Пути совершенствования деятельности Управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день государство заинтересовано в обладании достоверной информацией об имеющихся в нем явлениях, их оценке, своевременном и правильном решении, в принятии необходимых правовых мер. И важное место в этом принадлежит Министерству юстиции Республики Беларусь, обеспечивающее с помощью системы органов и учреждений, входящих в его структуру, укрепление законности, организации защиты прав и законных интересов граждан и их объединений, предприятий, учреждений, организаций и государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….
5
ГЛАВА 1 МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………
8
1.1 Система и структура Министерства Юстиции Республики Беларусь. Основные задачи, права и его компетенция……………………
8
1.2 Компетенция органов и учреждений Министерства Юстиции Республики Беларусь на примере Управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности………………………………
23
1.3 Компетенция органов и учреждений Министерства Юстиции Республики Беларусь на примере Управления нотариата и загсов………
25
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ АДВОКАТУРЫ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НОТАРИАТА И ЗАГСОВ………………………………………………………………………
30
2.1 Управление адвокатуры и лицензирования юридической деятельности: анализ изменений в сфере адвокатской деятельности…….
30
2.2 Управления нотариата и загсов: анализ изменений в нотариальной деятельности…………………………………………………
35
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ АДВОКАТУРЫ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НОТАРИАТА И ЗАГСОВ………………………………...
44
3.1 Пути совершенствования деятельности Управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности на примере совершенствования адвокатской деятельности……………………………
44
3.2 Пути совершенствования деятельности Управления нотариата и загсов на примере совершенствования деятельности нотариата, повышения статуса нотариуса и его роли в обеспечении прав и законных интересов граждан и юридических лиц…………………………
50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

Для создания заинтересованным лицам максимально благоприятных условий при заключении и нотариальном удостоверении договоров об ипотеке Закон № 411-З предоставляет им возможность обращаться к любому нотариусу независимо от нахождения передаваемого в ипотеку объекта недвижимого имущества (исключая земельные участки).

Таким образом, посредством нотариальной деятельности обеспечивается реализация соответствующих конституционных прав и свобод граждан. С учетом того что выполнение нотариальных функций осуществляется от имени государства, новации, предусмотренные положениями Закона № 411-З, направлены на установление правовых механизмов охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина в указанной сфере общественных отношений.

 

 

ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ АДВОКАТУРЫ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НОТАРИАТА И ЗАГСОВ

 

3.1 Пути совершенствования деятельности Управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности на примере совершенствования адвокатской деятельности

 

 

Институт адвокатуры выполняет важную задачу: именно адвокатура призвана обеспечить эффективный доступ и участие граждан в правосудии. Конституционная гарантия на защиту прав и интересов граждан судом может быть реализована, в большинстве случаев, только посредством получения и использования квалифицированной юридической помощи. Помощь профессионального юриста позволяет знать и понимать свои права, использовать все предусмотренные законом средства правовой защиты и компетентно отстаивать свои интересы на равных с другими участниками процесса. Право на получение юридической помощи является конституционным правом.

Согласно белорусскому законодательству, оказывать профессиональную юридическую помощь гражданам могут только адвокаты. Другие юристы не допускаются в уголовный, гражданский или административный процессы в качестве защитников или представителей. Очевидно, помощь адвоката может быть надлежащей и эффективной только тогда, когда адвокат работает свободно и независимо, в том числе от государства, органы которого зачастую являются его оппонентами при защите прав конкретного гражданина. В ином случае, если адвокат действует, рискуя подвергнуться санкциям за свои профессиональные действия со стороны государства, он будет поставлен в условия выбора между защитой интересов клиента и обеспечением своей собственной безопасности. Это, в свою очередь, приводит к самоцензуре адвокатов, когда они уже сами отказываются защищать людей, которые может быть, больше всего нуждаются в такой защите. Таким образом, ущемления независимости адвокатов приводят к опасному нарушению прав человека.

