Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:11, дипломная работа
Цель работы: рассмотреть деятельность ОВД, как субъекта в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Методика и информационная база исследования включает применение различных теоретических и эмпирических методов и средств получения, закрепления и обработки информации. В процессе исследования применялись современные методы познания, разработанные юриспруденцией, практикой государственно-правового строительства. Анализ осуществлялся системным методом.
Введение 3
Глава 1. Орган внутренних дел, как субъект в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7
1.1. Государственная политика в сфере предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7
1.2 Правовое положение, задачи, организационное построение органов системы профилактики по делам несовершеннолетних 20
1.3. Правовое положение, назначение и функции центров временного содержания несовершеннолетних 35
Глава 2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к несовершеннолетним правонарушителям и их родителям 48
2.1. Меры административного воздействия, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям 48
2.2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к родителям несовершеннолетних правонарушителей и лицам, их замещающих 58
2.3. Особенности ведения подучетных документов в подразделениях по делам несовершеннолетних 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
Список использованных источников 88
Данные
органы выполняют определенные предупредительные
функции в борьбе с правонарушениями,
в том числе оказывают
К
современной системе
Значительная роль в предупреждении правонарушений несовершеннолетних среди правоохранительной системы отведена российским законодательством подразделениям и учреждениям органов внутренних дел (ОВД), которые являются специализированным субъектом предупреждения преступного поведения несовершеннолетних. Предупредительная деятельность органов внутренних дел заключается в постоянном правовом воздействии на несовершеннолетних, подростково-молодежные группировки антиобщественной направленности и неблагополучных родителей или лиц, их заменяющих. Особенностью деятельности ОВД в рассматриваемой сфере является широта их компетенции: практически нет и не было ни одного участка предупреждения правонарушений, на котором не были бы задействованы ОВД в качестве активных исполнителей требований, предъявляемых государством к укреплению общественного порядка.
Службы
и подразделения органов
Наиболее отлаженным, оснащенным в кадровом и материальном отношении субъектом, полностью специализированным на предупреждении правонарушений несовершеннолетних, являются подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Главное направление их деятельности - работа с семьей несовершеннолетнего. Она заключается в своевременном выявлении неблагополучных семей и принятии к ним эффективных мер профилактического воздействия в целях недопущения негативного влияния на поведение несовершеннолетних. Поскольку, как неоднократно говорилось выше, подростковая преступность - это в основном групповая преступность, то следующим основным направлением ПППН является воздействие на подростково-молодежные группы с целью их разобщения. Эта работа заключается в их выявлении, непосредственной работе как в целом с группой, так и с ее членами в отдельности.
Прерогатива
в решении задач
Эффективность профилактической работы зависит от технологии профилактической работы, организации планирования воспитательной деятельности, полной информации о самом подростке, его психологических свойствах, социальной среде и ближайшем его окружении, что имеет важное значение для разработки деятельности.
Таким
образом, повышенную ответственность
в организации
Основные меры предупредительного воздействия, применяемые как органами внутренних дел, так и подразделений по делам несовершеннолетних, включают:
-
использование уголовно-
-
контроль над своевременным
-
активное применение правовых
мер воздействия к лицам,
-
обеспечение неотвратимости
-
инициативное внесение в
Содействие сотрудникам ПДН в проведении профилактических мероприятий оказывают сотрудники ППСМ и ППС ОВД на железнодорожном транспорте, ГИБДД. Они не только обязаны патрулировать свои маршруты, но и должны выявлять безнадзорных подростков, занимающихся попрошайничеством, учитывать расположение мест, где высока вероятность группирования несовершеннолетних с целью совершения ими преступлений. Такие формы поисковой работы должны осуществлять и ЦВСНП. Однако в последние годы эти подразделения значительно утратили свои профилактические функции. Как показали изученные нами уголовные дела, просчеты в данном направлении не позволяют своевременно пресекать групповую преступность несовершеннолетних.
Таким образом, на сегодняшний день в России имеется целая группа государственных органов различного уровня, в компетенцию которых входит регулирование и разрешение вопросов социализации несовершеннолетних. В то же время одной из основных проблем в этой области является отсутствие взаимодействия между ними, нечеткость распределения компетенции в соответствии с ветвями и уровнями власти, дублирование и параллелизм в работе. Кроме того, существует огромный массив нормативных актов различных отраслей права, так или иначе связанных с регулированием прав ребенка, накоплен большой объем знаний, содержащих рекомендации относительно реализации прав несовершеннолетних в различных сферах жизни общества, совершенствования институтов, связанных с детством.
В
заключение проведенного исследования
следует сделать следующие
1.
На комиссии по делам
2.
Существенным представляется
-
организация детских лагерей,
клубов и антикризисных
-
создание банков данных
-
проведение межведомственных
-
использование телефонов
3. На законодательном уровне в скорейшем времени должна быть решена наиболее болезненная с правовой точки зрения проблема определения и закрепления статуса КДН как органа, направленного на защиту прав несовершеннолетних в России. В связи с этим необходимо принятие федерального закона «Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», в котором бы детально прописывались такие моменты, как:
- правовая природа КДН;
- задачи и функции КДН;
- порядок их образования;
- полномочия;
- порядок финансирования;
- иные аспекты, непосредственно затрагивающие деятельность комиссий.
Помимо этого, на основе вышеуказанного закона необходимо внести изменения в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части определения порядка образования КДН, а именно вернуть в ст. 11 слова «образуемые органами местного самоуправления».
4.
Представляется важным также
четко определить порядок
Для решения проблем финансирования и ресурсного обеспечения деятельности комиссий предлагается распределить бремя расходов на их содержание между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов (учитывая, что комиссии выполняют и ряд государственных полномочий). Для последовательного распределения объемов денежных средств целесообразно создать согласительную комиссию из представителей исполнительных органов Федерации и субъектов с возложением на нее задачи по подготовке соответствующего финансового проекта, а также проекта необходимых изменений законодательства.
6. В свете планируемой в ближайшие годы реформы по внедрению системы ювенальной юстиции в России с созданием соответствующих судебных органов представляется необходимым исключить из сферы полномочий КДН административно-юрисдикционные аспекты, компетенция которых должна в большей степени включать правовую охрану детей и организацию профилактических мероприятий.
7. При этом необходимо разработать критерии и показатели результативности профилактической работы, обеспечить осуществление КДН аналитической деятельности путем организации доступа к статистическим и эмпирическим материалам, обеспечения комиссий оргтехникой и средствами связи.
8.
Необходимо принятие единой
Таким
образом, совершенствование деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних
и их прав в Российской Федерации должно
на настоящем этапе стать одной из ключевых
составляющих социальной политики в отношении
несовершеннолетних и должно дополняться
продвижением на региональном и федеральном
уровнях скоординированного подхода при
осуществлении реформ в области ювенальной
юстиции, повышением качества потенциала
всех ювенальных органов во имя усиления
роли закона и защиты прав ребенка, вовлечением
граждан и их объединений в решение социальных
проблем и формированием на данной основе
системы устойчивого экономического и
социального развития российского общества.
Нормативные
акты