Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:11, дипломная работа
Цель работы: рассмотреть деятельность ОВД, как субъекта в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Методика и информационная база исследования включает применение различных теоретических и эмпирических методов и средств получения, закрепления и обработки информации. В процессе исследования применялись современные методы познания, разработанные юриспруденцией, практикой государственно-правового строительства. Анализ осуществлялся системным методом.
Введение 3
Глава 1. Орган внутренних дел, как субъект в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7
1.1. Государственная политика в сфере предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7
1.2 Правовое положение, задачи, организационное построение органов системы профилактики по делам несовершеннолетних 20
1.3. Правовое положение, назначение и функции центров временного содержания несовершеннолетних 35
Глава 2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к несовершеннолетним правонарушителям и их родителям 48
2.1. Меры административного воздействия, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям 48
2.2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к родителям несовершеннолетних правонарушителей и лицам, их замещающих 58
2.3. Особенности ведения подучетных документов в подразделениях по делам несовершеннолетних 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
Список использованных источников 88
- условно-досрочно
освобожденные от отбывания
- освобожденные от
наказания вследствие акта об
амнистии или в связи с
- получившие отсрочку
отбывания наказания или
- освобожденные из
учреждений уголовно-
- осужденные за
совершение преступлений
- осужденные условно;
- осужденные к
обязательным работам,
При заведении учетно-
1) проводят беседу
с несовершеннолетним, его родителями
или законными представителями,
2) проводят регистрацию
поставленных на учет в
В журнале также регистрируются учетно-профилактические карточки и учетно-профилактические дела, поступившие из других горрайорганов либо направленные в их адрес;
3) извещают о постановке на учет ПДН:
а) наркологическое учреждение:
- о несовершеннолетних,
употребляющих спиртные
- о поставленных на учет родителях, злоупотребляющих спиртными напитками, употребляющих без назначения врача наркотические средства или психотропные вещества либо употребляющих одурманивающие вещества;
б) военный комиссариат района, города (без районного деления), административного округа - о подростках, достигших 16 лет и совершивших преступления.
Ведение учетно-профилактических карточек, учетно-профилактических дел на несовершеннолетних прекращается, и несовершеннолетние снимаются с учета ПДН в случаях:
- исправления. При этом лица, состоящие на учете за употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо употребление одурманивающих веществ, снимаются с учета по согласованию с органами здравоохранения;
- достижения 18 лет;
- вынесения судом определения об отмене условного осуждения либо отсрочки отбывания наказания;
- истечения испытательного срока при условном осуждении;
- отмены либо изменения
приговора, исключивших
- помещения в специальное
учебно-воспитательное
- совершения преступления,
если в отношении лица избрана
мера пресечения в виде
- неподтверждения материалов, послуживших основанием для постановки на учет;
- наступления обстоятельств,
исключающих возможность
- смерти, признания
в установленном
Ведение учетно-профилактических карточек на родителей, отрицательно влияющих на детей, прекращается, и родители снимаются с учета в случаях:
- прекращения отрицательного влияния на детей, оздоровления обстановки в семье;
- осуждения к лишению свободы;
- лишения родительских прав;
- неподтверждения материалов, послуживших основанием для постановки на учет;
- наступления обстоятельств,
исключающих возможность
- смерти, признания в установленном законодательством РФ порядке умершим или безвестно отсутствующим81.
Должностные лица ПДН при снятии с учета лиц, состоящих на учете, обязаны:
1) уведомить заинтересованных лиц в случае неподтверждения материалов, послуживших основанием для постановки на учет;
2) при достижении
состоящими на учете
а) направить в уголовно-исполнительную инспекцию органов юстиции обобщенную справку о результатах проведения профилактической работы в отношении лица, осужденного к лишению свободы условно, осужденного с отсрочкой отбывания наказания, осужденного к обязательным или исправительным работам, условно-досрочно освобожденного от отбывания наказания;
б) уведомить рапортом участкового инспектора милиции о снятии с учета ПДН в связи с достижением ими совершеннолетия:
- лиц, достигших возраста 18 лет;
- правонарушителей,
не ставших на путь
В рапорте должны содержаться сведения об образе жизни лица, состоявшего на учете, совершенных им правонарушениях и принятых в этой связи мерах.
Копии перечисленных
документов приобщаются к учетно-
Разрешение о снятии с учета несовершеннолетних, родителей, отрицательно влияющих на детей, дается в письменном виде начальником горрайоргана или его заместителем. Прекращенные учетно-профилактические карточки, учетно-профилактические дела хранятся в архиве в течение двух лет, а затем уничтожаются в установленном порядке.
Об основании и дате снятия с учета несовершеннолетнего, родителей, отрицательно влияющих на детей, производится отметка в журнале регистрации лиц, состоящих на учете подразделения по делам несовершеннолетних.
При изменении лицом, состоящим на учете ПДН, места жительства должностные лица ПДН в трехдневный срок сообщают об этом в горрайорган по территориальности нового места жительства. Учетно-профилактическая карточка, учетно-профилактическое дело направляются в этот горрайорган только после получения подтверждения о прибытии выбывшего лица на новое место жительства. При получении сообщения о том, что выбывший не прибыл к новому месту жительства, материалы докладываются начальнику горрайоргана для решения вопроса о розыске лица в установленном порядке.
Осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей – это одна из наиболее важных целей закона, поскольку от ее успешного достижения зависит реализация других целей. Учет детей - это не только техническая процедура, представляющая регистрацию безнадзорных в специальных учетных системах документирования информации. Учет детей предполагает также большую работу по выявлению таких детей, осуществлению мероприятий по их предварительному устройству в специализированные учреждения.
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения (п. 3 ч. 1 ст. 21 Закона о профилактике безнадзорности).
Учет безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних предельно затруднен, т. к. многие из них не имеют постоянного места жительства, постоянного институционализированного занятия и т.д. Их цифра постоянно колеблется и складывается, преимущественно, на основе данных, получаемых от социальных служб и органов правопорядка.
Вследствие разных ведомственных критериев постановки на учет (в отдельных случаях отсутствия таковых) в настоящее время не имеется возможности объективно оценить количество безнадзорных несовершеннолетних, несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семей, находящихся в социально опасном положении. Субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних толкуют эти понятия по-своему. К сожалению, несмотря на то что перечисленные понятия определены в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в нем не содержится норм, определяющих необходимость проведения межведомственной сверки численности вышеуказанных категорий детей и семей, а также не определен соответствующий ответственный орган, который осуществляет персонифицированный учет вышеперечисленных категорий. Действующие формы федеральной статистической отчетности дают фрагментарную оценку численности безнадзорных детей, в том числе годовые формы №1 Дети (соц), №1 Дети (здрав); №1 Дети (МВД), которые утверждены Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 01.04.05 №25 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними»82.
Вывод: согласно Приказу МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» должностные лица ПДН ставят на учет несовершеннолетних правонарушителей на основании постановления КДН в случае совершения ими правонарушения, повлекшего применение меры административного наказания.
На
несовершеннолетних, в отношении
которых КДНиЗП вынесено постановление
о привлечении к
При
заведении учетно-
При достижении состоящими на учете несовершеннолетними 18-летнего возраста необходимо направить в уголовно-исполнительную инспекцию органов юстиции обобщенную справку о результатах проведения профилактической работы, а также уведомить рапортом участкового инспектора милиции о снятии с учета ПДН в связи с достижением ими совершеннолетия.
В рапорте должны содержаться сведения об образе жизни лица, состоявшего на учете, совершенных им правонарушениях и принятых в этой связи мерах. Копии перечисленных документов приобщаются к учетно-профилактическим карточкам, учетно-профилактическим делам.
В многоуровневой системе предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, как показал анализ психолого-педагогической, юридической литературы, в качестве субъектов профилактики выступают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. В органах, в порядке, установленном законодательством РФ, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основная цель взаимодействия - обеспечение единства действий, взаимопомощь и объединение усилий для успешного решения общей задачи по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. При этом взаимодействие и взаимная помощь должны быть четко согласованы как по цели (задачам) действий, так и по месту и времени проведения совместных мероприятий.