С учетом сложившейся ситуации и принимая во внимание оценки и рекомендации международных институтов, осуществляющих контроль за соблюдением прав человека, предлагается следующая программа модернизации адвокатуры в Республике Беларусь [11, с. 1]:

1. Восстановить в правах адвокатов, участвовавших в процессах, связанных с событиями 19 декабря 2010 года, лишенных лицензий или исключенных из коллегий адвокатов по представлению государственных органов, в нарушение стандартов, применяемых к дисциплинарным процедурам в отношении адвокатов;

2. Привести законодательство Республики Беларусь, регламентирующее деятельность адвокатуры, в соответствие с международными стандартами, предъявляемыми к деятельности этого института:

2.1. По допуску к профессии:

- внести в действующее законодательство положения, регламентирующие порядок формирования Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь, основания и порядок исключения из членов Комиссии.

- законодательно определить минимально необходимое количество адвокатов, должное принимать участие в заседаниях Квалификационной комиссии, чтобы они считались правомочными (адвокаты должны составлять большинство от членов Квалификационной комиссии);

- законодательно определить, что председателем Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности является не заместитель министра юстиции Республики Беларусь, а избранный адвокат.

Таким образом, в Республике Беларусь необходимо создать независимый от государственной власти орган, предоставляющий доступ к профессии адвоката, с превалирующей ролью в этом органе представителей профессионального сообщества адвокатов;

- отнести определение порядка проведения и программы квалификационного экзамена к компетенции этого органа, а не Министерства юстиции;

- законодательно установить, что лицензии на право осуществления адвокатской деятельности выдаются бессрочно;

- отменить устное собеседование при сдаче квалификационного экзамена либо определить перечень вопросов к устному собеседованию, а также критерии оценивания при собеседовании и ввести протоколирование собеседования;

- законодательно установить право судебного обжалования претендентом на допуск к адвокатской деятельности решений Квалификационной комиссии, на основании которых Министерством юстиции принимаются решения о выдаче (отказе в выдаче) лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, продлении срока действия лицензии, прекращении ее действия, аннулировании лицензии на право осуществления адвокатской деятельности;

- отменить проведение периодических и внеочередных аттестаций адвокатов.

2.2. По полномочиям Министерства юстиции:

Исключить из установленной Законом «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» компетенции Министерства юстиции Республики Беларусь следующие полномочия в отношении адвокатуры:

- принятие нормативных правовых актов, регулирующих деятельность адвокатуры (п. 1 ч. 1 ст. 38 Закона об адвокатуре);

- создание Квалификационной комиссии и организация ее деятельности (п. 2 ч. 1 ст. 38 Закона об адвокатуре);

- разработка и утверждение Правил профессиональной этики адвоката (п. 5 ч. 1 ст. 38 Закона об адвокатуре);

- внесение в коллегию адвокатов представлений о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности, о проведении общего собрания (конференции) членов территориальной коллегии адвокатов, а также внесение в Квалификационную комиссию представлений о проведении внеочередной аттестации адвоката для определения возможности выполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей в случае выявления фактов, свидетельствующих о его недостаточной квалификации (п. 7 ч. 1 ст. 38 Закона об адвокатуре);

- определение порядка проведения аттестации адвокатов (п. 8 ч. 1 ст. 38 Закона об адвокатуре);

- получение от коллегий адвокатов, адвокатов и иных лиц сведения, составляющие адвокатскую тайну (п.п. 9 и 10 ч. 1 ст. 38 Закона об адвокатуре);

- отстранение адвоката от осуществления профессиональных обязанностей на срок ведения дисциплинарного производства (п. 11 ч. 1 ст. 38 Закона об адвокатуре);

- внесение в органы управления коллегий адвокатов предложений по кандидатурам для избрания на должности председателей коллегий адвокатов (п. 12 ч. 1 ст. 38 Закона об адвокатуре);

- внесение на рассмотрение общего собрания (конференции) территориальной коллегии адвокатов (совета Республиканской коллегии адвокатов) представления о досрочном отзыве председателя территориальной коллегии адвокатов (председателя Республиканской коллегии адвокатов) (п. 13 ч. 1 ст. 38 Закона об адвокатуре);

- досрочное прекращение полномочий председателя коллегии адвокатов (п. 14 ч. 1 ст. 38 Закона об адвокатуре);

- осуществление контроля за соблюдением адвокатами, коллегиями адвокатов, юридическими консультациями и адвокатскими бюро законодательства (п. 15 ч. 1 ст. 38 Закона об адвокатуре);

- приостановление решений органов управления коллегий адвокатов и внесение в эти органы представлений об отмене таких решений (п. 16 ч. 1 ст. 38 Закона об адвокатуре).

