Правонарушения несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть деятельность ОВД, как субъекта в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Методика и информационная база исследования включает применение различных теоретических и эмпирических методов и средств получения, закрепления и обработки информации. В процессе исследования применялись современные методы познания, разработанные юриспруденцией, практикой государственно-правового строительства. Анализ осуществлялся системным методом.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Орган внутренних дел, как субъект в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7
1.1. Государственная политика в сфере предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7
1.2 Правовое положение, задачи, организационное построение органов системы профилактики по делам несовершеннолетних 20
1.3. Правовое положение, назначение и функции центров временного содержания несовершеннолетних 35
Глава 2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к несовершеннолетним правонарушителям и их родителям 48
2.1. Меры административного воздействия, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям 48
2.2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к родителям несовершеннолетних правонарушителей и лицам, их замещающих 58
2.3. Особенности ведения подучетных документов в подразделениях по делам несовершеннолетних 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
Список использованных источников 88

Файлы: 1 файл

правовые основы деятельности милиции по профилактике безнадзорности (2).doc

— 444.00 Кб (Скачать)

     Необходимо  учитывать, что заработок - это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с качеством его труда по установленным нормам или в соответствии с заключенным трудовым договором. Например, пенсия или стипендия, получаемая несовершеннолетним, заработком не является.

     Чаще  всего несовершеннолетние, совершившие административные правонарушения, не имеют самостоятельного заработка, и штраф за них выплачивают их родители. Но это не означает, что несовершеннолетний освобождается от ответственности. В данном случае на родителя перекладывается только обязанность по уплате административного штрафа, а субъектом ответственности так и остается несовершеннолетний. И если в течение года с момента уплаты административного штрафа несовершеннолетний совершит еще одно однородное административное правонарушение, то это будет расцениваться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

    Родителям и иным законным представителям необходимо учитывать, что несовершеннолетний, совершивший административное правонарушение, сразу же попадает в поле зрения должностных лиц подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

    Так, согласно Приказу МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» должностные лица ПДН ставят на учет несовершеннолетних правонарушителей на основании постановления КДН в случае совершения ими правонарушения, повлекшего применение меры административного наказания53.

      К несовершеннолетним возможно применение специфических  административных мер воспитательного воздействия, не связанных с административным наказанием, в рамках действия Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 05.01.2006) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». К мерам воспитательного воздействия относятся:

     - возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение; предупреждение;

     - выговор или строгий  выговор;

     - возложение обязанности  возместить причиненный материальный  ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает половины минимального размера оплаты труда, или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда;

     - наложение на  несовершеннолетнего, имеющего самостоятельный заработок, штрафа;

     - передача несовершеннолетнего  под надзор родителей или лиц,  их заменяющих, или общественных  воспитателей, или общественной  организации с их согласия  и др.

      Статья 8.1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 05.01.2006) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает виды дисциплинарных наказаний, которые могут применяться к несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к которым относятся в том числе: специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел54.

      Общих видов дисциплинарных наказаний для несовершеннолетних, содержащихся в перечисленных категориях учреждений, предусмотрено три:

      - предупреждение,

      - выговор

      - и строгий выговор.

      Данные наказания  могут выноситься как в устной, так и в письменной форме.

      Часть вторая статьи 8.1 указанного Закона предусматривает  дополнительно два вида дисциплинарных наказаний, применяемых к несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием. Это:

      - сообщение родителям  или иным законным представителям;

      - исключение из  специального учебно-воспитательного  учреждения открытого типа органа  управления образованием на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанного учреждения.

      Наличие этих видов  наказаний, применяемых только в  указанной категории учреждений, обусловлено особенностями их статуса, режимом работы.

      Порядок применения мер взыскания к несовершеннолетним определяется соответствующими нормативными правовыми документами, регламентирующими  деятельность учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Такими нормативно-правовыми документами являются Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 года № 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением»55; Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 года № 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»56, разработанные на их основе соответствующие Положения таких учреждений, а также ведомственные правовые акты, например Приказ МВД РФ от 2 апреля 2004 года № 215 «О мерах по совершенствованию деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел»57, и другие нормативно-правовые документы.

      Закон предусматривает  также ограничения применения мер  воздействия по отношению к несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы  профилактики безнадзорности и правонарушений в их среде. Так, по отношению к  несовершеннолетним не допускаются:

      - применение физического и психического насилия;

      - применение мер  воздействия без учета возраста  несовершеннолетних;

      - применение мер,  носящих антипедагогический характер, унижающих человеческое достоинство;

      - ограничение контактов  несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями либо лишение несовершеннолетних контактов с родителями или иными законными представителями;

      - уменьшение норм  питания;

      - лишение прогулок.

      Необходимость законодательного урегулирования вопросов наказания  несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, продиктована желанием законодателя обеспечить гарантии соблюдения прав детей, гуманное с ними обращение, наиболее эффективное воспитательное воздействие на них и отсутствие злоупотреблений со стороны должностных лиц учреждений, в которых они содержатся.

      При этом надо учитывать, что положения данной статьи не распространяются на несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Это объясняется особой социальной опасностью этих лиц, их правовым статусом - осужденных и их более старшим возрастом (от 14 до 18 лет).

     В настоящее время одной из первостепенных задач является расширение сети субъектов профилактики, подготовка специалистов по работе с детьми и семьями. Принятые в последние годы на государственном и региональном уровнях законы и подзаконные акты способствовали решению этих проблем58. Сейчас в России 911 социальных учреждений для беспризорных, в том числе 92 центра социальной помощи семье и детям, 228 отделений по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения, 88 центров психологической помощи, 78 центров экстренной психологической помощи (по телефону). Помощь семье оказывают и центры, деятельность которых непосредственно направлена на социальную поддержку ребенка, оказавшегося в особо трудной ситуации: это 150 приютов, 58 социально-реабилитационных центров, 25 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Количество их растет с каждым годом, но потребность в них, к сожалению, тоже увеличивается59.

     Одним из главных специализированных субъектов, работающих с несовершеннолетними  и семьями с социально-негативными  свойствами, являются подразделения  по делам несовершеннолетних (ПППН) органов внутренних дел. Созданные в 1935 г. «приемники-распределители для несовершеннолетних», «детские комнаты милиции», «подразделения профилактики правонарушений несовершеннолетних» теперь – ПДН, существуют в трех уровнях управления: федеральном – в МВД России; региональном – в МВД по субъектам федерации и на местном – в городских и районных управлениях и отделах органов внутренних дел администрации городов, районов, поселков.

     Следует отметить, что в большинстве ПДН работают педагоги, но до последнего времени обсуждается вопрос: юрист или педагог должен работать в ПДН. В некоторых областях принимаются специальные меры для привлечения на работу с детьми и семьями юристов. Так, губернатором Костромской области принято Постановление № 577 от 28.10.2003 г. «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты сотрудников ПДН», предусматривающее ежемесячную доплату к окладу по занимаемой должности за счет средств областного бюджета за юридическое среднее образование – 25%, за высшее юридическое образование – 50%. В идеале, этой работой должны заниматься или юристы с дополнительной педагогической подготовкой, или педагоги с дополнительной юридической подготовкой60 (ни одно учебное заведение в стране таких специалистов не готовит; были предложения о введении такой специализации в 4-5 вузах страны, но положение не изменилось), что, вызывает определенные трудности на данном направлении профилактики несовершеннолетних.

    Вывод: Административные меры ответственности, имеют воспитательное и предупредительное значение. Они дают возможность подростку реально почувствовать, что его ждет в случае совершения преступления и назначения уголовного наказания. Некоторые юристы предлагают расширить систему мер административных взысканий. Н.В. Валуйсков61 предлагает отменить запрет на назначение несовершеннолетним административного ареста. По нашему мнению, можно назначить данный вид административного наказания только после создания необходимых условий содержания несовершеннолетних под арестом отдельно от взрослых преступников.

      К несовершеннолетним возможно применение специфических административных мер воспитательного воздействия:

     - возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение; предупреждение;

     - выговор или строгий выговор; 

     - возложение обязанности возместить  причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок;

     - наложение на несовершеннолетнего,  имеющего самостоятельный заработок,  штрафа;

     - передача несовершеннолетнего под  надзор родителей или лиц, их  заменяющих, или общественных воспитателей, или общественной организации с их согласия и др.

    При решении вопроса о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности в виде штрафа, КДНиЗП должна выяснить, есть ли у него самостоятельный заработок, так как при отсутствии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

2.2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к родителям несовершеннолетних правонарушителей и лицам, их замещающих

 

     Право родителей на воспитание детей должно обеспечиваться надлежащим исполнением родителями обязанностей по их воспитанию. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Согласно положениям ст. 38 Конституции РФ, ст. ст. 63 - 65 Семейный кодекс РФ родители несут ответственность за воспитание своего ребенка, как нравственного порядка, так и административную, гражданскую, семейную и уголовную, которая влечет неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей, в том числе и соответствующее наказание. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Типичной ответственностью за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав62.

      Оперативной мерой административного воздействия и одновременно защиты прав несовершеннолетнего, не связанной с лишением или ограничением родительских прав, является отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. Данная мера имеет следующие особенности:

      1) основанием является непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью, что выражается в физическом, психологическом воздействии на ребенка, оставление ребенка в опасности, без присмотра, одежды, питания. При этом учитывается возраст ребенка;

Информация о работе Правонарушения несовершеннолетних