Пути совершенствования деятельности Управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день государство заинтересовано в обладании достоверной информацией об имеющихся в нем явлениях, их оценке, своевременном и правильном решении, в принятии необходимых правовых мер. И важное место в этом принадлежит Министерству юстиции Республики Беларусь, обеспечивающее с помощью системы органов и учреждений, входящих в его структуру, укрепление законности, организации защиты прав и законных интересов граждан и их объединений, предприятий, учреждений, организаций и государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….
5
ГЛАВА 1 МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………
8
1.1 Система и структура Министерства Юстиции Республики Беларусь. Основные задачи, права и его компетенция……………………
8
1.2 Компетенция органов и учреждений Министерства Юстиции Республики Беларусь на примере Управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности………………………………
23
1.3 Компетенция органов и учреждений Министерства Юстиции Республики Беларусь на примере Управления нотариата и загсов………
25
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ АДВОКАТУРЫ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НОТАРИАТА И ЗАГСОВ………………………………………………………………………
30
2.1 Управление адвокатуры и лицензирования юридической деятельности: анализ изменений в сфере адвокатской деятельности…….
30
2.2 Управления нотариата и загсов: анализ изменений в нотариальной деятельности…………………………………………………
35
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ АДВОКАТУРЫ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НОТАРИАТА И ЗАГСОВ………………………………...
44
3.1 Пути совершенствования деятельности Управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности на примере совершенствования адвокатской деятельности……………………………
44
3.2 Пути совершенствования деятельности Управления нотариата и загсов на примере совершенствования деятельности нотариата, повышения статуса нотариуса и его роли в обеспечении прав и законных интересов граждан и юридических лиц…………………………
50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

Согласно Конституции Республики Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59); каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (часть первая статьи 60).

Анализ статистических данных о рассмотрении судами гражданских дел свидетельствует о том, что рост обращений в суды в порядке гражданского судопроизводства происходит в основном за счет увеличения количества заявлений о взыскании денежных средств в порядке приказного производства, то есть в бесспорном порядке.

Законом № 411-З установлено, что для реализации права на судебную защиту заинтересованное лицо обязано соблюсти порядок предварительного внесудебного разрешения дела, если в соответствии с законодательством для взыскания в бесспорном порядке денежных сумм (задолженности) с должника предусмотрено совершение нотариусом исполнительной надписи, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (часть пятая статьи 6 ГПК) [10, с. 1].

Оценивая данное положение Закона N 411-З в порядке осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов, Конституционный Суд Республики Беларусь в решении от 05.07.2012 № Р-742/2012 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нотариальной деятельности» (далее - решение N Р-742/2012) указал, что введение устанавливаемой Законом № 411-З процедуры рассмотрения бесспорных требований кредитора о взыскании с должника денежных сумм (задолженности) на основании исполнительной надписи нотариуса направлено на максимальное упрощение процесса рассмотрения документов, сокращение сроков их рассмотрения, а для кредиторов – сроков взыскания задолженности. Основное преимущество исполнительной надписи как перед приказным, так и исковым производством в гражданском судопроизводстве состоит в более оперативном решении вопроса об удовлетворении бесспорных требований кредиторов (граждан и юридических лиц).

Так, будучи распоряжением нотариуса о принудительном взыскании с должника денежных сумм, исполнительная надпись одновременно является и исполнительным документом, вступающим в силу в день ее совершения; исполнительная надпись совершается нотариусом в день подачи заявления, при этом не требуется получение возражений против заявления со стороны должников либо их личное присутствие; исполнительная надпись может быть совершена любым нотариусом независимо от места жительства должника (за исключением взыскания с родителей средств, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении); получив исполнительную надпись, взыскатель сразу же может передать ее судебному исполнителю для возбуждения исполнительного производства.

Введение указанной процедуры рассмотрения бесспорных требований кредитора о взыскании с должника денежных сумм (задолженности) направлено на оптимизацию нагрузки на суды, максимальное упрощение процесса рассмотрения документов, сокращение сроков их рассмотрения, а для кредиторов – сроков взыскания задолженности. При этом требование Закона № 411-З о соблюдении предварительного внесудебного порядка разрешения дела не лишает заинтересованное лицо в случае возникновения спора возможности защитить свои права и законные интересы в судебном порядке путем предъявления иска.

