и устанавливаются  государством.

Второй признак - структурно - иерархическое  единство. Система административных наказаний является двухуровневой, т.е. относительно простой системой, причем виды таких наказаний образуют второй уровень системы. Первый же уровень  указанной системы наполняется  категорией административного наказания  в его собирательном (совокупном) смысле, формулируемым исходя из «сложения» признаков каждого формального  вида административного наказания. Система образует собой единство в результате структурно - иерархической  упорядоченности ее элементов - видов  административных наказаний, определяющей их функциональные зависимости и  взаимодействие. Сама же система административных наказаний построена посредством  расположения различных видов таких  наказаний в определенном сравнительном  порядке: в зависимости от степени  их суровости.

Третий признак - относительная  самостоятельность. Система административных наказаний проявляет свойство относительно самостоятельной категории, обуславливающей  сравнительную автономность ее функционирования, степень которой определяет уровень  данной системы. В то же время сама по себе система административных наказаний  не имеет прямого действия и при  рассмотрении конкретного дела и  применении административного наказания  административно - юрисдикционный орган  руководствуется санкциями статей Особенной части КоАП РФ, избирая  вид административного наказания, содержащийся в этой санкции.

Четвертый признак - относительная  устойчивость. Система административных наказаний - относительно устойчивая правовая категория, в пределах которых допустимы  изменения свойств ее элементов - видов административных наказаний  и их связей. Установленный законом  перечень видов административных наказаний  является лишь показателем достигнутого государством уровня правового развития и имеет только формальную и относительную  ценность.

Итак, из анализа рассмотренных  выше признаков приходим к выводу о том, что в правовом (узком) понимании  система административных наказаний  представляется как относительно самостоятельная  и устойчивая в структуре административного  принуждения упорядоченная по критериям  сравнительной суровости совокупность видов административных наказаний, взаимодействие и взаимосвязь которых  обусловлены единством функционального  назначения административного наказания  в административно - наказательной  политике государства.

В данной формулировке система административных наказаний в ее юридическом измерении  предстает не столько в пространственном или одномоментном действии, сколько  в действии длящемся - продолжительном  и устойчивом. Максимов, И. В. Система  административных наказаний: понятия  и признаки // Государство и право. 2005. № 4.

Нынешнее состояние и содержание системы административных наказаний  выражает, как уже отмечалось выше, достигнутый уровень правового  развития Российского государства. Средства административно - карательного принуждения в их системном сочетании  являются, в свою очередь, показателем  эффективности административно - наказательной  политики государства, экономичности, адаптивности и взаимосвязанности  мер административного воздействия. Дугенец, А.С. Оптимизация системы  административных наказаний // Административное право и административный процесс. 2007. №3.

53. Виды административных наказаний

В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к ведению  Российской Федерации в области  законодательства об административных правонарушениях среди прочего  относится установление перечня  видов административных наказаний  и правил их применения. Возможные  виды административных наказаний устанавливаются  только КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний, установленных КоАП РФ, не может быть расширен законами субъектов  РФ об административных правонарушениях.

Систематизированный и исчерпывающий  перечень административных наказаний  дан в ст. 3.2 КоАП РФ. Все они  образуют систему административных наказаний, которая включает карательные  санкции, разные по содержанию, тяжести  и иным признакам. Перечень наказаний  дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодательством определена иерархия наказаний, которая должна учитываться  как законодательными органами субъектов  РФ, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться  следующие административные наказания (п.1 ст.3.2 КоАП):

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3)возмездное изъятие орудия  совершения или предмета административного  правонарушения;

4) конфискация орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;

5) лишение специального права,  предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение  за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или  лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление  деятельности. Бахрах, Д. Н. Административное  право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В.  Россинский, Ю.Н. Старилов. - 3 - е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2008. - 816 с.

В отношении физических лиц могут  применяться все эти виды административных наказаний; в отношении юридических  лиц - только такие административные наказания, как предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения.

Административные наказания в  виде возмездного изъятия орудия или предмета административного  правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому  лицу, административного ареста, административного  выдворения за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства, дисквалификации устанавливаются  только КоАП РФ. Административные наказания  в виде предупреждения и административного  штрафа предусматриваются как КоАП РФ, так и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Все административные наказания характеризуются  общим основанием их применения - совершением  административного правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях, кроме того, определяет единые принципы и порядок их назначения.

Среди административных наказаний  по содержанию карательного воздействия  можно выделить: морально-правовое (предупреждение); имущественные (административный штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации); организационные (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация).

Отметим, что назначение шести из девяти предусмотренных КоАП РФ видов  наказаний находится в юрисдикции судей. К наказаниям, которые может  назначать только судья, относятся: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому  лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства; дисквалификация. Эти  наказания назначаются судьями  по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В  административном порядке КоАП разрешает  применять только предупреждение, штраф  и в отдельных случаях - административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"