Правонарушения несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть деятельность ОВД, как субъекта в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Методика и информационная база исследования включает применение различных теоретических и эмпирических методов и средств получения, закрепления и обработки информации. В процессе исследования применялись современные методы познания, разработанные юриспруденцией, практикой государственно-правового строительства. Анализ осуществлялся системным методом.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Орган внутренних дел, как субъект в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7
1.1. Государственная политика в сфере предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7
1.2 Правовое положение, задачи, организационное построение органов системы профилактики по делам несовершеннолетних 20
1.3. Правовое положение, назначение и функции центров временного содержания несовершеннолетних 35
Глава 2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к несовершеннолетним правонарушителям и их родителям 48
2.1. Меры административного воздействия, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям 48
2.2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к родителям несовершеннолетних правонарушителей и лицам, их замещающих 58
2.3. Особенности ведения подучетных документов в подразделениях по делам несовершеннолетних 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
Список использованных источников 88

Файлы: 1 файл

правовые основы деятельности милиции по профилактике безнадзорности (2).doc

— 444.00 Кб (Скачать)

    Данные  органы выполняют определенные предупредительные  функции в борьбе с правонарушениями, в том числе оказывают целенаправленное воспитательное воздействие на несовершеннолетних, исходя из своих уставных положений и посредством специальных форм и методов.

    К современной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних законодательно отнесены: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы социальной защиты населения, образования, органы по делам молодежи, здравоохранения, органы опеки и попечительства, службы занятости, правоохранительные и судебные органы.

    Значительная  роль в предупреждении правонарушений несовершеннолетних среди правоохранительной системы отведена российским законодательством подразделениям и учреждениям органов внутренних дел (ОВД), которые являются специализированным субъектом предупреждения преступного поведения несовершеннолетних. Предупредительная деятельность органов внутренних дел заключается в постоянном правовом воздействии на несовершеннолетних, подростково-молодежные группировки антиобщественной направленности и неблагополучных родителей или лиц, их заменяющих. Особенностью деятельности ОВД в рассматриваемой сфере является широта их компетенции: практически нет и не было ни одного участка предупреждения правонарушений, на котором не были бы задействованы ОВД в качестве активных исполнителей требований, предъявляемых государством к укреплению общественного порядка.

    Службы  и подразделения органов внутренних дел, выполняющие эти задачи, согласно Федеральному Закону «О полиции» можно разделить на группы, у которых: предупредительная деятельность в отношении несовершеннолетних является основной задачей (подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП)); предупреждение правонарушений несовершеннолетних составляет одно из направлений деятельности (уголовный розыск и подразделения следствия и дознания); предупреждение правонарушений несовершеннолетних осуществляется попутно с основными функциональными обязанностями (патрульно-постовая служба полиции (ППС), государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД)).

    Наиболее  отлаженным, оснащенным в кадровом и материальном отношении субъектом, полностью специализированным на предупреждении правонарушений несовершеннолетних, являются подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

    Главное направление их деятельности - работа с семьей несовершеннолетнего. Она заключается в своевременном выявлении неблагополучных семей и принятии к ним эффективных мер профилактического воздействия в целях недопущения негативного влияния на поведение несовершеннолетних. Поскольку, как неоднократно говорилось выше, подростковая преступность - это в основном групповая преступность, то следующим основным направлением ПППН является воздействие на подростково-молодежные группы с целью их разобщения. Эта работа заключается в их выявлении, непосредственной работе как в целом с группой, так и с ее членами в отдельности.

    Прерогатива в решении задач профилактической деятельности возлагается на сотрудников полиции, а именно на инспекторов по делам несовершеннолетних, которые выполняют важнейшие предупредительные функции по борьбе с преступностью.

    Эффективность профилактической работы зависит от технологии профилактической работы, организации планирования воспитательной деятельности, полной информации о  самом подростке, его психологических  свойствах, социальной среде и ближайшем его окружении, что имеет важное значение для разработки деятельности.

    Таким образом, повышенную ответственность  в организации правовоспитательной  работы среди детей и подростков несут инспекции по делам несовершеннолетних.

    Основные  меры предупредительного воздействия, применяемые как органами внутренних дел, так и подразделений по делам несовершеннолетних, включают:

    - использование уголовно-правовых, административно-правовых  мер;

    - контроль над своевременным поступлением, прохождением материалов по уголовным делам и административным правонарушениям, принятие по ним соответствующих решений;

    - активное применение правовых  мер воздействия к лицам, совершающим  административные правонарушения  и преступления, не представляющие  большой общественной опасности, с целью недопущения с их стороны более тяжких преступлений;

    - обеспечение неотвратимости наказаний  за несоблюдение установленных  законом ограничений лицами, в  отношении которых осуществляется  контроль;

    - инициативное внесение в органы  здравоохранения ходатайств о направлении наркоманов, систематически совершающих правонарушения либо ущемляющих права и законные интересы граждан, в специальные наркологические учреждения.

    Содействие  сотрудникам ПДН в проведении профилактических мероприятий оказывают сотрудники ППСМ и ППС ОВД на железнодорожном транспорте, ГИБДД. Они не только обязаны патрулировать свои маршруты, но и должны выявлять безнадзорных подростков, занимающихся попрошайничеством, учитывать расположение мест, где высока вероятность группирования несовершеннолетних с целью совершения ими преступлений. Такие формы поисковой работы должны осуществлять и ЦВСНП. Однако в последние годы эти подразделения значительно утратили свои профилактические функции. Как показали изученные нами уголовные дела, просчеты в данном направлении не позволяют своевременно пресекать групповую преступность несовершеннолетних.

    Таким образом, на сегодняшний день в России имеется целая группа государственных  органов различного уровня, в компетенцию  которых входит регулирование и разрешение вопросов социализации несовершеннолетних. В то же время одной из основных проблем в этой области является отсутствие взаимодействия между ними, нечеткость распределения компетенции в соответствии с ветвями и уровнями власти, дублирование и параллелизм в работе. Кроме того, существует огромный массив нормативных актов различных отраслей права, так или иначе связанных с регулированием прав ребенка, накоплен большой объем знаний, содержащих рекомендации относительно реализации прав несовершеннолетних в различных сферах жизни общества, совершенствования институтов, связанных с детством.

    В заключение проведенного исследования следует сделать следующие выводы:

    1. На комиссии по делам несовершеннолетних  возлагается ряд разнохарактерных  задач, которые можно распределить по следующим функциональным комплексам: охранительный, социальный, организационно-методический, административно-юрисдикционный.

    2. Существенным представляется обобщение  и целенаправленное применение  в рамках всего государства  позитивных достижений, прогрессивных инструментов и методов, используемых в деятельности КДН в отдельных регионах, в частности таких, как:

    - организация детских лагерей,  клубов и антикризисных центров  для подростков;

    - создание банков данных несовершеннолетних, попавших в кризисную ситуацию;

    - проведение межведомственных операций  «Подросток», «Подросток-контакт», «Никто не лишний» и др.

    - использование телефонов горячей  линии и т.д.

    3. На законодательном уровне в  скорейшем времени должна быть  решена наиболее болезненная с правовой точки зрения проблема определения и закрепления статуса КДН как органа, направленного на защиту прав несовершеннолетних в России. В связи с этим необходимо принятие федерального закона «Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», в котором бы детально прописывались такие моменты, как:

    - правовая природа КДН;

    - задачи и функции КДН;

    - порядок их образования;

    - полномочия;

    - порядок финансирования;

    - иные аспекты, непосредственно  затрагивающие деятельность комиссий.

    Помимо  этого, на основе вышеуказанного закона необходимо внести изменения в Федеральный  закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  в части определения порядка образования КДН, а именно вернуть в ст. 11 слова «образуемые органами местного самоуправления».

    4. Представляется важным также  четко определить порядок координации  и взаимодействия в системе  комиссий по делам несовершеннолетних  на федеральном и региональном уровнях, для чего необходимо законодательно регламентировать систему информационных, организационных и контрольно-надзорных аспектов их взаимодействия. Помимо этого, комиссии должны работать на постоянной основе, что потребует законодательного закрепления перечня должностных лиц, которые входят в их состав, а также увеличения численности сотрудников КДН.

    Для решения проблем финансирования и ресурсного обеспечения деятельности комиссий предлагается распределить бремя  расходов на их содержание между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов (учитывая, что комиссии выполняют и ряд государственных полномочий). Для последовательного распределения объемов денежных средств целесообразно создать согласительную комиссию из представителей исполнительных органов Федерации и субъектов с возложением на нее задачи по подготовке соответствующего финансового проекта, а также проекта необходимых изменений законодательства.

    6. В свете планируемой в ближайшие годы реформы по внедрению системы ювенальной юстиции в России с созданием соответствующих судебных органов представляется необходимым исключить из сферы полномочий КДН административно-юрисдикционные аспекты, компетенция которых должна в большей степени включать правовую охрану детей и организацию профилактических мероприятий.

    7. При этом необходимо разработать критерии и показатели результативности профилактической работы, обеспечить осуществление КДН аналитической деятельности путем организации доступа к статистическим и эмпирическим материалам, обеспечения комиссий оргтехникой и средствами связи.

    8. Необходимо принятие единой полноценной  программы, охватывающей деятельность  всех органов по профилактике  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних, единого государственного подхода к решению проблем профилактики беспризорности и безнадзорности.

    Таким образом, совершенствование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и их прав в Российской Федерации должно на настоящем этапе стать одной из ключевых составляющих социальной политики в отношении несовершеннолетних и должно дополняться продвижением на региональном и федеральном уровнях скоординированного подхода при осуществлении реформ в области ювенальной юстиции, повышением качества потенциала всех ювенальных органов во имя усиления роли закона и защиты прав ребенка, вовлечением граждан и их объединений в решение социальных проблем и формированием на данной основе системы устойчивого экономического и социального развития российского общества. 

 

Список использованных источников

 

Нормативные акты 

  
  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Текст]. – Новосибирск, 2003. – 48 с.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации: официальный текст. – М., 2004. – 192 с.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М, 2002.
  4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня 2004 г.), ст. 11 // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" // "Российская газета" № 5401 от 8 февраля 2011 г.
  6. Федеральный закон №171-ФЗ (в ред. от 1.01.2006г.) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
  7. Федеральный закон от 17 января 1992 г.  № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. №132-ФЗ от август 2010 г.) // СПС «Консультант Плюс».
  8. Приказ МВД РФ от 26.05.2000 № 569 (ред. от 06.04.2007) «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»// СПС «Консультант Плюс».
  9. Приказ МВД России от 2 сентября 2005 г. № 716 "Об утверждении Типового положения об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 21.01.2010 Приказ МВД РФ №29) // СПС «Консультант Плюс».
  10. Приказ от 17 января 2006 г. № 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (вместе с "Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений") // СПС «Консультант плюс».
  11. Приказ МВД РФ от 2 апреля 2004 г. № 215 "О мерах по совершенствованию деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел" (с изменениями от 18 октября 2005 г., 30 августа 2006 г.) // СПС «Консультант плюс».
  12. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 августа 2006 г. № 690 г. Москва "О дальнейшем совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел" // Российская газета – № 4178 от 22 сентября 2006 г.
  13. Постановление от 6 мая 2006 г. № 272 «О Правительственной комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав (в ред. распоряжений Правительства РФ от 19.08.2009 № 1189-р) // СПС «Консультант Плюс».
  14. Указ Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г. "Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" (в редакции от 6 августа 1986 г.) (с изменениями от 25 февраля 1993 г.) // СПС «Консультант Плюс».
  15. Закон Алтайского края от 7 декабря 2009 г. № 99-ЗС "Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края" Принят Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 декабря 2009 г. № 661 // "Алтайская правда" от 19 декабря 2009 г., № 402-403.
  16. Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края и ее состава: Постановление Администрации Алтайского края от 27.07.2009 № 337 (в ред. от 10.02.2010) // Сборник законодательства Алтайского края. – 2009. – № 159. – Ч. 3. – С. 16.
  17. Постановление Администрации Алтайского края от 20.07.2009 № 313 «О дальнейших мерах по улучшению положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Алтайском крае на период 2009–2011 годов» // Алтайская правда, № 243–244, 08.08.2009
  18. Постановление Администрации города Барнаула от 09.02.2010 № 476 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие образования г. Барнаула на 2010 - 2012 годы» // «Вечерний Барнаул», № 23, 16.02.2010.
  19. Постановление Европейского суда по правам человека от 8 апреля 2004 г. № 11057/02 // Бюллетень Европейского суда по правам человека. – 2004. – № 9.
  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. № 272 // Собрание Законодательства Российской Федерации, 08.05.2006, № 19, СТ. 2093.
  21. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 420 "Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением" (с изменениями от 8 января 1997 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.) // СПС «Консультант Плюс».

Информация о работе Правонарушения несовершеннолетних