2.3. По повышению квалификации адвокатов:

- необходимо обеспечить регулярное повышение квалификации белорусских адвокатов. При этом следует фокусироваться не только на национальном законодательстве, но и также повышать компетентность адвокатов в области международных принципов и норм прав человека, правилах и правоприменительной практике международных и региональных уставных и договорных органов и процедур в области прав человека. В программу повышения профессиональной квалификации адвокатов следует также включить и Основные принципы ООН, касающиеся роли юристов;

- необходимо информировать адвокатов о возможностях применения международных принципов, норм и стандартов в области прав человека на национальном уровне;

- к проведению образовательных мероприятий для адвокатов в указанных областях привлекать экспертов в области международного и регионального права прав человека;

- необходимо определить минимально необходимое количество часов (кредитов), засчитываемых за непрерывное повышение профессиональной квалификации;

- отменить установленное для белорусских адвокатов Министерством юстиции требование получать согласие на участие в образовательных мероприятиях за пределами Республики Беларусь.

2.4. По дисциплинарному производству в отношении адвокатов:

- отменить положения белорусского законодательства, позволяющие возбуждать дисциплинарное производство в отношении адвокатов Министру юстиции Республики Беларусь;

- отменить установленную белорусским законодательством компетенцию Министерства юстиции вносить в коллегию адвокатов представления о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности;

- отменить установленную белорусским законодательством компетенцию Министерства юстиции отстранять адвокатов от осуществления профессиональных обязанностей на срок ведения дисциплинарного производства в случае его возбуждения Министром юстиции Республики Беларусь;

- отменить процедуру прекращения действия лицензии на право осуществления адвокатской деятельности коллегиальным органом Министерства юстиции Республики Беларусь, фактически, подменяющую собой дисциплинарное производство в отношении адвокатов в независимом и беспристрастном органе;

- законодательно установить принцип пропорциональности наложения на адвокатов дисциплинарных взысканий;

- исключить из компетенции Министерства юстиции Республики Беларусь в отношении адвокатуры разработку и утверждение Правил профессиональной этики адвоката.

Также, по мнению, председателя Минской городской коллегии адвокатов Алексея Швакова, необходимо расширить полномочия адвокатов в части получения от государственных органов информации по запросам адвокатов. По его мнению, недостаток полномочий адвокатов в Беларуси отражается в первую очередь на клиентах, многие из которых простые люди. Это касается особенно уголовного процесса, где не всегда мнение адвоката может быть услышано и учитывается. [9, с. 1]

В свою очередь председатель Республиканской коллегии адвокатов Виктор Чайчиц считает, что адвокатам необходимо иметь право назначения экспертиз, которое на сегодняшний день они получают только в исключительных случаях. Он также выступает за то, чтобы адвокаты имели право получать официальные ответы на все свои запросы, для обеспечения которого необходимо внести изменения в большое количество законов.

Кроме этого, Чайчиц считает, что Республиканской коллегии адвокатов следует передать полномочия Министерства юстиции по выдаче лицензий адвокатам. [9, с. 1]

Эти пути совершенствования адвокатской деятельности в Республике Беларусь, по мнению международных институтов и коллегий адвокатов, позволят решить возникшие вопросы с момента вступления в силу с 06.04.2012 новой редакции Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», включая проблему независимости адвокатов и института адвокатуры в Республике Беларусь.

 

 

3.2 Пути совершенствования деятельности Управления нотариата и загсов на примере совершенствования деятельности нотариата, повышения статуса нотариуса и его роли в обеспечении прав и законных интересов граждан и юридических лиц

 

 

В целях реализации положений Указа Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2013 г. № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников» (далее – Указ № 168), предусматривающих утрату государственными нотариусами и иными работниками государственных нотариальных контор с 1 января 2014 г. статуса государственных служащих, принят Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2013 г. № 523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ). [15, с. 1]

Данный Указ предусматривает установление единого статуса нотариуса и переход на осуществление нотариусами нотариальной деятельности на условиях самоуправления и самофинансирования с сохранением за государством функций регулирования нотариальной деятельности и контроля за ее осуществлением.

Органом нотариального самоуправления в Республике Беларусь будет являться Белорусская нотариальная палата, которая создаст в областях и г. Минске свои организационные структуры – территориальные нотариальные палаты.

Информация о работе Пути совершенствования деятельности Управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности