Пути совершенствования деятельности Управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день государство заинтересовано в обладании достоверной информацией об имеющихся в нем явлениях, их оценке, своевременном и правильном решении, в принятии необходимых правовых мер. И важное место в этом принадлежит Министерству юстиции Республики Беларусь, обеспечивающее с помощью системы органов и учреждений, входящих в его структуру, укрепление законности, организации защиты прав и законных интересов граждан и их объединений, предприятий, учреждений, организаций и государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….
5
ГЛАВА 1 МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………
8
1.1 Система и структура Министерства Юстиции Республики Беларусь. Основные задачи, права и его компетенция……………………
8
1.2 Компетенция органов и учреждений Министерства Юстиции Республики Беларусь на примере Управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности………………………………
23
1.3 Компетенция органов и учреждений Министерства Юстиции Республики Беларусь на примере Управления нотариата и загсов………
25
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ АДВОКАТУРЫ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НОТАРИАТА И ЗАГСОВ………………………………………………………………………
30
2.1 Управление адвокатуры и лицензирования юридической деятельности: анализ изменений в сфере адвокатской деятельности…….
30
2.2 Управления нотариата и загсов: анализ изменений в нотариальной деятельности…………………………………………………
35
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ АДВОКАТУРЫ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НОТАРИАТА И ЗАГСОВ………………………………...
44
3.1 Пути совершенствования деятельности Управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности на примере совершенствования адвокатской деятельности……………………………
44
3.2 Пути совершенствования деятельности Управления нотариата и загсов на примере совершенствования деятельности нотариата, повышения статуса нотариуса и его роли в обеспечении прав и законных интересов граждан и юридических лиц…………………………
50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

10. ведение реестров государственных нотариальных контор, нотариальных бюро;

11. ведение реестра свидетельств на право занятия нотариальной деятельностью, выданных специальных разрешений (лицензий) на осуществление частной нотариальной деятельности;

12. совершение административных процедур по проставлению апостиля на официальных документах, исходящих из судов, государственного учреждения «Центр судебных экспертиз и криминалистики Министерства юстиции Республики Беларусь», Республиканского трудового арбитража, главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов, ведомственных нотариальных архивов, а также от нотариусов, и подготовка указанных документов для консульской легализации.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность по регистрации актов гражданского состояния, а также деятельность нотариата Республики Беларусь (в том числе устанавливающие требования, выполнение которых проверяется при осуществлении лицензионного и ведомственного контроля), являются:

- Конституция Республики Беларусь;

- Указ Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 385 «О некоторых мерах по совершенствованию работы органов, регистрирующих акты гражданского состояния»;

- Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан»;

- Гражданский кодекс Республики Беларусь;

- Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;

- Налоговый кодекс Республики Беларусь;

- Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. «О нотариате и нотариальной деятельности»;

- Закон Республики Беларусь 28 октября 2008 г. «Об основах административных процедур»;

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г. № 1454 «О порядке организации работы с гражданами в государственных органах, регистрирующих акты гражданского состояния, по выдаче справок либо иных документов, содержащих подтверждение фактов, имеющих юридическое значение» (вместе с «"Положением о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок отделами записи актов гражданского состояния местных исполнительных и распорядительных органов»);

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. №818 «Об утверждении тарифов на нотариальные услуги правового и технического характера, оказываемые частными нотариусами»;

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2011 № 756 «Об утверждении тарифов на дополнительные платные услуги правового и технического характера государственных нотариальных контор»;

- Инструкция о порядке совершения нотариальных действий, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. № 63;

- Инструкция о порядке принятия в депозит нотариуса денежных средств и ценных бумаг, утвержденная приказом Министерства юстиции Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 57;

- Правила нотариального делопроизводства, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. № 64;

- Инструкция о порядке истребования нотариусом сведений и (или) документов, необходимых для совершения нотариального действия, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 июня 2005 г. № 26;

- Формы ведомственной отчетности по деятельности нотариата: приложения 15, 16, 17 к постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь от 22 ноября 2011 г. № 262 «Об утверждении форм ведомственной отчетности на 2012 год»;

- Формы ведомственной отчетности по деятельности органов, регистрирующих акты гражданского состояния: приложения 12, 13, 14 к постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь от 22 ноября 2011 г. № 262 «Об утверждении форм ведомственной отчетности на 2012 год».

 

 

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ АДВОКАТУРЫ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НОТАРИАТА И ЗАГСОВ

 

2.1 Управление адвокатуры и лицензирования юридической деятельности: анализ изменений в сфере адвокатской деятельности

 

 

В соответствии с возложенными на Управление адвокатуры и лицензирования юридической деятельности задачами, оно осуществляет контроль за соблюдением законодательства лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность, в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» от 30.12.2011 г. № 334-З.

Действовавший ранее в Республике Беларусь Закон «Об адвокатуре Республики Беларусь» был основан на подходах, которые существовали еще во времена СССР, а в современных условиях тормозили развитие адвокатуры. Практика применения этого Закона выявила многочисленные его недостатки, включая архаичную, доставшуюся в наследство от СССР, организационную структуру. Столь же архаичны были и многие другие его нормы, явно не отвечавшие требованиям времени. Все это послужило стимулом для разработки нового, отвечающего современным реалиям нормативного правового акта, регулирующего деятельность адвокатуры.

Принятый 30 декабря 2011 года Закон об адвокатуре, вступивший в силу 06.04.2012г., направлен на перспективное решение проблем в организации деятельности по оказанию юридической помощи в Республике Беларусь и создание адвокатуры, способной защищать права и интересы как граждан, так и юридических лиц. [7, с. 1]

Очевидно, что увеличение объема законодательства, его постоянное обновление обусловливают необходимость эффективной системы оказания юридической помощи на высоком профессиональном уровне, что невозможно осуществить без обеспечения гарантированного Конституцией Республики Беларусь права на ее получение. Закон об адвокатуре кардинально измил не только организационную структуру адвокатуры, но и принципы ее функционирования.

Статья 3 Закона об адвокатуре установила отличия адвокатской деятельности от юридической помощи, оказываемой иными субъектами в рамках своей деятельности и, как правило, по конкретному кругу вопросов [7, с. 1].

Статус адвоката в Республике Беларусь в Законе об адвокатуре сохранился прежним – это гражданин Республики Беларусь с высшим юридическим образованием, который прошел стажировку и сдал квалификационный экзамен, получил лицензию на осуществление адвокатской деятельности и стал членом территориальной коллегии адвокатов.

Учитывая недостатки существующей системы допуска к адвокатской профессии, Закон об адвокатуре предусмотрел более свободную и прозрачную процедуру получения статуса адвоката, но при этом установил барьер на доступ в адвокатуру юристов, не имеющих достаточной квалификации для этой работы.

В целях улучшения уровня подготовки претендентов на занятие адвокатской деятельностью и привлечения в адвокатуру только высокопрофессиональных специалистов изменен подход к сдаче квалификационного экзамена: Закон об адвокатуре, наряду с письменной, ввел устную форму проверки знаний претендента.

В Законе об адвокатуре определены:

- требования к лицу, претендующему на получение лицензии на осуществление адвокатской деятельности;

- перечень ограничений, при наличии которых лицо не может быть допущено к адвокатской деятельности;

- новый порядок прохождения стажировки и требования, предъявляемые к стажеру.

В отличие от действующего законодательства, согласно которому прохождение стажировки не оплачивается, Закон об адвокатуре предусмотрел заключение со стажером адвоката при приеме на работу срочного трудового договора. В случае заключения такого договора с территориальной коллегией адвокатов в него может быть внесено условие об обязанности стажера адвоката после прохождения стажировки и получения лицензии адвоката отработать два года в соответствующей юридической консультации.

Статья 29 Закона об адвокатуре предоставляет возможность адвокатам, имеющим стаж работы не менее трех лет в качестве адвоката или лица, оказывающего юридические услуги на основании свидетельства об аттестации юриста, при согласии коллегии адвокатов осуществлять адвокатскую деятельность не только в составе юридических консультаций, но и в адвокатском бюро либо индивидуально. Согласие коллегии адвокатов должно обеспечить достаточный уровень квалификации адвокатов для самостоятельной деятельности, а также выполнения тех задач, которые в целом возложены на адвокатуру [7, с. 2].

Впервые адвокатские образования наделяются правом принимать на работу адвоката по трудовому договору, что позволяет адвокату на первоначальном этапе своей деятельности иметь гарантированный заработок.

Интенсивно развивающаяся экономика в период создания благоприятных для бизнеса условий потребовала совершенствования института оказания юридической помощи, расширения ее видов. Согласно п. 1 ст. 26 Закона об адвокатуре адвокаты вправе выступать примирителями в примирительной процедуре, медиаторами в медиации или третейскими судьями при рассмотрении дел третейскими судами, давать правовую оценку документам и деятельности, вести правовую работу по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь, а также по обеспечению хозяйственной и иной деятельности. Расширению компетенции способствует и закрепление исключительного права адвоката представлять интересы клиента как в общих, так и в хозяйственных судах (п. 2 ст. 26 Закона об адвокатуре). Следует отметить, что это общепринятая мировая практика, когда в судах интересы сторон представляют только адвокаты, к которым предъявляются повышенные требования, на которых распространяются правила профессиональной этики и которые находятся под контролем своей адвокатской корпорации.

Предусмотренные ст. 53 Закона об адвокатуре переходные положения в течение года после вступления его в силу позволяют юристам-хозяйственникам с пятилетним стажем приобрести статус адвоката в упрощенном порядке - без прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена.

Сохраняется система оказания юридической помощи за счет республиканского бюджета, а также средств коллегий адвокатов, что позволяет обеспечить ее доступность и способствует реализации положений ст. 62 Конституции Республики Беларусь, провозглашающей, что каждый имеет право на такую помощь для осуществления и защиты прав и свобод.

Закон об адвокатуре гарантирует независимость деятельности адвокатуры, устанавливает запрет на вмешательство в профессиональную деятельность адвоката, раскрывает понятие адвокатской тайны. В силу п. 3 ст. 16 Закона об адвокатуре информация, составляющая адвокатскую тайну, не может быть получена от адвоката, его стажеров и помощников и использована в качестве доказательств в уголовном, гражданском, хозяйственном и административном процессах.

Значительные изменения претерпели нормы, регулирующие деятельность органов адвокатского самоуправления – необходимого элемента функционирования адвокатуры. Эти органы призваны представлять интересы адвокатов, способствовать повышению их профессиональных знаний, защищать их права. Они выполняют организационные функции самостоятельно, без вмешательства государства. [7, с. 3]

Учитывая, что работа адвоката в органах управления коллегии адвокатов – общественная деятельность, непосредственно не связанная с основной функцией, оказанием профессиональной квалифицированной юридической помощи, Закон об адвокатуре предусматривает, что адвокаты получают вознаграждение за дни участия в работе органов управления коллегии адвокатов в порядке и размерах, определенных общим собранием (конференцией) членов территориальной коллегии адвокатов или советом Республиканской коллегии адвокатов, а основной доход – от осуществления адвокатской деятельности.

Закреплены новые подходы к порядку привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности. Существующий конституционный принцип об оказании квалифицированной юридической помощи должен определяться не только квалификацией адвоката и допуском к профессии, но и контролем за этой практикой посредством механизма дисциплинарной ответственности вплоть до возможности отстранить адвоката от деятельности по оказанию юридической помощи.

Определено, что дисциплинарное производство в отношении адвоката могут возбудить органы управления коллегии адвокатов или Министр юстиции Республики Беларусь по собственной инициативе либо на основании жалобы (представления, определения). Окончательное решение о привлечении к дисциплинарной ответственности адвоката принимает специально созданная дисциплинарная комиссия коллегии адвокатов.

Закреплены полномочия Министерства юстиции Республики Беларусь как лицензирующего органа по контролю за соблюдением адвокатами законодательства наряду с обеспечением принципа их независимости с целью надлежащей организации работы органов адвокатского самоуправления и обеспечения прав граждан на юридическую помощь.

Модернизация правовых основ адвокатской деятельности в Республике Беларусь по мнению Минюста РБ, выступившего непосредственным разработчиком данного Закона об адвокатуре, повысит качество и профессионализм оказания юридической помощи, статус адвоката, позволит увеличить численность адвокатов, прозрачность допуска к данной профессии, сделает юридическую помощь более доступной.

 

 

2.2 Управление нотариата и загсов: анализ изменений в нотариальной деятельности

 

 

13 июля 2012 г. принят Закон Республики Беларусь № 411-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нотариальной деятельности», который вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.

Положения Закона № 411-З, которыми вносятся изменения в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности», направлены на совершенствование порядка рассмотрения бесспорных требований граждан и юридических лиц о взыскании денежных сумм (задолженности), согласование норм указанных законодательных актов с нормативными предписаниями Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности» и нормами иных законодательных актов [10, с. 1].

Информация о работе Пути совершенствования деятельности Управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности