Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 07:44, контрольная работа
Цель работы: характеристика лицензирования страховой деятельности.
Задачи работы:
1. Изучение необходимости лицензирования страховой деятельности;
2. Анализ лицензирования деятельности субъектов страхового дела.
Введение 3
1. Необходимость лицензирования страховой деятельности 5
2. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела 7
Заключение 16
Список использованных источников и литературы 17
Содержание
Правовое регулирование страхования является одним из ярких примеров комплексного взаимодействия публично-правовых и частноправовых норм. Существуют различные точки зрения по вопросу о способах правового регулирования страхования: от отнесения страхования, в том числе и добровольного, к сфере публичного регулирования до рассмотрения его только как института частного (гражданского) права.
В настоящее время в условиях развития новых общественно-экономических отношений, связанных с появлением различных финансовых инструментов, со все более возрастающей зависимостью благосостояния одного государства от благосостояния другого, государство как властный субъект призвано законодательно устанавливать общие правила регулирования новых и обновленных финансовых отношений, в том числе и в страховании.
Страхование, как любое другое сложное социальное явление, выполняет как частные, так и общественно значимые публичные функции, обеспечивая необходимую стабильность. Сбои в функционировании страховщика способны повлечь кризисные проявления в экономике и социальной сфере, нарушение интересов прежде всего слабой стороны - страхователя. В связи с этим роль государства в обеспечении публичного интереса в страховании не должна преуменьшаться.
Лицензирование страховой деятельности. Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту, получившему соответствующую лицензию (п. 1 ст. 32 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон РФ № 4015-1)).
Лицензия выдается на осуществление определенного вида страхования, поэтому страховые организации вправе осуществлять только те виды страхования, которые обозначены в лицензии.
Цель работы: характеристика лицензирования страховой деятельности.
Задачи работы:
1. Изучение необходимости лицензирования страховой деятельности;
2. Анализ лицензирования деятельности субъектов страхового дела.
Методологической основой исследования является использование историко-правового, формально-логического, сравнительно-правового методов исследования.
В условиях объективно складывающихся реалий социально-экономических отношений возрастающая роль страхования в жизнедеятельности индивидов и общества в целом и связанные с этим риски не могут оставаться без внимания государства - субъекта, обеспечивающего создание таких правовых условий, которые образуют необходимые гарантии реализации соответствующего страхового интереса1.
Внесение изменений в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон) обусловлено необходимостью:
приведения положений Закона в соответствие с изменениями законодательства Российской Федерации, произошедшими после 2005 года, а также учета международной практики регулирования страховой сферы;
устранения правовых пробелов и неточностей в Законе, влекущих неоднозначность в понимании и толковании его отдельных норм;
уточнения порядка и условий осуществления страховой деятельности на территории Российской Федерации на основе обобщения правоприменительной практики.
Вносимые изменения основываются на положениях Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной Правительством Российской Федерации, и способствуют совершенствованию механизмов защиты прав потребителей страховых услуг, повышению ответственности субъектов страхового дела, прозрачности их деятельности.
Расширено определение страховых пулов, выделена специфика их деятельности, уточнены условия участия в них страховщиков, определена специфика деятельности перестраховочных пулов, предусмотрена возможность участия перестраховщиков разных государств в деятельности пула.
В целях закрепления в законодательстве единых принципов и требований к проведению лицензирования законопроектом уточнено понятие «лицензия» исходя из того, что лицензия - это разрешение на право осуществления вида деятельности, выданное лицензирующим органом, которое имеет документальное оформление в виде бланка лицензии, к которому также могут быть установлены определенные требования.
Определено содержание формы документа, подтверждающего наличие лицензии (бланка лицензии). Перечень документов, представляемых лицензиатом для получения лицензии, разработан с учетом требований, установленных законопроектом для страховых брокеров, а также с учетом требований законов об отдельных видах обязательного страхования, в части соответствия страховых организаций требованиям по защите государственной тайны2.
Во всем мире страховая деятельность находится под пристальным вниманием государства. Это объясняется значением страхования в экономической и социальной жизни общества. Необходимость прямого участия государства в наблюдении за страховой деятельностью определяется имеющимся противоречием в самой цели существования страховых организаций: с одной стороны, любая коммерческая организация, в т.ч. страховая, имеет своей главной целью извлечение прибыли, с другой стороны, цель страхования состоит в защите имущественных интересов определенного круга лиц (физических лиц, организаций, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований). Таким образом, возможно преобладание интересов страховщиков над интересами страхователей, которые нуждаются в защите, т.к. доверяют страховщикам свои деньги, но при этом часто не в состоянии сделать заключение о надежности своих вложений. Из этого закономерно вытекает необходимость наличия в сфере страхования действенной системы регулирования правовых отношений, устанавливающей правила конкуренции и требования платежеспособности страховщиков и направленной на повышение эффективности национального страхового дела.
К основным функциям ФСФР в сфере страхования относятся следующие:
- контроль и надзор за
- лицензирование деятельности
субъектов страхового дела, аттестация
страховых актуариев, ведение единого
государственного реестра
- принятие решений о выдаче
или отказе в выдаче, аннулировании,
приостановлении, возобновлении действия
и отзыве лицензии у субъектов
страхового дела, обращение в
случаях, предусмотренных
- осуществление расчета квоты
участия иностранного капитала
в уставных капиталах
- разработка нормативных и
- обработка и анализ практики
страховой деятельности, обобщение
практики страхового надзора, разработка
и представление в
ФСФР контролирует соблюдение субъектами страхового дела законодательства, прежде всего, через лицензирование страховых операций, наблюдение и анализ финансово-хозяйственной деятельности страховщиков по данным представляемой отчетности и проверок. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела является одной из основных функций ФСФР в сфере страхового дела, напрямую влияющей на обеспечение функционирования страхового рынка. В рамках данной функции ФСФР принимает решения о выдаче, отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении или отзыве лицензий страховщиков, обществ взаимного страхования и страховых брокеров. Служба также уполномочена проводить аттестацию страховых актуариев3.
Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее - лицензия) - специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.
Лицензия выдается:
1) страховой организации на
добровольного страхования жизни;
добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни;
добровольного имущественного страхования;
вида обязательного страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования;
перестрахования в случае принятия по договору перестрахования обязательств по страховой выплате;
2) перестраховочной организации
на осуществление
3) обществу взаимного
4) страховому брокеру на
Для получения лицензии соискатель лицензии на осуществление страхования, перестрахования представляет в орган страхового надзора:
1) заявление о предоставлении лицензии;
2) учредительные документы
3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
4) протокол собрания учредителей
об утверждении учредительных
документов соискателя
5) сведения о составе акционеров (участников);
6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
7) документы о государственной
регистрации юридических лиц, являющихся
учредителями субъекта
8) сведения о единоличном
9) сведения об актуарии;
10) документы (согласно перечню, установленному
нормативными актами органа
11) сведения о внутреннем
12) положение о внутреннем аудите;
13) документы, подтверждающие соответствие
соискателя лицензии
14) иные документы, подтверждающие
соответствие соискателя
Для получения лицензии на осуществление взаимного страхования соискатель лицензии (некоммерческая организация) представляет в орган страхового надзора:
1) заявление о предоставлении лицензии;
2) устав общества взаимного
3) документ о государственной регистрации общества взаимного страхования в качестве юридического лица;
4) сведения о председателе
5) сведения о юридических лицах
- членах общества взаимного
6) положение о внутреннем аудите;
7) сведения об актуарии.
Для получения лицензии на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:
1) заявление о предоставлении лицензии;
2) документ о государственной
регистрации соискателя