Конституционный принцип верховенства права обусловливает содержание действующей системы актов законодательства, которые издаются на основе и в соответствии с Конституцией, должны быть точными, логичными и согласованными, обеспечивать однозначное понимание правовых норм и единообразное применение их на практике.

Изложением в новой редакции статьи 394 ГПК, в которой определяется понятие приказного производства, а также случаи, когда приказное производство возможно, обеспечивается упорядочение законодательного регулирования отношений в части изъятия ряда бесспорных требований из компетенции суда и передачи их на внесудебное рассмотрение нотариусами, а также согласованность норм указанной статьи с положением Указа № 366, установившим перечень бесспорных требований граждан и юридических лиц, которые не подлежат рассмотрению в общих судах в порядке приказного производства, и определившим, что взыскание денежных сумм (задолженности) в таких случаях осуществляется путем совершения исполнительной надписи [10, с. 2].

Новое законодательное регулирование направлено на достижение оперативности и своевременности разрешения заявленных требований, а также повышение эффективности и экономичности гражданского правосудия.

В Решении от 18.01.2012 № Р-680/2012 «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2011 году» Конституционный Суд Республики Беларусь указал, что предусмотренный в Конституции принцип верховенства права означает безусловный приоритет права по отношению к государству, его органам и должностным лицам, обязанным действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства; правовое государство не может состояться без верховенства права в политической, социальной и экономической жизни.

При оценке дополнений и изменений, вносимых Законом № 411-З в статьи 6 и 394 ГПК, Конституционный Суд Республики Беларусь в вышеназванном решении № Р-742/2012 изложил правовую позицию, согласно которой при установлении законодателем обязанности соблюдения в предусмотренных законодательными актами случаях предварительного внесудебного порядка разрешения дела как обязательного условия реализации права на обращение за судебной защитой, которое мотивируется необходимостью снижения нагрузки на суды по рассмотрению гражданских дел, в первую очередь должна учитываться обязанность государства обеспечивать доступность правосудия и гарантировать каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом.

Развитие рыночных отношений требует установления более действенного механизма защиты права собственности, неприкосновенность которой охраняется законом, поэтому, по мнению Конституционного Суда Республики Беларусь, совершенствование законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере нотариальной деятельности, должно осуществляться не путем изъятия ряда гражданских дел из компетенции судов, а исходя из функционального предназначения органов нотариата, основная задача которых – обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий.

Законодатель правомочен по своему усмотрению устанавливать правовое регулирование общественных отношений в определенной сфере, а также особенности этого регулирования, в том числе в зависимости от состава субъектов, исходя из интересов государства, граждан и организаций, о чем Конституционный Суд Республики Беларусь указал в решении от 17.10.2008 № Р-273/2008 О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности».

Законом № 411-З в статьи 13 и 38 Закона о нотариате вносятся дополнения, предусматривающие осуществление нотариальной деятельности не только в помещениях государственных нотариальных контор, нотариальных бюро, местных исполнительных и распорядительных органов, но и в иных местах, в том числе по просьбе заинтересованного лица о выезде нотариуса, уполномоченного должностного лица, а также при выезде нотариуса в агрогородок, иные населенные пункты, определенные Министерством юстиции Республики Беларусь; право нотариуса при представлении интересов лиц (лица), обратившихся за совершением нотариального действия, подписать заявление о государственной регистрации, подать это заявление и иные документы, необходимые для совершения регистрационных действий, организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав и сделок с ним, получить свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации и (или) иные документы, а также обжаловать действия (бездействие) регистратора [10, с. 3].

Изменение порядка осуществления нотариальной деятельности, в том числе исключение обязательности личного участия граждан в процессе подачи для регистрации нотариально оформленного документа, отвечает их интересам, а также будет способствовать своевременному обращению за государственной регистрацией, недопущению необоснованного затягивания гражданами подачи документов в органы регистрации недвижимости.

Положения Закона № 411-З, согласно которым вносятся изменения в статьи 48, 54 и 56 Закона о нотариате, а также осуществляется дополнение его статьей 90-1, закрепляют новый вид нотариального действия – удостоверение факта достоверности документа, принятого при создании хозяйственного общества, документа органа управления хозяйственного общества.

Присутствие нотариуса при решении вопросов организационной деятельности хозяйственных обществ отвечает интересам их учредителей (участников), оно позволит обеспечить дополнительную доказательственную силу принимаемых ими документов при оспаривании каких-либо прав, возникновении споров по принятым ими решениям. При совершении такого нотариального действия нотариус может разъяснить правовые последствия принимаемых учредителями (участниками) решений и таким образом оказать гражданам правовую помощь.

Изложение пункта 2 статьи 62 Закона о нотариате в новой редакции, согласно которой постановление об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство выносится нотариусом по заявлению наследника о вынесении постановления об отказе в совершении такого нотариального действия, поданному нотариусу по истечении срока для принятия наследства, установленного Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее – ГК), обусловлено необходимостью закрепления особого порядка вынесения постановлений об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство, поскольку срок совершения данного вида нотариальных действий непосредственно связан со сроками для принятия наследства, установленными ГК, и не подпадает под общие сроки совершения нотариальных действий, предусмотренные статьей 54 Закона о нотариате.

Следует обратить внимание на изменения, вносимые в статью 94 Закона о нотариате, регулирующие совершение нотариусом исполнительной надписи и направленные на упорядочение механизма разрешения бесспорных требований граждан и юридических лиц.

В частности, нормами Закона № 411-З устанавливается, что исполнительные надписи о взыскании с должника только денежных сумм (задолженности) с должника для удовлетворения бесспорных требований граждан и юридических лиц совершают наряду с нотариусами должностные лица дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь, а также определяются требования к заявлению взыскателя о совершении исполнительной надписи. Такое заявление должно содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), наименование взыскателя и должника, их место жительства (место пребывания) или место нахождения, а также иные сведения, предусмотренные законодательством.

Расходы по уплате государственной пошлины, тарифа за дополнительные платные услуги правового и технического характера государственных нотариальных контор, нотариальные услуги правового и технического характера, оказываемые частными нотариусами, консульского сбора, понесенные взыскателем при совершении исполнительной надписи, подлежат взысканию с должника в пользу взыскателя при исполнении, о чем указывается в тексте исполнительной надписи.

В рамках рассматриваемого вопроса необходимо отметить, что исполнительная надпись представляет собой волевой акт нотариуса, направленный на восстановление нарушенных прав граждан и юридических лиц и подтверждающий, что действия должника незаконны. В связи с этим возложение на должника в обязательстве бремени расходов, понесенных взыскателем при совершении исполнительной надписи, согласуется с соответствующими нормами главы 15 ГПК, регламентирующими распределение судебных расходов между сторонами в гражданском процессе.

Законом предусматривается ряд дополнений и изменений в целях согласования норм Закона о нотариате с нормами других законодательных актов, в частности Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее – Закон № 433-З), Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее - Закон № 133-З) и Закона Республики Беларусь от 20.06.2008 № 345-З «Об ипотеке» (далее – № 345-З), а также Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь».

Так, с учетом прав регистраторов организаций по государственной регистрации недвижимости на истребование сведений и (или) документов, необходимых для осуществления административной процедуры, которыми они наделены в силу Закона № 433-З, Закона № 133-З, статья 9 Закона о нотариате дополняется нормой, предусматривающей выдачу сведений (документов) по совершенному нотариальному действию по письменному требованию регистраторов республиканской или территориальной организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав и сделок с ним для удостоверения документов, являющихся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, а также для внесения исправлений в документы единого государственного регистра недвижимого имущества прав и сделок с ним, за исключением документов, которые в соответствии с актами законодательства предоставляются только заинтересованными лицами.

В пункт 2 статьи 67 Закона о нотариате вносится изменение, согласно которому территориальный принцип удостоверения договоров залога устанавливается только для удостоверения договоров ипотеки земельного участка – по месту нахождения земельного участка, что соответствует норме пункта 1 статьи 11 Закона № 345-З [10, с. 5].

Исключение территориального принципа удостоверения договоров залога иного имущества обусловлено тем, что большинство удостоверяемых нотариусами договоров об ипотеке обеспечивают кредитные обязательства. В связи с территориальным принципом в настоящее время залогодателю и залогодержателю приходится обращаться к нотариусу для заключения договоров об ипотеке не по месту возникновения обязательств (проживания кредитополучателей, нахождения банков и небанковских кредитно-финансовых организаций), а по месту нахождения недвижимого имущества, что влечет дополнительные финансовые (командировочные расходы) и временные затраты.

Информация о работе Пути совершенствования деятельности Управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности