Пути совершенствования деятельности Управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день государство заинтересовано в обладании достоверной информацией об имеющихся в нем явлениях, их оценке, своевременном и правильном решении, в принятии необходимых правовых мер. И важное место в этом принадлежит Министерству юстиции Республики Беларусь, обеспечивающее с помощью системы органов и учреждений, входящих в его структуру, укрепление законности, организации защиты прав и законных интересов граждан и их объединений, предприятий, учреждений, организаций и государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….
5
ГЛАВА 1 МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………
8
1.1 Система и структура Министерства Юстиции Республики Беларусь. Основные задачи, права и его компетенция……………………
8
1.2 Компетенция органов и учреждений Министерства Юстиции Республики Беларусь на примере Управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности………………………………
23
1.3 Компетенция органов и учреждений Министерства Юстиции Республики Беларусь на примере Управления нотариата и загсов………
25
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ АДВОКАТУРЫ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НОТАРИАТА И ЗАГСОВ………………………………………………………………………
30
2.1 Управление адвокатуры и лицензирования юридической деятельности: анализ изменений в сфере адвокатской деятельности…….
30
2.2 Управления нотариата и загсов: анализ изменений в нотариальной деятельности…………………………………………………
35
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ АДВОКАТУРЫ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НОТАРИАТА И ЗАГСОВ………………………………...
44
3.1 Пути совершенствования деятельности Управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности на примере совершенствования адвокатской деятельности……………………………
44
3.2 Пути совершенствования деятельности Управления нотариата и загсов на примере совершенствования деятельности нотариата, повышения статуса нотариуса и его роли в обеспечении прав и законных интересов граждан и юридических лиц…………………………
50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

Палата наделяется компетенцией по обеспечению доступности нотариального обслуживания, координации деятельности нотариусов, осуществлению материально-технического, финансового и кадрового обеспечения нотариальных контор, нотариальных архивов, осуществлению мониторинга за соблюдением нотариусами законодательства о нотариате, обеспечению сохранности и учету документов нотариальных архивов. На неё возлагаются и другие задачи, выполнение которых должно обеспечить надлежащую организацию нотариального обслуживания в Республике Беларусь.

Указом закрепляются организационные формы осуществления нотариусами нотариальной деятельности – нотариальная контора и нотариальное бюро. Для централизованного хранения и обеспечения сохранности нотариальных документов предусмотрены нотариальные архивы, входящие в структуру Белорусской нотариальной палаты. Нотариальные конторы (нотариальные архивы) будут образованы на базе государственных нотариальных контор (ведомственных нотариальных архивов). [15, с. 1]

Условиями приобретения государственными и частными нотариусами с 1 января 2014 г. статуса нотариуса являются вступление в члены Белорусской нотариальной палаты и заключение договора страхования гражданской ответственности на случай причинения ими вреда другим лицам в результате неправильно совершенного нотариального действия.

В целях перехода на осуществление нотариусами нотариальной деятельности на условиях самофинансирования Указом регламентируется порядок финансирования такого нотариата. Предусматривается взимание нотариусами нотариального тарифа за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера. С 1 января 2014 г. государственная пошлина за совершение нотариальных действий взиматься не будет.

Труд нотариусов будет оплачиваться за счет средств, поступивших от граждан и юридических лиц за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, средств Белорусской нотариальной палаты, территориальных нотариальных палат.

За государством сохраняется функция регулирования нотариальной деятельности и контроля за соблюдением нотариусами, Белорусской нотариальной палатой, ее организационными структурами законодательства о нотариате. В частности, устанавливаются контрольные функции Министерства юстиции, а также главных управлений юстиции облисполкомов, Мингорисполкома - на региональном уровне. Сохраняется действующий в настоящее время судебный порядок обжалования совершенных нотариальных действий, отказов в совершении нотариальных действий. Помимо контрольных функций, указом определяется ряд иных полномочий Министерства юстиции. [15, с. 1]

Положения Указа обеспечивают преемственность действующего порядка оказания нотариальных услуг гражданам и юридическим лицам и порядка организации нотариальной деятельности, сохранение имеющихся квалифицированных кадров нотариусов и достигнутого уровня нотариального обслуживания.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В соответствии с п. 2 Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь в систему Минюста входят:

1. главные управления юстиции облисполкомов и Минского горисполкома;

2. государственные нотариальные конторы;

3. ведомственные нотариальные архивы;

4. государственные организации, подчиненные Минюсту;

5. отделы записи актов гражданского состояния райгорисполкомов и местных администраций районов в городах;

6. Дома (Дворцы) гражданских обрядов горисполкомов.

В структуру Минюста входят главные управления, управления, отделы, Департамент с правами юридического лица согласно п. 3 Положения о Минюсте.

Минюст руководит порученной ему отраслью (сферой деятельности) и осуществляет свои функции самостоятельно и через главные управления юстиции облисполкомов и Минского горисполкома, координирует деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления и организует деятельность организаций системы Минюста.

Управление адвокатуры и лицензирования юридической деятельности и Управление нотариата и загсов входят в структуру центрального аппарата Министерства юстиции Республики Беларусь.

В соответствии с возложенными на Управление адвокатуры и лицензирования юридической деятельности задачами оно:

1. обеспечивает выдачу специальных разрешений (лицензий):

- на осуществление адвокатской деятельности;

- на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги – юридические услуги;

- на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуг – риэлтерских услуг;

2. обеспечивает работу Комиссии по вопросам лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей – юридические услуги, Комиссии по вопросам лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей – риэлтерские услуги, а также Комиссии по вопросам оказания юридических услуг, Комиссии по вопросам оказания риэлтерских услуг;

3. осуществляет контроль за соблюдением законодательства лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность, юридическими лицами, оказывающими риэлтерские услуги, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими юридические услуги;

4. систематизирует и формирует банк данных нормативных правовых актов Республики Беларусь, поступающих в официальных источниках опубликования правовой информации.

Основными задачами и функциями Управления нотариата и загсов являются:

1. руководство нотариатом в Республике Беларусь;

2. обеспечение контроля за нотариальной деятельностью нотариусов и уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, а также за регистрацией актов гражданского состояния отделами записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Домами (Дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, поселковыми и сельскими исполнительными и распорядительными органами;

3. общее и методическое руководство регистрацией актов гражданского состояния отделами записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Домами (дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, поселковыми и сельскими исполнительными и распорядительными органами;

4. методическое руководство регистрацией актов гражданского состояния должностными лицами консульских учреждений, а также дипломатических представительств Республики Беларусь в случае выполнения ими консульских функций;

5. обеспечение ведомственного контроля за соответствием требованиям законодательства:

- деятельности главных управлений юстиции облисполкомов (Минского горисполкома) по руководству и контролю за нотариальной деятельностью, методическому руководству и контролю за регистрацией актов гражданского состояния отделами записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Домами (Дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, а также по рассмотрению обращений граждан в данных сферах деятельности,

- деятельности государственных нотариальных контор,

- деятельности ведомственных нотариальных архивов;

6. осуществление выдачи свидетельств на право занятия нотариальной деятельностью, специальных разрешений (лицензий) на осуществление частной нотариальной деятельности;

7. обеспечение контроля за выполнением частными нотариусами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий осуществления частной нотариальной деятельности;

8. обеспечение выполнения функции Министерства юстиции Республики Беларусь по согласованию назначения и освобождения от должности заведующих государственными нотариальными конторами, руководителей ведомственных нотариальных архивов, продлению с ними контрактов, заключению контрактов на новый срок;

9. обеспечение выполнения функции Министерства юстиции Республики Беларусь по согласованию назначения и освобождения от должности руководителей отделов записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Домов (Дворцов) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, руководителей архивов органов, регистрирующих акты гражданского состояния управлений юстиции облисполкомов (Минского горисполкома), а также заключению (продлению, прекращению действия) контрактов с указанными лицами;

10. ведение реестров государственных нотариальных контор, нотариальных бюро;

11. ведение реестра свидетельств на право занятия нотариальной деятельностью, выданных специальных разрешений (лицензий) на осуществление частной нотариальной деятельности;

12. совершение административных процедур по проставлению апостиля на официальных документах, исходящих из судов, государственного учреждения «Центр судебных экспертиз и криминалистики Министерства юстиции Республики Беларусь», Республиканского трудового арбитража, главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов, ведомственных нотариальных архивов, а также от нотариусов, и подготовка указанных документов для консульской легализации.

В 2012 году проведены реформы в адвокатской и нотариальной деятельности путем издания Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» от 30.12.2011 г. № 334-З, вступившего в силу с 06.04.2012г., и Закона Республики Беларусь № 411-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нотариальной деятельности», принятого 13.07.2012г. и вступающего в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.

Закон об адвокатуре внес много нововведений непосредственно в порядок осуществления адвокатской деятельности, изменилась система органов адвокатского самоуправления, установлены новые права и обязанности адвокатов, введены новые формы адвокатской практики. В частности, у адвокатов появилась возможность объединяться в адвокатские бюро, работать индивидуально или остаться в юридических консультациях.

Положения Закона № 411-З, которыми вносятся изменения в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности», направлены на совершенствование порядка рассмотрения бесспорных требований граждан и юридических лиц о взыскании денежных сумм (задолженности), согласование норм указанных законодательных актов с нормативными предписаниями Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности» и нормами иных законодательных актов.

По истечению года с момента введения с 06.04.2012г. Закона об адвокатуре и его применения на практике по мнению коллегий адвокатов необходимы пути совершенствования адвокатской деятельности. Так, по мнению, председателя Минской городской коллегии адвокатов Алексея Швакова, необходимо расширить полномочия адвокатов в части получения от государственных органов информации по запросам адвокатов. По его мнению, недостаток полномочий адвокатов в Беларуси отражается в первую очередь на клиентах, многие из которых простые люди. Это касается особенно уголовного процесса, где не всегда мнение адвоката может быть услышано и учитывается.

В свою очередь председатель Республиканской коллегии адвокатов Виктор Чайчиц считает, что адвокатам необходимо иметь право назначения экспертиз, которое на сегодняшний день они получают только в исключительных случаях. Он также выступает за то, чтобы адвокаты имели право получать официальные ответы на все свои запросы, для обеспечения которого необходимо внести изменения в большое количество законов.

Кроме этого, Чайчиц считает, что Республиканской коллегии адвокатов следует передать полномочия Министерства юстиции по выдаче лицензий адвокатам.

В целях реализации положений Указа Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2013 г. № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников» (далее – Указ № 168), предусматривающих утрату государственными нотариусами и иными работниками государственных нотариальных контор с 1 января 2014 г. статуса государственных служащих, принят Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2013 г. № 523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ).

Данный Указ предусматривает установление единого статуса нотариуса и переход на осуществление нотариусами нотариальной деятельности на условиях самоуправления и самофинансирования с сохранением за государством функций регулирования нотариальной деятельности и контроля за ее осуществлением. Положения Указа обеспечивают преемственность действующего порядка оказания нотариальных услуг гражданам и юридическим лицам и порядка организации нотариальной деятельности, сохранение имеющихся квалифицированных кадров нотариусов и достигнутого уровня нотариального обслуживания.

Информация о работе Пути совершенствования деятельности Управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности