Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:11, дипломная работа
Цель работы: рассмотреть деятельность ОВД, как субъекта в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Методика и информационная база исследования включает применение различных теоретических и эмпирических методов и средств получения, закрепления и обработки информации. В процессе исследования применялись современные методы познания, разработанные юриспруденцией, практикой государственно-правового строительства. Анализ осуществлялся системным методом.
Введение 3
Глава 1. Орган внутренних дел, как субъект в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7
1.1. Государственная политика в сфере предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7
1.2 Правовое положение, задачи, организационное построение органов системы профилактики по делам несовершеннолетних 20
1.3. Правовое положение, назначение и функции центров временного содержания несовершеннолетних 35
Глава 2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к несовершеннолетним правонарушителям и их родителям 48
2.1. Меры административного воздействия, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям 48
2.2. Меры административного воздействия, применяемые полицией к родителям несовершеннолетних правонарушителей и лицам, их замещающих 58
2.3. Особенности ведения подучетных документов в подразделениях по делам несовершеннолетних 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
Список использованных источников 88
Поскольку безнадзорность не совпадает с совершением подростками правонарушений и преступлений, а имеет свое собственное социальное содержание, ее профилактика не может быть той, которую в криминологии называют специальной, т. е. проводимой правоохранительными органами в отношении подростков-правонарушителей с целью предупредить совершение ими таких же деяний в будущем. Следует помнить, что в чистом виде безнадзорность - это не правонарушение, а отсутствие надзора. Значит, главная задача на этом этапе профилактической деятельности - предупредить сам факт отсутствия надзора, поставив заслон возможному или уже возникшему следствию безнадзорности - противоправному поведению.
Проблема беспризорности детей в Российской Федерации существовала всегда. Раньше, в царской России, затем в эпоху военного коммунизма, во время Второй мировой войны и после нее эта проблема обострялась особенно остро. В основном это было связано со смертью родителей в результате военных действий, либо применения к ним репрессий, в результате чего многие дети становились сиротами. И Российское государство, проявляя заботу о детях, создавало, развивало, реорганизовывало стройную систему органов, которые занимались выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей11.
В
настоящее время указанные
Итак, причины того, что дети остаются без попечения родителей, могут быть как объективные (смерть родителей), так и субъективные (уклонение родителей от воспитания детей, лишение их родительских прав).
Независимо от того, какие это причины, такие дети должны быть выявлены и поставлены на учет в органе опеки и попечительства для дальнейшего определения их судьбы.
Для определения факта утраты родительского попечения необходимо установить отсутствие всякой заботы о насущных потребностях ребенка и (или) его воспитании. При данных обстоятельствах возникает опасность для жизни, здоровья, воспитания несовершеннолетнего либо угроза ее наступления. Когда же эта забота существует, но является минимальной, возникает ситуация, свидетельствующая о появлении тревожного симптома - неблагополучия в семье, что требует применения мер профилактического характера.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется, прежде всего, с целью соблюдения прав ребенка, обеспечения его физического, духовного, психического, нравственного и морального развития12.
В соответствии со ст. 20 Конвенции о правах ребенка ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
В целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать обо всех, ставших им известными, случаях утраты детьми родительского попечения.
Поскольку
речь идет о безнадзорности несовершеннолетних,
социальными основаниями
Алгоритм действий органов внутренних дел в рамках формирования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определен указанием МВД России от 26 мая 2000 г13. В аппарате Управления и на местах созданы координационно-методические советы по предупреждению преступлений, которые являются постоянно действующими совещательными органами по вопросам совершенствования методического обеспечения и координации деятельности структурных подразделений милиции в профилактике правонарушений.
Приказом Министра от 17 января 2006 г. № 1914 определены основные задачи органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Это, прежде всего, анализ причин совершения преступлений с выработкой адекватных мер реагирования, выявление и постановка на профилактические учеты лиц криминальной направленности, пресечение преступлений на стадии подготовки, привлечение к профилактической работе общественных объединений правоохранительной направленности и граждан, предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основная нагрузка по выполнению профилактических функций лежит на участковых уполномоченных полиции. Сегодня участковый - это лицо полиции. Именно он занимает центральное место в системе органов внутренних дел, является гарантом защиты прав и свобод граждан от преступных посягательств по месту их жительства, связующим звеном полиции с населением.
В настоящее время приняты меры к совершенствованию профилактической работы с несовершеннолетними в учебных заведениях. Как отмечает, Р. Нургалиев, институт школьных инспекторов ПДН штатной численностью более 1,5 тыс. человек апробирован в 24 регионах Российской Федерации, на практике отработаны формы и методы наиболее эффективного воздействия на несовершеннолетних и их родителей. Возрождаются с участием сотрудников ПДН школьные советы профилактики, формируются активы родительских комитетов, школьные отряды поддержания порядка15.
Школьные инспекторы ПДН могут стать связующим звеном в системе взаимодействия с субъектами профилактики, способны активизировать деятельность комиссий по делам несовершеннолетних в муниципальных образованиях. Роль последних крайне принижена, они утратили координирующие функции, не оказывают реального влияния на обстановку в детской среде.
В
обязанности инспекторов входят
выявление и раскрытие
Школьные инспектора обладают большими возможностями для проведения профилактической работы. Они отслеживают классы, требующие особого внимания, в частности, классы коррекции, где обучаются в основном дети с задержкой психического развития и из неблагополучных семей, проводят беседы и читают лекции по мере необходимости.
В областях веден также институт семейных инспекторов. Но в отличие от участкового инспектора семейный инспектор не должен бороться с оборотом наркотиков или продажей оружия на своем участке. Он будет только следить за историей конфликта в неблагополучной семье, привлекать других специалистов для оказания помощи членам семьи. Например, психологов из общественных организаций и юристов.
Должность семейного инспектора в качестве пилотного проекта уже внедрена в Ставропольском крае, Мурманской и Сахалинской областях. Появились "домашние" полицейские и в других регионах. Если эксперимент будет признан успешным, семейные инспекторы могут появиться при каждом отделении полиции16.
Конечной инстанцией в решении многих узловых вопросов, связанных с защитой прав несовершеннолетних, выявлением причин и условий безнадзорности и правонарушений в подростковой среде являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН) являются17.
Главным
координирующим органом, созданным
для обеспечения единого
Основными задачами Правительственной комиссии являются:
-
координация деятельности
-
выработка согласованных
-
выработка предложений и
На
основании анализа
Однако большинство профилактических мероприятий направлено на следствие - на преступность несовершеннолетних, а не на ее причины. По нашему мнению, профилактическая работа должна аккумулировать в себе:
-
правовые и организационные
- меры социальной защиты (выплату денежных пособий, социальную адаптацию и реабилитацию для нуждающихся);
- техническое, финансовое и кадровое обеспечение правоохранительных органов, органов здравоохранения, образования и другие22.
Таким образом, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе детям, оказавшимся в конфликте с законом, может быть обеспечена только путем формирования в России общей системы защиты прав несовершеннолетних с гарантией судебной защиты специализированным судом.
Вывод: подводя итоги по первому параграфу, основные профилактические мероприятия, способствующие разрешению проблем в сфере профилактики правонарушений со стороны несовершеннолетних, должны проводиться в следующих направлениях:
1.
Усовершенствование
2.
Совершенствование
3.
Проведение работы по
4.
Проведение общегородских,